Анализ стихотворения Есенина Прячет месяц за овинами



Познакомить учащихся с жизнью поэта.
Показать волшебство есенинской поэзии.
Раскрыть основные её темы.
Прививать любовь к поэзии.

Оборудование: журнальный столик, на нем зажженная свеча, портрет С.Есенина, розы любимому поэту; раздаточный материал (стихи С.Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу», «Прячет месяц за овинами», «Гой ты, Русь моя родная»); «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, 1-я часть Первой симфонии В.С.Калинникова, 2-я часть Первой симфонии П.И.Чайковского, финал Первой симфонии В.С.Калинникова, песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»; видеоролики: а) С.Безруков читает стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»… б) С.Безруков читает стихотворение С.Есенина «Заметался пожар голубой». презентации стихов С.Есенина, выполненные учащимися.

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН – ПЕВЕЦ «СТРАНЫ БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

(Звучит 1-я часть Первой симфонии В.С.Калинникова)

Вступительное слово учителя

Загрузка...

Был один из прекрасных зимних вечеров. Падал легкий, пушистый снег. Деревья стояли как зачарованные; покрытые снегом, в лунном свете, они казались чем-то волшебным, вышедшим прямо из сказки.

В такой дивный вечер 27 декабря 1925года в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер» покончил с собой замечательный русский поэт Сергей Есенин. Накануне он передал свои стихи.

До свиданья, друг мой, до свиданья.-

Милый мой, ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Сегодня на уроке литературы мы поговорим о Сергее Александровиче Есенине, о волшебстве есенинской поэзии, об основных её направлениях.

Есенин – это чудо поэзии… И как о всяком чуде, о нем трудно говорить.

Чудо надо пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не

только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца. Каковы же истоки этого чуда?

Предлагаю посмотреть презентацию

«Сергей Есенин – певец «страны березового ситца»

Великий русский критик В.Г.Белинский заметил, что сила гениального поэта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.

(На фоне второй части Первой симфонии П.И.Чайковского звучит стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…»)

Русь в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми березовыми рощами и малиновыми закатами – вот такой видел и любил поэт свою родину. «Я люблю родину, я очень люблю родину», - писал Сергей Есенин. «Чувство родины – основное в моем творчестве».

Казалось бы, что нового можно сказать о белоствольных березках и опавших кленах, о снежной бесконечности русских полей, о лунных вечерах после того, как об этом написали мастера русской поэзии 19-го века. Но для истинного таланта мир всегда нов – «страна березового ситца» предстает перед читателем в неповторимом есенинском облике. Природа в стихах Есенина всегда является очеловеченной – страдающей, ликующей, поющей, тоскующей.

Чтобы убедиться в этом, предлагаю посмотреть выполненные ребятами презентации стихов С.Есенина и оценить их выразительное чтение.

У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. У него природа как бы растворена в лирике.

Звучит стихотворение С.Есенина «Прячет месяц за овинами»…

Работа над стихотворением «Прячет месяц за овинами»…

Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(чувство радости, огромной любви, восторга от прихода весны)

Что помогает нам почувствовать именно такое настроение?( средства художественной выразительности)
Найти в стихотворении: олицетворения (прячет месяц, прибрела весна, повесила серьги, впорхнула в сад и др.

метафоры (пена рос, весна с посошком, в лаптях берестяных, мотыльком впорхнула)

сравнения (заря словно глубь очей невестиных, весна как странница)

Звучит стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная»… в исполнении Сергея Безрукова (видеоролик)

Работа над стихотворением «Гой ты, Русь моя родная»…

Какой изображена Русь в этом стихотворении? (изображена Русь деревенская: хаты, поля, околицы, веселый пляс в праздники)
Как автор называет свой край? (Русь моя родная, родина моя)
Какое четверостишие несет на себе главную смысловую нагрузку? (последнее)

