Анализ стихотворения Есенина Хорошо под осеннюю свежесть
Текст
Эпидемия создания новых тем для обсуждения стихотворений охватила и меня
Очень хотелось бы узнать, как вы понимаете это стихотврение:
"Хорошо под осеннюю свежесть…"
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь.
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.
Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.
Думаю над ним уже две недели, а понять до конца никак не могу (хотя это, наверное, и невозможно:), а как хочется быть поближе к истине!
Мне почему-то кажется, что смысл этого стихотворения очень хорошо должна понимать наша Катерина. Вот, что она написала при обсуждении стихотворения "Вижу сон. ":
Я вот пишу иногда стих, и какой-нибудь образ просто видится мне и я пишу. И увененна, что я если бы была великим поэтом, потом ччерез много лет, мои стихи тоже бы так разбирали. мило))
Вот это "мило" о многом и говорит.
Катерина писал(а): Правильно поняли))) Просто не люблю разбор полетов. Если поэт пишет - то это крик души.
Если так, то ваши чувства и описаны Есениным в этом стихотворении. Я так считаю. Есенин или сам испытывал такие чувства, или заметил эти чувства в других и написал про это. Но это не единственное, о чем говорится в этом стихотворении.
А поточнее. Очень прошу, потому как у меня тоже есть свое восприятие этого текстаи не так как у Мариенгофа, хотя.
GAS писал(а): Да, конечно! Не очень приятно, когда ты выкладываешься, а тебя или не понимают, или трактуют как-то не так умышленно или по недомыслию. У вас, в этом случае, есть два варианта поведения: или закрыться, или добиваться понимания. Мне кажется, что Есенин говорит в этом стихотворении с насмешкой о тех, кто выбирает первый путь.
Кто выбрает первый путь. Простите за мою назойливость, но можно пояснения, просто очень хочется понять твою позицию. GAS
Данита! Я считаю, что тут просто чувство описано, которое возникает у некоторых людей, например, у самого Есенина. У Катерины оно тоже возникло. Кстати, сходное чувство было описано у Лермонтова: «Я б хотел забыться и заснуть». А вот причина возникновения такого чувства может быть у разных людей разная. Не знаю, какой выход для себя будет искать Катерина, но Лермонтов ищет решение в забытье. И Есенин:
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь
не так уж далек от лермонтовского решения – тоже решает вопрос сдержанностью и отгороженностью. Но… Если Лермонтов, вполне возможно, писал о своем чувстве, то Есенин – актер в стихах и, думаю, скорее писал о других людях, чем о себе. Во всяком случае, сам себя я тоже причисляю к тем, над кем подтрунивает в этом стихотворении Есенин. Есенина, как и Пушкина, я отношу к реалистам.
Данита, а как ты трактуешь это стихотворение? О чем оно по-твоему? Поделись, пожалуйста. Мне тоже очень интересно узнать твою точку зрения.
Старуш-ка писал(а): А такой комментарий вам не знаком.
Мариенгоф. Воспоминания о Есенине.
Да я видел это у Мариенгофа. Его комментарии не повлияли на мое понимание этого стихотворения
А я вовсе не разделяю эту точку зрения, и не приемлю сего вульгарного истолкования!((((((
Ес-сно, у Есенина все на-амного глубже.
К сожалению, это стихотворение по большей части воспринимают как чисто лирическое (ну да: « Есенин или сам испытывал такие чувства, или заметил эти чувства в других и написал про это»).
В принципе, неудивительно – ведь уже самые первые строки настраивают на самый лиричнейший лад:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
Причем это настроение, это самое « хорошо », рефреном повторяется во многих есенинских стихах того времени:
Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
Хорошо в эту лунную осень
Бродить по траве одному.
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Спору нет, хорошо бы….
Да вот только что это за «течь» такая, что ломает ребра. А все очень просто - это течение времени, жизни, ход истории. Да только жизнь потекла таким чередом, что «ребра ломает»! А это уже не «лирика». Это сродни тому, как позже Есенин выскажется - но намного сильнее и страшнее: «Веслами отрубленных рук Вы гребетесь…»
Вот почему так хочется закрыться ото всех! « Никого не впущу я в горницу, Никому не открою дверь», затворюсь ото всего.
