Анализ стихотворения Есенина Воздух прозрачный и синий
I Теория А.П Журавлева о «цветности» гласных и ее применение для анализа стихотворений С.А Есенина
II «Цветная музыка стиха» в стихотворениях С.А Есенина
II .1. «Осень» - познание высшей истины –Христа.
II .2. «Воздух прозрачный и синий…» - волшебная сказка Востока.
II .3. «Отговорила роща золотая…» - прощальная элегия поэта.
Заключение
«Обнаженная совесть нации» - так назвал С.А Есенина известный литературовед Е.Винокуров. Есенин, чья поэзия пользуется безграничной любовью народа, давно признан великим русским национальным поэтом мирового масштаба, душой нации. Несмотря на кажущеюся простоту, его поэзия глубока и самобытна. С. Есенин – поэт-философ, нравственный максималист. В своих произведениях поэт решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеческим обществом и природой. Создавая художественную концепцию человека, поэт наделяет его растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим на цветущую яблоню, и на летящую комету, и на горящее солнце, и на яркий «цветок неповторимый». Его поэзия полна красок, звуков, образов, она «цветная».
Все есенинское творчество представляет собой единое целое - своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ поэта. Однако судьба поэта тесно связана с судьбой его любимой родины – России. Он пропускает через себя все важнейшие события кризисного, катастрофического времени – начала ХХ века. Это и I мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Все эти исторические события он воспринимает с точки зрения крестьянского сознания, для которого были характерны религиозная культура, влияние фольклора, близость к миру природы.
С. Есенин прошел характерный для русского поэта путь, определенный еще судьбой А.С. Пушкина, - от крайностей, мятежности к гармонии. В итоге своей жизни ему удалось избавиться от рефлексии и принять не только мир таким, каков он есть, но и себя как данность, как природное целое.
Следует отметить, что в настоящее время существует множество исследований, посвященных лирике Есенина. Самое пристальное внимание уделяется анализу ведущей темы его творчества – темы Родины, родной природы. Исследуются также и проблемы поэтики его произведений. Среди самых известных работ можно отметить статьи Н. М. Солнцевой, доктора филологических наук, профессора Московского государственного университета [57;5], Л.В.Занковской, доцента Московского государственного педагогического университета [2], А. Марченко [4] и некоторых других. Однако в литературоведении практически отсутствуют работы, исследующие стихотворения С. Есенина с точки зрения соответствия в них звука и цвета. Подобный фоносемантический анализ разработан литературоведом А. П. Журавлевым в книге «Звук и смысл» [119; 9]. Эта методика позволяет по-новому прочитать стихотворения С. Есенина, выявив их глубинный идейно - художественный смысл.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно позволяет более глубоко интерпретировать содержание и смысл есенинских стихотворений в тесной связи с данными психологии как науки и живописи и музыки как видов искусства.
Объект исследования – стихотворения С. Есенина «Осень», «Воздух прозрачный и синий…» (из цикла «Персидские молитвы»), «Отговорила роща золотая…». Данные произведения были взяты в качестве объекта исследования в связи с тем, что они относятся к разным периодам творчества поэта и позволяют доказать, что прием цветописи является основополагающим в поэтике С. Есенина.
Предмет исследования - фонетический строй стихотворений, взаимосвязь в них звука, цвета и смысла.
В связи с этим была определена основная цель реферата – проанализировать стихотворения С. Есенина с точки зрения соответствия звука, цвета и смысла.
Во время работы над рефератом решались следующие задачи:
- используя методику А. П. Журавлева, составить фоноспектрограмму нескольких стихотворений;
- выявить преобладание того или иного цвета, определив взаимосвязь звука и смысла;
- определить, как влияет он на идейно-художественный смысл стихотворения.
В работе были использованы поисковый, сравнительный методы, метод литературоведческого анализа, а так же фоносемантический анализ текста по методике А. П. Журавлева.
IТеория А.П Журавлева о «цветности» гласных и ее применение для анализа стихотворений С.А Есенина.
У слова есть значение, но толь ли слова заключают в себе определенный смысл, несут в себе какую-то информацию? Оказывается, такой функцией обладают и звуки. Их соответствие изучает современная наука – фоносемантика.
Российский ученый А. П. Журавлев вместе с группой студентов провел большую исследовательскую работу по определению содержательности звуковой формы. Вместе с ним работали филологи и математики, психологи и художники, поэты и кибернетики. Языковой материал, отмечает А.П. Журавлев, был огромен. Чтобы исследовать, пришлось оснащаться электронно-вычислительной техникой. Возможные варианты исходных и расчетных параметров находились в рамках допустимых статистических колебаний. В результате исследования многочисленных характеристик звуков. данных многими участниками эксперимента, ЭВМ разделила их на 3 основных группы: оценки, силы, подвижности. В каждой группе присутствовало главное, что объединяло признаки данной группы,-
группа оценок: хороший – плохой, группа силы: могучий – хилый, группа подвижности: активный – пассивный.
Некоторые признаки могут одновременно входить в 2 группы, иметь переходный характер. Так шкалы темный и светлый входят в группу оценки и силы, звук Х является и плохим и отталкивающим, и страшным и шершавым, звук Р – сильным, могущественным и вместе с тем мужественным, грубым. В каждой группе удалось выделить ведущие шкалы: оценка: хороший – плохой, группа силы: сильный – слабый, группа подвижности: активный – медленный. У каждого звука в этом трехмерном пространстве нашлось свое место. И звуки на основании своих физических свойств получили примерно такие же характеристики, как и в их привычной классификации. Фонетическая значимость звуков в общем старше значения слова, она в каких–то аспектах отприродна и значительна [ 7;24 ].А.П. Журавлев приводит также данные, полученные в результате исследования мнений информантов из других стран: Литвы, Польши, Болгарии, Вьетнама, Молдавии, Германии и других. Звуковой строй языков народов этих стран разнообразен в своем спектре. Как отмечает А.П. Журавлев, многие однотипные звуки занимают сходные позиции. Однако, например, в польском языке шипящие и свистящие звуки по шкале хороший – плохой не такие уж плохие, как в русском языке. Звук Х во всех вышеупомянутых языках плохой, но в немецком - несколько лучше из-за частого. более привычного употребления. Исключение составляет только вьетнамский язык, где различие в оценочных шкалах с остальными языками достаточно много. Развитие языков и изменение в языковом устройстве внесли существенные коррективы в первоначальную общую значимость, которая определяется не только акустическими свойствами звуков, но и спецификой фонетического устройства каждого языка [7;26]
Оценочный аспект восприятия звуков в какой-то мере «размыт» развитием языков и преобразован каждым языком по-своему. И все же за звуком остается много смысла, делает вывод А.П. Журавлев.
