Анализ стихотворения Есенина О природе
`Анализ стиха любого про природу Есенина очень надо помогите плиз
анализ стиха любого про природу Есенина очень надо помогите плиз
- НЕДАВНО У НАС БЫЛО ПОДОБНОЕ ЗАДАНИЕ ВОТ МОЯ РАБОТА, ПЕРЕДЕЛАЙТЕ И ИСКЛЮЧИТЕ ЧТО СЧИТАЕТЕ НУЖНЫМ.
«Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С. Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща « отговорила », и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти». Лирическое стихотворение имеет философский план. Его содержание составляют раздумья поэта о жизни. Образ рощи. говорящей языком берёз, сам по себе поразителен, но метафоричность формы стихотворения не самоцель, а реализация замысла раскрыть сложное психологическое состояние автора. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь « роща золотая » что-то уже « отговорила ») и особенно со второй - ведь умолкнувший язык был не только «берёзовый», но и «весёлый».Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи. которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.Ещё интереснее другой, очень характерный для Есенина приём, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Целиком на таком приёме построено стихотворение « Отговорила роща золотая ». « Золотая роща » - это сам Есенин. чувствующий своё « увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья.
Эпитеты ( отговорила роща золотая. / Берёзовым весёлым языком ), метафоры («о всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом», «души сиреневая цветь»), олицетворение ( «журавли, печально пролетая», « отговорила роща », «грезит конопляник»), сравнение («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю тихие слова»), символ (символом матери-природы предстаёт дерево) - все эти изобразительно-выразительные средства придают стихотворению образность и эмоциональность.Особую роль играет у Есенина цвет. Цветовая гамма составлена из простых тонов: голубого, жёлтого, красного. Это традиционные цвета русского искусства. В стихотворении прошлое окрашивается в голубой и сиреневый. К тому же «сиреневая цветь» заставляет вспомнить о времени цветения сирени, весне. Настоящее окрашивается в золотой и красный. Не жёлтый, а золотой. что передаёт не только цвет, но и эмоцию.
И золото уже проходит, но ещё «горит костёр рябины красной». Тревожный красный противостоит голубому и сиреневому. Через цвет передана эволюция лирического героя. Нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств.
Образ-переживание оказывается противоречивым: светлым и мрачно-тоскливым, гармоничным и тревожным; прекрасное прошлое - безусловная ценность, сохранённая в душе, но оно несёт на себе отблеск печального настоящего. Стихотворение « Отговорила роща золотая », как, впрочем, и многие стихи Есенина. стало песней. Это совершенно закономерно, его поэзия песенна по своему складу. Стихи Есенина мелодичны. Песенность стихотворения подчёркивается его композиционно-кольцевым приёмом построения - первая строфа частично повторяе
«Мир природы в лирике С. А. Есенина »
Тема русской природы — неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа — это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…
В творчестве любого мастера слова можно отыскать какие-то строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Для меня такими проникновенными стихами являются есенинские. В них оживает каждый листочек, каждая былинка!
Поэт любил свой родной край, и не только любил, но и знал, потому что характер и мироощущение поэта с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа — не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она — душа его стихов, источник, питающий лирические чувства поэта. Поэтому так завораживающе звучат его строки:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Природа в ранних стихах Есенина звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами. Его лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень — рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти яркие характеристики природы трогательны и хрупки.
Есенинская природа — единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». «рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» — это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», «протяжен и глух», «овсяный» — а это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».
Почти во всех первых стихотворениях Есенина присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы. Здесь мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях — крылья херувима», «под венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы — кроткие монашки», «под соломой — ризою выструги стропил».
Эти мотивы пришли в лирику Есенина, видимо, из слышанных им в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания. Очень часто автор использует прием передачи событий через восприятие ребенка. Он переносит читателей в свое детство, в родную Рязанскую область. Читатель начинает смотреть на мир, на всю его красоту глазами «желтоволосого ребенка».