Но, мне кажется, неспроста в стихотворении возникает еще и религиозная символика: «звездная звонница », «ни лист, то свеча »…
Не грехи ли это давят, не дают покоя. Надо бы помолиться закрывшись от людских глаз, а сил нет. Отдохнуть бы - чтобы вновь, набравшись духовной силы, выйти к людям, страждущим, утешить их скорби и помочь.
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Сергей Есенин — Хорошо под осеннюю свежесть
Khorosho pod osennyuyu svezhest
Dushu-yablonyu vetrom stryakhat
I smotret, kak nad rechkoyu rezhet
Vodu sinyuyu solntsa sokha.
Khorosho vybivat iz tela
Nakalyayushchy pesni gvozd.
I v odezhde prazdnichno beloy
Zhdat, kogda postuchitsya gost.
Ya uchus, ya uchus moim serdtsem
Tsvet cheremukh v glazakh berech,
Tolko v skuposti chuvstva greyutsya,
Kogda rebra lomayet tech.
Molcha ukhayet zvezdnaya zvonnitsa,
Chto ni list, to svecha zare.
Nikogo ne vpushchu ya v gornitsu,
Nikomu ne otkroyu dver.
[jhjij gjl jctyy// cdt;tcnm
Leie-z,kjy/ dtnhjv cnhz[fnm
B cvjnhtnm, rfr yfl htxrj/ ht;tn
Djle cby// cjkywf cj[f/
[jhjij ds,bdfnm bp ntkf
Yfrfkz/obq gtcyb udjplm/
B d jlt;lt ghfplybxyj ,tkjq
;lfnm, rjulf gjcnexbncz ujcnm/
Z execm, z execm vjbv cthlwtv
Wdtn xthtve[ d ukfpf[ ,thtxm,
Njkmrj d cregjcnb xedcndf uht/ncz,
Rjulf ht,hf kjvftn ntxm/
Vjkxf e[ftn pdtplyfz pdjyybwf,
Xnj yb kbcn, nj cdtxf pfht/
Ybrjuj yt dgeoe z d ujhybwe,
Ybrjve yt jnrhj/ ldthm/
Стихи Есенин СВЕЖЕСТЬ. ("Хорошо под осеннюю свежесть…")
Стихи Есенин СВЕЖЕСТЬ. ("Хорошо под осеннюю свежесть…") Хорошо под осеннюю свежесть* Душу-яблоню ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха. Хорошо выбивать из тела Накаляющий песни гвоздь И в одежде празднично белой Ждать, когда постучится гость. Я учусь, я учусь моим сердц.
Хорошо под осеннюю свежесть*
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.
Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь.
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.
Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.
С головы упал мой первый волос*,
С головы упал на стол.
Неужели близко череп голый
И далеко жизни комсомол?
Огрубеет голос мой певучий,
Будет рваться кашлем каждый раз,
И тебе, мой милый друг, наскучит
Потерявший свежесть синий глаз.
Крепче схватит ногу жизни стремя,
Я ноги не буду вырывать.
Что же делать, что же, если время
С головы мне листья обсыпать.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Стихи Есенина про осень
Сергей Александрович Есенин великолепный русский поэт, вошедший в историю мировой литературы как проникновенный и утонченный автор лирических произведений. Его поэзия проникнута искренностью и непосредственностью, эти критерии и выделяют знаменитого поэта среди других авторов.
Есенин превосходно выражал свои чувства, грамотно подбирая каждую рифму. Читая его стихотворения, переносишься в описываемый автором мир, становится заметным отчетливый пейзаж, наполненный живыми красками и гармонией. Его творчество, будто чистосердечный разговор со слушателями. Поэт и сам признавался, что пишет свои лирические произведения, словно для близких друзей, вкладывая всю душу и откровенность в свои строки.