В своей книге «Звук и смысл» он приводит много интересных данных, полученных от многочисленных информантов, много интересных наблюдений и умозаключений. Привлечение целой группы молодых исследователей и ученых к исследованию и подключению ЭВМ к анализу, обработке материала и компьютерная графика делают этот труд не только интересным, но и подлинно научным.
Глава, которая непосредственно является основой для данного исследования, - «Цветная музыка стиха» [ 7;101]. А.П. Журавлев начинает ее с сонета французского поэта XIX века Артюра Рембо.
Исследователь пришел к выводу о том, что каждому гласному звуку соответствует определенный цвет, и составил следующую схему:
О – светло-желтый или белый
У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый
Ю – голубоватый, сиреневатый
Ы – мрачный темно-коричневатый, черный
На основе данной методики в центральной главе были проанализированы три стихотворения С. Есенина: «Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…».
Нами были составлены их фоноспектограммы, с тем, чтобы выявить соответствие цвета, звука и смысла. Благодаря этому, мы старались проявить глубину их идейно-художественного содержания.
Стихотворение С. Есенина «Осень» описывает природу осеннего дня. Свет. День. Осеннее время, время грусти и тишины, время раздумий. Бог даровал бытие в двух вариантах – книге (словесное воплощение) и в сотворенном им мире. Он так же свят, как и Книга Бытия.
С. Есенин не просто поэт, он синестетик. Синестетики воспринимают мир в единстве цвета и звука. Люди в большинстве случаев визуалисты, а Есенин слышал звук: «синий лязг» - виден цвет звука.
Поэт словно останавливает миг бытия, время - настоящее, длящееся, незавершенное.
С другой стороны, это время вечности: день – осень – Христос. Распятие Христа – это длящееся действие. Необычно художественное пространство стихотворения, оно как бы двухслойное – мир видимый и мир идеальный, оно плотное, сгущенное, но вместе с тем ощущается простор (река). Пространство это древнее, фольклорное: дорога – лес – река. Возникает ощущение русскости, народности.
В стихотворении два сюжета. Первый раскрывает то, что содержится в духовном плане. Поразительно, что у Есенина духовное зрение открывается очень рано, в девятнадцать лет. Идея данного произведения в том, что мир прекрасен и вечен. Показывая духовное единение природы и человека, поэт утверждает, что этот мир вечен, а человек - его крохотная частица.
Есенин стремится к бродяжничеству, с тем чтобы познать этот мир. На фоне безлюдья и тишины появляются неожиданные образы: «схимник – ветер», «незримый Христос». Четыре заключительные строки. [1;48]
Идеальное пронизывает материальное. В стихотворении яркие краски, среди которых доминирует красный цвет: лексически он выражен в словосочетаниях «на рябиновом кусту», «язвы красные». [1;48]
В результате анализа стихотворения «Осень» было выявлено, что С. Есенин отдаёт предпочтение определённым цветам: красному, синему, желтому. Эти цвета - цвета русской иконописи. Доминирует в стихотворении красный цвет, который проходит по всему восьмистишью.
Красный – сакральный цвет, он тесно связан с образом страдающего Христа, путь к которому пытается отыскать поэт. В тихости созерцания поэт идёт к познанию высшей истины – к Христу.
Анализ стихотворения «Воздух прозрачный и синий…» показал, что, основная цветовая гамма здесь сине - голубая.
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой пятистишье. Оно написано тоническим стихом, для каждой строки которого характерны три сильных ударения. Первые и последние строки в каждой строфе повторяются, образуя кольцо. Благодаря этому создаётся плавная, нежная мелодия, напоминающая мелодию Востока.
В самом начале стихотворения появляются эпитеты «синий» и «лазурь», определяющие основную цветовую гамму стихотворения.
Выполненная фоноспектограмма (см. Приложение №2) подтверждает синий колорит стихотворения. Синий цвет заявляет о себе уже в первой строчке ударным И, и в окружении четырех безударных И, Й, и далее к двум сиреневым ударным У, сопровождающимся тремя безударными и одним ударным У.
Создается впечатление экзотической южной ночи, буквально физическое ощущение чистоты и прозрачности воздуха, аромата цветов. Возникает мотив дороги, ведущей в голубую даль, и одинокого путника. Однако на синем фоне первой строфы заметны вспышки густо - красного ударного А и ярко-красного Я, говорящие о том, что лирический герой не бесстрастен, что в душе его, очевидно, живет любовь. Эти яркие вспышки на холодном сине-сиреневом фоне оживляют картину, привносят в нее человеческие чувства.
Вторая строфа заявляет о себе яркой сиреневой вспышкой ударного У, синий цвет по-прежнему присутствует в ней, но нельзя не заметить и зеленый цвет, появляющийся во второй и третьей строках. Этот цвет не случаен, потому что возникает образ природы – «цветущего луга». Лирический герой выхватывает взглядом из разнотравья цветы гвоздики, любуясь их красотой Его цветы передаются ударными красными А и Я.
Если в первой и второй строфах преимущественно включаются зрительные образы, то в третьей строфе, наряду с ним, создаются с помощью аллитерации (шепот…). Появляется обилие ударных зеленых Е, однако синий цвет не уходит. В конце возникает образ волшебницы из восточных сказок. Благодаря этому создается образ неведомой сказочной страны, где нет ни тревог, ни печали, где каждый найдет покой.
Основной фон стихотворения «Отговорила роща золотая…» растянут от, желтого до темно – коричневого цвета.
Элегия «отговорила роща золотая…» относится к повседневному периоду творчества С. Есенина ( 1924 г .) в ней звучат мотивы на тему увядания человеческой жизни.
Перед читателем предстает осенний пейзаж, грустный и вместе с тем прекрасный. Есенин размышляет о естественной сути человека от расцвета к увяданию.
Роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше не о чем», и дерево «роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем».
Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мере странник», но мир при этом не умрет, трава «от желтизны не преподает», «не обгорят рябиновые кисти»…
Строка «Стою я один среди равнины голой» - явная и не случайная реминисценция из стихотворения М. Лермонтова «Выхожу я один на дорогу…». В обоих произведениях были вырваны пути лирических героев («один») к синтезу с миром – равным, пустыни, небом…
Рассмотрим данное стихотворение с точки зрения фоносемантической теории предложенной исследователем А.П. Журавлевым в книге «Звук и смысл», где он определяет каждого гласного звука.
Обратите внимание на то, что само стихотворение насыщено цветовыми деталями: «отговорила роща золотая…», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «рябины красной», «желтизны», при чем эпитет золотая словно обрамляет стихотворение. Появляясь в его начале и конце.
Однако вот о чем говорит созданная нами Фоноспектограмма (См. Приложение)
В стихотворении доминируют гласные О и Ы ими и задан общий регистр интерпретации. Это минорный регистр, потому что первый доминирующий – «минорный» Ы, но не трагически минорный, а скорее светло – печальный, по тому, что второй доминирующий – «мажорный» О те же гласные задают и основной цветовой фон – желтый свержу, до темнеющего коричневого внизу.
Три безударных гласных О в начале строки «отговорила роща золотая…» медленно зажигают желтый цвет на общем желто – коричневом фоне. Затем кратко сверкает «голубой» ударный И, и на фоне негромких, печальных аккордов звучит высокая, чистая нота.
Все ярче разгорается желтый цвет, все громче звучат печальные ноты, и в конце строки на экране вспыхивают оранжевые пятна – А на желтом фоне.
Но уже в следящей строке «березовым веселым языком …», желто – оранжевый свет мрачнеет: на экран наплывают темно коричневые – пятна Ы, музыка становится все тревожней и глуше.
«И журавли печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но не чего в прошедшем мне не жаль» [1; 153]
Осенние краски продолжают «звучать», но постепенно они заволакиваются темно – синими тучами – это скапливаются звуки У, в словах голубым, прудом, стою. Затем три ударных И подряд « …один среди равнины» - создает яркий голубой просвет, громко звучат светлые аккорды, но тут же снова сгущаются темные тучи У становится ударным и картина более мрачнеет, в музыке глухими раскатами звучат басы.
Строфа заканчивается вспышкой на темном фоне ударного красного А («не жаль»), и не успевает он погаснуть, как начинают «звучать» красные молнии:
«Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть» [1; 153]
В этом месте стихотворения собрано самое большое количество ударных А подряд, поддержанное звукоподражанием («…растраченных напрасно» звучит как раскат грома), разрывается на мрачном фоне, созданным нагнетанием У в словах души, сиреневую, в саду. В музыке звучат громкие, резкие ноты (нарастание ударных А) на фоне низких, рокочущих аккордов. Более резким становится ритм, потому что ударения, которые в первой строфе были расставлены и удалены от начала строк, теперь располагаются компактнее и сдвигаются к началу.
Здесь, в кульминационных строках стихотворения, звуковая форма наиболее полно соответствует содержанию. Не жаль. не жаль, не жаль …, - пытается убедить себя поэт. Но кто, да и он сам этому не верит – человек встречает свою осень не так, как природа свою. Если лучшие годы жизни прожаты напрасно – можно ли об этом жалеть? Трагические противоречия бушуют в душе поэта, грозой вырываясь в звуки стиха.
Но постепенно цвет и звук становится спокойнее, светлее, только иногда еще вспыхивают отблески красного в ударных А, на фоне «темных» Ы и У:
«Не обагрять рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком». [1; 153]
С последними строками на экране зажигается первоначальная гамма желто – красных цветов, но теперь они глуше, темнее, а музыка печальнее.
Ударный И и два Ы в словах милым языком создают в самом конце стихотворения темно – синее пятно, на котором кратко вспыхивает желтым последний ударный О, как одинокий осенний лист, высветленный солнечным лучом на фоне хмурого неба.
В это заключается один из секретов колдовского очарования данного стихотворения. Его звуки – партитура волшебной игры красок, игры, точно следующей за развитием образного и экспрессивного содержания произведения.
На основе фоносемантического анализа стихотворений «Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…» можно сделать вывод о точном соответствии звука, фоносемантического уровня стихотворений позволило доказать тесную взаимосвязь звуковой формы с идейно – образным содержанием. В стихотворении «Осень» поэт создает удивительный образ осени с ее желтыми, красными, коричневыми оттенками. Однако это не просто пейзажная зарисовка, а философская попытка осмысления пути человека к его Создателю, Творцу. Об этом свидетельствует красный цвет, пронизывающий стихотворение.
В стихотворении «Воздух прозрачный и синий…» преобладает сине – фиолетовая гамма, которая передает романтический мир Востока, мотив одинокого путника, идущего в неведомую даль, чтобы обрести свою любовь.
В итоговой элегии «Отговорила роща золотая…» преобладают желто – коричневые тона, благодаря которым создается не только образ осени, но и образ уходящей жизни, ее закат. Подбор гласных звуков, их цветосемантика помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир не умирает, принимая новое поколение. Печаль не выливается в трагедию, лирический герой принимает этот мир таким, каков он есть.
Исследованные стихотворения относятся к разным периодам творчества поэта, а это позволяет доказать, что принцип цветописи является основополагающим в поэзии Сергея Есенина.
Для его стихотворений характерно многоцветие: «Роща золотая», «Рябиновые кисти», «Синий лязг», «Воздух прозрачный и синий». Все это доказывает, что любимые цвета есенинской цветовой палитры – это цвета русской иконописи: желтый, красный, синий, они – то и делают его стихотворения «цветными», придавая им яркость, образность и глубокий философский смысл.
1. Есенин С. «Собрание сочинений в двух томах (Том 1)». М.,1990г.
2. Журавлев А.П. «Цветная музыка стиха»
3. Занковская В. «Новый Есенин». М.,1997г.
4. Кузьмина Н. «Что говорю в классе о Есенине». М.,1995г.№37
5. Козловский А. «Быль или легенда. Есенин». М.,1986г.
