Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венок
Венок, сплетенный для России С.А.Есениным и Е.И.Рерих. Александр Херсонов.
ВЕНОК, СПЛЕТЕННЫЙ ДЛЯ РОССИИ С.А.ЕСЕНИНЫМ И Е.И.РЕРИХ
Накануне катаклизма Первой мировой войны, в котором более других пострадала царская Россия, Сергей Есенин написал удивительное стихотворение, начинающееся строкой «Тебе одной плету венок ». Тебе – это России, родине. Это понятно, поскольку вполне в духе Есенина.
Но вот концовка стихотворения выглядит не традиционно, даже странно, заставляет задуматься. Уж больно удивительно отозвался поэт об Отечестве: «Но вся ты смирна и ливан, волхвов потайственно волхвующих ».
О чем же идет речь? Согласно библии, атрибуты богослужения «смирну» и «ливан» подарили новорожденному Христу в Вифлиеме волхвы. И как в соответствии с этим понимать заключительные есенинские строчки?
А так, что Россия служит богу в качестве «смирны и ливана », а значит страна жертвенная, богоизбранная. Жертвенная во искупление грехов человечества? Вероятно. Значит Россия страна праведная, устремленная к обновлению, к величию, к победе. Не это ли есенинские пророчество 1915 года россияне переживают днем нынешним? По самому большому счету?
И тут самое время обратиться к творчеству Е.И.Рерих, многие строки которой звучат в унисон есенинскими. Во – первых, по мнению основательницы Учения Живой Этики, Россия – «Лучшая страна». Этим определением полны страницы произведений и писем. Например, в письме от 5. 08. 1953 года читаем: «Одно незыблемо – Лучшая страна победна во всем». Несколько ранее написано письмо (21.04.1950 г) из которого следует: «Все пророчества говорят о Стране или Державе, которая оявится во главе мира, как единая Держава после нового столкновения».
И эта победная Держава, по мнению и С.А.Есенина, и Е.И.Рерих – Россия.
Однако, у С.А.Есенина в отношении России имеется немало определений никак не свойственных лирическому поэту, а характерных скорее для поэта-философа. Как, например, следует воспринимать определение «Русь-начертательница »? Как Русь – воительница народов, страна, наделенная свыше особой миссией, ведущая за собой другие народы? И если это так, то тогда вполне понятны станут такие определения для Руси, как ее «час потаенный » и «реки тайноводные ».
Отсюда следует, чем достовернее мы будем знать прошлое Отечества, тем правильнее сможем оценить сегодняшний день России, а, возможно сумеем и заглянуть в день завтрашний.
Но при этом, не сможем обойтись без науки о тайном, без тайноведения. Без познания основ биологии Космоса, которому, как известно, отдавали дань многие выдающиеся умы России.
Есенинская мысль много и плодотворно работала в этом направлении и подчас приходила к неожиданным для поэта-лирика выводам.
С. Есенин был убежден в том, что «пространство будет побеждено » и «мы устремимся от сдвига наземного к сдвигу космоса ». Но устремимся – значит, познаем… Что же? Например, то о чем говорила Е.И.Рерих: «Совершенствование – есть путь утончения. Материя возносится к своей Основе, к Духу, и сливается с Духом ».
И это, заметьте, поэт написал в самом начале ХХ века! Когда только-только начинала обретать «плоть и кровь» авиация. В те годы подобные мысли едва начинали закрадываться в головы великих ученых. Например, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А. Л. Чижевского. И поэта Сергея Есенина!
Это он, Сергей Есенин в порыве пророчества воскликнул: «Эй, россияне! Ловцы вселенной !»
Минуло полвека и оказалось, что С.Есенин оказался более чем прав. Россияне действительно открыли человечеству эру освоения космического пространства. И, как видим, поэт не был одинок в пророчестве исторических путей России. В середине ХХ века, Елена Рерих писала: «Мы твердо знаем о победе нашей страны, о судьбах России и краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит, но новый мир грядет в сиянии новых лучей. Наша страна будет сохранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звездных рунах ».
Полными противоречия были отношения С.А.Есенина с религией. В детские и юные годы Сергей Есенин был на редкость религиозен, о чем говорит его раннее стихотворчество. Но с годами, с обретением жизненного опыта, благодаря ищущей мысли философа, С.А.Есенин «отошел от Бога», стал ярым противником церкви. Бог перестал быть для поэта тем, кем был раньше: «Не молиться тебе, а лаяться, научил ты меня господь». И это было следствием реакции поэта на трагизм собственной жизни и судьбы. Есенин разуверился в Боге! Но не разуверился в России. Как философ С.А.Есенин выступил со множеством деклараций и манифестов, создал глубокие по мысли поэмы о настоящем и будущем России: «Русь уходящая», «Русь советская», «Песнь о великом походе», «Ленин», «Пугачев», «Поэма о 36», «Железный Миргород», «Ключи Марии».
