Анализ стихотворения Есенина Тропы
Анализ «Гой ты, Русь, моя родная», Есенин С. А.
December 9, 2015
Тема родины – одна из популярных у писателей и поэтов. Каждый из них по-своему изображает свои края и выражает чувства к ним.
В этой статье мы проведем анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин посвятил это стихотворение родным краям. Впрочем, как и многие свои произведения.
Жизнь и творчество С. А. Есенина
Прежде чем начать рассматривать стихотворение, мы ознакомимся с некоторыми биографическими данными и творчеством поэта.
Есенин был родом из села Константиново Рязанской губернии. Его с детства окружала природа. Он восхищался и вдохновлялся ею. Его первые стихотворения были посвящены именно ей.
Уехав из родного села в шумный город Москву, Есенин тосковал по родным местам. Там он был простым пареньком, который наслаждался окружающим миром. То, как поэт изображает свои края, нам покажет анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».
1914 – год его написания. К этому времени поэт уже 2 года живет в столице и тоскует по родному селу.
Содержание стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
Произведение начинается с обращения поэта. Оно направлено родной Руси. Он изображает ее с хатами, которые облачены образами. Русь бескрайняя, с синим небом, в котором тонут глаза. Автор смотрит на поля, словно «захожий богомолец». Вокруг изгородей шумят тополя.
Во время Спаса пахнет медом и яблоками. На лугах весело водят хоровод и пляшут. Поэт пишет, что он побежит по мятой тропинке между зелеными лугами и услышит девичий смех.
Он говорит, что даже если его позовут в рай, но он должен будет покинуть эти края, то он откажется. Только Родина нужна поэту.
Красочно описывает свои края Есенин («Гой ты, Русь, моя родная»). Анализ, который будет приведен далее, покажет нам с различных сторон это произведение. Мы рассмотрим литературные приемы, которые использовал автор для создания своего детища.
Анализ стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
Родина, которую изобразил поэт, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Сам поэт чувствует себя в ней «захожим богомольцем». Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси.
Родина, словно живая, и поэт обращается к ней, как к близкому человеку.
Чувство грусти выявляется в этой лирике. Поэт тоскует по родным местам, он всего лишь «захожий», странник. Его засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Как четко назвал стихотворение Есенин – «Гой ты, Русь, моя родная»! Анализ этого произведения возвращает нас в детство и юность, когда на душе было светло. Это стихотворение – ностальгия по родному краю.
Чтобы передать всю духовность, красоту, тоску, автор использует различные выразительные средства. Какие именно, мы рассмотрим далее и на этом завершим анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин в своей поэзии всегда использовал литературные приемы, которые делали ее неповторимой.
Выразительные средства в произведении
Первый прием, который мы встречаем в стихотворении, – это олицетворение. Оно выражается обращением поэта к Руси. Также этот прием использован по отношению к плясу (танцам), который гудит.
Поэт применяет цветопись. Небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут. Луга – зелеными. Также можно отметить золотой цвет, который представляется читателю, когда он встречает строки об образах, меде, церквях.
Есенин активно применяет метафоры – веселый пляс, чахнут тополя, а также эпитеты – захожий, низенький, кроткий, мятый, зеленый.
Что показывает нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная»? Есенин активно использует определения, чтобы передать свою характеристику Родины.
Он применяет глаголы, чтобы читатели двигались вместе с ним, его сюжетом. Сначала он осматривает родную землю, потом бежит по тропинке и слышит смех девушек.
Заключение
Как много показал нам анализ «Гой ты, Русь, моя родная». Есенин – преданный поклонник, патриот своего родного края. Его Русь – это Константиново, в котором он провел свои счастливые, безмятежные годы. Именно сельские пейзажи, уклад жизни привлекают Есенина. Он тоскует по ним, находясь в Москве.
Чем привлекают его родные края? Духовностью, красотой, простотой. Всем тем, чего он не встретил в столице.
Для выражения своих чувств автор воспользовался различными приемами: олицетворением, метафорой, эпитетом, применил цветопись. Все эти литературные инструменты сумели нарисовать в глазах читателей ту Русь, которую хотел изобразить поэт – с ее хатами, иконами, маленькими изгородями, церквями, бескрайним небом, полями, хороводами. Сущность Родины для поэта в ее духовной красоте, близости с природой.
Родные края вдохновляли Есенина всю его творческую жизнь. Они сподвигли его к поэзии, стихотворения о них помогли ему войти в литературный круг. Конечно же, тематика произведений Есенина не ограничивается одним лишь признанием в любви к Родине и ее описанием. Однако эти мотивы звучат во многих его ранних стихотворениях.
Отзыв о стихотворении С.Есенина
1.Несколько слов об авторе.
2.Творческая история (если известна).
