Анализ стихотворения Есенина Практическая работа



Урок 40 (практикум)
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ С. А. ЕСЕНИНА

Цель : проверить в ходе практической работы умение учащихся самостоятельно работать с текстом.

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют свои символы, комментируют получившиеся работы.

II. Практическая работа (можно дать предварительное домашнее задание – прочитать названные стихотворения, подумать над их образами и идейным содержанием).

Анализ стихотворений «Береза» (1913), «Гой ты, Русь, моя родная. » (1914), «Неуютная жидкая лунность. » (1925).

Пример

1. Прочитайте эти три стихотворения и выпишите «природные» образы.

2. Сравните описание природы в этих стихотворениях.

3. Выпишите библейские, религиозные образы. В каком стихотворении они есть? Подумайте, почему только в этом из трех названных.

4. Определите художественные средства, с помощью которых поэт создает здесь образ природы.

5. Есть ли в этих стихотворениях связь между природным и социальным миром?

6. Изменилось ли отношение поэта (его лирического героя) к природе?

Анализ стихотворений «Песнь о собаке» (1915), «Мир таинственный, мир мой древний. » (1921), «Русь советская» (1924).

1. Прочитайте анализируемые стихотворения и выпишите «животные» образы.

2. Сравните их роли в каждом из стихотворений.

3. Какую тему раскрывает Есенин с помощью образа собаки, ее щенят и других образов в стихотворении «Песнь о собаке»?

4. Как и какими художественными средствами решает Есенин проблему города и деревни, отношения лирического героя к городу и к новой, «городской» России в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний. »?

5. Изменилось ли отношение лирического героя к родине в стихотворении «Русь советская»?

6. Как вы понимаете слова поэта «Отдам всю душу октябрю и маю, // Но только лиры милой не отдам»?

Сертификат для каждого участника БЕСПЛАТНО в день публикации работы! Опыт коллег со всей России и ближнего зарубежья Экспертная комиссия из высококвалифицированных специалистов

Заканчиваются Лучшие олимпиады Февраля 2017 года осталось 5 дней !

Задания уже на сайте! Подводятся промежуточные итоги. Быстрое получение результатов и наград!

Спешите принять участие в лучших олимпиадах зимнего сезона 2017 года!

Главная \ Методические разработки \ Средняя школа \ Литература \ Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая» в 11 классе.

Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая» в 11 классе.

Картинка Анализ стихотворения Есенина Практическая работа № 1

Правительство
Санк-Петербурга
Комитет по образованию

  • Министерство образования и науки
    Российской федерации

  • День Победы.
    70 лет

  • Официальный сайт Рособрнадзора

  • Министерство труда и социальной защиты РФ

  • Российское Образование
    Федеральный портал

  • Портал общероссийской системы оценки качества образования

    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Политика конфиденциальности.

    © 2008 – 2017 Все права защищены. 6+

    Сайт сделан в студии ПаЛыЧа .

    План-конспект урока литературы (11 класс) по теме:
    Изография в лирике С.Есенина

    Картинка Анализ стихотворения Есенина Практическая работа № 2

    Урок предназначен для учащихся 9,11 классов. В данной разработке предлагается новый подход в изучении лирики С.Есенина. Раскрытие образа Родины даётся через иконописание словом, то есть изографию. Учителя и ученики смогут поработать по предложенным в разработке эталом - карточкам, которые способствуют закреплению умения анализировать стихотворение: определять тему, идею, находить художественные средства выразительности, определять их роль и роль детали - цвета. В данной разработке есть ссылки в Интернет, через которые можно прослушать аудио записи стихотворений С.Есенина.

    Систематизация и обобщение информации

    "Край любимый! Сердцу снятся. ", Есенин Сергей Александрович

    № 6"Край любимый! Сердцу снятся. ", Есенин Сергей Александрович (N 209453)

    Демонстрация образцов выполнения заданий по творческим карточкам анализа художественных средств в стихотворении Есенина.

    Организация групповой и индивидуальной работы.

    Восприятие информации с интерактивной доски и отбор материала

    Объяснение учителя о правилах заполнения карты.

