Анализ стихотворения Есенина Странница
Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица»
Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица»
Первые отклики на «Иорданскую голубицу» появились вскоре после ее обнародования в «Известиях ВЦИК». Н. Юрский отозвался о содержании и композиции поэмы следующим образом: «Прочтете вы это произведение, разделенное на VI частей, и не поймете — что, собственно, хотел сказать автор.
Прочтете второй раз и заглавие, и содержание — и… опять ничего не поймете.
Автор назвал свое произведение «Иорданскою голубицею» неведомо почему: содержание произведения не проливает на этот вопрос никакого ответа. Может, автор иносказательно старался пояснить, что для прочтения его произведения надо запастись голубиной кротостью,- все возможно.
В этом произведении имеется все: и гуси, и лебедь, впереди их летящий и имеющий «в глазах, как роща (!!) грусть», и «месяц — язык» (черным по белому значится!), и «нивы», и «апостол Андрей», и «Мати Пречистая Дева, стегающая розгой осла», и много кой-чего другого, всего и не перечислишь.
И вот эту массу предметов и образов предстояло связать в нечто целое. Сергей Есенин попытался это сделать, и в результате — «в огороде бузина, а в Киеве дядька»».
П. И. Лебедев-Полянский писал: «Есенин уходит прямо в лагерь реакции. Он без всяких оговорок, вместе с церковным клиром, на радость всей черной и белой братии, уверяет, что на том свете куда лучше, чем здесь на земле.
Вы, читатель, не верите? Хорошо,- так прочтите, но, пожалуйста, спокойно, вот эти строчки <первые две строфы четвертой главки поэмы>.
— Но это же недопустимо!
Мы вполне согласны с вами, читатель, но будем сохранять спокойствие»
Другой пролеткультовец (П. К. Бессалько) высказался в том же духе: «Неприятно поражает стихотворение Есенина «Иорданская голубица», где поэт, называя себя большевиком, говорит нам о борцах, убитых на своем посту <приведена вторая строфа четвертой главки произведения>.
Черт возьми, да ведь такое стихотворение понижает нашу волю к победе! Зачем нам бороться за социализм, когда там на небе лучше, чем на земле у нас?».
Предметом подавляющего большинства последующих прижизненных критических оценок, разнообразных по содержанию и тону, стала начальная строфа второй главки. Так, С. В. Евгенов иронизировал: «»Отрок с полей коловратых» Есенин громко «возопил»: «Мать моя родина, я — большевик» — и перепорхнул в литературное приложение «Известий ЦИКа», а оттуда и в пролетарские издания» Напротив, П. В. Пятницкий, процитировав указанную строфу, писал: «Из этого можно заключить, что поэт считает себя певцом революционной современности», а П. С. Когану она же дала повод для обобщений: «Революция для крестьянства скорее возврат к естественным формам жизни, чем потрясение основ.
Революция близка Есенину по необъятности трудовых задач, поставленных ею, потому что ей не войти теперь в берега, пока она не довершит до конца начатого и не перестроит весь мир, ибо на меньшем она не помирится. И сочувствие Есенина прежде всего к беспредельности ее цели. Здесь жертва — не отречение, не аскетизм, а радостное чувство, естественная игра сил»
В нескольких более поздних отзывах декларация поэта была поставлена под сомнение. Г. Ф. Устинов писал: «У Есенина большевизм ненастоящий. «Мать моя родина, я — большевик» — это звучит для подлинного большевика фальшиво, а в устах Есенина как извинение,- извинение все перед той же дедовской Россией».