4. Основная мысль, идея (что хотел сказать автор этой темой).
5. Композиция (построение). Какие части можно выделить, как они связаны между собой.
7. Особенности поэтического языка:
а) тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), гиперболы, аллитерация (звукоподражание), анафора (одинаковое начало строк), антитеза и т.п.;
б) необычные с точки зрения лексики слова: синонимы, антонимы, устаревшие, диалектные слова и причины их использования;
в) ряды однородных членов, вопросительные и восклицательные предложения, инверсия (обратный порядок слов) и т.п.
9.Особенности размера и рифмы.
10. Впечатление, произведенное на читателя.
11. Место в русской лирике.
Анализ стихотворения С.Есенина «Белая береза»
Работа ученицы 5-А классаДолговой Елизаветы
На пушистых ветках
В сонной тишине,
И горят снежинки
Тема стихотворения Сергея Есенина - восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.
В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.
Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка. Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.
4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:
Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).
Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.
tvorcheskaya_rabota_uchenika.doc
Предварительный просмотр:
План анализа стихотворения
1.Несколько слов об авторе.
2.Творческая история (если известна).
4. Основная мысль, идея (что хотел сказать автор этой темой).
5. Композиция (построение). Какие части можно выделить, как они связаны между собой.
6. Сюжет (если есть).
7. Особенности поэтического языка:
а) тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), гиперболы, аллитерация (звукоподражание), анафора (одинаковое начало строк), антитеза и т.п.;
б) необычные с точки зрения лексики слова: синонимы, антонимы, устаревшие, диалектные слова и причины их использования;
в) ряды однородных членов, вопросительные и восклицательные предложения, инверсия (обратный порядок слов) и т.п.
8. Жанр (если есть).
9.Особенности размера и рифмы.
10. Впечатление, произведенное на читателя.
11. Место в русской лирике.
Тема стихотворения Сергея Есенина - восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.
В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.
Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка. Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.
4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:
Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).
Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.
Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, толкование, оценка)
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.
Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в старенький наш дом.
В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.
Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).
«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.
МегаШпора в соцсетях:
Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая. » (восприятие, истолкование, оценка).
С.А. Есенин по праву занимает одно из первых мест в русской поэзии. За свою недолгую жизнь поэт создал ряд стихотворений, признанных шедеврами и ставших классикой. Произведения Есенина изучаются в школе, входят в обязательную университетскую программу. Но гораздо важнее, что стихи этого поистине русского поэта знает и любит народ. Каждый русский человек хоть раз в жизни слышал песни на произведения Есенина, ставшие образцами «музыкальной» лирики.
Поэзия С. Есенина очень близка к народной. Можно сказать, что поэт черпал в фольклоре не только образы и художественные средства. Народная лирика питала Есенина, давала ему силы.
Подтверждением тому является одно из поздних философских стихотворений поэта - «Отговорила роща золотая…» (1924 г.). Это произведение можно назвать итоговым для Есенина. Оно написано за год до смерти поэта. Он, как бы предчувствуя свою гибель, подводит в этом стихотворении итог жизни, вспоминает и размышляет обо всем, что было.
Начинается стихотворение с метафоры, навеянной русской природой:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Душа и жизнь лирического героя уподобляются «роще золотой», осенней поре. Она по-своему прекрасна: об этом свидетельствует эпитет «золотая», но все же это пора увядания. Прошло время веселья и радости (эпитеты «березовым, веселым языком»).
Герой утверждает, что, печалясь, его душа все же ни о ком и ни о чем не жалеет (эпитет «печально пролетая», метафора «журавли не жалеют» помогают нам понять это).
По мере развития стихотворения усиливается тема одиночества героя, его странничества и бесприютности в этом мире:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
Чтобы усилить ощущение одиночества и тоски, Есенин приводит параллель (один из ведущих приемов народной поэзии) из мира природы:
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Человек в этом мире так одинок, что о нем некому погоревать, кроме конопляника. Метафора «грезит конопляник» создает мифический образ, схожий с героями народных поверий и мифов.
Тема одиночества лирического героя усиливается в третьем четверостишии: «Стою один среди равнины голой…» Герой вспоминает свою жизнь. Он убеждает себя, что «ничего в прошедшем мне не жаль». Но мне кажется, что все как раз наоборот. Иначе герой не стал бы несколько раз повторять «не жаль», как бы убеждая и себя, и читателей в этом. Все же лирическому герою жаль «лет, растраченных напрасно, …жаль души сиреневую цветь» (то есть, на мой взгляд, мечтаний, порывов, стремлений юности). Сейчас душа его пуста. Она все еще горит костром «рябины красной», «но никого не может он согреть».
