Анализ стихотворения Есенина Ночь
Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу»
Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу»
В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма.
Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.
Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого
и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты — не меня, а я — другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.
«Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».
Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)» Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой.
- Мне грустно на тебя смотреть какая боль какая жалость Сергей Есенин писал, свои стихотворения по мановению своей души, о том, что происходит в его жизни. Судя по стилю написания.
- Анализ стихотворения Фета «Какая ночь как воздух чист» Стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист. » было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три.
- Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник.
- Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор.
- Анализ стихотворения Есенина «Звезды» Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах.
- Анализ стихотворения Есенина «Мой путь» Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу»
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье.
Его отец, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком купца. Мать, Татьяна Федоровна Титова, также уходила в город на заработки. Воспитывал мальчика дед Федор Андреевич Титов.
Первая публикация стихов Есенина появилась в начале 1914 г. в журнале «Мирок».
Весной 1915г. Есенин оставляет жену и сына и перебирается в Петроград, где, как он считал, было больше возможностей добиться признания. В Петрограде молодой поэт стремительно ворвался в литературную элиту: познакомился с А. Блоком, З. Гиппиус и Д. Мережковским, наведался в Царское Село к Ахматовой и Гумилеву, познакомился с С. Клычковым, Н. Клюевым, С. Городецким которые оказали большое влияние на раннее творчество Есенина.(4, с.31)
Для Есенина стали открыты литературные салоны, его стихи печатали «Северные записки», «Русская мысль», «Ежемесячный журнал».
29 января 1919 в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. На следующий день вышла Декларация в воронежском журнале «Сирена» (№ 4) и позже в газете «Советская страна» (М. 1919, 10 февр.), в которой были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов». Под ней подписались поэты: С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич.
ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image - образ) - литературно-художественное течение, возникшее в России впервые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.(5)
Имажинисты вели борьбу против тематически содержательного определения искусства: «Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию…, искусство, обрамленное привычкой, должно было погибнуть от истерики». Как и футуристы, имажинисты претендовали на звание подлинных мастеров формы, освобождающих ее «от пыли содержания». «Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность - вот три кита поэзии грядущего завтра». Имажинисты выдвигали требование: «Быт надо идеализировать и романтизировать…»
Группа имажинистов организовала на артельных началах и уже приступила к печатанию следующих книг: «ИМАЖИНИСТЫ». Сборник - манифесты, статьи, проза, рисунки; «ПЛАВИЛЬНЯ СЛОВ» - стихи, проза; «ДВУРЯДНИЦА». 1. Есенин. «Пантократ» (поэма), А. Мариенгоф. «Мария Магдалина» (поэма); Анатолий Мариенгоф. «ВЫКИДЫШ ОТЧАЯНИЯ», стихи, и «КОНДИТЕРСКАЯ СОЛНЦ», стихи; С. Есенин. «СТИХИ», «КЛЮЧИ МАРИИ» (теория имажинизма)…»(5)
Так появилась теоретическая школа имажинизма, впоследствии получившая огромную известность среди читающей публики, и принесшая славу своим создателям.
Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление – все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта («Выткался на озере алый свет зари», «Весенний вечер», «Береза», «Восход солнца», «Звезды», и др.).
К пейзажной лирике относится и стихотворение «Ночь». Впервые это стихотворение было опубликовано в журнале «Юность» в 1957 году вместе с другими произведениями поэта под общим заголовком «Сергей Есенин. Неопубликованные и малоизвестные стихи». Это стихотворение было написано в 1911 году и относится к разряду тех, которые не вошли в собрание стихотворений.(4, с.120)
Идейно-художественный анализ начинаем с анализа названия стихотворения, который целесообразно проводить в три этапа: лексическое значение, ассоциативный план и эмоциональное значение.
Словарь Ожегова дает такое определение слову «ночь»: Часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром. Тёмная, глубокая н. До ночи и до ночи. Уехать в
(перед тем, как ложиться спать). (2, с. 456)
Согласно русскому ассоциативному словарю у большинства людей лексические ассоциации, вызванные этим словом связанны с романтикой, сном, одиночеством, покоем, тишиной.(3, с. 450)
Уточняя эмоциональное значение слова «ночь», следует отметить, что особых эмоций оно не вызывает, следовательно, его можно считать стилистический нейтральным. Но с этим словом можно связать возможность остаться наедине со своими мыслями, отдохнуть от шумного дня, побыть в покое, заглянуть в себя и поразмыслить, остаться один на один со своими чувствами.