Откликом чисто филологического характера на «Иорданскую голубицу» (вкупе с некоторыми другими произведениями) явилось наблюдение В. Л. Львова-Рогачевского о роли синего (голубого) цвета в творчестве Есенина — оно предвосхитило идеи исследований, предпринятых в 60-е — 80-е годы: «Весенний Есенин всюду видит синий свет. Когда младенец Иисус уронил золотой колоб, который спекла ему «Мать Пречистая», и колоб покатился месяцем по синему небу, «замутили слезы душу голубую Божью»… У Есенина тоже голубая душа, да и сам он весь голубой, пришедший приголубить все живое, он в колокол синий месяцем бьет и славит голубую звездами вбитую высь»
Иорданская голубица.- Один из источников этого образа — в Новом Завете: когда Иисус был крещен Иоанном в реке Иордан и вышел из воды, то «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и испускался на Него». Ср. также определенную параллель первой строфы третьей главки поэмы со строчками «Снова голубь Иорданский Над землею воспарил» из «Поддонного псалма» Н. А. Клюева — сочинения, к которому не раз обращался Есенин на рубеже 1917-1918 годов. Впрочем, употребленное здесь Есениным слово «голубица» несет дополнительную смысловую нагрузку — ведь в одном из народных поверий «называют голубицею» человеческую душу.
В свете этого заглавие «Иорданская голубица» вполне соответствует содержанию произведения: в целом оно безусловно навеяно мифопоэтическими представлениями о посмертной судьбе тех человеческих душ, которые переселяются в рай или, говоря словами поэмы, в «благие селенья»
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст» Поэма «Сорокоуст», по утверждению некоторых мемуаристов и по дошедшему письму Есенина к Е. И. Лившиц от 11 августа 1920 г.
- Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
- Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
- Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.
- Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся» Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи.
- Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек» С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но.
- Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица»
Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт. воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства. В стихотворении «Пороша», автор очень искусно описывает зимнее время года: деревья, покрытые белым одеянием, зимнюю дорогу, устланную, как шалью сухим и свежим, легким снегом.
Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют собой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина. что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.
«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством. покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.
Есенин искренне, как ребенок, милуется зимним пейзажем в лесу. Он очень нежно и трепетно передает в своем стихотворении картину зимнего леса. Зиму он называет невидимкой, которая очень хорошо постаралась и приодела все вокруг в белый наряд. Она повязала на сосну косынку, от чего та согнулась и стала похожа на старушку. опершуюся
на клюку. А дорогу превратила в белую ленту, звенящую под копытами. Все вокруг окутано белым снегом и мило уснуло прелестным сном, очутившись в прекрасной сказке.
Для придания зимнему пейзажу необычности и загадочности, автор использует необычные звуки, которые нарушают первоначальную тишину. Прислушавшись к тишине, поэт подмечает, что треск снега под копытами лошадей настолько громкий, что его слышно очень далеко. кажется «словно серые вороны раскричались на лугу». А дятел, усевшись под «самою макушкой» елки, словно старушки, очень громко стучит, выискивая что-то важное.
Как приятно надеть теплую шубу, валенки, шапку, закутать руки в теплые рукавицы и отправиться в дорогу по лесу, полям и лугам. Сесть в сани, запряженные тройкой лошадей с бубенцами и проехать по укатанной дороге под песни ямщика. Как прекрасны просторы родной земли зимой, как все торжественно и красиво.
Вот и лирический герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку. отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Заложник этого сна весь лес. И валит снег, он застилает все белой шалью, окутывает всю землю. Как радостно и весело на душе в такую пору.
Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо,- это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов. где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны.
Все мы ездим по дорогам, однако не все так замечают окружающие нас вещи. Лирического героя Есенина не утомляет одиночество в пути, он не погружается в себя и раздумья. Поэт открыт природе, наверное, поэтому и она показывает ему в дороге свои самые красивые пейзажи.
Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. И то, как он описывает зимний пейзаж, вызывает непреодолимое желание влюбиться в нее самому. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега. так и хочется прокатиться на санях или поиграть в снежки, слепить снежную бабу.
Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.
Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу. нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.
Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.
Анализ стихотворения Есенина «Жизнь – обман с чарующей тоскою»
Стихотворение «Жизнь – обман с чарующей тоской» было написано в 1925 году во время путешествия Есенина по стране. Тогда он находился в Мардакянах, Азербайджан. Это образец поздней философской лирики поэта, в котором представлены его размышлении о жизни и смерти, судьбе человека на земле. Поэт испытывал проблемы со здоровьем, у него было подозрение на туберкулез. В связи с этим его психическое состояние было подавленным. Таким образом, мотивы данного стихотворения полностью отражают мировоззренческие настроения Есенина в последний год его жизни.