Герой чувствует исход своих сил, отсутствие желаний, накопленный багаж разочарований. Он сравнивает себя с деревом в пору осени:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Что же это за грустные слова? Мне кажется, поэт в лице лирического героя говорит о своих стихах, грустных исповедях-размышлениях, которых с возрастом становится все больше. Достаточно вспомнить такие произведения Есенина, как «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Да, теперь решено. Без возврата…», окрашенные в пессимистические и даже трагические тона.
В последней строфе герой продолжает размышлять о будущем своего творчества. Его стихи могут оказаться ненужными и неинтересными для последующих поколений:
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Но все же стихотворение заканчивается оптимистическим обращением-призывом:
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.
Несмотря ни на что, лирический герой положительно оценивает свою жизнь. Да, она во многом прошла, но была «золотой». Душа героя-поэта говорила на «милом» ей языке: жила так, как хотела и создавала то, что хотела.
Таким образом, эта философская исповедь героя несет в себе большой оптимистический заряд, утверждающий жизнь во всей ее красоте и силе.
Данное стихотворение наполнено тропами, сопоставляющими жизнь человека с жизнью природы, рисующими разные вехи человеческой жизни - от цветения до угасания. Это и эпитеты ("роща золотая", "березовым, веселым языком", "с широким месяцем над голубым прудом", "равнины голой"), и метафоры ("души сиреневая цветь", "костер рябины красной", "отговорила роща", "грезит конопляник", "время, ветром разметая, сгребет в ненужный ком"), и сравнения ("как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова").
Стихотворение состоит из 6 строф с перекрестной рифмовкой. В его составе есть риторические вопросы ("Кого жалеть?"), умолчания (последняя строфа), повторы ("не жаль").
Все средства художественной выразительности помогают поэту полнее и глубже передать свои раздумья, мысли, переживания, облечь их в яркую художественную форму.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Филологический анализ стихотворений С.Есенина
1. Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.
Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" написано великим певцом русской природы Сергеем Есениным в 1910 году и входит в цикл его стихотворений под названием «Девичник», вошедших в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.
Весёлый и радостный мотив чувствуется в этом стихотворении. Не раз вдохновением великих поэтов являлась весна. Момент оживления природы, её расцвета. Яркий и красочный образ создаёт красавица-весна и в стихотворении Есенина.
Лирический герой думает о невесте. Именно весна поэту напоминает о любимой девушке. Автор неслучайно вводит этот образ, сравнивая его с образом весны. Лирический герой одухотворён, оживлён и одурманен красотой природы ("Радугой тайные вести/Светятся в душу мою"). Он наслаждается пением птиц, оживлением весны, об этом он говорит в четвёртой строфе. Лирический герой ликует и радуется.
Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" вызывает у каждого читателя положительные эмоции. Хочется также порадоваться приходу весны.
У Есенина весна - это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо.
2.Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.
Данное стихотворение является художественным текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:
1) информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета.
Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты.
2) цельностью, т.к. у текста есть план.
1. Любование лирического героя приходом весны.
2. Думы о невесте.
3. Обращение к природе.
Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так
как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое.
3) связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
4) завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
5) диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и
научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
6) Единством внешней и внутренней формы:
1.Внешняя форма - лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств.
7) абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком С.Есениным и для человека;
8) развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы.
9) последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;
10) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;
11) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу, т.е. показывает красоту природы весной, особое состояние героя в это время года;
12) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:
а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;
б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;
в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;
г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.
Эти представления складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину весны, вызывающую у читателя бурю чувств и эмоций.
13) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь.
Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;
14) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;
15) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая
о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.
3.Основные единицы текста
Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно
разделить на три ССЦ:
1-ая часть – 1, 2 строфы;
2-ая часть – 3 строфа;
3-я часть – 4 строфа
Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.
Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.
Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.
В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.
Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение
Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки
4. Особенности языкового оформления.
Стихотворение насыщено цветом: «зелень в цвету», «пеной я цвет разнесу, яркими эпитетами «шёлковые травы», «зыбистым бегом». Олицетворения «сыплет черёмуха», «никнут травы» способствуют жизни, действию. Есть сравнение в твор. падеже «радугой тайные вести/светятся в душу мою», метафора «сыплет черёмуха снегом». Здесь цветки черёмухи сравниваются с падающими снежинками, что способствует представлению более яркой картины облетающей черёмухи.
В тексте преобладают существительные для обозначения образов весенней природы: Зелень в цвету, роса, поле, побеги, грачи, в полосе, травы, сосна, луга, дубравы, радуга, вести, душа, невеста, черёмуха, снег, птахи, лес, бег, пена, весна.
Глаголы в форме настоящего времени «сыплет черёмуха», «ходят грачи», «никнут травы», «пахнет смолистой сосной» погружают читателя в атмосферу происходящего. Создаётся картина одурманивающей весны с её цветами и запахами.
Инверсии («Никнут шелковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста(«Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной. По рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению.
