Анализ стихотворения Есенина Стилистический



Анализ стихотворения «Письмо матери» С. А. Есенина (восприятие, истолкование, оценка)

Картинка Анализ стихотворения Есенина Стилистический № 1

Сергей Александрович Есенин… Что-то чистое, ясное, русское слышится в его имени. Простой парень с голубыми глазами и пшенично-русыми волосами посреди березовой рощи - именно таким я представляю себе великого русского поэта при чтении его произведений. И стихи его простые и милые, каков сам; тихая, нежная любовь к родным просторам читается в каждой строфе, в каждой строке, согревает душу читателю, никого не оставляет равнодушным. Да и может ли быть иначе, если любовь эта идет от самого сердца, струится как бы из глубины России… Таковы, пожалуй, все стихотворения Есенина, но самым любимым, самым дорогим для меня стало "Письмо матери", написанное в 1924 г.

Пример

Когда я впервые прочитала его, я была потрясена мастерством автора, той простотой, с которой он мог выразить свои чувства, огромной силой его любви к самому близкому и дорогому человеку на свете:

Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.

Из самого потаенного уголка сердца поэта вырываются эти слова, обращенные к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собою изливающаяся нежность. Всё слилось в этих заветных строках: и сыновнее чувство, и время, минувшее со дня последней встречи матери с сыном, и пространство, их разделяющее, и бедность ее жилища, и благоговение сына перед отчим домом… Перед нами предстает образ матери - дорогого до слез человека. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение - всё это обобщено в образе матери. Много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. В стихотворении чувствуется вина сына перед матерью за долгое отсутствие, за легкомысленный образ жизни, за время, проводимое в кабаках… А сколько боли и душевного надрыва слышится в словах:

Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.

Сын пытается успокоить тревогу и грусть своей матери, говоря, что остался таким, каким она знала его:

Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом .

Развитие лирической темы связано с образом возвращения. В жизни, ставшей "тягостной бредью", поэт надеется на возрождение. "Тоске мятежной" противопоставлен спокойный и прочный "низенький дом", цветущий "белый сад", весна, рассвет. Всё это типично есенинские символы. Кажется, что можно отбросить нынешнее и вернуть старое. Но тут же вносится маленькая поправка, которая показывает, что всё изменилось:

Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.

Из прямого смысла глагола "не буди" вырастает переносный: "Не буди того, что отмечталось…" Жизнь прошла. Много юных, свежих сил было растрачено попусту, бесцельно. Сколько планов и надежд осталось неосуществленными, сколько разочарований и ударов судьбы выпало на долю поэта:

…Не волнуй того, что не сбылось, -Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.

"…К старому возврата больше нет", - звучит резкий и категоричный вывод поэта. Но как бы там ни было, любовь к матери осталась в сердце Есенина, пережив рухнувшие Веру и Надежду. Мать для Есенина - единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства:

Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.

"Несказанный свет" - это свет любви поэта к матери, образ которой сливается с образом Родины.

Как же Есенину удалось создать такое "живое" стихотворение, которое современные исследователи его творчества ставят рядом с пушкинским "Няне"? По словам Сергея Есенина, для поэта живой разговорный язык очень важен. Именно из разговорного языка поэт черпает новые интонации, сочные и яркие эпитеты и метафоры. "Письмо матери" написано повествовательным стихом со всеми характерными для письма стилистическими особенностями. Рифма Есенина становится проще и естественной. Огромное влияние на восприятие стихотворения читателем оказывает кольцевое оформление. Последнее ("кадансовое") четверостишие повторяет вторую строфу с небольшими изменениями, подчеркивая настроение лирического героя претерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость. Это придает стихотворению особую эмоциональность.

