Анализ стихотворения Есенина Восприятие истолкование оценка
Анализ стихотворения «Письмо матери» С. А. Есенина (восприятие, истолкование, оценка)
Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи - именно таким я представляю себе великого русского поэта при чтении его произведений. И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не оставляет равнодушным. Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца, струится как бы из глубины России… Таковы, пожалуй, все стихотворения Есенина, но самым любимым, самым дорогим для меня стало "Письмо матери", написанное в 1924 г.
Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:
Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.
Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, обращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собою изливающаяся нежность. Всё слилось в этих заветных строках: и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим домом… Перед нами предстает образ матери - дорогого до слез человека. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение - всё это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. В стихотворении чувствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомысленный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и душевного надрыва слышится в словах:
Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.
Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что остался таким, каким она знала его:
Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом .
Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей "тягостной бредью", поэт надеется на возрождение. "Тоске мятежной" противопоставлен спокойный и прочный "низенький дом", цветущий "белый сад", весна, рассвет. Всё это типично есенинские символы. Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое. Но тут же вносится маленькая поправка, которая показывает, что всё изменилось:
Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.
Из прямого смысла глагола "не буди" вырастает переносный: "Не буди того, что отмечталось…" Жизнь прошла. Много юных, свежих сил было растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось неосуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на долю поэта:
…Не волнуй того, что не сбылось, -Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.
"…К старому возврата больше нет", - звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина - единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:
Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.
"Несказанный свет" - это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.
Как же Есенину удалось создать такое "живое" стихотворение, которое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским "Няне"? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интонации, сочные и яркие эпитеты и метафоры. "Письмо матери" написано повествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистическими особенностями. Рифма Есенина становится проще и естественной. Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает кольцевое оформление. Последнее ("кадансовое") четверостишие повторяет вторую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лирического героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость. Это придает стихотворению особую эмоциональность.
Светлый образ матери проходит через всё творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям - вот, без сомнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы. Силу произведений поэта невозможно передать словами - ее можно только чувствовать. И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то возможно ли после прочтения "Письма матери" сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А. Серафимовича: "Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших - ни у кого у современников…"
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Анализ стихотворения «Письмо матери» С. А. Есенина (восприятие, истолкование, оценка) уже в твоих закладках.
Доклады по литературе > Анализ стихотворения «Письмо матери» С. А. Есенина (восприятие, истолкование, оценка)
Дополнительные сочинения по данной теме- Тема родины в поэзии С. Есенина (Второй вариант)
Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX - Анализ стихотворения С. А. Есенина «Берёза»
Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение "Берёза". Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади, но юный поэт верен своей родине, он посвящает множество произведений красоте природы. Название стихотворения Есенина "Берёза", казалось бы, выглядит слишком просто, но - Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «К сестре»
Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, - - Урок литературы в 5 классе “Тема Родины в творчестве С. Есенина”
Урок литературы в 5 классе «Тема Родины в творчестве С. Есенина» (урок - путешествие). Класс: 5 Цели: Расширить представления учащихся об эстетическом краеведении; воспитывать интерес и любовь к творчеству С. Есенина; формировать художественный вкус. Тип урока: Изучение нового материала (интегрированный). Вид урока: Игровой (урок - путешествие). Технология: на игровой основе с элементами мультимедийной презентации. Оборудование: Мультимедийные слайды на основе комплекта открыток « На родине Есенина» фото Е. Гаврилова, экран, рисунки учащихся - иллюстрации к теме « Моя - Моя первая встреча с любимой книгой
Я очень люблю поэзию С. Есенина. Писать такие красивые стихи о природе мог только человек, влюблённый в неё. Но особенно проникновенны его произведения о животных. Уже после первого чтения я очень полюбил стихотворения С. А. Есенина "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке" и другие. Читая предисловие к книге, я узнал о трогательном отношении поэта к бездомным животным, которые понимали и любили своего благодетеля. Он умел читать в глазах зверей их боль, просьбу - Памятник А. С. Пушкину
Впервые к памятнику А. С. Пушкину я приехал недавно. Подойдя к площади, ещё издали увидел полное мысли и благородства лицо поэта и замер от благоговения и восторга… На боковых сторонах гранитного постамента - строки из стихотворения "Памятник". Лицо поэта обращено к людскому потоку. Создаётся впечатление, что живой Пушкин приветствует "…племя младое, незнакомое". Поэт будто остановился, слегка склонив голову. Правая рука заложена за жилет, левая с цилиндром за спиной. На плечи поверх - Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» С. А. Есенина
Русь предстает здесь наполненной святынями и святостью ("хаты - в ризах образа", "как захожий богомолец", "по церквам твой кроткий Спас"), и восторженный поэт восклицает: …не надо рая,Дайте родину мою. Россия в этом стихотворении - живая, уподоблена родному человеку: "Гой ты, Русь моя родная". Это "малая родина" Есенина - родное село, знакомые с детства пейзажи. Выражение "синь сосет глаза" передает чувство грусти, заполнившее душу поэта, ностальгии. Теперь лирический герой "как захожий богомолец" в
Разместил: Узнайка и опубликовал 11 августа, 2014 В разделе: Доклады по литературе
Популярные эссе
-
Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі
Виступ екологічної агітбригади
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Любимый день недели (Второй вариант)
Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.