Звучит песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»…

Что оплакивает герой, о чем сожалеет? (сожалеет об ушедшей молодости)
Почему «я» лирического героя сменяется на «мы»? (потому что это удел каждого)
Как вы понимаете смысл последнего четверостишия?
Найдите в стихотворении инверсию. (всё пройдет как с белых яблонь дым, увяданья золотом охваченный, тихо льётся с кленов листьев медь)

сравнение (все пройдет как с белых яблонь дым)

метафоры (золото увяданья; сердце, тронутое холодком; страна березового ситца; пламень уст; буйство глаз и половодье чувств; листьев медь)

Из любовной лирики предлагаю послушать стихотворение «Заметался пожар голубой» в исполнении Сергея Безрукова (видеоролик)

Заключительное слово учителя

Прошло много лет со дня смерти С.Есенина, этого красивого человека – красивого внешне и душой. Он так мало жил, но так много успел сделать для своей любимой Родины. И все, кто любит свою родину по-настоящему, всем сердцем, будут благодарны Сергею Александровичу Есенину многие столетия.

(на фоне финала первой симфонии В.С.Калинникова звучит стихотворение «Снова настежь распахнуты сени»)

Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей.

Снова легкой походкой Есенин

По России проходит своей.

Нет ни горькой, ни сладкой отравы,

Все заклятья, все чары сняты,

Веют свежестью, юностью травы,

Пахнут первой любовью цветы.

Всеми росами Родины вымыт,

Забияка и сорванец,

Знает он, что поэзия – климат,

Лучший климат для душ и сердец.

Не пугаясь моторного лая,

Держит песню весна на крыле.

Всё живущее благословляя,

Он идет по зеленой земле.

Вот они, те просторы родные,

Где когда-то он рос под межой,

Где его научила Россия

Петь и плакать с открытой душой.

И за верность напевам заветным,

Для которых и грусть не беда,-

Он останется тридцатилетним,

Молодым, как рассвет, навсегда.

Снова настежь распахнуты сени,

Дует в дудку весны соловей.

Это снова и снова Есенин

По России проходит своей.

Итак, сегодня мы начали, я надеюсь, увлекательный разговор о прекрасном человеке и поэте Сергее Есенине, познакомились с некоторыми темами его творчества. Очень хочется верить, что сегодняшний урок с использованием «Intel-технологий» поможет вам еще больше полюбить поэзию С.Есенина.

Творческим группам выполнить проектно-исследовательскую работу в виде мультимедийной презентации по темам. Задания на флешках командиров групп.

Первая группа: Джентельменский список С.Есенина (С.Есенин и женщины) Любовная лирика поэта.

Вторая группа: Стихи о братьях наших меньших ( стихи о животных)

Третья группа: Тайна смерти С.Есенина (последние годы жизни, конфликт с обществом, загадочный уход из жизни)

Место метафоры в поэтике С. Есенина

Картинка Анализ стихотворения Есенина Прячет месяц за овинами № 1

Рылась сейчас в документах и наткнулась на свою прошлогоднюю работу по лексикологии.
Может, любителям "метафоры" и Есенина будет интересно.
Получила я, кстати, за эту работу С (удовлетворительно). Сказали, что это больше по литературе, нежели по лексикологии.
Структурированности не хватает.

2.1 Место метафоры в поэтике С. Есенина
Есенин - тонкий лирик, умеющий чутко передавать состояние души, поэзию чувства и природы. Поэт любит и понимает родную природу, ему близки все её настроения, он обращает внимание на мелочи, недоступные глазу простого обывателя. Поэзия Есенина плотно связано с национальной поэтической культурой. Поэт вырос в деревне — отсюда и его невероятная чуткость по отношению к родной земле. А. Волков в своей работе "Художественные искания Есенина" говорит о том, что поэт сам является частицей природы, и что в его стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой.
Говоря о природных явлениях, поэт сравнивает их с состояниями и действиями человека. Чтобы передать эти состояния Есенин использует метафоры:
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.

В этом четверостишье месяц сравнивается с извозчиком, а половодье поэт наделил способностью совершать действие, которое в обычном понимании могут делать лишь живые существа.