    1. Выразительное чтение учеником стихотворения «Топи да болота»
    2. Демонстрация мини – проекта

    Содержание мини – проекта №1

    Ученик защищает свой мини – проект по плану.

    Стихотворение написано в 1911 году.

    В этом стихотворении Есенин со свойственной ему нежностью объяснялся в любви к деревенской, крестьянской «нутряной» России, бескрайней и богомольной. Сердце поэта радуют простые пейзажи северной природы, праздники святой Руси.

    1. Тема любви к Родине.
    2. Анализ художественных средств.

    Образец выполнения практической работы учащимися группы № 1.

    Пахнет яблоком и медом

    По церквам твой кроткий Спас.

    1. Прослушивание стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная». Текст читает актёр, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов.

    В произведении поэт обращается к одной из своих излюбленных тем - теме родины. Впервые напечатано в сборнике "Радуница" (1916).

    1. Демонстрация мини – проекта.

    Содержание мини – проекта №2.

    Ученик защищает свой мини – проект по плану.

    Стихотворение написано в 1914 году.

    В этом стихотворении Есенин со свойственной ему нежностью объяснялся в любви к деревенской, крестьянской России. Сердце поэта радуют простые пейзажи природы.

    1. Тема любви к Родине.
    2. Анализ художественных средств.

    Образец выполнения практической работы учащимися группы № 2.

    Зелёный цвет – природный, живой (травы, листьев), вечного обновления, цветения.

    Автор, описывая природу, олицетворяет её, использует эпитеты, метафоры для того, чтобы показать свою любовь к родине и доказать, что такая простая, естественная, истинно русская жизнь, где есть труд, и праздник, духовность, сродни даже раю на земле.

    автор считает, что свою родину можно любить за простоту природы и трудолюбие крестьян («гомон косарей»).

    1. Прослушивание стихотворения «И теперь, когда вот новым светом…»
    2. Демонстрация презентации.

    Содержание мини – проекта № 3.

    Ученик защищает свой мини – проект.

    Стихотворение написано в 1924 году.

    В этом стихотворении Есенин со свойственной ему нежностью объяснялся в любви к деревенской, крестьянской России. Но сердце поэта тревожат перемены в России, он чувствует их враждебность.

    1. Тема любви к Родине.
    2. Анализ художественных средств.

    Образец выполнения практической работы учащимися группы № 3.

    Всё равно остался я поэтом

    Золотой бревенчатой из бы

    Золотой цвет – отблеск благодарной божественной энергии

    Как чужая юность брызжет новью

    На мои поляны и луга.

    Зелёный цвет – природный, живой (травы, листьев), вечного обновления, цветения.

    И теперь, когда вот новым свет ом

    И моей коснулась жизнь судь бы

    Золотой цвет – отблеск благодарной божественной энергии

    Автор использует эпитеты, метафоры для того, чтобы показать свою любовь к родине и доказать, что такая простая, естественная, истинно русская жизнь, под угрозой «чужой» «нови».

    автор считает, что родину нужно любить и служить ей, быть преданным, несмотря ни на что («Всё равно остался я поэтом/ Золотой бревенчатой избы», «Дайте мне на родине любимой, /Всё любя спокойно умереть»)

    III. Закрепление материала

    Беседа с учащимися с опорой на заполненные к концу урока творческие карты.

    1. Как изображается родная природа в лирике С.Есенина?

    Комментарий учителя: Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы, её вечное обновление, поэтому поэт использует зелёный цвет в своих стихотворениях.

    1. В чём особенности пейзажной лирики?

    Комментарий учителя: Поэт любит природу, обожествляет её, поэтому олицетворяет природу. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной поэту. Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

    1. Какова роль использования цветописи в лирике С.Есенина?

    Комментарий учителя: Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, потому что над лесами, болотами, реками, полями бесконечное небо. А в символике иконографии – голубой цвет – это Богородичный цвет, соединяющей в себе земное и небесное. Значит, С. Есенин считал, что его родная земля под Покровами Пречистой Девы, Заступницы земли Русской. Поэт создаёт Божественный образ природы, используя цветовую символику иконографии. Ещё любимый цвет поэта – зелёный. В иконографии он символизирует живой цвет травы, листьев, юность, цветение, вечное обновление.