6. Марченко Л. «Поэтический мир Есенина». М.,1989г.
7. Солнцева Н.М. «Русская литература 19-20х вв.» М.,2001г.
8. Чернышевский В. «Три эпохи встреч (1915-1925гг.)». М. 1986г.
9. Юшин П. «Сергей Есенин». М.,1969г.
Сергей Есенин - Воздух прозрачный и синий…
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Лугом пройдешь, как садом,
Садом в цветенье диком,
Ты не удержишься взглядом,
Чтоб не припасть к гвоздикам.
Лугом пройдешь, как садом.
Шепот ли, шорох иль шелесть —
Нежность, как песни Саади.
Вмиг отразится во взгляде
Месяца желтая прелесть,
Нежность, как песни Саади.
Голос раздастся пери,
Тихий, как флейта Гассана.
В крепких объятиях стана
Нет ни тревог, ни потери,
Только лишь флейта Гассана.
Вот он, удел желанный
Всех, кто в пути устали.
Ветер благоуханный
Пью я сухими устами,
Ветер благоуханный.
Читать похожие стихи Сергея Есенина
Сергей Есенин — Воздух прозрачный и синий
Vozdukh prozrachny i siny,
Vydu v tsvetochnye chashchi.
Putnik, v lazur ukhodyashchy,
Ty ne doydesh do pustyni.
Vozdukh prozrachny i siny.
Lugom proydesh, kak sadom,
Sadom — v tsvetenye dikom,
Ty ne uderzhishsya vzglyadom,
Chtob ne pripast k gvozdikam.
Lugom proydesh, kak sadom.
Shepot li, shorokh il shelest —
Nezhnost, kak pesni Saadi.
Vmig otrazitsya vo vzglyade
Mesyatsa zheltaya prelest
Nezhnost, kak pesni Saadi.
Golos razdastsya peri,
Tikhy, kak fleyta Gassana.
V krepkikh obyatiakh stana
Net ni trevog, ni poteri,
Tolko lish fleyta Gassana.
Vot on, udel zhelanny
Vsekh, kto v puti ustali.
Veter blagoukhanny
Pyu ya sukhimi ustami,
Veter blagoukhanny.
Djple[ ghjphfxysq b cbybq,
Dsqle d wdtnjxyst xfob/
Genybr, d kfpehm e[jlzobq,
Ns yt ljqltim lj gecnsyb/
Djple[ ghjphfxysq b cbybq/
Keujv ghjqltim, rfr cfljv,
Cfljv — d wdtntymt lbrjv,
Ns yt elth;bimcz dpukzljv,
Xnj, yt ghbgfcnm r udjplbrfv/
Keujv ghjqltim, rfr cfljv/
Itgjn kb, ijhj[ bkm itktcn —
Yt;yjcnm, rfr gtcyb Cfflb/
Dvbu jnhfpbncz dj dpukzlt
Vtczwf ;tknfz ghtktcnm
Yt;yjcnm, rfr gtcyb Cfflb/
Ujkjc hfplfcncz gthb,
Nb[bq, rfr aktqnf Ufccfyf/
D rhtgrb[ j,]znbz[ cnfyf
Ytn yb nhtdju, yb gjnthb,
Njkmrj kbim aktqnf Ufccfyf/
Djn jy, eltk ;tkfyysq
Dct[, rnj d genb ecnfkb/
Dtnth ,kfuje[fyysq
Gm/ z ce[bvb ecnfvb,
Dtnth ,kfuje[fyysq/
Цветная музыка стиха в поэзии С. А. Есенина
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно позволяет более глубоко интерпретировать содержание и смысл есенинских стихотворений в тесной связи с данными психологии, живописи и музыки.
(Слайд 1). «Обнаженная совесть нации» - так назвал С.А Есенина известный литературовед Е.Винокуров. Есенин, чья поэзия пользуется безграничной любовью народа, давно признан великим русским национальным поэтом мирового масштаба, душой нации. Несмотря на кажущуюся простоту, его поэзия глубока и самобытна.
Все есенинское творчество представляет собой единое целое - своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ поэта. Однако судьба поэта тесно связана с судьбой его любимой родины – России. Он пропускает через себя все важнейшие события кризисного, катастрофического времени – начала ХХ века. Это и I мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Все эти исторические события он воспринимает с точки зрения крестьянского сознания, для которого были характерны религиозная культура, влияние фольклора, близость к миру природы.
(Слайд 2). Следует отметить, что в настоящее время существует множество исследований, посвященных лирике Есенина. Однако в литературоведении практически отсутствуют работы, исследующие стихотворения С. Есенина с точки зрения соответствия в них звука и цвета. Подобный фоносемантический анализ разработан литературоведом А. П. Журавлевым в книге «Звук и смысл». Эта методика позволяет по-новому прочитать стихотворения С. Есенина, выявив их глубинный идейно - художественный смысл.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно позволяет более глубоко интерпретировать содержание и смысл есенинских стихотворений в тесной связи с данными психологии, живописи и музыки.
Объект исследования – стихотворения С. Есенина «Осень», «Воздух прозрачный и синий…» (из цикла «Персидские молитвы»), «Отговорила роща золотая…». Данные произведения были взяты в качестве объекта исследования в связи с тем, что они относятся к разным периодам творчества поэта и позволяют доказать, что прием цветописи является основополагающим в поэтике С. Есенина.
Предмет исследования - фонетический строй стихотворений, взаимосвязь в них звука, цвета и смысла.
(Слайд 3). В связи с этим была определена основная цель реферата – проанализировать стихотворения С. Есенина с точки зрения соответствия звука, цвета и смысла.
Во время работы над рефератом решались следующие задачи:
- выявить в стихотвоениях С. А. Есенина преобладание того или иного цвета, определив взаимосвязь звука и смысла;
- определить, как влияет цвет на идейно-художественный смысл стихотворения.
В работе были использованы поисковый, сравнительный методы, метод литературоведческого анализа, а так же фоносемантический анализ текста по методике А. П. Журавлева.
I. Теория А.П Журавлева о «цветности» гласных, ее применение для анализа стихотворений С.А Есенина.
(Слайд 4). У слова есть значение, слова заключают в себе определенный смысл, несут в себе какую-то информацию. Оказывается, такой функцией обладают и звуки. Их соответствие изучает современная наука – фоносемантика.