Так как название стихотворения состоит из одного существительного, то читатель может предположить, что стихотворение будет посвящено описанию ночи, ее свойствам. А так как стихотворение принадлежит поэту-имажинисту, то можно догадаться, что содержание его будет насыщено яркими образами, помогающими выразить все ощущения автора.
После лексической работы над названием переходим к непосредственному анализу стихотворения.
С первых строк мы видим, что стихотворение написано легко и просто, каждое слово рисует и воссоздает нам картину ночи. Описывая ночь, автор как бы воссоздает спящий мир, тишину, которая окружает все вокруг. Нет ни звука: « Тихо дремлет река, темный бор не шумит. Соловей не поет, И дергач не кричит». при этом неоднократно используя отрицательную частицу «не» поэт подталкивает читателя рисовать в своём воображении совершенно иную картину, где всё наоборот: бор шумит, соловей поёт и дергач кричит, т. е. не ночь, а день. Во втором четверостишии появляется само слово «ночь» и слово «тишина» ; вокруг слышно только как « ручеек журчит», да видно, как «блеском своим луна все вокруг серебрит». Перед нами возникает непосредственно образ ночи, тишины, покоя вокруг. Вся природа будто бы заснула. Поэт воссоздает цвета, присущие именно ночи: это темный бор, серебро луны. Перед взором действительно возникает ночь, заснувшая природа, тишина и умиротворенность. Такое описание ночи в стихотворении действительно заставляет поверить в силу образа, к которому прибегает автор на протяжении всего стихотворения. С помощью этих образов мы можем увидеть и услышать все звуки ночи, всю ту красоту ночного пейзажа, который описывается Есениным: « темный бор не шумит». река дремлет, все отражается в серебристом блеске луны. Вокруг тишина. И мы можем слышать эту тишину, видеть сон природы, освященной луной. Любование и обожествление – все оттенки благоговения перед дивом ночи.
Из народного искусства Есенин берет осознание неразрывной связи между человеком и природой, и важнейшим принципом его художественного мышления становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему существующему. Люди, животных, растения, стихии и предметы - за Есениным, дети единой матери-природы, которую в его поэзии мы видим, как очеловеченную. Поэт ощутил себя природой, частью ночи.(4, с. 220)
Природа, река, соловей, ручеек, луна – это тот естественный мир, в единстве с которым человек может быть счастливым.
Перед нами очень ясно проходит образ природы, погруженной в ночь, в забытье. Ночь – это фон природы, словно затаившей свое дыхание. Время как будто замерло, оно тоже уснуло, для него тоже словно наступила ночь.
Стихотворение насыщено метафорой, стилистическими фигурами, множеством образов, тропами. Это мы понимает уже с первого четверостишия. В первом предложении присутствует инверсия (дремлет река). олицетворение (дремлет река ), слова, создающими слуховые ощущения (тихо дремлет река, соловей не поет, дергач не кричит). Увидеть насыщенность красок ночи нам так же помогает прилагательное «темный», экспрессивно - эмоциональное по семантике. Образ тишины также воссоздают глаголы (не шумит, не кричит).
Втрое четверостишие начинается с назывного предложения и со стилистической фигуры - парцелляции (Ночь. Вокруг тишина.). Тут появляется образ луны, которая «все вокруг серебрит». звуковые ощущения журчания ручейка, который еще не спит, олицетворение (луна серебрит).
Третье четверостишие насыщенно цветовой характеристикой; в нем три раза повторяется глагол «серебрится» - анафора, предложения в нем построены в обратном порядке – тут автор прибегает к помощи инверсии. Все это создает картину ночи, залитую серебристым цветом.
Четвертое четверостишие почти повторяет второе, в нем лишь одна новая строчка – « в природе все спит». то есть если во втором четверостишии еще журчит ручеек, то в четвертом наступает тишина во всем – образ природы целиком погружается в ночь и затихает. Четвертое, так же, как и второе, начинается с назывного предложения, в нем есть парцелляция (Ночь. ), звуковые характеристики (вокруг тишина). но оно как бы подводит черту всему стихотворению, является итогом – все замерло, все уснуло. Полная тишина, которую слышит и читатель.
Конкретное время нам ясно с самого начала стихотворения – ночь (в данном случае конкретное время суток), на что указывают глаголы несовершенного вида, настоящего времени (журчит, шумит, спит, серебрит).
