Анализ стихотворения Есенина Сорокоуст
Анализ поэмы Есенина «Сорокоуст»
Сорокоуст – сорокадневная уставная церковная служба. Поминание по усопшем.
В первой части произведения автор сразу заявляет свою роль, свою задачу:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Что же произошло? Почему аллилуйя звучит над родимой страной?
1917 — поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: « Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь ». Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст».
В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В 1920 году рухнули утопические мечты поэта о социализме как » мужицком рае «. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Поэма была написана Есениным во время его поездки на юг России в августе 1920 года.
Все мучительнее встает перед поэтом вопрос: « Куда несет нас рок событий?» Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэтреволюционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Глубокий внутренний смысл имеет в «Сорокоусте» рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульминационного звучания:
Пронзительно-тревожным «чувством родины», потерь озарена вся поэма. Образы «Сороокуста» — дерзкие, впечатляющие.
Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между « чугунным конем » — поездом и «красногривым жеребенком ».
Стихотворение построено на противопоставлениях:
Лапы (у поезда) – ноги (у жеребенка)
Поезд движется « в туманах… кроясь » – жеребенок скачет как на празднике
Таким образом, в первой строфе образы поезда и жеребенка противопоставлены на всех уровнях.
Это противопоставление усиливается во второй строфе, где возникает антитеза двух временных пластов: современности и древности, « Когда пару красивых степных россиянок Отдавал за коня печенег?»
Во второй же строфе ярко выражена авторская позиция: милый дуралей. Слово с ярко выраженной экспрессивной окраской, обращение к кому-то очень близкому. Это впечатление усиливается употреблением местоимения наш ( Наш разбуженный скрежетом плес). Образ лирического героя слит с образом деревни, таким образом, поэт свою судьбу разделяет с судьбой деревни, т. к. позиция лирического героя отражает позицию автора.
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Стихотворение наполнено любовью к красногривому жеребенку, и вместе с тем пронизано болью, отчаянием и ужасом перед роковым вторжением в жизнь бездушного и жестокого врага – стальной конницы. В нем слиты нежность, трогательность и трагичность. Красногривый жеребенок олицетворяет собой все прекрасное. Это стихотворение о душе и бездушии. Душа поэта переполнена болью и отчаянием. Жеребенок – как ребенок. Как природа в изображении Есенина по-детски наивна и потому задавлена наступающей стальной конницей. С приходом в нашу жизнь стальной конницы « большая трава » превратилась в « поля бессиянные », серое и тусклое: увядает все живое. Они потеряли волшебное сияние нетронутости.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст» Поэма «Сорокоуст», по утверждению некоторых мемуаристов и по дошедшему письму Есенина к Е. И. Лившиц от 11 августа 1920 г.
- Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти» В последней поэме А. Т. Твардовского центральное место занимает проблема того, какую долю «отец народов» уготовил их детям. Поэма была.
- Анализ поэмы Пушкина «Полтава» Свою вторую по величине поэму написал в рекордно короткие сроки Пушкин. «Полтава» была задумана еще весной 1828 года, но работа.
- Анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник» Поэма «Кавказский пленник» была написана в 1820-1821 гг. а напечатана в 1822 г. В 1829 г. поэт так отзывался о.
- Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение.
- Анализ поэмы Маяковского «Про это» Одно из самых замечательных произведений Маяковского — поэма «Про это» — как раз менее других исследована, она не раз получала.
- Анализ поэмы Твардовского «За далью — даль» Долго и трудно складывалась поэма А. Т. Твардовского «За далью — даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ поэмы Есенина «Сорокоуст»
Анализ стиха << Гой ты Русь моя родная>>
Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях её неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия – это родной край, который он бесконечно любит, ради него он готов без колебаний пожертвовать жизнь. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющие его сердце. Конечно, прежде всего он гордится своей родиной, для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь. Сергей Есенин истинно русский поэт: родине и природе он посвятил большую часть своих произведений. Это его главная тема в стихотворениях, глубокая и чистая любовь и бережное отношение к окружающему миру. Он с обожанием относится к родному краю, к деревне, к лугам и полям. Ни за что и никогда он не променяет их и не предаст. Такое настроение можно увидеть во всех ранних стихотворениях Сергея Есенина. Многие его произведения пропитаны любовью к Руси, которую он выражает с особой чуткостью и нежностью, примечая самые прекрасные детали пейзажей родной природы. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано именно этими чувствами автора. «Хаты - в ризах образа…»-пишет Есенин. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом. Стихотворение искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю. Поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит. ) подчеркивают праздничное настроение стихотворения. Мы видим Россию как бесконечную, бескрайнюю землю, над которой простирается огромное голубое небо, даже, скорее, синее: «не видать конца и края-только синь сосёт глаза.». Для поэта родина - это церковь, в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут люди, возможно отмечая какой-то праздник. Лирический герой бежит по мятой тропинке на просторы зелёных полей, где ему на встречу звенит смех девушки, который он, скорее всего, сравнивает с серёжками берёз. Самое удивительное, что с начала до конца стихотворения автор восхищается своей родной землёй, на которой он родился и вырос. Даже на рай Сергей Есенин не готов променять свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей. Восторженность, гордость, обожание – в начале и то же в конце. Лишь эмоции, переполняющие автора, когда тот берется за перо, с каждым последующим словом крепнут и остаются в строках его произведения навсегда «Гой ты, Русь, моя родная». В эту фразу поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь… Это стихотворение понравилось мне теми чувствами, которыми Сергей Есенин наполнил своё небольшое и прекрасное произведение.