Внешняя обстановка сельской природы и быта определила характер предметного наполнения произведений Есенина. Общий склад его крестьянской психологии обусловил формы образно-поэтического претворения им реального материала. Здесь - корни особой конкретности, «вещности» и анимистичности его поэтического мироощущения, в существе своём примитивного, на базе которого конструируется поэтика его образов-тропов. Вещь здесь воспринимается не в её обособленности, отдельности, а в конкретном сопоставлении с другими предметами по принципу большей близости и очень часто - антропоморфического или зооморфического одушевления явлений мёртвой природы.
С помощью метафоры поэт способен не только заставить предметы и явления жить жизнью живых существ, но и добивается создания тонкого поэтического настроения:
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.

Читая эти лиричные строки, мы погружаемся в атмосферу путешествия, перед глазами предстает туман и пыльная дорога, над которой сгущаются тучи. Образ дороги достаточно часто встречается в лирике С.Есенина. В своей статье «Есенин как философский поэт» Зо Чунь Минь подтверждает нашу мысль: «наиболее важным пространственно-временным образом движения у Есенина на всем протяжении его творчества является образ пути (дороги), возникающий уже в первых его произведениях».
Основная цель есенинской поэзии - позволить читателю почувствовать красоту природы и любовь поэта к родному краю:
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума.
Ой, не весел ты, край мой родной.
Метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и мысли поэта, будь то восхищение красотой природы или личные переживания.
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.

Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.

Ранняя поэзия Есенина по своим изобразительным средствам близка к народно-песенной традиции.
Теперь давайте рассмотрим метафору в лирике Есенина с формально-грамматической и семантической точек зрения. Для начала обратимся к простой метафоре.

2.2 Простая метафора
Если посмотреть на формальные критерии простых метафор в стихотворных текстах Есенина, можно заметить, что метафора у него бывает и именной и глагольной. Приведем примеры глагольных метафор: «Туча кружево в роще связала», «Пригорюнились девушки-ели», «Заунывным карком в тишину болот черная глухарка к всенощной зовет». Во всех этих примерах образ создается про помощи глагольных форм. Есенин наделяет природу свойствами, присущими живым людям: вместо елей пред нами предстают молодые печальные девушки, туча создаёт кружево из облаков подобно умелой швее, крик глухарки напоминает призыв к молитве.
Все метафоры, в приведенных выше примерах, являются олицетворяющими. Олицетворение- один из любимых приемов для создания образов в есенинской поэзии, потому что с помощью неё природа и мир вокруг наделяются магическими силами и становятся полноценными участниками действия.
Именная метафора также очень часто встречается в поэтический текстах Есенина, например: «О мед воспоминаний!», «О звон далеких лип!». Она, в отличие от глагольной, служит не только для создания пейзажных зарисовок, но и для выражения внутреннего состояния автора. Именная метафора в этих примерах передаёт различные оттенки настроения — прелесть воспоминаний, звон радости.
Именная метафора также может быть олицетворяющей и не олицетворяющей. Выше мы привели примеры не олицетворяющей метафоры. Олицетворяющая именная метафора встречается в строках: «Прячет месяц за овинами желтый лик от солнца ярого». Именная метафора «жёлтый лик» обозначает здесь диск солнца, но, благодаря скрытому сравнению с человеческим лицом, солнце становится одним из героев этого стихотворения. В этом сравнении мы находим отклики язычества и народной поэзии тех времен, когда люди почитали небесные светила, как богов. Как мы уже упоминали раньше, Есенин хорошо знал культуру своего народа, его обряды и поверья, поэтому язык его стихов понятен сердцу каждого.
Анализируя простую метафору, необходимо также привести примеры метафоры эпитета. Как уже было упомянуто, в этой роли могут выступать определения в широком синтаксическом смысле. Например: «Сердце гложет плакучая дума. », «Шлю привет воробьям и воронам и рыдающей в ночь сове». Как можно заметить, метафорический эпитет в первом случае выражен прилагательным «плакучий», а во втором — причастием «рыдающий». В первом случае метафора эпитет привносит в образ дополнительное действие: «плакучая дума» – дума, от которой тяжело на сердце и хочется плакать; во втором случае крик совы сравнивается с рыданиями, и этот метафорический эпитет также помогает нам понять и душевное состояние самого автора – состояние тоски и безнадежности, ведь, когда страдаешь сам, кажется, что и всё вокруг наполнено горем.
Несмотря на то, что стихотворные тексты Есенина изобилуют простыми метафоры, непревзойденный талант автора раскрывается именно в использовании им развернутых метафор. О них и пойдет речь в следующей части нашего анализа.