Но растет поэт, и меняется его восприятие мира. В более поздних стихах природные образы становятся исповедью поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны:
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту…
Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы:
Подымайте вы, лунные лапы,
Мою грусть в небеса ведром.
Звуки, которыми наполнена Природа, Есенин пытается с точностью передать в своих поэтических произведениях: «Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит не только сосняк, звенит и рожь: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя».
Основные цвета есенинских пейзажей — синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая, а реку», «Золотою лягушкой луна…» и другие.
Одно из моих любимых стихотворений о природе у Есенина — «Спит ковыль». Начинается оно с яркого олицетворения — «спит ковыль». Ковыльные степи — богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри.
Лирика Есенина многопланова и разнотемна. Но и в начале своего творческого пути, и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Есенин до конца остался верен своему предназначению — проставлять крестьянскую, деревенскую, истинную Россию.
Другие сочинения по этому произведению
помогите написать Анализ стихотворения С. А. Есенина о природе
БЕСПАРДОННЫЙ Высший разум (968862) 4 года назад
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали».
Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).
Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:
Вот опять вдруг зарыдали
По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.
Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта - одушевленность природы:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек.
Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:
Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.
Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин». частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».
Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.
Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения "Береза"
Анализ стихотворения "Береза"
Сергей Есенин большую часть своего творчества посвятил описанию русской природы. Особенно много стихотворений Есенина посвящаются исконно русскому представителю природы – березе. Одно из стихотворений полностью посвящено этому прекраснейшему, по мнению автора, дереву, которое и получило простое, но звучное название «Береза».
В этот раз дерево предстает перед нами в зимнем своем наряде, украшая собой зимний пейзаж, который можно видеть из окна. Не зря поэт вставил строку о том, что береза находится «под моим окном». На это у него было несколько причин. Во-первых, этим Есенин хотел показать, насколько близок этот символ Руси каждому из нас, близок народу, традициям и понятию Родины. Во-вторых, именно этим деревом автор так всегда любовался, находясь в родной деревне. Он любил наблюдать, как это дерево меняет свой наряд в каждый сезон, и не лишается своей притягательности, красоты, изящества.
Есенин олицетворяет в зимней березе русскую красавицу, истинная красота которой открывается в суровых северных условиях. Иней на ветвях «словно серебром» покрывает их. Солнышко играет в ветвях, тем самым, будто, зажигая огоньки. Даже заря, «лениво» ходит вокруг этого прекрасного создания, очаровываясь его красотой, «обсыпает новым серебром». А что может быть прекраснее серебра?
Все стихотворение пронизано грустью и нежностью. Есенин награждает березу множеством самых разнообразных и изысканных эпитетов и метафор. Автор считает, что красота, стать и величие этого дерева настолько велико, что заслуживает самых больших похвал. Кроме того, в стихотворении автор хотел передать не только тоску по родному краю, но и возможность больше не увидеть его. Все эти чувства вместе с любованием и помогли создать Есенину этот уникальный, казалось бы простой, но великий шедевр.
Урок литературы "Анализ стихотворения С. А. Есенина "Отговорила роща золотая"
Урок литературы в 11 классе
Анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая»
Цели и задачи: расширить и углубить знания учащихся о поэзии С.А. Есенина, развить навыки анализа лирического текста, обучение выразительному чтению, научить определять средства выразительности речи, их роль в стихотворении, привить чувство любви к родной природе.
Это… яркий ковер, сотканный из
верной и нежной любви поэта
Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Это выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел её народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви.
Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Какие стихи С. Есенина вы знаете? Чем они вас привлекают?
Прочитайте любимое стихотворение С. Есенина о природе. Чем близко вам есенинское понимание красоты русской природы?
Назовите уже известные вам изобразительно – выразительные средства языка. Зачем поэты используют их в своих стихотворениях?
На сегодняшнем уроке мы будем анализировать стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая», и если будем внимательны к слову, то увидим русскую природу такой, какой её видел и любил великий русский поэт. В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нём можно сказать словами критика В.Ходасевича: ”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая» учителем или с использованием аудиозаписи.