Особенность построения предложений данного стихотворения в том, что они объединяются одним и тем же типовым значением в синтаксическое целое, в данном случае выражают состояние окружающей среды. Это, так называемая, соположенность предложений.
Таким образом, с помощью стилистических фигур, тропов поэт старается передать читателю всю глубину свих эмоций, все чувства своей души, связанные с пейзажем природы на фоне ночи, ведь ночь – источник покоя, тишины, которых так не хватает душе автора. Ночь – время суток романтиков, стремящихся мечтать в это время суток о грандиозном, утопическом, вселенском, это время, когда хочется кричать, выражать свои чувства, говорить о прекрасном и мечтать о счастливом будущем. Ночью чувственное и рациональное осознание мира уступает место бессознательному и фантастическому.
Возвращаясь к началу произведения, мы видим, что наши ожидания в целом оправдались: ассоциативные и лексические значения совпали с основным значением. Образ ночи приобретает индивидуальный авторский смысл. Ночь – это параллель с душой автора, и эта параллель проходит через все стихотворение. Его душа тоже словно хочет погрузиться в эту ночь, слиться с ней, как сливается природа, и тихо дремать, в покое и тишине. Ночь – не просто время суток, это удивительное явление, предусмотренное Вселенским разумом; поэт не изображает ночь какого-либо конкретного места, а будто бы охватывает космические масштабы в своем изображении, показывая тишину и покой во Вселенной.
Таким образом, стихотворение обладает удивительным, глубоким художественным воздействием. Читатель наслаждается картиной ночи, тишиной, умиротворенностью и покоем, описываемых в этом стихотворении. Ночь – время, когда обнажаются чувства, когда в темноте можно скрыть то, что при свете дня не спрятать. Но за ночью неизменно вновь настанет утро. И все возвратится на круги своя. На место царства и тишины ночи придет царство света, тепла солнца. И это неизменно. Так будет всегда. Четкость образного воплощения, чуткое восприятие фольклора – вот, что лежит в основе художественного изыскания Есенина.
Есенин С. А. Полное собрание сочинений в 7 томах. — М. Наука; Голос, 1996. — Т. 4. [Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»]. — С. 16.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.; Российская академия наук. Институт рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд. доп. – М. Азбуковник, 1999. – 928с.
Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1 от стимула к реакции: ок. 7000 стимулов/ Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Р. Тарасов. – М. ООО « Издательство Астрель»: ООО « Издательство Аст», 2002. – 784с.
Харчевников В.И. С.А. Есенин и русская поэзия начала ХХ века. Л. 1982. – 485с.
Тихо дремлет река.Темный бор не шумит.Соловей не поет,И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.Ручеек лишь журчит.Своим блеском лунаВсе вокруг серебрит.
Серебрится река.Серебрится ручей.Серебрится траваОрошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.В природе все спит.Своим блеском лунаВсе вокруг серебрит.
Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью.
Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из «взрослой» столичной жизни, относится стихотворение «Ночь», черновой набросок которого был создан в 1911 году. Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы. Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. «Темный бор не шумит, соловей не поет», — отмечает поэт. Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при помощи которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов.
Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна все вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики.
Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.
Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина
- познакомить учащихся с судьбой С.А.Есенина;
- отметить особенности лирики поэта (на основе комплексного анализа стихотворения "Ночь" С.А.Есенина).
- формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;
- работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений.
- развивать ученика как читателя, учить читать стихотворения не только глазами, но и сердцем, душой;
- учиться открывать глубинный смысл лирических произведений.
- учить детей видеть красоту родной природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование урока: фотографии поэта; аудио и видеоматериалы; карточки-задания; компьютерная презентация 1. презентация 2 ; видеоряды.
Эпиграф к уроку:
«Как прекрасна земля и на ней человек» С.Есенин.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать строками Николая Брауна:
В этом имени- слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Синь березы и синь- рассвет.
Что-то есть в нем от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин»-
Всей России встают черты
2. Запись темы урока и постановка целей.
Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова Сергея Александровича Есенина: «Как прекрасна земля и на ней человек» (1 мин.).
3. Проверка творческих заданий.
- Биография С.А. Есенина. (Степанов А. Пытова С.) (3 мин.)
- Заочное путешествие по родным местам поэта. (Куренков Ю. Тарозайте А.)
4. Слово учителя:
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб стали родиной его детства.
Мир народнопоэтических образов окружил его с первых дней жизни: (1,5 мин.)
Родился я с песнями в травной одеяле
Зори меня вешние в радугу свивали.