А вместе с этим, Есенин был глубоким мыслителем, имеющим сложные и порой противоречивые чувства, нагнетающие страстные нотки в его необыкновенную лирику. Русский автор почитается в разных странах мира, и эту славу великолепный поэт обрел вполне заслуженно!
Тема природы в творчестве великого поэта
Сергей Есенин был большим патриотом своей родины, он не представлял жизни вдали от нее. Его безумная любовь и преданность к русской земле всегда выражалась в творчестве, именно поэтому в большинстве произведений этого автора, повествуется о красочных, а порой и туманных пейзажах родного края.
Тему природы охватывали многие лирические авторы, но воспевать ее красоты и неповторимые виды, с таким восторгом и преданным романтизмом, не удавалось никому. Есенин воспел русскую природу в самом оригинальном жанре. Его стихотворения, словно приятная мелодия, раскрывают перед читателями ранимую душу природных явлений, чувства которых сопоставимы с человеческими эмоциями.
Детальные описания пейзажей, часто встречаемые в творчестве великого русского поэта, не являются художественной передачей визуального фона. Есенин описывал красоту природы по своим детским воспоминаниям, которые поселились в душе талантливого поэта на долгие годы.
Творчество Сергея Александровича признано мировым сообществом. Сотни критиков восторгаются его умением красочно передавать природные мотивы в рифмованной форме. Есенин, как никто другой, смог оживить русскую природу в глазах читателя, показать естественную красоту и неповторимость красок, особо выделяемых в осенний период года…
Осень в творчестве Есенина
Каждый поэт боготворил свое время года. Кому-то были близки зимние пейзажи, другие авторы воспевали весенние ручьи и звонкое пенье птиц. Есенин отдал предпочтение осени, казалось, это время года как-то по-особенному вдохновляло талантливого поэта для создания очередного стихотворения, и он не прогадал!
Осенняя лирика запала в душу и читателю. Великолепные рифмы с интересом изучаются по школьной программе, даже дети дошкольного возраста быстро схватывают мелодичные строчки великого русского автора, олицетворяющего великолепные осенние пейзажи родной страны.
Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая. Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.
Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме. По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время, мудрая и целеустремленная. В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…
Сергей Александрович Есенин всегда подбирал удачные рифмы. Его стихи об осени полны трогательных и теплых слов, подчеркивающих великолепную красоту и гармонию русской природы.
Чем характеризуется осень? Холодным потоком воздуха, зяблым ветерком, затяжными тучами и внезапным дождем. Это время года подготавливает окружающую природу к зиме, неумолимо приближающейся в родные края. Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако это гениально удалось талантливому русскому поэту 20 столетия – Сергею Есенину!
Хорошо под осеннюю свежесть
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь.
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.
Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.
Туманная погода, золотая листва, дождливая романтика и бодрящая сила легкого осеннего ветерка искусно описывается автором, нагнетая на читателя самые яркие и приятные эмоции. Есенин великолепно изображает каждое явление, актуальное для данной поры.
Описывая атмосферные явления, поэт выбирает картинное представление, изобразительно выражая свои наблюдения. В творчестве явно просматриваются антропоморфные и зооморфные сравнения. В поэзии другого известного автора – Александра Александровича Блока, ветер представляется как астральное, и даже космическое явление. А в стихах Есенина, он обретает некую одушевленность.
Во многих лирических произведениях Сергея Александровича встречается прекрасное описание небесного месяца и чарующей луны. Поэт мастерски подчеркивает его неповторимую форму, превосходный силуэт и просто ошеломляющий свет «тонкий лимонный» или «лунный синий».
По мнению критиков, подробные описания луны вносят в стихотворения великого русского автора особые романсовые и элегические мотивы. А вот рифмы о живописном месяце сравниваются с фольклором, ведь это небесное светило выступает в творчестве Есенина как славный персонаж из доброй сказки.
Есенин затрагивал в осенней поэзии разные элементы окружающей природы: живописный русский лес, прекрасные деревья в золотых нарядах, животных, готовящихся к зимней спячке и другие, не менее важные и достаточно естественные образы. Его осенняя поэзия впечатляет и вдохновляет!