2.3 Развернутая метафора
Как уже говорилось в теоретической части нашей работы, развернутая метафора – это распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение. Многие стихотворения Есенина построены как раз на развернутой метафоре. В его стихотворении 1918 года «Зеленая прическа. » мы читаем строки:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
И далее:
И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

Это стихотворение построено на уподоблении молодой девушке берёзе. Начиная читать его, мы сначала не понимаем этого, образ девушки-березы раскрывается перед нами в полной мере начиная со строк «И мне в ответ березка..»
Таким образом, всё стихотворение построено на олицетворении. Но его можно разложить и на ряд простых метафор: «березка загляделась в пруд», «ветер шепчет» – олицетворяющие глагольные метафоры, «косы-ветви», «голые колени» (берёзовый ствол) – олицетворяющая именная метафора, «лунный гребешок» – овеществляющая именная метафора. Однако все эти метафоры вместе служат одной цели – созданию вдохновенно-печального образа молодой девушки с разбитым сердцем.
Развернутая метафора необязательно должна распространяться на целое стихотворное произведение, например в строках «Отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол», мы снова встречаемся с образом березы-девушки, её листва сравнивается с платьем, а ветер с шалуном, который нарочно поднял её подол резкой струёй воздуха. В этом коротком предложении как минимум три простые метафоры слились в одну развернутую.
С развернутой метафорой мы встречаемся и в следующем двустишье:
Младенцем завернула
Заря луну в подол.


Здесь снова основным изобразительно-выразительным средством является олицетворение: заря уподобляется молодой женщине, луна – её младенцу, подол платья – это небесный свод.
А вот ещё один пример развернутой олицетворяющей метафоры из стихотворения «Я усталым таким ещё не был». Поэт обращается с просьбой к птицам, как к своим товарищам.

Я кричу им в весенние дали:
«Птицы милые, в синюю дрожь
Передайте, что я отскандалил,—
Пусть хоть ветер теперь начинает
Под микитки дубасить рожь».

Из приведенных нами примеров можно сделать вывод, что развернутая метафора у Есенина создается с помощью нанизывания друг на друга простых метафор.

2.4. Индивидуально-авторская и общеязыковая метафора.
В практической части нашей работы были рассмотрены метафоры в восьми стихотворениях С. Есенина. Если проанализировать встречающиеся в них метафоры с точки зрения их употребления и происхождения, т.е. являются ли эти метафоры индивидуально-авторскими или общеязыковыми, можно заметить, что Есенин достаточно часто прибегает к общеязыковым метафорам, но ещё чаще — создаёт свои собственные образы.
С общеязыковой метафорой мы встречаемся в строках: «Закурился пахучий туман» (туман расстелился по земле), «Сердце гложет плакучая дума» (сердце терзает дума), «Полыхают зори», «пышет зарево» ( зоря краснеет в небе), «луна стелила тени» (деревья отбрасывали тени в свете луны). Но даже привычные нашему слуху метафоры у С. Есенина звучат по-особенному, автор словно пропускает их через призму своего видения, или, зачастую, общеязыковые метафоры становятся частью развернутой индивидуально-авторской метафоры.
В стихотворениях, отобранных нами для анализа, можно найти множество примеров индивидуально-авторской метафоры. Приведет несколько ярких примеров:
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.

На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.