Новые сочинения
Экзаменационные сочинения
-
Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева
Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их
Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоровя Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують
Концепция внедрения медиаобразования в Украине
КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150
1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была
Статистика
© Лучшие сочинения всех времен и народов, которые включенные во все школьные и вузовские программы, сочинения по произведениям русских и зарубежных писателей, "краеугольных" шедевров русской и мировой литературы. Все материалы доступны для скачивания бесплатно.
Анализ Стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери» Восприятие, истолкование, оценка
Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери»
Восприятие, истолкование, оценка
Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи — именно таким я представляю себе великого русского поэта при чтении его произведений. И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не оставляет равнодушным. Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца, струится как бы из глубины России… Таковы, пожалуй, все стихотворения Есенина, но самым любимым, самым дорогим для меня стало «Письмо матери», написанное в 1924 г.
Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, обращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собою изливающаяся нежность. Всё слилось в этих заветных строках: и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим домом… Перед нами предстает образ матери — дорогого до слез человека. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение — всё это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. В стихотворении чувствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомысленный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и душевного надрыва слышится в словах:
Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.
Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что остался таким, каким она знала его:
Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей «тягостной бредью», поэт надеется на возрождение. «Тоске мятежной» противопоставлен спокойный и прочный «низенький дом», цветущий «белый сад», весна, рассвет. Всё это типично есенинские символы. Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое. Но тут же вносится маленькая поправка, которая показывает, что всё изменилось:
Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.
Из прямого смысла глагола «не буди» вырастает переносный: «Не буди того, что отмечталось…» Жизнь прошла. Много юных, свежих сил было растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось неосуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на долю поэта:
…Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.
«…К старому возврата больше нет», — звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина — единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
«Несказанный свет» — это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.
Как же Есенину удалось создать такое «живое» стихотворение, которое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским «Няне»? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интонации, сочные и яркие эпитеты и метафоры. «Письмо матери» написано повествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистическими особенностями. Рифма Есенина становится проще и естественной. Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает кольцевое оформление. Последнее («кадансовое») четверостишие повторяет вторую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лирического героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость. Это придает стихотворению особую эмоциональность.
Светлый образ матери проходит через всё творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям — вот, без сомнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы. Силу произведений поэта невозможно передать словами — ее можно только чувствовать. И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то возможно ли после прочтения «Письма матери» сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А. Серафимовича: «Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших — ни у кого у современников…»
Сочинение обнаруживает в его авторе несомненное чувство поэзии. Восприятие стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери» личностное, яркое, глубокое. О глубине восприятия одного из классических произведений литературы XX в. о матери свидетельствуют размышления автора сочинения. Личностное читательское восприятие подтверждено глубоким анализом, отражающим характерные особенности поэтики С. А. Есенина. Сочинение отличает культура цитирования.
Сочинение — анализ стихотворения.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения есенина письмо матери
- письмо матери есенин анализ
- анализ стихотворения письмо матери
- есенин письмо матери анализ
- Письмо матери анализ
Стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, истолкование, оценка)
Проникновение в мастерскую любого поэта лучше всего начинать с воспоминания о его жизненном пути. Детство С. А. Есенина прошло среди крестьян, он видит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Молодой поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Большое влияние на творчество С. А. Есенина оказала песенная лирика. Поэтому многие стихотворения написаны им в песенном жанре. Мать поэта была замечательной песенницей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ матери проходит через все творчество поэта. Ему было всего лишь девятнадцать лет, когда он с поразительной откровенностью передал грусть материнского ожидания в стихотворении «Русь». Много волнений приносит сын матери, но материнское сердце все ему прощает. «О моя терпеливая мать!» — вырывается у С. А. Есенина. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»:
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться —
Чайная чашка скользит из рук.