Эта совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализует замысел автора – представить картину весны и аллегоричный образ невесты, сравниваемой с черёмухой.
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.
Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом.
Это лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. Стихотворению характерны напевность, музыкальность.
Автор передает светлое, праздничное, веселое настроение, чувства и переживания читателю с помощью образов, ритма.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.
Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.
Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Да и отношения с черемухой изменились: сначала ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения можно объяснить тем, что прошло время - черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы - его напитали вешние воды.
Особенности языкового оформления.
1.В этом стихотворении Есенина редко встречающийся стихотворный размер, который называется пеон второй. Это четырехсложный размер - ударение на втором слоге, а первый, третий и четвертый слоги безударные. В данном стихотворении двухстопный пеон второй.
Строфа - четверостишие с перекрёстной системой рифмовки.
Слова, требующие толкования
Медвяный – имеющий вкус или запах меда.
Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.
Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.
Круча – крутой спуск, обрыв.
Олицетворения: черёмуха ветки завила, роса сползает, зелень сияет, горит, бежит ручей, ручей ветки обдаёт, песенки поёт.
Эпитеты: черемуха душистая; ветки золотистые; роса медвяная; зелень пряная; маленький, серебряный ручей; зелень золотистая; волной гремучею.
Сравнение: ветки, что кудри.
Метафоры: кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.
б) Главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.
При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления звенящей весны: з о л отисты е. з ави л а, спо лз а е т, з е л е н ь, з о л отиста я. р а з весившись, вес н о ю. п р я н а я. м едвя н а я. се р еб р я н ы й. песе н ки, со лн ышко, ст р у и тся, р оса, р асцве л а, г р емуче ю. р уче й ; шорохи же, со з даваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих: ч ерёму х а, ду ш и ст ая, бе ж и т. вк ра дч иво, кру ч ею, развеси вш ись, чт о, с олны шк о и др.
Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.
Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы выразить особую любовь к весенней природе: проталин к а, мал еньк ий, песен к и, солн ышк о.
Использование существительных, характерных для обозначения образов весенней природы: черёмуха, кудри, ветки, роса, кора, зелень, серебро, проталинка, трава, корни, ручей, круча, песенка.
В начале стихотворения автор использует глаголы в форме прошедшего времени (расцвела, завила), как бы показывая, что черёмуха находится в самом расцвете сил, благоухания и красоты. Затем подряд идут глаголы в форме настоящего времени, приближая читателя к происходящим действиям и событиям (сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт).
Одиночное деепричастие «развесившись» и наречие «вкрадчиво» несут большую смысловую нагрузку и дают возможность читателю яснее представить образ черёмухи.
В первой части стихотворения предложения с прямым порядком слов, а во втором автор использует инверсию ( бежит, струится ручей), в третьей части возвращается к прямому порядку слов, передавая этим динамику событий. Однородные сказуемые (бежит, струится ручей, обдаёт, поёт ручей), (расцвела, завила черёмуха), неоднородные определения (пряная золотистая зелень), (маленький серебряный ручей) создают полную картину весенней природы.
Вывод.
Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.
Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и. конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. В поэме «Анна Снегина» он тоже обращается к этому образу. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало в поэме встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха.
(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)
Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где
вершина – текст стихотворения,
ось конуса – анализ формы,
основание – истолкование содержания.
1. С чего начать?
- ассоциации, которые вызывает стихотворение;
- настроение, которое создает стихотворение
- мысли, которые оно вызывает
- факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению
- рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта
- суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;
- цитата из стихотворения;
- отзыв о стихотворении критика.
2. Тема и идея. Заглавие.
Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна . Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:
Зачем поэт написал это стихотворение , что он хотел сказать своему читателю ?
Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение ?
Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.
Привлечение каналов восприятия:
что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.
Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.
- эпиграмма (сатирический портрет)
- элегия (стихотворение медитативного характера)
- послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания
- сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.
2) Принадлежность к определенному литературному направлению.
Деление на смысловые части
Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)
4) Ритм, рифма, рифмовка.
Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).
Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.
Стихотворные размеры: хорей ( ), ямб ( ), дактиль ( ), амфибрахий( ), анапест ( ).
Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.
Рифма – инструмент в поисках смысла.
Рифма - одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.
Рифма может быть
богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)
бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).
Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные
смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)
перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)
опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)
5) Особенности языкового оформления.
Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)
Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)
Морфемика (роль некоторых морфем)
Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)
аллитерация(повторяются согласные звуки)
Лексика. синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.
Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,
- ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)
- оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов
- перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания
- сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами
Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.
анафора антитеза инверсия
эпифора градация парцелляция
бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм
риторические вопрос, восклицание, обращение
4. Чем закончить?
Какие чувства отражены в стихотворении?
О чем все-таки оно?