Анализ стихотворения Русь Есенина

Анализ стихотворения Есенина Русь

«Русь» - большой пятичастное стихотворение Сергея Есенина, написанное в 1914 году, иногда называют небольшой поэмой.

Произведение имеет рамочную композицию. «Сюжетные» третья и четвертая части обрамляются вступлением и заключением. Хронотоп сюжета – явно не современная поэту действительность, а, возможно, допетровский или даже более ранний период. Атмосфера времени и пространства создаётся поэтом с помощью лексических средств, прежде всего – диалектизмов и архаизмов. Сюжетная линия проста: из некоего селения женщины провожают отцов, мужей и сыновей на войну, с трепетом ожидают от них вестей и, наконец, получают от них письма и радуются их успехам.

Пример

Обрамляющие части содержат определенные отсылки к сюжету (особенно заключительная пятая), но в целом представляют собой довольно пространные рассуждения о природе и родине, которыми делится с читателями поэт через своего лирического героя.

По-есенински живо и неповторимо красочно обрисованы как в центральной, так и обрамляющей части стихотворения человеческие образы и картины природы. Для их создания поэт пользуется метафорами, сравнениями, олицетворениями. Громко звучит голос поэта, «последнего певца деревни», искренне влюбленного в Русь и восхищенного ей.

Написано стихотворение трехстопным анапестом, узнаваемым есенинским размером. Несмотря на большой объем произведения, и, по большей части, точные богатые рифмы, ощущения монотонности не возникает благодаря чередованию дактилической и мужской клаузул.

Анализ поэмы Есенина «Русь»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Русь № 1

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей,
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающая, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

В третьей главе — опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:

Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:

Затомилась деревня невесточкой –
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя глава — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Анализ стихотворенияе Есенина «Русь»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Русь № 2

Произведение «Русь», жанр которого сам автор обозначил как маленькую поэму, что свидетельствует о широком охвате жизненного материала, написано в 1914 году и разделено на пять различных по объему частей. Как в лексике произведения, так и в самом характере сюжета воплотилась мощная опора на традиции устного народного творчества, широко представленные в есенинской лирике в целом.

Символично, что автор называет довольно небольшое стихотворение поэмой, что лишний раз подчеркивает художественную значимость данного произведения в контексте всей лирики поэта. Повторяющиеся в тексте обращения «Ой ты, Русь, моя родина кроткая», «Ой ты, Русь моя, милая родина», «Но люблю тебя, родина кроткая» свидетельствуют о том, что автор не отделяет свою судьбу от судьбы отчизны, он связан с ней кровно и нерасторжимо.

Поэму от начала до конца пронизывает народное мироощущение. С. Есенин стремился рассказать в ней о проблемах русской земли, обрушившихся на страну в 1914 году.

Произведение открывается поэтичной картиной родной зимней природы. Однако это вовсе не безмятежно спящая в снежной колыбели деревенская Русь. Вся первая часть произведения пронизана зловещим ожиданием тревожных событий. Как это часто подчеркивается в фольклоре и древнерусской литературе, природа пытается предупредить человека о грозящей опасности: воют волки, в «шали пурги» огоньками мерещатся «совиные глазки» (известно, что сова в фольклоре является предвестником смерти).

На Руси издревле все беды и напасти связывались с проделками нечистой силы: пеньки в поэме – «словно нечисть лесная», в проруби скрываются колдуны. Дубовые сетки символизируют невзгоды и препятствия. Как бесовское наваждение приходит на Русь чуждая миролюбивому характеру русского народа, искусственно навязанная России извне война.

Во второй главке произведения рисуется праздничная картина весенних луговых работ. После зимнего пейзажа она логично продолжает повествование, поскольку согласно природному календарю весна как раз и сменяет зиму. Именно здесь, на фоне трудовых будничных дел, со всей глубиной раскрывается тот самый загадочный русский характер, постичь и передать который стремились все без исключения классики отечественной литературы. Богатырская удаль в труде, умение от души веселиться в минуты отдыха, прирожденная эмоциональная сердечность и теплота сочетаются в образах деревенских парней и девушек с природной красотой:

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костра.

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

При помощи выразительного сравнения («как черна смородина») и ярких, запоминающихся метафор («угли-очи», «подковы бровей») С. Есенин мастерски и лаконично сумел передать в этих задушевных строках озорной задор русской народной песни.

Настроение третьей части вновь резко меняется. Его ударно воплощает лаконичная, но емкая метафора: «чашка неба расколота». Перед лицом зловещей беды, пришедшей на русскую землю, словно всколыхнулась вся природа: «понакаркали черные вороны» (по народной примете, вороны предвещают ненастье), «крутой вихорь», «грянул гром». И вновь в сознании читателя возникает ассоциация с древнерусской литературой, со «Словом о полку Игореве». Художественное время словно ускоряется, сюжет произведения становится более динамичным.