В этом отрывке поэт сначала сравнивает весну со странницей, бредущей с посохом и в лаптях, но потом эта странница превращается в мотылька и летит в сад цветущей сирени. Несмотря на то, что сравнение весны со скиталицей кажется нам необычным, образ бродяжничества вполне традиционен для поэзии С.Есенина. Во как об этом пишет А. Сафронов: Бродяги, нищие, странники, паломники к святым местам — характерные персонажи ранней поэзии С.А. Есенина. Нередко и его лирический герой предстаёт в облике «одинокого скитальца».
А вот и другой интересный пример:
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.

Прочтя эту оригинальную метафору, мы понимаем, что поэт хочет написать оду своим наставникам, и её торжественность передана через образ вишневого сока, который будет смотреться ярким пятном на фоне светлого неба. Также образ неба здесь даёт нам понять, что поэт хочет превознести и воспеть своих учителей.
Как мы видим, независимо от тематики, будь то природа или любовь, размышления о горькой судьбе или посвящение другу, С. Есенин находит множество красноречивых способов поделиться с читателями своим уникальным видением окружающего мира, и авторская метафора по праву занимает одно из главенствующих мест в этом списке изобразительно-выразительных средств.

Заключение
В любом языке существуют специальные средства для усиления его изобразительности и выразительности. К таким средствам в первую очередь относятся различные тропы. Метафора, вид тропа, является одним из самых ярких и выразительных способов создания художественного текста.
Существуют разные виды и способы классификации метафоры. В первую очередь, метафора бывает простой и развернутой, общеязыковой и индивидуально-авторской. Используя индивидуально-авторские метафоры, поэты достигают неповторимой образности и наглядности стихотворного текста, такой текст проще воспринимается, производит на читателя больший эффект и надолго остаётся памяти. Поэтические метафоры помогают авторам поделиться с читателям своим видением окружающего мира, но в то же время это и способ выразить свой литературный талант.
Применяя теорию метафоры к поэтике С. Есенина, можно заметить, что творчество поэта изобилует метафорами. Проанализировав восемь стихотворений, в них было выявлено более тридцати случаев употребления метафоры, точное число назвать сложно, потому что зачастую простые метафоры у поэта нанизываются друг на друга, создавая развернутую метафору. Иногда и целое стихотворение представляет собой развернутый метафорический образ. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование развернутой метафоры —характерная черта поэзии С. Есенина.
Метафоры у С. Есенина бывают как глагольными так и именными, в его поэтических текстах также часто встречается метафорический эпитет. С точки зрения семантики есенинские метафоры бывают как олицетворяющими так и неолицетворяющими, однако в описаниях природы мы чаще всего встречаемся с олицетворением. Это можно объяснить тем, что поэт любил и понимал природу, а также использовал богатый опыт народной поэзии, в которой природа часто наделена магическими силами и действует самостоятельно наравне с другими лирическими героями.
Несмотря на то что, в поэтике С. Есенина встречаются метафоры и общеязыкового характера, гораздо чаще мы видим индивидуально-авторские метафоры, в них раскрывается талант и одарённость поэта, его мировосприятие и глубина чувств.
Определяя место и значимость метафоры в поэтике С. Есенина, можно с уверенностью сказать, что именно благодаря ей в лирике С. Есенина наблюдается удивительная гармония внешней формы стиха и его содержания, гармония чувств и образов.


Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.

Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума.
Ой, не весел ты, край мой родной.

Пригорюнились девушки-ели,
И поет мой ямщик на-умяк:
"Я умру на тюремной постели,
Похоронят меня кое-как".
1915


Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.

Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.

Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всенощной зовет.

Роща синим мраком
Кроет голытьбу.
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
1910


Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
1918


Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".
1918


О муза, друг мой гибкий,
Ревнивица моя.
Опять под дождик сыпкий
Мы вышли на поля.

Опять весенним гулом
Приветствует нас дол,
Младенцем завернула
Заря луну в подол.

Теперь бы песню ветра
И нежное баю -
За то, что ты окрепла,
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.

Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.

О мед воспоминаний!
О звон далеких лип!
Звездой нам пел в тумане
Разумниковский лик.

Тогда в веселом шуме
Игривых дум и сил
Апостол нежный Клюев
Нас на руках носил.