Примечательно, что выдающийся советский поэт Леонид Мартынов, в заметках о Сергее Есенине отмечал «космизм» творчества поэта.
Сергей Есенин с ранних лет создавал собственную философию жизни. Вот почему не приходится удивляться определению: «Человек есть не больше и не меньше, как чаша космических обособленностей ».
Этим есенинским определением дается «право на жизнь» современной научной астрологии, так как в соответствии с канонами «сомнительной» науки, каждый человек признается уникальным, несет в себе «микрокосм», частичку Вселенной. Поэт Сергей Есенин жил на земле, но его взгляд был устремлен в небо, проникал в глубины космоса. По представлениям С.А.Есенина «человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности ».
Знали ли вы таким поэта Сергея Есенина? … И я, поклонник творчества поэта, долгое время не видел в нем глубокого философа, а тем более «космиста». Теперь знаю, что Сергей Есенин был не столько тем, кто «не жалеет, не зовет, не плачет», сколько тем, кто мучительно размышлял о будущем России, мыслил планетарно, видел Россию устремленную к звездам.
Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012
Образ родины в лирике Сергея Есенина
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
С. Есенин
Сергей Есенин — современник переломной эпохи в жизни России, в его творчестве отразились перемены в жизни и психологии народа в революционные годы. В его поэзии ярко выражены черты национального русского характера — «беспокойная, дерзкая сила», искренность, свободолюбие, духовная неуспокоенность. В стихах Есенина звучит признание поэта в любви к «тихой родине», вера в ее историческое будущее.
В ранних стихах Есенина перед нами предстает крестьянская Русь, с ее дорогами, освещенными луной в зимнюю пору, и с «солончаковой тоской» летом. Русская природа и деревенский быт определяют тематику стихов Есенина. Все здесь мило поэту — и солнце, похожее на соху, и месяц в образе ягненка, и ветер в образе «рыжего ласкового осленка». Красота Средней полосы России, где родился поэт, скромная, неброская. Но поэт запечатлел ее с глубокой и трепетной любовью. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, поля, травы — все в стихах Есенина движется, вступает в поэтические отношения с человеком, с жизнью. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой» пальцы ног, трава «сбирает мед с обветренных ракит», ивы «вызванивают в четки», месяц «чистит рога». Прелесть окружающего мира неразрывно связана у Есенина с горячей любовью к родине, которая была могучим источником всей его поэзии.
Куда бы ни заносила творческая судьба поэта (а он бывал во многих крупных городах России, за рубежом, подолгу жил то в Москве, то в Петербурге), он, как истинный сын родной земли, неизменно возвращался к отчему дому. Ведь настоящим патриотом может быть лишь тот, кто остается с родиной В дни трудов и бедствий, а не только в дни побед и торжеств. Охваченная социальными переменами Россия в эти годы переживала необычную судьбу, и вместе с ней, вместе со своими «рязанями» прошел трудный путь лирический герой Есенина. Его чувство к родине с годами становилось острее и отзывчивее, утрачивало оттенок безмятежности и покоя.
Уже в ранней поэзии, наряду с созерцательным описанием природы и народной жизни, появляется тревожное ожидание иной судьбы. Деревенский паренек Есенин, как и миллионы его соотечественников, покинул свою многовековую крестьянскую колыбель, русскую деревянную избу, и с немалым трудом обживал новую городскую квартиру. Однако духовным «домом» поэта всегда оставалась деревня.
Грандиозные социальные потрясения в России Есенин встретил с восторгом, но революцию принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». В поэме «Ино-ния» (1918) воплотились его утопические мечтания о новой, вольной деревне, живущей вне исторического времени. Здесь «избы новые, кипарисовым тесом крытые», нет податей за пашню, здесь люди будут водить хороводы и блаженно отдыхать «под тенистыми ветвями одного преогромного дерева, имя которому социализм». Однако таким мечтам не суждено было сбыться: в стране бушевала гражданская война, жесткие нормы военного коммунизма подчиняли себе судьбы людей, деревня узнала, что такое «продразверстка».
Нелегко дается поэту прощание со старой патриархальной романтикой. Он понимает, что жить так, как жили отцы и деды, деревня уже не будет. Он понимает, что в состязании между жеребенком и поездом победа достанется механической машине («Сорокоуст», 1920). Технический прогресс неизбежно возьмет верх над отсталостью дореволюционной деревни. Поэт сожалеет о Руси уходящей, к которой он прикипел сердцем. Вместе с тем он пишет о себе («Издатель славный. », 1924):
Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь.
В современной деревне Есенин видит уже не «край заброшенный», а поле для активной деятельности новых людей — тех, кто прошел горнило революции, и молодежи, охваченной новыми идеями.