Есенин всегда был противоречивой фигурой в русской литературе. С одной стороны тонкий лирик, человек глубокий, ранимый, восприимчивый к красоте и боли, с другой – «бесхарактерный», «слабый», ведущий странный образ жизни человек, страдающий от себя самого, своего пессимистического мировосприятия, Есенин дарит нам настоящую, талантливую Красоту.
Пессимистические настроения, мотивы бессилия перед неминуемой смертью, тленности земного бытия особенно ярко проступают в последних стихах Есенина. Для него «жизнь - обман» как раз потому, что после нее следует смерть, конец, противостоять которому человек ни в силах. Даря нам яркий проблеск жизни, с ее радостями и горестями («жизнь - обман, но и она порою украшает радостями ложь.), судьба вмиг все забирает – «роковые пишет письмена». Не видит Есенин в жизни ничего возвышенного, божественного, жизнь проста и прямолинейна - пишет она «грубою рукою».
Фатальное ощущение, что жизнь неминуемо ведет к смерти, что смертью оканчивается существование человека и нет никакого продолжения в том, другом мире, становится явным из следующих строк:
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе.
Для Есенина жизнь – всего лишь путь от рождения до смерти, ее волнения и радости не являются чем-то по-настоящему важным и значимым для лирического героя:
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь – стезя
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Однако в таком отношении к жизни нет высокомерия, нет упреков – только приятие. Эта мысль часто появляется в поздней лирике Есенина:
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
Несмотря на пессимизм и предчувствие неминуемой смерти, в этом стихотворении Есенина тонко струится любовь к живому – к природе. Крестьянский сын, с детства близкий земле, природе, верящей в нее, он пронесет эту любовь до конца жизни – сквозь пьяные кутежи и психические заболевания. Какой нежностью наполнена рожденная его измученным сердцем метафора «черемуховая вьюга», как холоден «звездный огонь» жизни. Пусть «жизнь - обман», однако «с чарующей тоскою», с неразрешенной загадкой, нераскрытой тайной - непостижимая.
Стихотворение состоит из семи катренов с перекрестной рифмой. Размер пятистопный хорей. Стопа двухсложная, с ударением на втором слоге. Поэт использует олицетворение «жизнь … своею грубою рукою роковые пишет письмена», эпитет «седому небу», метафору «черемуховая вьюга», символы «звездный огонь», «холодят мне душу эти выси», бессоюзие, придающее динамичность ритму: «Пусть меня ласкают нежным словом, Пусть острее бритвы злой язык, - Я живу давно на все готовым, Ко всему безжалостно привык».
Полный текст стихотворения
Жизнь - обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: "Лишь сердце потревожь,
Жизнь - обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе".
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь - стезя
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил - забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
А нализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали»
Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).
Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:
Вот опять вдруг зарыдали
По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.
Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта - одушевленность природы:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек.
Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:
Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.
Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».
Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.
Сергей Есенин — Я странник убогий
Ya strannik ubogy.
S vecherney zvezdoy
Poyu ya o boge
Kasatkoy stepnoy.
Na shelkovom blyude
Opada osin,
Poslukhayte, lyudi,
Ukhlyupy tryasin.
Shirkom v lugoviny,
Tseluyu sosnu,
Poyut bystroviny
Pro ray i vesnu.
Ya, strannik ubogy,
Molyus v sinevu.
Na paloy doroge
Lozhusya v travu.
Pokoyusya sladko
Mezh rosnovykh bus;
Na serdtse lampadka,
A v serdtse Isus.
Z cnhfyybr e,jubq/
C dtxthytq pdtpljq
Gj/ z j ,jut
Rfcfnrjq cntgyjq/
Yf itkrjdjv ,k/lt
Jgflf jcby,
Gjcke[fqnt, k/lb,
E[k/gs nhzcby/
Ibhrjv d keujdbys,
Wtke/ cjcye,
Gj/n ,scnhjdbys
Ghj hfq b dtcye/
Z, cnhfyybr e,jubq,
Vjk/cm d cbytde/
Yf gfkjq ljhjut
Kj;ecz d nhfde/
Gjrj/cz ckflrj
Vt; hjcyjds[ ,ec;
Yf cthlwt kfvgflrf,
F d cthlwt Bcec/