С. Есенин показывает, что раскололась, как эта чашка неба, вся привычная для народа жизнь. Безропотно, но с тяжелым чувством на сердце собираются защитники родной земли на войну, как шли умирать за бескрайние просторы в годину лихих испытаний их отцы, деды и прадеды. В этом суровом повествовании поэт стремился передать миролюбивый характер русского народа.

Мужики – крестьяне по духу. Они мужественно принимают вызов врага, но вся их душа скорбит о разлуке с родимой стороной. Ополченцев провожает народ до околицы, как принято по традиции. В дорогу им собирают последние радости, оставшиеся от сладкой мирной жизни – пышки на сахаре. Бабы плачут, понимая, что не все добрые молодцы вернутся домой. Кому-то из них суждено будет сложить голову в бою. В данном фрагменте произведения грустное настроение сочетается с величественной гордостью автора за свой народ и его свободолюбивый нрав и готовность в любой момент встать на защиту родной земли. Это еще одна из черт русского национального характера.

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод,

Вот так без ложного патриотизма, кричащего об имперских амбициях и незыблемой мощи Российского государства, твердящего о предстоящих успехах России в войне, пишет С. Есенин о своем восприятии этих событий, показывая, что основные тяготы войны ложатся на плечи простых тружеников.

В изобразительно-выразительных средствах третьей главы нашли отражение характерные для ранней лирики С. Есенина религиозные мотивы:

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

Однако они используются не только в эстетических целях, но и свидетельствуют об усилении тяги народа к религии в минуты горьких испытаний. Эта тема продолжается в последующих строфах на уровне отдельных образов и метафор: «в роще чудились запахи ладана», «тепля свечку вечерней звезды».

В четвертой главке С. Есенин пишет, как горестно о погибших воинах скорбит сама мать-природа:

В роще чудились запахи ладана,

В ветре бластились стуки костей.

А от живых героев приходят резкие, но долгожданные весточки из дальних краев. Люди собираются и читают их все вместе. Они настолько сплотились перед лицом беды, что личное горе или радость каждого стали общими. Все живут лишь одной надеждой на скорую победу, на возвращение своих близких с войны. Главным мотивом этой главы становится мотив единения. В православной религии его называют соборностью.

В пятой главе произведения С. Есенин признается в любви к родным полям. В отсутствии мужиков их распахивают бабы. Они вспоминают тот веселый весенний покос, когда ничто еще не предвещало беды. И в нелегком крестьянском труде им помогают все те же песни.

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.

В старину на Руси было такое поверье: если девушка преданно ждет своего суженого с войны, то он обязательно вернется. Верность невесты является своеобразным оберегом от невзгод и хранит друга в бою. С. Есенин удачно использовал эту народную примету в поэме.

В пятой главе патриотические мотивы усиливаются, становятся доминирующими. В финале произведения поэт восклицает:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Пройдет еще сто или двести лет, а поклонники русского поэтического искусства вновь и вновь будут восхищаться гармоничной звукописью, музыкальностью каждой есенинской фразы. В этой кажущейся простоте воплощено столько силы и поэтического таланта, что кажется и нельзя сказать по-другому.

Каждая есенинская финальная строка разворачивается медленно, постепенно наполняясь новыми звуковыми переливами, словно прекрасный цветок полевой России переливается при свете солнечного луча, наливаясь жизненной силой земли русской.

В творчестве гениального рязанского поэта С. Есенина много патриотических произведений. Большая их часть посвящена деревенской жизни. Есенинская любовь к родине – чувство неброское, глубинное, гармоничное. В поэме «Русь» автор часто пишет о том, что хотел бы слиться с родимой природой, он готов «стать… кустом у воды». Всем содержанием произведения поэт, бесспорно, доказывает, что это не только красивые слова, но и вся жизненная суть его личности.

Есенин Русь анализ

Картинка Анализ стихотворения Есенина Русь № 3

Сергей Есенин – великий поэт прошлого столетия. В его арсенале имеется большое количество стихотворений, имеющих различную направленность. Одни творения посвящаются природе, другие – чувствам. Имеются произведения и с широким обхватом. Ярким представителем является поэма «Русь».

Написано данное произведение в 1914 году. Согласно словам самого автора, данное стихотворение представляет собой маленькую поэму. Это обусловлено тем, что в сюжете отслеживается широкий обхват материала из жизни великого писателя.

Произведение построено своеобразным стилем. Оно состоит из пяти отдельных частей, каждая из которых имеет различный объем. Лексика стихотворения, как и сам характер присутствующего сюжета, имеют мощную опору на разнообразные традиции в устном народном творчестве, распространенном на территории России в то время. На основе данных особенностей и построены практически все стихотворения, созданные руками Сергея Есенина.

Стихотворение «Русь»

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ.
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой -
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, -
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Анализ стихотворения «Русь»

Называя свое творением поэмой, автор проявляет своеобразную символичность и определенным образом подчеркивает значимость художественных основ, используемых в контексте произведения. Вся лирика поэта основана на художественности образов, используемых в том или ином тексте.

