Анализ стихотворения Метаморфозы Евтушенко

Громкая поэзия Е. Евтушенко, звучавшая на стадионах и в концертных залах в 60-е годы ХХ в., к началу следующего десятилетия несколько поутихла, стала более спокойной, сдержанной, камерной. Стихотворение «Метаморфозы», написанное в 1974 г., – один из примеров такой лирики.

Поэт метафорически изображает человеческую жизнь в виде путешествия по сёлам с говорящими названиями. Каждая строфа – портрет человека в определенном возрасте: детство – период беззаботности и моральной чистоты, юность – надежды и неопытности, зрелость – нравственного выбора, старость - мудрости и забвения.

Пример

Портреты, в первую очередь, показывают внутренний мир, лишь для ребенка возможны характеристики внешности – признаки здоровья и физической активности (Краснощёково, Скок-Поскоково, Всёизлазово). Главным признаком юности становится устремленность в будущее, она как будто не живет настоящим. Самым ответственным периодом жизни представлена зрелость, а самым грустным – старость. И если тема стихотворения – краткая, но ёмкая характеристика каждого периода, то идея состоит в их философском осмыслении и расстановке акцентов.

Смысловое ядро текста – окказионализмы (придуманные автором неологизмы-топонимы). В них же заключается главный стилистический эффект. Они Образованы с помощью суффиксов -ин-, -ов, -ев- от разных частей речи: имен существительных (Надеждино, Невеждино, Обещаньино), прилагательных (Жестоково, Смелово, Одиноково), глаголов (Понимаево, Забывалово, Зарасталово), наречий (Нараспашкино), междометий (Скок-Поскоково), а также словосочетаний (Краснощёково, Всёизлазово, Чистоглазово).

Помимо выразительных окказионализмов, на стилистическом уровне можно отметить однообразие синтаксических конструкций, построенных по одной схеме: каждая строфа представляет собой простое предложение с однородными членами – названиями сёл.

При подобном построении и словесном изобретательстве довольно сложно сохранить общий ритмический рисунок и четкость рифм, однако поэту удается это сделать: рифмы в стихотворении точные (за исключением Пряткино – Правдино), а перекрестный способ рифмовки создает общее впечатление звукового равновесия.

Таким образом, Е. Евтушенко, любитель ярких поэтических эффектов, игры слов и звуков, философскую тему становления и старения человека превращает в ясную и запоминающуюся. Заканчивая стихотворение адресованным читателю пожеланием, он следует традициям поэзии 60-х, которая обращалась ко всем сразу и к каждому в отдельности.

Темы соседних сочинений

Картинка или рисунок Метаморфозы

Метаморфозы

Настроение произведения Метаморфозы

Метаморфозы