Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке



Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина

Картинка Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке № 1

Песнь о собаке (1915)

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзитель­ных в русской поэзии стихотворений о животных. Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков. Для Сергея Есенина, вы­росшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого. Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Пример

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материн­ского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Она вылизывала своих детёнышей, и «Струился сне­жок подталый / Под тёплым её животом».

Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золо­того цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился; подталый). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят», — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — сне­жок, а также эпитет — тёплый живот.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревож­ная нотка: «До вечера она их ласкала…». Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стре­мительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал под­чёркивает ощущение, что хозяин совершает при­вычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страш­ная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки.

Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окра­шенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «ме­сяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

В синюю высь звонко Глядела она, скуля…

Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие проис­ходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в кос­мическом, потому что нарушена гармония Мира.

Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощуща­ет не только горе собаки, но и переживания автора.

Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Здесь искали:
  • песнь о собаке анализ
  • песнь о собаке есенин анализ
  • помогите пожалуйста по литературе 5 класс небольшой рассказ песть о собаке есенина

Анализ стихотворения «Песнь о собаке»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке № 2

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о животных.
Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков. Для Сергея Есенина, выросшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого. Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материнского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Она вылизывала своих детенышей, и «Струился снежок подталый / Под тёплым её животом». Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золотого цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят », — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — снежок, а также эпитет — тёплый живот. Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревожная нотка: «До вечера она их ласкала … ».

Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стремительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал подчёркивает ощущение, что хозяин совершает привычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки. Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окрашенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «месяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

в синюю высь звонко
Глядела она, скуля …
Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие происходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в космическом, потому что нарушена гармония Мира. Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощущает не только горе собаки, но и переживания автора. Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Мастер- класс по стихотворению С. Есенина "Песнь о собаке"

1.Знакомство с анималистической лирикой Есенина.

2.Закрепление навыков литературоведческого анализа стихотворения.

3.Развитие чувственного восприятия, ассоциативного мышления.

4.Воспитание духовности, милосердия и сострадания к животным, непримиримого отношения к жестокости, беспощадному истреблению животных.

1."Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими горстями сокровищ его души",- писал А. Толстой. Действительно, это так. И великие художники- всегда гуманисты. Они взывают к милосердию людей. Так Есенин наполнил свою лирику милосердием к животным.

По воспоминаниям близких и знакомых поэта, Есенин с исключительной нежностью относился к животным. Случалось иногда его друзьям видеть, как Сергей Александрович, столичный денди во франтоватом костюме, заметив лошадь, уныло стоящую на улице, не стеснялся подойти к ней, обнять её запылённую морду и нежно шептать ей на ухо. Он внимательно и пытливо смотрел в её грустные глаза, задумывался о чём-то, подолгу не отвечал на шутливые вопросы друзей.

Есенин не только тосковал по дорогой его сердцу деревне. Какая-то таинственная связь соединяла его со всем животным миром.

Один из знакомых поэта рассказывал, что Есенин не мог равнодушно пройти мимо голодной собаки, обязательно останавливался, трепал её кудлатую голову, жалел, заглядывая в глаза. Если у него не было ничего съестного, заходил в ближайший гастроном, покупал кусок колбасы и отдавал бедной дворняге. Часто случалось, что за Есениным бежала целая свора в надежде на угощение.

Есенин видел в животных братьев наших меньших, очень бережно относился к ним.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

И зверьё, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

"Песнь о собаке"- одно из самых известных стихотворений. Слушая мое чтение, вы можете подчёркивать, обводить понравившиеся слова, записывать свои ассоциации.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

«Песнь о собаке» С.Есенин

Картинка Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке № 3

«Песнь о собаке» Сергей Есенин

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»

Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок. безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.

«Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького. Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

Жанр, литературное направление

«Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Сергей Есенин и сам неоднократно отмечал, говорил в беседах и писал в стихах, что он очень любит «всякое зверьё». В данном произведении это чувство нашло удивительное воплощение.

Средства художественной изобразительности используются яркие, неординарные. Мы видим литературные приёмы, которые применялись имажинистами, когда слог был броским, запоминающимся, образы и символы отличались повышенной экспрессивностью. Такой стиль делает стихотворение максимально лёгким для восприятия, при этом забыть чёткие символы, образы практически невозможно.

Интересно, что именно для такой трогательной истории как нельзя лучше подошёл неординарный слог имажинизма .

Тема и сюжет стихотворения

Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке.

Данное произведение имеет чётко прослеживающийся сюжет, логически развивающийся на протяжении всего стихотворения. В первой строфе поэт говорит о радостном утре, когда на фоне золотых рогожек разворачивается картина счастливой жизни собаки. Она ощенила семерых щенят. Затем мы узнаём, что собака уже любит своих детей: она ласкает их целый день, до самого вечера. Однако вечером приходит мрачный хозяин и кладёт всех семерых кутят в мешок. В четвертой строфе читатели не видят самого факта убийства, однако всё и так ясно. Собака бежит за хозяином, а потом мешок с её щенками тонет в воде. Затем она идёт обратно, а месяц над хатой, такой же золотистый и нежный, кажется ей одним из её щенков. Собака воет в небо, месяц скрывается от неё за холмами. Даже этот образ щенка она не может больше видеть. Заканчивается «Песнь о собаке» известными строками: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег» .

Композиция, рифма и размер

Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом.

Художественные средства

В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь.

Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый». Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…» Повтор глагола усиливает впечатление, придаёт произведению динамизм. Затем идёт резкий переход к описанию дрожащей воды, под которой и оказался мешок с беспомощными щенками.

Собака возвращается. Читатель поражает яркий образ, легко созданный автором: животное слизывает с боков пот, уже нет сил. Собака видит месяц, ей кажется, что это один из её щенков. Животное скулит, глядя в небо, но и месяц скрывается за холмом. Собака плачет. Есенин описывает это так: глаза катятся в снег золотыми звёздами, глухо. Сложная символика воспринимается здесь моментально, поскольку читатели уже полностью погружены в происходящее.

Послушать стихотворение Есенина Песнь о собаке

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Песнь о собаке

Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке

Настроение произведения Песнь о собаке

Песнь о собаке