Светлый образ матери проходит через всё творчество Есенина. Любовь к родному крову, к близким, к родным и любимым людям - вот, без сомнения, самая исповедальная тема есенинской лирики. Любовь, несущая свет и надежду, умножающая силы, открывающая неоглядные просторы. Силу произведений поэта невозможно передать словами - ее можно только чувствовать. И если любовь к Родине начинается с любви к матери, то возможно ли после прочтения "Письма матери" сомневаться в самозабвенной любви Есенина к России? И возможно ли не восторгаться этим прекрасным стихотворением, к которому с полным правом можно отнести слова А. Серафимовича: "Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших - ни у кого у современников…"


Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Анализ стихотворения «Письмо матери» С. А. Есенина (восприятие, истолкование, оценка) уже в твоих закладках.

Доклады по литературе > Анализ стихотворения «Письмо матери» С. А. Есенина (восприятие, истолкование, оценка)

Дополнительные сочинения по данной теме
  • Тема родины в поэзии С. Есенина (Второй вариант)
    Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Берёза»
    Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение "Берёза". Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади, но юный поэт верен своей родине, он посвящает множество произведений красоте природы. Название стихотворения Есенина "Берёза", казалось бы, выглядит слишком просто, но
  • Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «К сестре»
    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
  • Урок литературы в 5 классе “Тема Родины в творчестве С. Есенина”
    Урок литературы в 5 классе «Тема Родины в творчестве С. Есенина» (урок - путешествие). Класс: 5 Цели: Расширить представления учащихся об эстетическом краеведении; воспитывать интерес и любовь к творчеству С. Есенина; формировать художественный вкус. Тип урока: Изучение нового материала (интегрированный). Вид урока: Игровой (урок - путешествие). Технология: на игровой основе с элементами мультимедийной презентации. Оборудование: Мультимедийные слайды на основе комплекта открыток « На родине Есенина» фото Е. Гаврилова, экран, рисунки учащихся - иллюстрации к теме « Моя
  • Моя первая встреча с любимой книгой
    Я очень люблю поэзию С. Есенина. Писать такие красивые стихи о природе мог только человек, влюблённый в неё. Но особенно проникновенны его произведения о животных. Уже после первого чтения я очень полюбил стихотворения С. А. Есенина "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке" и другие. Читая предисловие к книге, я узнал о трогательном отношении поэта к бездомным животным, которые понимали и любили своего благодетеля. Он умел читать в глазах зверей их боль, просьбу
  • Памятник А. С. Пушкину
    Впервые к памятнику А. С. Пушкину я приехал недавно. Подойдя к площади, ещё издали увидел полное мысли и благородства лицо поэта и замер от благоговения и восторга… На боковых сторонах гранитного постамента - строки из стихотворения "Памятник". Лицо поэта обращено к людскому потоку. Создаётся впечатление, что живой Пушкин приветствует "…племя младое, незнакомое". Поэт будто остановился, слегка склонив голову. Правая рука заложена за жилет, левая с цилиндром за спиной. На плечи поверх
  • Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» С. А. Есенина
    Русь предстает здесь наполненной святынями и святостью ("хаты - в ризах образа", "как захожий богомолец", "по церквам твой кроткий Спас"), и восторженный поэт восклицает: …не надо рая,Дайте родину мою. Россия в этом стихотворении - живая, уподоблена родному человеку: "Гой ты, Русь моя родная". Это "малая родина" Есенина - родное село, знакомые с детства пейзажи. Выражение "синь сосет глаза" передает чувство грусти, заполнившее душу поэта, ностальгии. Теперь лирический герой "как захожий богомолец" в

Разместил: Узнайка и опубликовал 11 августа, 2014 В разделе: Доклады по литературе

Популярные эссе

    Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

Виступ екологічної агітбригади

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Любимый день недели (Второй вариант)

Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

    Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоровя Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

Концепция внедрения медиаобразования в Украине

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

Статистика

© Лучшие сочинения всех времен и народов, которые включенные во все школьные и вузовские программы, сочинения по произведениям русских и зарубежных писателей, "краеугольных" шедевров русской и мировой литературы. Все материалы доступны для скачивания бесплатно.