Теперь мы стали зрелей
И весом тяжелей.
Но не заглушит трелью
Тот праздник соловей.

И этот дождик шалый
Его не смоет в нас,
Чтоб звон твоей лампады
Под ветром не погас.
1917


Я усталым таким еще не был
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило.
Да и сам я любил не одну.
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит
Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет,

Превращается в пепел и воды,
Когда цедит осенняя муть.
Мне не жаль вас, прошедшие годы,
Ничего не хочу вернуть.

Я устал себя мучить бесцельно.
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца.

И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон,
Как в смирительную рубашку
Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,
Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
К тем полям, что когда-то любил.

В те края, где я рос под кленом,
Где резвился на желтой траве,—
Шлю привет воробьям и воронам
И рыдающей в ночь сове.

Я кричу им в весенние дали:
«Птицы милые, в синюю дрожь
Передайте, что я отскандалил,—
Пусть хоть ветер теперь начинает
Под микитки дубасить рожь».
1923


Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: "Господи Исусе".

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети.

У лесной поляны - в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи.
В сердце почивают тишина и мощи.
1912

Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.

Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.

На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
1916

Скажу честно, в работе не все предложения чисто "мои". Пару-тройку-копипаст из интернета и вариации на тему.
Но стихотворения для анализа отбирала и анализировала сама. Люблю Есенина. Не раз это говорила.

Открытый урок на тему:

Картинка Анализ стихотворения Есенина Прячет месяц за овинами № 2

Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях Сергея Есенина»

1) отрабатывание навыка выразительного чтения стихотворений;
2) привитие чувства любви к природе родного края, к Родине;
3) воспитание эстетического вкуса у учащихся.

4) обучение анализу лирического произведения в единстве формы и содержания.

1) На доске написаны тема и эпиграф к уроку:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

2) Портрет С. Есенина

3) Рисунки учащихся.

- О каком поэте XX века мы узнали на прошлом уроке?

- Верно. Сегодня мы говорим о творчестве С. Есенина. Прослушайте стихотворение.

Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На берёзки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.

Ребята, вы прослушали стихотворение С. Есенина «Прячет месяц за овинами…». Какие мысли, чувства оно навевает? О каких стихотворениях мы будем говорить на этом уроке?

Сегодня мы будем читать стихотворения Есенина о природе, послушаем ваши выступлении, проанализируем. «Песнь о собаке» Желаю вам активной работы, хорошего урока

Уже с ранних стихотворений Есенина стало ясно, что в литературу пришел поэт со своим видением природы. Он умел находить красоту там, где ее не каждому дано увидеть. В этом он похож на Пушкина, о котором Белинский писал, что ему не нужно ехать в Италию за картинами красот природы, она у него здесь, под рукой, на Руси. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа стихов. Природа- источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картин природы. Для него каждое дерево и цветок имеют свою душу, свой характер и даже свою судьбу.Таким образом, стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой.

Давайте поближе познакомимся со стихами Сергея Есенина. Вы подготовили наизусть чтение его стихов.

Во время чтения стихов вам предлагается,разделившись на группы, подобрать иллюстрации к его стихам.
(Ребята читают стихи о природе(3-4 стихотворения), а «оформители» обосновывают выбор иллюстраций к каждому стихотворению)

Слово учителя. Природа-это все,что нас окружает. Это и поля, и реки, и озера, и небо…И, конечно же, животные. В стихах Есенину не важно показать просто образ какого-либо животного- «братья меньшие»

являются неотъемлемой частью жизни человека.Ведь на самом деле, подумайте, встает мужик в деревне с песнями петуха, тут как тут прибегает к нему кот, трется об ноги, а выйдет мужик во двор, а там и куры, и гуси, и корова…Поэтому в поэзии Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром.

А сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением С. Есенина «Песнь о собаке» (звучит запись стихотворения в исполнении С. Безрукова)

Слово учителя. Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? (Жалость, обида, стыд, сострадание) — Что же помогло поэту заставить нас испытать эти чувства? Попробуем все вместе ответить на этот вопрос.