Верность и постоянство он воспел в светлом образе матери. В конце своей трагически оборвавшейся жизни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо матери ». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к отчему дому. Много раз в русской поэзии звучало обращение к матери, но у С. А. Есенина это получилось особенно трогательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердечностью, изливающейся нежностью:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Поэт словно возрождает пушкинскую традицию поэтических посланий. С такой же простотой и ясностью С. А. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, как и А. С. Пушкин в своем послании «Няне». Эти два произведения близки по своей задушевности, лиричности.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
«Письмо матери» наполнено доброжелательностью, сыновним чувством вины за долгое молчание,
признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные слова. Язык стихотворения очень близок к народному, здесь встречаются такие слова из разговорной речи, как «старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко». Эти выражения придают фольклорную окраску всему стихотворению и даже образу матери. Она представляется читателю доброй, сердечной старушкой из старой сказки. Народная лексика, используемая поэтом, ярко передает картину происходящего. Мы как бы сами видим ветхую избушку, в которой мать ждет возвращения сына, чувствуем ее внутреннее взволнованное состояние. С. А. Есенин проявляет любовь к своей матери, пытается заверить ее, что у него все нормально, что он «не такой уж горький. пропойца. чтоб. умереть», не увидев родную мать. В стихотворении также чувствуется тревога поэта за мать. Поэт осознает, что она наслышана о его загубленной жизни, о его постоянных «кабацких драках», о частых запоях. Он знает, что тем самым причиняет ей боль, сеет в ее душе нерадостные предчувствия, которые мучают ее и поэтому она так «часто ходит на дорогу». Образ дороги не случайно появляется в стихотворении, она символизирует жизненный путь поэта, на котором время от времени появляется его мать, желающая сыну добра и счастья. Поэт просит ее не волноваться, не тревожиться:
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
В стихотворении появляется любимый эпитет С. А. Есенина — «синий». Без этого цвета трудно даже и представить его творчество. Это и цвет пасмурного неба, и расписных деревенских ставен, и родниковой воды, и лесных цветов.
В «Письме матери» поэт желает успокоить своего родного человека. Он пытается оправдаться перед ней, не дать ей поверить сплетням:
Ничего, родная. Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Очень романтично и возвышенно он пишет строчки, в которых отражено его горячее желание вернуться домой:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в низенький наш дом.
Образ белого сада напоминает нам о яркой поре весны, веселой, беззаботной юности поэта.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Стихотворение написано пятистопным хореем, что в совокупности с перекрестной рифмой создает особый ритм всему произведению, который несет в себе душевное состояние лирического героя. А кольцевая композиция придает завершенность этому поэтическому творению.
Лирика С. А. Есенина искренняя и откровенная, в ней чувствуется биение беспокойного и нежного сердца автора. Недаром его поэзия была и остается понятой и близкой многим русским людям. Она всегда звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, а они необходимы людям всех времен и поколений.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» (восприятие, истолкование, оценка).
«Письмо матери» было написано Есениным в 1924 году. В стихотворении отразился духовный кризис поэта. Мать олицетворяет у него вечные ценности жизни, от которых поэт отдалился. С искренней нежностью Есенин пишет о том, что только около матери, на родине его ждет душевный отдых. Слухи о жизни сына (кабацкая драка) подают матери повод к тревоге за его судьбу. В стихотворении отражено желание успокоить родных, оправдаться, не дать матери поверить сплетням – «тягостной бреди».
Поэт мечтает о возвращении, но не к прошлому. Мать представляется ему единственной помощницей в жизненном тупике, человеком, который все поймет.
«Письмо матери» - разве это не сама музыка чувства? Поэт словно «обнял старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя самые добрые и нежные слова:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе. Привет!
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне.
«Ветхость» образа матери подчеркнута аллитерациями на глухие согласные:
Пусть струится над твоей избушкой…
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне…
Ты жива еще, моя старушка?
В «Письме…» обрисован разговор не «мальчишки» с «испуганной мамой», а зрелого человека с той, кто научила его главным жизненным ценностям. Ей он рассказывает, что его мучает «тоска мятежная», разочарование в том, что «не сбылось», одиночество, безверие:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Не надеясь вернуть былое, лирический герой подводит итог своих «восьми лет». Мечты, вера, надежды – все осталось в «низеньком доме», в юности, «на рассвете». Но жизнь не погасила «несказанный свет» в его душе, он «по-прежнему такой же нежный», любящий, мечтающий «только лишь о том», чтобы скорее вернуться из «мрака» в «белый сад»:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Две последние строфы стихотворения, начиная с восклицания «Не надо!», представляют собой ответ на вопрос, «заживет» ли такая рана. «Камень», о который «споткнулся» лирический герой «Письма…», - это зло, мрак мира. Проблематика произведения приобретает нравственно-философский характер благодаря образу дороги, композиционно обрамляющему текст. Для героя закончился жизненный этап («К старому возврата больше нет»), «мятежный» и «горький», но необычайно важный для формирования его взглядов.
Философским итогом «Письма…» становится возвышение личности в ее попытках противостоять судьбе, сохраняя верность идеалам юности.