Анализ стиха <<Сорокоуст>>
В 1920 году Есенин создает целый цикл стихов на эту тему - «Сорокоуст» (сорокоуст - поминальная церковная служба по умершим). Здесь мы видим открытое и резкое противопоставление деревни городу. Крестьянско-патриархальным испугом веет от этих строк Есенина о городе, в них выражены те представления, согласно которым деревня только трудится и кормит, а город только ест и гуляет. Как видим, Есенин был недалек от того, что писали о городе и деревне крестьянские поэты. Однако здесь нельзя не отметить и существенной разницы. Она может быть понята, если мы обратимся к уже упоминавшейся статье «Ключи Марии». Именно здесь Есенин впервые после революции касается вопроса о городе и деревне. Вопрос этот возникает в связи с рассуждениями об истоках поэтического искусства и о его будущем. Поэзия должна опираться на исконные поэтические формы, выработанные устным художественным творчеством русского крестьянства, - таково основное положение Есенина. Поэт высказывает мысль о том, что город разрушает древний поэтический мир, рожденный в недрах русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину. Город ему кажется чуждым, антипоэтическим миром, нарушающим гармонию между человеком и природой. Отсюда отрицательное отношение поэта к городу и защита деревни со всеми ее традиционными устоями. «Грусть за уходящее мллое родное» - такими словами определял Есенин состояние, в котором создавался цикл стихотворений «Сорокоуст». Не протест против нового, советского, а печаль об уходящем владеет поэтом. Он чувствует себя настолько привязанным к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимает как собственную обреченность. Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта даже к фатализму. Все чаще в его стихах начинает появляться слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта: «роковая на нем печать». Временами он готов уйти из жизни, как уходит из нее близкое и дорогое его поэтическому сердцу: «Я хочу под гудок пастуший Умереть для себя и для всех». Мотив ухода из жизни неоднократно повторяется в его стихах 1920- 1921 годов, и, может быть, наиболее сильно в одном из них, написанном уже после «Сорокоуста»: * Мир таинственный, мир мой древний, * Ты, как ветер, затих и присел. * Вот сдавили за шею деревни * Каменные руки шоссе. * Так испуганно в снежную выбель * Заметалась звенящая жуть. * Здравствуй, ты, моя черная гибель, * Я навстречу к тебе выхожу! В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшим в окружение «железных врагов». Мучительные мысли преследуют Есенина. Они до такой степени изнуряют его, что временами порождают безразличное, равнодушное отношение к жизни, желание отвернуться от источника своих
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сорокоуст»
17 декабря 2015
Поэт, талант которого зародился и пробился из русской древни, трагически переживает столкновение с индустриальным городом в поэме «Сорокоуст». Название для произведения выбрано очень осмысленно.
Сорокоуст, для тех, кто не знаком с церковной жизнью, – это отпевание умершего на протяжении идущих один за другим сорока дней. Вот и Сергей Есенин с надрывом в душе пишет в августе 1920 года песнь о гибели любимой живой деревни под натиском железа, машин, бездушности городов.
Центром лирической композиции можно с точностью назвать третью часть поэмы. В этих строках – самый запоминающийся эпизод: гонка жеребенка рядом с едущим поездом. Сцена эта случайно попала на глаза поэту во время очередной поездки. Она стала в итоге той зацепкой, за которой полились одна за другой мысли о гибели нетронутой природы под натиском агрессивной деятельности человека.
Чтение первых строк «Сорокоуста» публике вызвало протест. Употребление в зачине произведения резких бранных выражений для тогдашних устоев интеллигенции было неприемлемо. Однако, Есенин, как любой поэт, пытался внести в литературный мир нечто новое, революционное. И общественность сдалась, восхитившись талантом молодого дарования. Люди понимали, что строки Есенина не пусты, они переполнены смыслом и глубокими возвышенными чувствами.
«Сорокоуст» – отпевание естественной, природной жизни народа в деревенской тиши, тоска поэта по Родине. Город рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем.
Строки, написанные из души столько лет назад, набирают актуальности сегодня, когда человек становится все более жестоким к окружающей среде. Загрязнение почв и воздуха, вырубка лесов, – все это разрушает тонкую гармонию природы. Есенин в поэме скорбит, пытаясь передать тоску нам, зрителям, чтобы мы не допустили окончательной победы всего искусственного, бездушного, материального над живым, духовным, естественным.