Используя строки «Ой ты, Русь, моя родная», «Ой ты, Русь моя, милая родина», «Но люблю тебя, родина кроткая», и применяя постоянное их повторение, автор показывает читателю, что его жизненный путь напрямую связан с родиной, с отчизной. Он ее очень сильно любит, как бы она бы не проявила свое отношение к нему. Автор навеки кровно и нерасторжимо связан с родиной и останется ей верен навечно.

Следует отметить, что в поэме от начала до самого конца отлеживается изысканное и индивидуальное мироощущение. Сергей Есенин старается максимально достоверно донести до читателя все проблемы, которые имеются на русской земле в период формирования стихотворения, а именно, в 1914 году.

Стихотворение представляет читателю сюжет, в котором раскрывается поэтичная картина зимней природы, раскрывается вся ее красота. Автор не показывает данную пору как безмятежно спящую натуру. Природа в произведении – это постоянно движущаяся снежная колыбель деревенской Руси.

Особенности первой части поэмы

Первая часть поэмы практически полностью пронизана постоянным ожиданием тревожного события. Эти особенности весьма часто подчеркивались в фольклоре и разнообразной литературе того времени. Сергей Есенин представил читателю природу такой, которая всеми силами пытается предупредить людей о надвигающейся на Русь опасности. Здесь и постоянно воют волки, и озлобленно дует ветер, и описываются совиные глаза. Последнее описание всегда использовалось в качестве предвестника смерти в произведениях того времени.

Издревле на территории Руси считалось, что все беды и напастья случаются благодаря проделкам нечистой силы. Именно эти формы и используются в произведении, к примеру, пеньки сравниваются с нечистью, а в прорубях скрываются колдуны. Своеобразные дубовые сетки являются символом невзгоды и различных препятствий на жизненном пути. Автор отмечает, что военные действия никогда не были по нраву русскому народы, люди всегда были миролюбивы и никогда не желали с кем-либо ссориться.

Особенности второй части поэмы

Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю.

Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как т большинство классиков того времени, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.

В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность пониманием. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.

В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор. Который есть как в жизни русского народа, так и в его песнях.

Особенности третьей части поэмы

Третья часть стихотворения отличается резкой сменой настроения. Это сразу же становится понятно после прочтения ударно-четкой и лаконичной строки – небесная чаша расколота.

На Русь приходит беда, и природа будто раскалывается и начинает волноваться. Это отслеживается в обеспокоенных воронах, в резких ветровых порывах, а также в громе. Все эти явления использует Есенин при создании рифм. Время, используемое в стихотворение, как будто получает ускорение и в сюжете начинает отслеживаться динамичность.

Автор показывает читателю, что привычной счастливой жизни, которая была ранее, у народа уже нет и не будет. Защитники родины начинают готовиться к войне, как и ранее, их отцы и деды. Они идут защищать свою отчизну. Несмотря на весь драматизм, автор старается преподнести эту информацию максимально миролюбиво, указывая на доброжелательность характера русского человека.

Особое внимание в строках автор уделяет простым мужикам, которые мужественно принимают вызов врага и со скорбью на душе идут защищать родину. Всех их провожает народ и сама природа желает им удачи.

Для ополченцев, как и требуют традиции, собирают последние радости жизни, которые имеются в остатке после мирной и счастливой жизни. Женщины плачут, провожая своих мужей, они прекрасно понимают, что многие из них просто-напросто не вернуться обратно.

В сюжете прослеживается грустное настроение, которое совмещается с величественной гордостью, переполняющей поэта за свой народ и его готовность в любой момент стать на защиту родины. Это одна из самых главных черт, которая присуща именно русскому народу.

Есенин передает строки и мысли без ложного патриотизма, который может только кричать об амбициях и мощи государства. Он не рассказывает о предстоящих успехах и возможном исходе событий. Главный акцент Есенин делает лишь на русский народ, от простых выходцев из которого зависит судьба все страны.

Автор отмечает, что помочь простому мужику в бою может только вера и религия, которые незаменимы во время горьких испытаниях. Это отслеживается во множестве используемых метафор, к примеру, запах ладана в роще, свечка вечерней звезды и многое другое.

Особенности четвертой части поэмы

Главная мысль, которою желает передать автор в данной главе, - это тяжесть скорби природы о погибших защитниках. Он уделяет внимание и тому моменту, что некоторые все-таки живы и время от времени отправляют весточки домой родным.

Письма, пришедшие с войны, люди читают вместе. В этом отслеживается сплоченность народа при наступлении беды. Именно война способна личное горе или радость сделать общими. Ведь все они живут надеждой, надеждой на скорую победу и возвращение домой родных и близких людей. Главная цель данного повествования – это единение, которое в православной религии именуется как соборность.

Особенности пятой части поэмы

Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам. Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды.

В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.

Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.

Слушать стихотворение Есенина Русь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Русь

Анализ стихотворения Русь Есенина

Настроение произведения Русь

Русь