Создавая образ матери, поэт использует просторечные выражения, которые соседствуют с высоким стилем. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»). Эти слова придают фольклорную окраску произведению.
В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке».
«Письмо матери»- это и размышление о жизни, своеобразный итог прожитого. Есенин все «такой же нежный», только в глазах у него печать нелегкой жизни, только сердце изранено, только успел повидать много боли и разочарований. В его душе печаль, усталость, но все та же любовь, нежность и искренность.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения Есенина «Письмо к матери». Восприятие, истолкование, оценка
В автобиографии Есенин писал. что вырос он в атмосфере народной поэзии и к устному народному творчеству пронес благоговейную любовь через всю свою жизнь. Неоценимую роль в этом процессе сыграла мать будущего поэта, которая знала неисчислимое множество народных песен. По воспоминаниям Александры Есениной, младшей сестры поэта: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать». Но, изливая свою душу в песне, бедная крестьянка, очевидно, и предположить не могла, какая судьба уготована ее блудному сыну. Доля поэта в этом мире нелегка, особенно если его мысли чисты, а стихи очень многих отрезвляют и «приводят в себя». В жизни Есенина были периоды тяжелых потрясений, глубоких душевных кризисов, когда жизненные противоречия казались ему неразрешимыми. Очевидно, один из таких моментов продиктовал поэту нежное обращение к самому родному и близкому человеку - маме:
- Ты жива еще, моя старушка? Жив и я.
- Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой
- Тот вечерний несказанный свет.
Такое нежное. ностальгическое послание отчасти было продиктовано и теми чувствами, которые появились после поездки Есенина по городам Германии, Франции, Италии, США:
- «Был я за границей - тошнит меня от заграницы. Я не могу без России. Я сдохну там. Я буду волноваться. Мне надо в деревню, в Рязанскую губернию, под Москву куда-нибудь… За границей мне ничего не написать, ни одной строчки!»
Каждая строка письма проникнута сыновней любовью, заботой: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне». Сын понимает, как тяжело даются матери эти горькие периоды разлуки, переживаний. Он пытается убедить, что, несмотря на слухи, его сердце по-прежнему остается чистым, а цель жизненного пути видится ему ясно. И пусть попусту не тревожится мать, которой синий мрак рисует картины одна другой страшнее. Взрослый мужчина в душе остался таким же нежным мальчиком, а не горьким пропойцей, способным умереть, не простившись с матерью. Мы видим, что лирического героя тяготит его нынешнее положение, разлука с милым домом, матерью, отцом. Находясь далеко от родного гнезда, он изнывает от мятежной тоски и мечтает поскорее вернуться в низенький, но очень уютный дом. Он живет воспоминаниями о недавнем счастье, о белом по-весеннему саде и ласке той, которая подарила ему жизнь.
Но вместе с тем в стихотворении ясно ощутима грустная, печальная нота. Это чувство связано, в частности, с раздумьями о прошедшей жизни, о пережитом, о долге поэта. Всего себя поэт отдает людям. Всю свою жизнь, весь свой дар приносит служению им. Но возврата к прошлому нет, так как в душе поэта, лирического героя, уже давно созрело осознание своего призвания. И, быть может, на раннем этапе служение поэтическому творчеству воспринималось им в радужном свете, вызывало мечты, которым не дано было осуществиться:
- Не буди того, что отмечталось.
- Не волнуй того, что не сбылось,
- Слишком раннюю утрату и усталость
- Испытать мне в жизни привелось.
Эти строки звучат пророчески в свете дальнейшей судьбы поэта. « Ранняя утрата и усталость, в конце концов, сыграли свою роль: в ночь с 27-гона 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством. Три дня спустя его хоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Поэта в последний путь провожала многотысячная процессия почитателей его таланта. Материнская молитва, помощь матери, ласковое слово поддержки важны ему и сейчас:
- Ты одна мне помощь и отрада.
- Ты одна мне несказанный свет.
Но в конце стихотворения все нерадостные мысли снова сменяются нежной печалью и заботой о родном человеке. В письме Есенин использует такое построение, когда одна из первых строф повторяется как завершающая, последняя. Это давало возможность только в перемене интонации раскрыть особую душевную наполненность, строй поэтической мысли. И если во второй строфе лирический герой недоуменно спрашивает, зачем мать так часто выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне», то в последней строфе сыновний долг диктует заботливое, но все же приказание:
- Так забудь же про свою тревогу,
- Не грусти так шибко обо мне.
- Не ходи так часто на дорогу
- В старомодном ветхом шушуне.
Есенин был прекрасен и гениален во всем. и в творчестве, и в любви. и в жизни, и в сыновней заботе. Он отдавал себя без остатка всем чувствам когда-либо полонившим его, именно поэтому обаяние его стихов не минует никого.