Маленькие поэмы » Марфа Посадница
Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,—
Ой, как выходила Марфа за ворота,
Письменище черное из дулейки 1 вынула.
Раскололся зыками колокол на вече,
Замахали кружевом полотнища зорние;
Услыхали ангелы голос человечий,
Отворили наскоро окна-ставни горние.
Возгово́рит Марфа голосом серебряно:
«Ой ли, внуки Васькины 2. правнуки Микулы 3 !
Грамотой московскою извольно 4 повелено
Выгомонить вольницы бражные загулы!»
Заходила буйница выхвали старинной,
Бороды, как молнии, выпячили грозно:
«Что нам Московия — как поставник 5 блинный!
Там бояр-те жены хлыстают загозно!»
Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
«Быть так,— кротко молвила, черны брови сдвинула,—
Не ручьи — брызгатели выцветням росяновым. »
Не чернец беседует с Господом в затворе —
Царь московский антихриста вызывает:
«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!»
Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
«Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!»
Вынул он бумаги — облака клок,
Дал ему перо — от молнии стрелу.
Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу.
Зарычит антихрист зёмным гудом:
«А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет!
Как пойдет на Москву заморский Иуда,
Тут тебе с Новгородом и сладу нет!»
«А откуль гроза, когда ветер шумит?» —
Задает ему царь хитро́й спрос.
Говорит сатана зыком черных згит:
«Этот ответ с собой ветер унес. »
На соборах Кремля колокола заплакали,
Собирались стрельцы из дальных слобод;
Кони ржали, сабли звякали,
Глас приказный чинно слухал народ.
Закраснели хоругви, образа засверкали,
Царь пожаловал бочку с вином.
Бабы подолами слезы утирали,—
Кто-то воротится невредим в дом?
Пошли стрельцы, запылили по́ полю:
«Берегись ты теперь, гордый Новоград!»
Пики тенькали, кони топали,—
Никто не пожалел и не обернулся назад.
Возгово́рит царь жене своей:
«А и будет пир на красной браге!
Послал я сватать неучтивых семей,
Всем подушки голов расстелю в овраге».
«Государь ты мой,— шомонит жена,—
Моему ль уму судить суд тебе.
Тебе власть дана, тебе воля дана,
Ты челом лишь бьешь одноей судьбе. »
В зарукавнике Марфа Богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.
«Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Стучитесь к новоградским дверям!»
Приносили голуби от Бога письмо,
Золотыми письменами рубленное;
Села Марфа за расшитою тесьмой:
«Уж ты, счастье ль мое загубленное!»
И писал Господь своей верной рабе:
«Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе
Продал душу свою антихристу. »
А и минуло теперь четыреста лет.
Не пора ли нам, ребята, взяться за ум,
Исполнить святой Марфин завет:
Заглушить удалью московский шум?
А пойдемте, бойцы, ловить кречетов,
Отошлем дикомытя 6 с потребою царю:
Чтобы дал нам царь ответ в сечи той,
Чтоб не застил он новоградскую зарю.
Ты шуми, певунный Волохов, шуми,
Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш!
Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
Ой ты, Новгород, родимый наш!
Как по быльнице тропинка пролегла;
А пойдемте стольный Киев звать!
Ой ли вы, с Кремля колокола,
А пора небось и честь вам знать!
Пропоем мы Богу с ветрами тропарь,
Вспеним белую попончу,
Загудит наш с веча колокол, как встарь,
Тут я, ребята, и покончу.
1 Дулейка (дулетка) — род верхней женской одежды; безрукавка с ватной подкладкой и накладными украшениями.
2 Внуки Васькины — имеется в виду Василий Буслаев, один из героев новгородских былин.
3 Правнуки Микулы — речь идет о былинном богатыре Микуле Селяниновиче.
4 Извольно — своевольно, своенравно.
5 Поставник — шкаф, ящик.
6 Дикомыть — ловчая птица, выученная своему ремеслу уже после того, как она сменила оперение.
Сергей Есенин - Сорокоуст
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина?
Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом,
Тянет к глоткам равнин пятерню,
Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.
И дворовый молчальник бык,
Что весь мозг свой на телок пролил,
Вытирая о прясло язык,
Почуял беду над полем.
Ах, не с того ли за селом
Так плачет жалостно гармоника:
Таля-ля-ля, тили-ли-гом
Висит над белым подоконником.
И желтый ветер осенницы
Не потому ль, синь рябью тронув,
Как будто бы с коней скребницей,
Очесывает листья с кленов.
Идет, идет он, страшный вестник,
Пятой громоздкой чащи ломит.
И все сильней тоскуют песни
Под лягушиный писк в соломе.
О, электрический восход,
Ремней и труб глухая хватка,
Се изб древенчатый живот
Трясет стальная лихорадка!
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях,—
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной «аллилуйя».
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.