Российский ученый А. П. Журавлев вместе с группой студентов провел большую исследовательскую работу по определению содержательности звуковой формы.
В своей книге «Звук и смысл» А. П. Журавлев приводит много интересных данных, полученных от многочисленных информантов, много интересных наблюдений и умозаключений.
Глава, которая является основой для данного исследования, - «Цветная музыка стиха». А. П. Журавлев начинает ее с сонета французского поэта XIX века Артюра Рембо.
(Слайд 5). Исследователь пришел к выводу о том, что каждому гласному звуку соответствует определенный цвет, и составил следующую схему:
А – густо-красный, Я – ярко-красный, О – светло-желтый или белый, Е – зеленый, Ё – желто-зеленый, Э – зеленоватый, И – синий, Й – синеватый, У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый, Ю – голубоватый, сиреневатый, Ы – мрачный темно-коричневатый, черный.
На основе данной методики в центральной главе были проанализированы три стихотворения С. Есенина: «Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…».
II. «Цветная музыка стиха» в стихотворениях С.А Есенина («Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…»).
(Слайд 6). Стихотворение С. Есенина «Осень» описывает природу осеннего дня. Свет. День. Осеннее время, время грусти и тишины, время раздумий. Бог даровал бытие в двух вариантах – книге (словесное воплощение) и в сотворенном им мире. Он так же свят, как и Книга Бытия.
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
С. Есенин не просто поэт, он синестетик. Синестетики воспринимают мир в единстве цвета и звука. Люди в большинстве случаев визуалисты, а Есенин слышал звук: «синий лязг» - виден цвет звука.
Поэт словно останавливает миг бытия, время - настоящее, длящееся, незавершенное.
С другой стороны, это время вечности: день – осень – Христос. Распятие Христа – это длящееся действие. Необычно художественное пространство стихотворения, оно как бы двухслойное – мир видимый и мир идеальный, оно плотное, сгущенное, но вместе с тем ощущается простор (река). Пространство это древнее, фольклорное: дорога – лес – река. Возникает ощущение русскости, народности.
В стихотворении два сюжета. Первый раскрывает то, что содержится в духовном плане. Поразительно, что у Есенина духовное зрение открывается очень рано, в девятнадцать лет. Идея данного произведения в том, что мир прекрасен и вечен. Показывая духовное единение природы и человека, поэт утверждает, что этот мир вечен, а человек - его крохотная частица.
Идеальное пронизывает материальное. В стихотворении яркие краски, среди которых доминирует красный цвет: лексически он выражен в словосочетаниях «на рябиновом кусту», «язвы красные». [1;48]
В результате анализа стихотворения «Осень» было выявлено, что С. Есенин отдаёт предпочтение определённым цветам: красному, синему, желтому. Эти цвета соответствуют русской иконописи. Доминирует в стихотворении красный цвет, который проходит по всему восьмистишью.
Красный – сакральный цвет, он тесно связан с образом страдающего Христа, путь к которому пытается отыскать поэт. В тихости созерцания поэт идёт к познанию высшей истины – к Христу.
(Слайд 7). Анализ стихотворения «Воздух прозрачный и синий…» показал, что, основная цветовая гамма здесь сине - голубая.
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Лугом пройдешь, как садом,
Садом в цветенье диком,
Ты не удержишься взглядом,
Чтоб не припасть к гвоздикам.
Лугом пройдешь, как садом.
Шепот ли, шорох иль шелесть —
Нежность, как песни Саади.
Вмиг отразится во взгляде
Месяца желтая прелесть,
Нежность, как песни Саади.
Голос раздастся пери,
Тихий, как флейта Гассана.
В крепких объятиях стана
Нет ни тревог, ни потери,
Только лишь флейта Гассана.
Вот он, удел желанный
Всех, кто в пути устали.
Ветер благоуханный
Пью я сухими устами,
Ветер благоуханный.
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой пятистишье. Оно написано тоническим стихом, для каждой строки которого характерны три сильных ударения. Первые и последние строки в каждой строфе повторяются, образуя кольцо. Благодаря этому создаётся плавная, нежная мелодия, напоминающая мелодию Востока.
В самом начале стихотворения появляются эпитеты «синий» и «лазурь», определяющие основную цветовую гамму стихотворения.
Синий цвет заявляет о себе уже в первой строчке ударным И, и в окружении четырех безударных И, Й, и далее к двум сиреневым ударным У, сопровождающимся тремя безударными и одним ударным У.
Создается впечатление экзотической южной ночи, буквально физическое ощущение чистоты и прозрачности воздуха, аромата цветов. Возникает мотив дороги, ведущей в голубую даль, и одинокого путника. Однако на синем фоне первой строфы заметны вспышки густо - красного ударного А и ярко-красного Я, говорящие о том, что лирический герой не бесстрастен, что в душе его, очевидно, живет любовь. Эти яркие вспышки на холодном сине-сиреневом фоне оживляют картину, привносят в нее человеческие чувства.
Вторая строфа заявляет о себе яркой сиреневой вспышкой ударного У, синий цвет по-прежнему присутствует в ней, но нельзя не заметить и зеленый цвет, появляющийся во второй и третьей строках. Этот цвет не случаен, потому что возникает образ природы – «цветущего луга». Лирический герой выхватывает взглядом из разнотравья цветы гвоздики, любуясь их красотой Его цветы передаются ударными красными А и Я.
Если в первой и второй строфах преимущественно включаются зрительные образы, то в третьей строфе, наряду с ним, создаются с помощью аллитерации (шепот…). Появляется обилие ударных зеленых Е, однако синий цвет не уходит. В конце возникает образ волшебницы из восточных сказок. Благодаря этому создается образ неведомой сказочной страны, где нет ни тревог, ни печали, где каждый найдет покой.
(Слайд 8). Основной фон стихотворения «Отговорила роща золотая…» растянут от желтого до темно – коричневого цвета.
Элегия «отговорила роща золотая…» относится к повседневному периоду творчества С. Есенина (1924 г.), в ней звучат мотивы на тему увядания человеческой жизни.