О чём это стихотворение? Какова его тема?
(Ответ ученика: это стихотворение о русской природе, об осени, о красоте её красок).
Возьмите краски и бумагу и попробуйте с помощью красок – цветов выразить на бумаге настроение, заключённое в этом стихотворении.
Какие цвета вы использовали на своих рисунках?
(жёлтый, красный, голубой, серый, чёрный)
Откуда среди разноцветья красок осени взялись в стихотворении серые и чёрные тона?
(Ответ ученика: среди разноцветных красок образовалось чёрно – серое пятно, т. к. в середине стихотворения речь идёт об одиночестве.)
Каково же настроение стихотворения и почему именно такое?
(Ответ ученика: настроение стихотворения грустное, это связано с внутренним состоянием лирического героя.)
Уточним тему стихотворения.
(Ответ ученика: в стихотворении изображены два мира: мир природы и мир человека).
Чем интересна композиция стихотворения?
(Ответ ученика: читая стихотворение, я вижу портрет лирического героя, а вокруг него как будто рамка из разноцветных осенних листьев и кистей рябины. Стихотворение начинается и заканчивается картинами природы, а в середине – раздумья героя. Это кольцевая композиция.)
Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?
(Ответ ученика: лирический герой - уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают, он восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, “костром рябины красной”. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы, относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Он очень одинок, он грустит о прошлом, но ни о чём не жалеет.)
Почему поэт рисует своего лирического героя, его грусть именно на фоне картин осенней природы?
(Ответ ученика: после осени наступит зима, природа погрузится в сон, как бы умрёт, ветер сорвёт с деревьев золотые листья, ветки станут голыми, поэтому на душе становится грустно; грустит и лирический герой, оглядываясь на прожитые годы, он одинок, он грустит… Состояние природы отражает состояние души лирического героя.)
Какова основная идея стихотворения?
(Ответ ученика: через образы природы (“роща” — это вся жизнь героя, его судьба; юность - “души сиреневая цветь”, старость — кисти рябины) поэт передаёт гармоничное, спокойное восприятие жизни: молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришёл, но он ни о чём не жалеет. «Каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти».)
Какие тропы использует поэт, чтобы изобразить мир природы?
(Ответы учеников: в стихотворении много олицетворений ( отговорила роща, журавли не жалеют, ветер относит, грезит конопляник, ветер относит, дерево роняет листья, время сгребёт ). Олицетворения оживляют природу. Все неживые предметы одушевлены. Они мечтают, жалеют, роняют, как человек, т. е. природа и человек связаны между собой.
В стихотворении много эпитетов ( роща золотая, березовым, весёлым языком, печально пролетая, равнины голой,весёлая юность, растраченные годы . милым языком, грустные слова…) Эпитеты помогают точнее представить пейзаж, расширяют наше представление о предмете, помогают понять авторское отношение к предмету. Эти эпитеты действуют на наше воображение, придают стихотворению большую выразительность.
В стихотворении есть метафоры: отговорила роща… языком, души сиреневую цветь . горит костер рябины, не обгорят рябиновые кисти, разметая ветром их (слова),время сгребёт и разметает, не пропадёт трава.
Поэт использует и сравнение: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». Т. е. лирический герой чувствует себя частью природы, сравнивает себя с деревом.)
А теперь снова возьмём краски – цвета и изобразим настроение стихотворения, только уберём из него тропы. Какая цветовая гамма получилась теперь? Какова же роль тропов в стихотворении?
(Ответ ученика: теперь преобладают мрачные краски, читая стихотворение, сильнее ощущаешь грусть. Тропы усиливают воздействие стихотворения на наше воображение, помогают зримо увидеть описываемый предмет, лучше понять свойства предметов и явлений. Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.)
Какой размер помогает поэту передать ритм и настроение стихотворения? Определим размер.
(От – го/ – во – ри`/ – ла ро`/ – ща зо/ – ло –та`/ - я (5 – стопный ямб)
Какую рифму и какой способ рифмовки использует поэт