    1. Что означает слово «икона»?

    Правильно, «образ». Какой вывод можно сделать, ребята?

    Комментарий учителя: Поэт в своих стихах создавал иконописный образ родной природы, поэтому есть мнение, что С.Есенин создал в поэзии свой стиль описания природы: иконописание словом – изография.

    Слово учителя: Предлагаю вам послушать стихотворение С.Есенина «О Матерь Божья» в подтверждение наших выводов.

    Прослушивание стихотворения «О матерь Божья». Текст читает актёр, поэт и певец, заслуженный артист России Николай Денисов.

    В произведении центральное место занимает образ Божьей Матери, заступницы русского народа.

    Слово учителя: А теперь, ребята, нам нужно сделать общие выводы по трём исследовательским мини – проектам и нашей с вами коллективной работе. Цель урока мы с вами достигли, так как выяснили роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина.

    Выводы и обобщения нашего урока таковы:

    - тема любви к Родине – сквозная в творчестве С.А.Есенина.

    - красочная палитра русской иконы оказала активное влияние на формирование особой духовной наполненности цвета и света в поэтике Есенина.

    - поэт сумел утвердить в поэзии особый стиль – изографство (иконописание словом).

    - природа родной Земли олицетворена, потому что она творение Божье.

    - Богородица, Родина, мать – поэта святые понятия.

    - поэт ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом.

    - секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.

    - все стихотворения, которые мы проанализировали на уроке, написаны двусложным размером – хореем, а рифма – перекрёстная, что придаёт стихотворения С.Есенина музыкальность.

    Возвратимся к эпиграфу.

    Как вы понимаете значение этих слов: «Я люблю родину, Я очень люблю Родину». Каким образом они характеризуют С.А.Есенина как поэта и как человека?

    Учитель: Прослушаем в заключение ещё одно стихотворение С.Есенина. По этому стихотворению вы, ребята, будете выполнять домашнее задание.

    3. Домашнее задание для 3 группы (III уровень сложности).

    Написать сочинение «Какова роль художественных средств и цветописи в стихотворении С.А.Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин".

    необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин".

    Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной.

    Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг.

    В данной презентации на примере лирики С.А.Есенина рассматриваются различные виды односотавных предложений.

    План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С.

    Урок - мастерская по литературе в 5 классе «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»

    Цель урока: · Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

    Урок – анализ стихотворения С.А.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» 11 класс

    Картинка Анализ стихотворения Есенина Практическая работа № 3

    Цель: обучение анализу стихотворения Задачи урока: 1. Показать связь в творчестве Есенина темы Родины и темы любви 2. Повторить выразительные средства языка 3. Учить видеть прекрасное в жизни

    Размер: 414 Кб (zip), Опубликовано: 18.05.2011

    Скачать эту работу (Размер: 414KB; Тип файла: ZIP)

    [Если вместо скачивания открывается страница с символами, то правой кнопкой по ссылке - "Сохранить объект как. "]

    Урок-практикум по литературе в 9-м классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина"

    1. Подвести обучающихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины и природы через организацию групповой работы по анализу стихотворений.
    2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
    3. На примере лирики С. Есенина воспитывать у обучающихся любовь к Родине, природе, пробудить в ребятах эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки.

    Оборудование: на каждой парте – стихотворения С.Есенина, карточки с заданиями, комментариями к стихам; аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».

    Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.
    Чувство Родины - основное в моем творчестве.
    С.А..Есенин

    (звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»)

    1. Вступительное слово учителя.

    К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
    И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
    В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
    От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
    Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды – все это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы. О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит, что свершается на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра – мысли эти неотступно тревожат его.
    «Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
    В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает все то, что его окружает: ярче его радость и сильнее боль. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим три периода в жизни Есенина.

    1914-1915 гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но дает силы жить и творить. В эти годы поэт создает самые светлые свои стихи.

    1920-1921 гг. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, «темные» метафоры определяют характер поэзии.