Перед читателем предстает осенний пейзаж, грустный и вместе с тем прекрасный. Есенин размышляет о естественной сути человека: от расцвета к увяданию.
Рассмотрим данное стихотворение с точки зрения фоносемантической теории, предложенной исследователем А.П. Журавлевым в книге «Звук и смысл», где он определяет каждый гласный звук.
В стихотворении доминируют гласные О и Ы. Три безударных гласных О в начале строки «отговорила роща золотая…» медленно зажигают желтый цвет на общем желто – коричневом фоне. Затем кратко сверкает «голубой»- ударный И, и на фоне негромких, печальных аккордов звучит высокая, чистая нота. Все ярче разгорается желтый цвет, все громче звучат печальные ноты, и в конце строки на экране вспыхивают оранжевые пятна – А на желтом фоне. Но уже в следующей строке «березовым веселым языком …», желто – оранжевый свет мрачнеет: на экран наплывают темно коричневые – пятна Ы, музыка становится все тревожней и глуше.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль» [1; 153].
Осенние краски продолжают «звучать», но постепенно они заволакиваются темно – синими тучами – это скапливаются звуки У, в словах голубым, прудом, стою. Затем три ударных И подряд « …один среди равнины» - создает яркий голубой просвет, громко звучат светлые аккорды, но тут же снова сгущаются темные тучи У становится ударным и картина более мрачнеет, в музыке глухими раскатами звучат басы.
Строфа заканчивается вспышкой на темном фоне ударного красного А («не жаль»), и не успевает он погаснуть, как начинают «звучать» красные молнии:
«Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть» [1; 153]
В этом месте стихотворения собрано самое большое количество ударных А подряд, поддержанное звукоподражанием («…растраченных напрасно» звучит как раскат грома), разрывается на мрачном фоне, созданным нагнетанием У в словах души, сиреневую, в саду. В музыке звучат громкие, резкие ноты (нарастание ударных А) на фоне низких, рокочущих аккордов. Более резким становится ритм, потому что ударения, которые в первой строфе были расставлены и удалены от начала строк, теперь располагаются компактнее и сдвигаются к началу.
Но постепенно цвет и звук становится спокойнее, светлее, только иногда еще вспыхивают отблески красного в ударных А, на фоне «темных» Ы и У:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. [1; 153]
С последними строками на экране зажигается первоначальная гамма желто – красных цветов, но теперь они глуше, темнее, а музыка печальнее.
Ударный И и два Ы в словах милым языком создают в самом конце стихотворения темно – синее пятно, на котором кратко вспыхивает желтым последний ударный О, как одинокий осенний лист, высветленный солнечным лучом на фоне хмурого неба.
В это заключается один из секретов колдовского очарования данного стихотворения. Его звуки – партитура волшебной игры красок, игры, точно следующей за развитием образного и экспрессивного содержания произведения.
(Слайд 9). На основе фоносемантического анализа стихотворений «Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…» можно сделать вывод о точном соответствии звука, фоносемантического уровня стихотворений. Это позволило доказать тесную взаимосвязь звуковой формы с идейно-образным содержанием. В стихотворении «Осень» поэт создает удивительный образ осени с ее желтыми, красными, коричневыми оттенками. Однако это не просто пейзажная зарисовка, а философская попытка осмысления пути человека к его Создателю, Творцу. Об этом свидетельствует красный цвет, пронизывающий стихотворение.
В стихотворении «Воздух прозрачный и синий…» преобладает сине – фиолетовая гамма, которая передает романтический мир Востока, мотив одинокого путника, идущего в неведомую даль, чтобы обрести свою любовь.
В итоговой элегии «Отговорила роща золотая…» преобладают желто – коричневые тона, благодаря которым создается не только образ осени, но и образ уходящей жизни, ее закат. Подбор гласных звуков, их цветосемантика помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир не умирает, принимая новое поколение. Печаль не выливается в трагедию, лирический герой принимает этот мир таким, каков он есть.
Исследованные стихотворения относятся к разным периодам творчества поэта, а это позволяет доказать, что принцип цветописи является основополагающим в поэзии Сергея Есенина.
Для его стихотворений характерно многоцветие: «роща золотая», «рябиновые кисти», «синий лязг», «воздух прозрачный и синий». Все это доказывает, что любимые цвета есенинской цветовой палитры – это цвета русской иконописи: желтый, красный, синий, они – то и делают его стихотворения «цветными», придавая им яркость, образность и глубокий философский смысл.
Презентация
"Цветная музыка стиха в поэзии С. А. Есенина", проект
I. Теория А.П Журавлева о «цветности» гласных, ее применение для анализа стихотворений С.А Есенина
II. «Цветная музыка стиха» в стихотворениях С.А Есенина («Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…»).
Заключение
Введение(Слайд 1). «Обнаженная совесть нации» - так назвал С.А Есенина известный литературовед Е.Винокуров. Есенин, чья поэзия пользуется безграничной любовью народа, давно признан великим русским национальным поэтом мирового масштаба, душой нации. Несмотря на кажущуюся простоту, его поэзия глубока и самобытна.
Все есенинское творчество представляет собой единое целое - своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ поэта. Однако судьба поэта тесно связана с судьбой его любимой родины – России. Он пропускает через себя все важнейшие события кризисного, катастрофического времени – начала ХХ века. Это и I мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Все эти исторические события он воспринимает с точки зрения крестьянского сознания, для которого были характерны религиозная культура, влияние фольклора, близость к миру природы.
(Слайд 2). Следует отметить, что в настоящее время существует множество исследований, посвященных лирике Есенина. Однако в литературоведении практически отсутствуют работы, исследующие стихотворения С. Есенина с точки зрения соответствия в них звука и цвета. Подобный фоносемантический анализ разработан литературоведом А. П. Журавлевым в книге «Звук и смысл». Эта методика позволяет по-новому прочитать стихотворения С. Есенина, выявив их глубинный идейно - художественный смысл.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно позволяет более глубоко интерпретировать содержание и смысл есенинских стихотворений в тесной связи с данными психологии, живописи и музыки.
Объект исследования – стихотворения С. Есенина «Осень», «Воздух прозрачный и синий…» (из цикла «Персидские молитвы»), «Отговорила роща золотая…». Данные произведения были взяты в качестве объекта исследования в связи с тем, что они относятся к разным периодам творчества поэта и позволяют доказать, что прием цветописи является основополагающим в поэтике С. Есенина.