Закружилась листва золотая
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
Анализ стихотворения «Листья падают, листья падают…»
Стихотворение «Листья падают, листья падают» было написано автором в конце лета, в 1925 году. В этот период Есенин переживает сложный кризис личной жизни, который четко отразился в написанном лирическом произведении. Читая строки этого стиха, морально ощущается тотальная усталость автора, его запутанность по отношению к самому себе и окружающим.
Смысловой план произведения основан на передаче эмоциональных переживаний, Сергей Есенин смело заявляет о своих сожалениях, связанных с утраченной молодостью. Он будто пытается подвести итог собственной жизни…
В его рифмах прослушивается злостное предчувствие собственной смерти. С самых первых строк вычитывается пессимистичность автора, его тоска и сердечная боль. Он жаждет радостных перемен или типичного успокоения, но ветряная погода, будто путает все мысли творца, не давая разуму принять верное решение и определиться в собственных желаниях.
В последних строчках стихотворения поэт выражает свое недоверие к женскому полу, чувствуется некоторое призрение к лукавым человеческим отношениям и неоправданной любви. Теперь автор размышляет о том, что могло бы кардинально изменить внутренние противоречия и успокоить душу. Лирический персонаж пытается отыскать возлюбленную, в силах которой усмирение больной души и разбитого сердца огорченного поэта.
Есенин долгое время искал такую женщину, но, видимо, как и герою этого стихотворения, ему не удалось воплотить желаемое в реальность…
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
С отягченными веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Вот опять петухи кукарекнули
В обосененную тишину.
Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.
Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.
Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне —
Не кому-нибудь —
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.
Чтоб под этою белою лунностью,
Принимая счастливый удел,
Я над песней не таял, не млел
И с чужою веселою юностью
О своей никогда не жалел.
Анализ стихотворения «Осень»
Первые строчки стихотворения «Осень» основаны на воображаемом сравнении автора «осень рыжая кобыла, чешет спину…». Литературный образ коня – свобода, именно его и выбрал поэт для сравнения, чтобы передать читателю неуловимый характер этого времени года. Однако динамичность реального животного отсутствует в лирическом произведении Есенина. Он выставляет ее в другом ракурсе, запечатленном на одно мгновение, чтобы объявить всей земле о приближающихся переменах.
Поэт наполняет осень яркими красками, но в то же время указывает на свойственное затухание природы в данную пору. Если объединить все образы, предъявленные в стихотворении, можно выявить основную суть, заложенную лириком: образ осенней поры передает нам понимание быстротечности человеческой жизни, ее, как и унылую пору, нельзя остановить, чтобы удержать на длительное время…
Жизнь естественной природы сравнима с жизнью каждого человека. Природа теряет свои краски и летний аромат благоухающих растений, как и наша жизнь, уходит без оглядки, оставляя приятные воспоминания об утраченных годах молодости.
Ветер в лирическом произведении Сергея Есенина представляет образ свободы, а красные ягоды рябины, можно сравнить с кровавыми ранами Иисуса Христа. В этих строках просматривается идея искупления, основанная на допущенных ошибках и грехах молодости.
«Осень» - прекрасное стихотворение талантливого поэта Сергея Есенина, наполненное глубоким философским смыслом. Внимательно вчитываясь в рифмы, можно изъять основную суть лирического произведения, доносимую гениальным автором до каждого слушателя…
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным,
Мнет листву по выступам дорожным.
И целует на рябиновом кусту,
Язвы красные незримому Христу.
Стихотворение Есенина С.А.
«Хорошо под осеннюю свежесть. »
"Хорошо под осеннюю свежесть. "
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь.
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.
Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.
Стихотворение Есенина С.А. - Хорошо под осеннюю свежесть.
См. также Сергей Есенин - стихи (Есенин С. А.) :
Хулиган
Дождик мокрыми метлами чистит Ивняковый помет по лугам. Плюйся, ветер.
Цветы
I Цветы мне говорят прощай, Головками кивая низко. Ты больше не увиди.