    1924-1925 гг. Последние годы жизни. Поэт не ждет от нее подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком «прям», слишком обаятельный, слишком шумный – во всем слишком.

    2. Инструктаж по выполнению практической работы:

    Сегодня в ходе практической работы вам предстоит ответить на ряд вопросов. Каково было мироощущение поэта в каждый из этапов жизни? Каким предстает лирический герой Есенина в разные периоды жизни и творчества?
    Исследование лирических текстов предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений поэта. Каждой группе предлагается для анализа ряд стихотворений (Приложение 1 ) определённого периода творчества С.Есенина: 1 группа – 1914-1915гг.; 2 группа – 1920-1921гг.; 3 группа – 1924-925гг. (карточки с заданиями даны в Приложении 2 ).

    1 задание. Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в указанный период творчества. Найдите строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в виде эпиграфа над таблицей. Найдите в приведенных поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.

    Выделенные образы мы будем оформлять в виде таблиц по каждому из периодов. Например:

    1 группа: Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях 1914-1915 годов? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

    2 группа: Как воспринимает поэт окружающую его действительность? Какие из выписанных вами образов ярче всего передают трагическое восприятие Есениным перемен, происходящих в российской деревне?

    3 группа: Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы. Постарайтесь, чтобы в ваших словосочетаниях были разные виды связи (согласование, управление, примыкание).

    3 задание: Выпишите все цветообразы (слова, корни которых обозначают цвет) из стихотворений исследуемого вами периода, сгруппируйте и оформите по образцу:

    1914 -1915 гг. «Скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес» и т. д.
    1920 -1921 гг. «Золотистое пламя», «телесного воска свеча» и т. д.
    1924 -1925 гг. «Дом с голубыми ставнями», «серенький ситец небес» и т. д.

    Используя эти записи, составьте таблицу по образцу, помещенному ниже. В первую колонку вы можете добавить цвета и оттенки. В столбце соответствующего периода укажите количество встреченных вами цветообразов (остальные столбцы будут вами заполнены в ходе совместной работы во время подведения итогов).

    Прокомментируйте таблицу, ответив на вопрос: «Какая палитра цветов преобладает в каждом периоде творчества? »

    4 задание. Определите, какие типы текста представлены в стихотворениях Есенина, обратившись к каждому стихотворению исследуемого периода. Оформите так:

    I период. «Край любимый! Сердцу снятся. » – описание.
    «Топи да болота. » – описание и т. д.
    Сделайте вывод о том, какой тип текста преобладает. С чем, по-вашему, это связано? Какие из стихотворений вы могли бы определить как элегии?

    Напоминаем, что «элегия – стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби» (По кн. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности). Как правило, своеобразным конфликтом такого стихотворения является столкновение лирического героя с непреодолимыми препятствиями (неизбежностью старости и смерти, неразделенным чувством, ударами судьбы и т. п.).
    С чем, на ваш взгляд, связано появление элегических мотивов в творчестве любого поэта, в том числе и Есенина?

    5 задание. Каково было мироощущение поэта в исследуемый период? Как оно отразилось в образе лирического героя? Попробуйте ответить на эти вопросы, используя свои наблюдения и выводы. Обратите внимание на то, что мироощущение поэта находит отражение и в системе поэтических образов, и в использовании цвета, и в своеобразии типа текста.

    4. Обсуждение итогов работы (Каждая группа знакомит с выводами, полученными в ходе совместной работы).

    5. Подведение итогов урока.

    Применительно к каждому из выделенных периодов составьте текст по вопросам.

    1) Определите, какие из тропов являются ведущими в каждый из периодов. С чем, по-вашему, это связано?
    2) Как организуется пространство и время в стихотворениях каждого из периодов?
    3) Постарайтесь выявить своеобразие синтаксической организации стихотворений. Как синтаксис стихотворений отражает своеобразие мироощущения лирического героя?

    Список использованной литературы

    1. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы/ Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М. Дрофа, 2005
    2. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. М. 1979.

    Послушайте стихотворение Есенина Практическая работа

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Практическая работа

    Анализ стихотворения Есенина Практическая работа

    Настроение произведения Практическая работа

    Практическая работа