Предмет исследования - фонетический строй стихотворений, взаимосвязь в них звука, цвета и смысла.
(Слайд 3). В связи с этим была определена основная цель реферата – проанализировать стихотворения С. Есенина с точки зрения соответствия звука, цвета и смысла.
Во время работы над рефератом решались следующие задачи:
- выявить в стихотвоениях С. А. Есенина преобладание того или иного цвета, определив взаимосвязь звука и смысла;
- определить, как влияет цвет на идейно-художественный смысл стихотворения.
В работе были использованы поисковый, сравнительный методы, метод литературоведческого анализа, а так же фоносемантический анализ текста по методике А. П. Журавлева.
I. Теория А.П Журавлева о «цветности» гласных, ее применение для анализа стихотворений С.А Есенина.
(Слайд 4). У слова есть значение, слова заключают в себе определенный смысл, несут в себе какую-то информацию. Оказывается, такой функцией обладают и звуки. Их соответствие изучает современная наука – фоносемантика.
Российский ученый А. П. Журавлев вместе с группой студентов провел большую исследовательскую работу по определению содержательности звуковой формы.
В своей книге «Звук и смысл» А. П. Журавлев приводит много интересных данных, полученных от многочисленных информантов, много интересных наблюдений и умозаключений.
Глава, которая является основой для данного исследования, - «Цветная музыка стиха». А. П. Журавлев начинает ее с сонета французского поэта XIX века Артюра Рембо.
(Слайд 5). Исследователь пришел к выводу о том, что каждому гласному звуку соответствует определенный цвет, и составил следующую схему:
А – густо-красный, Я – ярко-красный, О – светло-желтый или белый, Е – зеленый, Ё – желто-зеленый, Э – зеленоватый, И – синий, Й – синеватый, У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый, Ю – голубоватый, сиреневатый, Ы – мрачный темно-коричневатый, черный.
На основе данной методики в центральной главе были проанализированы три стихотворения С. Есенина: «Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…».
II. «Цветная музыка стиха» в стихотворениях С.А Есенина («Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…»).
(Слайд 6). Стихотворение С. Есенина «Осень» описывает природу осеннего дня. Свет. День. Осеннее время, время грусти и тишины, время раздумий. Бог даровал бытие в двух вариантах – книге (словесное воплощение) и в сотворенном им мире. Он так же свят, как и Книга Бытия.
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
С. Есенин не просто поэт, он синестетик. Синестетики воспринимают мир в единстве цвета и звука. Люди в большинстве случаев визуалисты, а Есенин слышал звук: «синий лязг» - виден цвет звука.
Поэт словно останавливает миг бытия, время - настоящее, длящееся, незавершенное.
С другой стороны, это время вечности: день – осень – Христос. Распятие Христа – это длящееся действие. Необычно художественное пространство стихотворения, оно как бы двухслойное – мир видимый и мир идеальный, оно плотное, сгущенное, но вместе с тем ощущается простор (река). Пространство это древнее, фольклорное: дорога – лес – река. Возникает ощущение русскости, народности.
В стихотворении два сюжета. Первый раскрывает то, что содержится в духовном плане. Поразительно, что у Есенина духовное зрение открывается очень рано, в девятнадцать лет. Идея данного произведения в том, что мир прекрасен и вечен. Показывая духовное единение природы и человека, поэт утверждает, что этот мир вечен, а человек - его крохотная частица.
Идеальное пронизывает материальное. В стихотворении яркие краски, среди которых доминирует красный цвет: лексически он выражен в словосочетаниях «на рябиновом кусту», «язвы красные». [1;48]
В результате анализа стихотворения «Осень» было выявлено, что С. Есенин отдаёт предпочтение определённым цветам: красному, синему, желтому. Эти цвета соответствуют русской иконописи. Доминирует в стихотворении красный цвет, который проходит по всему восьмистишью.
Красный – сакральный цвет, он тесно связан с образом страдающего Христа, путь к которому пытается отыскать поэт. В тихости созерцания поэт идёт к познанию высшей истины – к Христу.
«Воздух прозрачный и синий…»
(Слайд 7). Анализ стихотворения «Воздух прозрачный и синий…» показал, что, основная цветовая гамма здесь сине - голубая.
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Лугом пройдешь, как садом,
Садом в цветенье диком,
Ты не удержишься взглядом,
Чтоб не припасть к гвоздикам.
Лугом пройдешь, как садом.
Шепот ли, шорох иль шелесть —
Нежность, как песни Саади.
Вмиг отразится во взгляде
Месяца желтая прелесть,
Нежность, как песни Саади.
Голос раздастся пери,
Тихий, как флейта Гассана.
В крепких объятиях стана
Нет ни тревог, ни потери,
Только лишь флейта Гассана.
Вот он, удел желанный
Всех, кто в пути устали.
Ветер благоуханный
Пью я сухими устами,
Ветер благоуханный.
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой пятистишье. Оно написано тоническим стихом, для каждой строки которого характерны три сильных ударения. Первые и последние строки в каждой строфе повторяются, образуя кольцо. Благодаря этому создаётся плавная, нежная мелодия, напоминающая мелодию Востока.
В самом начале стихотворения появляются эпитеты «синий» и «лазурь», определяющие основную цветовую гамму стихотворения.
Синий цвет заявляет о себе уже в первой строчке ударным И, и в окружении четырех безударных И, Й, и далее к двум сиреневым ударным У, сопровождающимся тремя безударными и одним ударным У.
Создается впечатление экзотической южной ночи, буквально физическое ощущение чистоты и прозрачности воздуха, аромата цветов. Возникает мотив дороги, ведущей в голубую даль, и одинокого путника. Однако на синем фоне первой строфы заметны вспышки густо - красного ударного А и ярко-красного Я, говорящие о том, что лирический герой не бесстрастен, что в душе его, очевидно, живет любовь. Эти яркие вспышки на холодном сине-сиреневом фоне оживляют картину, привносят в нее человеческие чувства.