Словарная работа. Ржаной закут – часть избы, чулан для хранения зерна. Рогожа – грубая ткань домашнего изготовления. Ощенила – родила. Шесток – жерди для кур в сарае.

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

Ребята обращают внимание, что щенки родились утром. Ярко светит солнце, под его лучами «златятся рогожи»Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней. Золотой цвет солнца,рыжий цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, долгую жизнь.

Производим наблюдения на фонологическом уровне.

В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука “р”, однако здесь нет агрессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?

До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.

Дети говорят о том, что происходит постепенное уменьшение света, день переходит в вечер.Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как “тёплый живот” собаки? – Она выносила в “тёплом животе” своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.

А вечером когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

Наступает тьма, мрак (вечер).Почему автор использует эпитет “хмурый”? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове “поклал”? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.

Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?

Для чего автор использует повтор? – Долго-долго собака глядела на вздрагивавшую

воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, - обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.

Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.

Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.

В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появляется вновь.

Собака прислушалась…Стоит, смотрит в ожидании…

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение “смотрела звонко”.

Попробуйте подобрать синоним к наречию “звонко”. – Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.Только на миг у собаки появилась надежда, что хотя бы один из ее щенков жив, но «скрылся» месяц-и умерла надежда.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? - В первой строфе присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно-белое беззвучие. Интересно, что если траурным цветом сейчас является чёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли

Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это “золотые звёзды”.

Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда - умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном. В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “Все мы яблони и вишни одного голубого сада”. И ещё: “Всё от древа”. О каком древе идёт речь? - О древе жизни, прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы - дети единого древа жизни. и растения, и животные, и люди, - то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.

А теперь откройте стр.168, прочитаем воспоминания М. Горького.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выучить ст. наизусть или письменно ответить на вопрос – почему ст. Есенина называется песнью

Прячет месяц за овинами. Сергей Безруков читает стихи Есенина

Картинка Анализ стихотворения Есенина Прячет месяц за овинами № 3

Как вкусно, с каким наслаждением, удовольствием читает Сергей Безруков этот стих!

А все потому, что имажинист Сергей Есенин наполнил его образами сильными, яркими, узнаваемыми, печатающими в мозгу картинки происходящего.

«Прячет месяц за овинами желтый лик от солнца ярого» — ну разве не прекрасно? Под ярким весенним солнцем выгорит, отцветет красками все, что угодно, а не только застенчивый месяц. 😊

И перед глазами – вот как у нас сейчас – встает странница-весна, робко шагнувшая в дверь стоптанными лапоточками 😊

Великолепные стихи! Слушаем вместе! 😊

Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.

Ешё больше стихов вы можете послушать здесь

Сергей Есенин — Прячет месяц за овинами

Pryachet mesyats za ovinami
Zhelty lik ot solntsa yarogo.
Vysoko nad lugovinami
Po vostoku pyshet zarevo.

Penoy ros zarya tumanitsya,
Slovno glub ochey nevestinykh.
Pribrela vesna, kak strannitsa,
S pososhkom v laptyakh berestyanykh.

Na berezki v roshche tenevoy
Sergi zvonkiye povesila
I s rassvetom v sad sirenevy
Motylkom porkhnula veselo.

Ghzxtn vtczw pf jdbyfvb
;tknsq kbr jn cjkywf zhjuj/
Dscjrj yfl keujdbyfvb
Gj djcnjre gsitn pfhtdj/

Gtyjq hjc pfhz nevfybncz,
Ckjdyj uke,m jxtq ytdtcnbys[/
Ghb,htkf dtcyf, rfr cnhfyybwf,
C gjcjirjv d kfgnz[ ,thtcnzys[/

Yf ,thtprb d hjot ntytdjq
Cthmub pdjyrbt gjdtcbkf
B c hfccdtnjv d cfl cbhtytdsq
Vjnskmrjv gjh[yekf dtctkj/

Послушайте стихотворение Есенина Прячет месяц за овинами

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Прячет месяц за овинами

Анализ стихотворения Есенина Прячет месяц за овинами