Анализ стихотворения С. Есенина Отговорила роща золотая

Картинка Анализ стихотворения Есенина Стилистический № 2

Анализ стихотворения С. Есенина Отговорила роща золотая - Реферат, раздел Литература, Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности Анализ Стихотворения С. Есенина Отговорила Роща Золотая. Отговорила Роща Золо.

Анализ стихотворения С. Есенина Отговорила роща золотая. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть Ведь каждый в мире странник Пройдт, зайдт и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костр рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадт трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребт их всех в один ненужный ком Скажите так что роща золотая Отговорила милым языком. 8,c.103 В этом стихотворении Есенин создает красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканностью оттенков.

Его лирический герой восхищается широким месяцем над голубым прудом, костром рябины красной. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы и относится к ней как к матери. Она видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния этого стихотворения Есенина в умении автора передать тончайшие оттенки самых нежных чувств и настроений. Его лирический герой человек уже немолодой. Поэт показывает осеннее увядание природы, но осень года здесь это осень человеческой жизни. И состояние природы отражает состояние души лирического героя.

Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и души сиреневую цветь. Однако ему ничего в прошедшем не жаль. Да и стоит ли жалеть лет, растраченных напрасно Стоит ли жалеть кого-нибудь Ведь каждый в мире странник Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно сгребает в один ненужный ком. Все погибает. Однако не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава. Природа умирает, но она способна возродиться.

И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Очень необычна форма этого стихотворения. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью. Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные экспрессивно-выразительные средства. Например, он употребляет олицетворение журавли не жалеют, грезит конопляник.

Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным. Особенностью этого произведения является одушевление в нем всего сущего людей, животных, растений, планет, предметов - все они дети единой матери Природы. Метафоры костер рябины красной и эпитеты березовый язык, ненужный ком придают стихотворению плавность и поэтичность. Поэт также использует инверсию отговорила роща золотая, стою один среди равнины голой. Этот художественный прием делает произведение возвышенным и торжественным. В данном стихотворении можно встретить также сравнение Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Вс это придат художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер. Стихотворение Отговорила роща золотая красочное и сильное звучит как гармоничное произведение. Есенину удалось передать в нм сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Это стихотворение передат половодье чувств, половодье мыслей поэта, оно волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"

Картинка Анализ стихотворения Есенина Стилистический № 3

Дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала

Образовательные.
  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
  • Учить анализировать поэтическое произведение
  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
  • Учить рассуждать, делать выводы
Развивающие :
  • Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
  • Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные.
  • Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
  • Воспитывать любовь к русской поэзии

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная

Раздел. поэтическая тетрадь

Средства обучения: Учебник “Родная речь 4 класс 2 часть” Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.71; Презентация; книги со стихами С.А.Есенина; грамзапись

Учитель: Сегодня на уроке присутствуют гости. Подарите им хорошее настроение, улыбнитесь.

Выполним несколько упражнений для развития артикуляции

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1–5. Задержка дыхания на 1–3. Выдох на 1–5 раскрыв рот, как бы на звуке – а.

– Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу.

– Вытягиваем губы трубочкой, а затем растягиваем в улыбке

Каждый день – всегда, везде ,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Учитель: Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, с грустной интонацией.

Прочитайте с логическим ударением на выделенных словах

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Урок литературного чтения. На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?

Ученики: Валерия Яковлевича Брюсова

Учитель: Дома вы подготовились их читать выразительно. Какие правила вы помнили при чтении стихов?

1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт
2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни
3. Соблюдать знаки препинания
4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Слушание нескольких учеников

Учитель: Ваши впечатления от чтения товарищей За что можно похвалить? Какие замечания?

Слушание в парах, взаимооценка

Оценивать соседа будете в баллах. Максимальное количество баллов 5. На полях нарисуйте треугольник – это символ этого этапа, а в него проставьте ваши баллы.

Учитель: продолжим знакомство с миром поэзии

А.С.Пушкин
В.В.Бианки
456
Е.А.Благинина
Н.Н.Носов
23
В.А.Осеева
1
А.А.Фет

Учитель: Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

А.С.Пушкин, А.А.Фет, Е.А.Благинина-поэты, они пишут стихи

В.В.Бианки, Н.Н.Носов, В.А.Осеева-писатели, они пишут рассказы

5.Формулирование учащимися темы и задач урока

Учитель: Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью.