Вторая строфа заявляет о себе яркой сиреневой вспышкой ударного У, синий цвет по-прежнему присутствует в ней, но нельзя не заметить и зеленый цвет, появляющийся во второй и третьей строках. Этот цвет не случаен, потому что возникает образ природы – «цветущего луга». Лирический герой выхватывает взглядом из разнотравья цветы гвоздики, любуясь их красотой Его цветы передаются ударными красными А и Я.
Если в первой и второй строфах преимущественно включаются зрительные образы, то в третьей строфе, наряду с ним, создаются с помощью аллитерации (шепот…). Появляется обилие ударных зеленых Е, однако синий цвет не уходит. В конце возникает образ волшебницы из восточных сказок. Благодаря этому создается образ неведомой сказочной страны, где нет ни тревог, ни печали, где каждый найдет покой.
«Отговорила роща золотая…»
(Слайд 8). Основной фон стихотворения «Отговорила роща золотая…» растянут от желтого до темно – коричневого цвета.
Элегия «отговорила роща золотая…» относится к повседневному периоду творчества С. Есенина (1924 г.), в ней звучат мотивы на тему увядания человеческой жизни.
Перед читателем предстает осенний пейзаж, грустный и вместе с тем прекрасный. Есенин размышляет о естественной сути человека: от расцвета к увяданию.
Рассмотрим данное стихотворение с точки зрения фоносемантической теории, предложенной исследователем А.П. Журавлевым в книге «Звук и смысл», где он определяет каждый гласный звук.
В стихотворении доминируют гласные О и Ы. Три безударных гласных О в начале строки «отговорила роща золотая…» медленно зажигают желтый цвет на общем желто – коричневом фоне. Затем кратко сверкает «голубой»- ударный И, и на фоне негромких, печальных аккордов звучит высокая, чистая нота. Все ярче разгорается желтый цвет, все громче звучат печальные ноты, и в конце строки на экране вспыхивают оранжевые пятна – А на желтом фоне. Но уже в следующей строке «березовым веселым языком …», желто – оранжевый свет мрачнеет: на экран наплывают темно коричневые – пятна Ы, музыка становится все тревожней и глуше.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль» [1; 153].
Осенние краски продолжают «звучать», но постепенно они заволакиваются темно – синими тучами – это скапливаются звуки У, в словах голубым, прудом, стою. Затем три ударных И подряд « …один среди равнины» - создает яркий голубой просвет, громко звучат светлые аккорды, но тут же снова сгущаются темные тучи У становится ударным и картина более мрачнеет, в музыке глухими раскатами звучат басы.
Строфа заканчивается вспышкой на темном фоне ударного красного А («не жаль»), и не успевает он погаснуть, как начинают «звучать» красные молнии:
«Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть» [1; 153]
В этом месте стихотворения собрано самое большое количество ударных А подряд, поддержанное звукоподражанием («…растраченных напрасно» звучит как раскат грома), разрывается на мрачном фоне, созданным нагнетанием У в словах души, сиреневую, в саду. В музыке звучат громкие, резкие ноты (нарастание ударных А) на фоне низких, рокочущих аккордов. Более резким становится ритм, потому что ударения, которые в первой строфе были расставлены и удалены от начала строк, теперь располагаются компактнее и сдвигаются к началу.
Но постепенно цвет и звук становится спокойнее, светлее, только иногда еще вспыхивают отблески красного в ударных А, на фоне «темных» Ы и У:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. [1; 153]
С последними строками на экране зажигается первоначальная гамма желто – красных цветов, но теперь они глуше, темнее, а музыка печальнее.
Ударный И и два Ы в словах милым языком создают в самом конце стихотворения темно – синее пятно, на котором кратко вспыхивает желтым последний ударный О, как одинокий осенний лист, высветленный солнечным лучом на фоне хмурого неба.
В это заключается один из секретов колдовского очарования данного стихотворения. Его звуки – партитура волшебной игры красок, игры, точно следующей за развитием образного и экспрессивного содержания произведения.
(Слайд 9). На основе фоносемантического анализа стихотворений «Осень», «Воздух прозрачный и синий…», «Отговорила роща золотая…» можно сделать вывод о точном соответствии звука, фоносемантического уровня стихотворений. Это позволило доказать тесную взаимосвязь звуковой формы с идейно-образным содержанием. В стихотворении «Осень» поэт создает удивительный образ осени с ее желтыми, красными, коричневыми оттенками. Однако это не просто пейзажная зарисовка, а философская попытка осмысления пути человека к его Создателю, Творцу. Об этом свидетельствует красный цвет, пронизывающий стихотворение.
В стихотворении «Воздух прозрачный и синий…» преобладает сине – фиолетовая гамма, которая передает романтический мир Востока, мотив одинокого путника, идущего в неведомую даль, чтобы обрести свою любовь.
В итоговой элегии «Отговорила роща золотая…» преобладают желто – коричневые тона, благодаря которым создается не только образ осени, но и образ уходящей жизни, ее закат. Подбор гласных звуков, их цветосемантика помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир не умирает, принимая новое поколение. Печаль не выливается в трагедию, лирический герой принимает этот мир таким, каков он есть.
Исследованные стихотворения относятся к разным периодам творчества поэта, а это позволяет доказать, что принцип цветописи является основополагающим в поэзии Сергея Есенина.
Для его стихотворений характерно многоцветие: «роща золотая», «рябиновые кисти», «синий лязг», «воздух прозрачный и синий». Все это доказывает, что любимые цвета есенинской цветовой палитры – это цвета русской иконописи: желтый, красный, синий, они – то и делают его стихотворения «цветными», придавая им яркость, образность и глубокий философский смысл.
1. Есенин С. «Собрание сочинений в двух томах (Том 1)». М.,1990г.
2. Журавлев А.П. «Цветная музыка стиха»
3. Занковская В. «Новый Есенин». М.,1997г.
4. Кузьмина Н. «Что говорю в классе о Есенине». М.,1995г.№37
5. Козловский А. «Быль или легенда. Есенин». М.,1986г.
6. Марченко Л. «Поэтический мир Есенина». М.,1989г.
7. Солнцева Н.М. «Русская литература 19-20х вв.» М.,2001г.
8. Чернышевский В. «Три эпохи встреч (1915-1925гг.)». М. 1986г.
9. Юшин П. «Сергей Есенин». М.,1969г.