Судьба Есенина была неразрывно связана с судьбой России, а потому была полна исканий, противоречий, побед и поражений. Любовь к родине проходит красной нитью через все творчество поэта. Именно она была для него источником творчества, точкой опоры и точкой отсчета. Оставаясь глубоко национальной по сути, поэзия Есенина проникнута глубоким патриотизмом, верой в жизнь и в этом ее общечеловеческое значение.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:- переломный момент в жизни есенина
- образ родины в лирике есенина
- образ села родины описание по географии сочинение
- образ матери и родины в лирике сергея есенина
- сергей есенин краткое содержание с годами
Сергей Есенин — Тебе одной плету венок
Tebe odnoy pletu venok,
Tsvetami syplyu stezhku seruyu.
O Rus, pokoyny ugolok,
Glyazhu v prostor tvoikh poley,
Ty vsya — dalekaya i blizkaya.
Srodni mne posvist zhuravley
I ne chuzhda tropinka sklizkaya.
Tsvetet bolotnaya kupel,
Kuga zovet k vecherne dlitelnoy,
I po kustam zvenit kapel
Rosy kholodnoy i tselitelnoy.
I khot sgonyayet tvoy tuman
Potok vetrov, krylato duyushchikh,
No vsya ty — smirna i livan
Volkhvov, potaystvenno volkhvuyushchikh.
Nt,t jlyjq gktne dtyjr,
Wdtnfvb csgk/ cnt;re cthe//
J Hecm, gjrjqysq eujkjr,
Ukz;e d ghjcnjh ndjb[ gjktq,
Ns dcz — lfktrfz b ,kbprfz/
Chjlyb vyt gjcdbcn ;ehfdktq
B yt xe;lf nhjgbyrf crkbprfz/
Wdtntn ,jkjnyfz regtkm,
Reuf pjdtn r dtxthyt lkbntkmyjq,
B gj recnfv pdtybn rfgtkm
Hjcs [jkjlyjq b wtkbntkmyjq/
B [jnm cujyztn ndjq nevfy
Gjnjr dtnhjd, rhskfnj le/ob[,
Yj dcz ns — cvbhyf b kbdfy
Djk[djd, gjnfqcndtyyj djk[de/ob[/
"Тебе одной плету венок. "
Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Гляжу в простор твоих полей, Ты вся - далекая и близкая. Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая. Цветет болотная купель, Куга зовет к вечерне длительной, И по кустам звенит капель Росы холодной и целительной. И хоть сгоняет твой туман Поток ветров, крылато дующих, Но вся ты - смирна и ливан Волхвов, потайственно волхвующих.
Добавить в избранное
Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.
Тема Родины в лирике Сергея Есенина
Любовь к родному краю
меня томила, мучила и жгла.
С. Есенин
“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике великого поэта главным мотивом является любовь к родному краю.
Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию. Ее образ появляется у него уже в первых ранних стихах: “Вот уж вечер. Роса. ”, “Поет зима — аукает”, “Тебе одной плету венок”. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские строки. Мы видим, как “роса блестит на крапиве”, как “сыплет черемуха снегом”, как “курит облаком болото”. Просторы полей, синь родного неба, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “топи да болота” — во всем этом Есенин видел неповторимость родного края. Но во всей этой красоте поэт не уходит от действительности, которая представляется ему. С точностью, всеми доступными средствами, описывает он крестьянскую Русь накануне Октябрьской революции. Тяжелая жизнь простого народа отразилась в его стихах:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Многих ты, родина, ликом своим
Жгла и томила по шахтам сырым.
Много мечтает их, сильных и злых,
Выкусить ягоды персей твоих.
Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к России:
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
Есенин тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси. Но все-таки именно деревенская Русь ближе поэту, чем новая индустриальная Россия.
Поэт с болью и тревогой переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя “последним поэтом деревни”. Поэтому не удивительно, что в его поэзии появляются грустные нотки, страх перед деревней, меняющей свое лицо. Пытаясь идти в ногу со временем, поэт пишет:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
После Октябрьской революции отношение Есенина к переменам в стране было неоднозначно. Ведь он по-крестьянски понял то, что произошло в его стране. Поэт надеялся, что Россия станет великой крестьянской республикой, страной хлеба, кормилицей всего мира. В стихотворении “Инония” поэт как раз дает свое представление об этой стране. Он говорит, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай:
В синих отражаюсь затонах
Далеких моих озер.
Вижу тебя, Инония,
С золотыми шапками гор.
Но время шло, и надежды таяли. Отношение Есенина к произошедшим событиям менялось. Он с горечью наблюдает за расколом страны. Его родина уже не та, она теряет свой облик. Появляются стихи, в которых слышны нотки разочарования: “Песнь о хлебе”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”.
Чтобы скрыться от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. А вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще больше. Это особенно видно из стихотворения “Возвращение на родину”. В нем нет поэтизации деревни, ее природы. Неприглядной, унылой представляется она поэту. Свои тревоги Есенин высказывает и в стихотворении “Русь советская”:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Сергей Есенин искренне переживал за свою родину, он желал ей процветания и благоденствия, но в/Советской России поэт был чужим. Вскоре его жизнь трагически оборвалась.
Так же как великий поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина. Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени.
4071 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.