Ученики: можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин.

Учитель: Действительно, это Сергей Александрович Есенин

Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?

Сформулируйте тему урока полностью.

Ученики: Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

Учитель: Зная тему, поставьте задачи урока

Ученики: познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,

Учиться правильно, выразительно читать

6. Актуализация опорных знаний

Учитель: Какие ассоциации (образы) возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя “Сергей Есенин”?

Ученики: сень (то, что покрывает, укрывает кого или что-нибудь. например, под сенью деревьев), осень, весна, весенний, синий, Россия

В этом имени – слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси, сень берёзы
И синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
“Сергей Есенин”,
Всей России встают черты…
(Н.Браун )

7. Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина

Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Какие стихи Есенина вы знаете? Какая тема главная в творчестве Есенина?

Ученики: Тема Родины, о родной природе

послушать стихотворение наизусть

Учитель: сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

Учитель: Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино

Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

Учитель: Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

– Родная природа
– Бабушка и дедушка

Учитель: Итак, мы познакомились с некоторыми сведениями о детстве поэтами и поняли, что вдохновило его на сочинение стихов. Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого:
ученики: опостылеют
найдём его значение в словарике в конце учебника – опостылеть, значит, надоесть

9.Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

Чтение учителем стихотворения

Учитель: я сейчас прочитаю стихотворение, а вы расставьте паузы

Учитель: о чём вспоминает поэт в этом стихотворении? С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

Учитель: У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой

9.Анализ стихотворения (стилистический (языковый) анализ)

Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно, отмечая непонятные для вас по значению слова

Уточним значения некоторых слов:
  • по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
  • разухабистой гурьбой – молодцеватой,
  • задорной
  • бредём – синоним – шагать

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

салазки – маленькие деревянные ручные санки

Могли быть такие в детстве у Есенина?

загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка)

работа со словарём по группам:

1 семейка – задворки, 2 семейка – разухабистый с.655

салазки, 4 семейка-галдеть

приём стилистического эксперимента

приём стилистического эксперимента

10. Выразительное чтение

Учитель: подготовьтесь к выразительному чтению

(работа с карандашом.)

Проверка:
Какие чувства нужно передать при чтении?

первые четыре строки – дети устали
следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий
последние – обрадовались

Помним – стихи читаем…
Чтение вслух
За что можно похвалить?
Какие замечания?

Оценивать соседа будете в процентном соотношении. 100% .-справился с выразительным чтением по всем параметрам Оцените, на сколько % вы справились с заданием. Нарисуйте на полях квадрат – это символ задания.

учитель помогает при чтении соблюдать паузы с помощью счёта:

длинная пауза – раз-два-три

Дома читать стихотворение выразительно, найти другие стихи Есенина, нарисовать иллюстрацию к стихам Есенина

Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, толкование, оценка)

Картинка Анализ стихотворения Есенина Стилистический № 4

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.

Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…

Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в старенький наш дом.

В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.

Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).

«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.

МегаШпора в соцсетях:

укажите все тропы и стилистические фигуры в стихотворении Есенина - "Не жалею, не зову, не плачу". помогите пожалуйста.

Намик Мамедов Ученик (190), закрыт 6 лет назад

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Высший разум (274097) 6 лет назад

С белых яблонь дым

Увяданья золотом охваченный

Сердце, тронутое холодком

Страна березового ситца

Весенней гулкой ранью

На розовом коне

Льется с кленов листьев медь

VIadimir Skrebkov Знаток (340) 6 лет назад

Handr Мудрец (18357) 6 лет назад

Дух бродяжий, розовый конь.

Послушайте стихотворение Есенина Стилистический

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Стилистический

Анализ стихотворения Есенина Стилистический

Настроение произведения Стилистический

Стилистический