В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грусть и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль. И костер зари, и плеск воды, и серебристая луна, и шелест тростника и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отливалась в стихаи, полные любви к русской земле, любви к России.
Послушайте стихотворение Есенина в исполнении Сергея Безрукова. (эпизод и фильма «Есенин» 1-я серия) (1 мин.)
О чем бы не писал поэт, это всегда лирическое повествование о Родине, ее природе и людях. Эту особенность Есенина отметил М. Горький:
«Сергей Есенин нестолько человек,
сколько орган, созданный природой
исключительно для поэзии, для
выражения неисчерпаемой «печали полей»,
любви ко всему живому
в мире и милосердия… » (1 мин.)
Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.
5. Анализ стихотворения.
1. Послушайте стихотворение Есенина.
Чтение стихотворения учителем. Затем 2-3 человека читают выразительно.
2. Какое настроение передает автор? (радостно- печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение).
Какое время суток описано Есениным?
По каким приметам можно об этом догадаться?
3. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон).
4. Прочитайте текст. Какую картину рисует ваше воображение?
5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветну. Иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи.
6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети воспринемают окружающее в цвете, чем предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты: «В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».
Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов.
7. Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»?
Учитель: – Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы.
8. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/)
Учитель: –– музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.)
Учитель: –– Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого–либо другого.
8. С помощью каких слов описываются звуки ночи?
- Затихла шумная волна.
- Журчанье мирного ручья.
- Звуки песен соловья.
- Шепчется река.
- Тихо слышится шелест тростника.
9. Какие художественные тропы использованы автором? (Есенин использует олицетворение и эпитеты:)
День склонился
Солнце погасло
Луна плывет
Долина внимает
Лес, склоняясь, дремлет
Река ласкаясь, шепчется
день усталый
шумная волна
тихая долина
мирный ручей
веселый шелест
10. Какое настроение передает с помощью эпитетов. (С одной стороны, грустное настроение, а с другой, веселое, восторженное).
11. Какой мы видим природу Есенина? (Природа у поэта живая: она дышит, смеется, говорит, видит сны).
Учитель: – отличительной чертой есенинской поэзии являются олицетворения и метафоры.
12. Как вы понимаете значения слов мирного (ручья), внимая, употребленного дважды внимать– услышать, отнестись со вниманием; чутко вслушиваться. Задание Т.Н.
13. Как вы думаете, почему из ряда синонимов автор выбирает именно слово «внимать»? (Чтобы услышать ночные звуки, шорохи, нужно быть внимательным, чутким).
14. Какие чувства испытывает лирический герой Есенина? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней; всеобъемлющую радость, взволнованность).
Учитель: – Герой чувствует умиротворение, гармонию с миром природы. (Обращение к эпиграфу).
15. Выберите подходящий тон чтения этого стихотворения: тон – печальный, радостный, лирический, трагичный, спокойный, тревожный.
16. Работа парами, определите размер и вид стиха: четырехстопный.
6. Подведение итогов урока:
– Какие же способности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?
Особенности поэзии С.А. Есенина:
- Любовь ко всему живому, любовь к родной земле, России. (5 мин.)
- Использование «цветных» эпитетов.
- Оживление природы, ощущение родства лирического героя с природой, достигаемое использованием олицетворений и метафор.
- Близость к песенному народному творчеству, особая напевность, музыкальность, лиризм.
7. Домашнее задание:
- Читать стих Есенина. Учебник с. 176 «Степь и дали…» (2 мин.) с. 177 «Пороша».
- Проанализировать стихи по вариантам, опираясь на карточки – информаторы.
- Выучите одно из стихотворений наизусть.
8. Слово учителя: (3 мин.)
Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось песней Алексея Верного на стихи С.А. Есенина «сыплет черемуха снегом».
«Ночь (Тихо дремлет река…)» С.Есенин
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Анализ стихотворения Есенина «Ночь (Тихо дремлет река…)»
Свои первые стихи Сергей Есенин начал писать в подростковом возрасте, и многие из них впоследствии были опубликованы. Естественно, что простой сельский парень в первую очередь посвящал рифмованные строки родному селу Константиново, окружающей природе и людям, с которыми ему доводилось встречаться каждый день. Подобные зарисовки впоследствии неоднократно переписывались и дополнялись, в результате чего получались удивительно красивые и романтические стихи, наполненные чистотой и волнующей безыскусностью.
Именно к этим рани произведениям, не омраченным весьма неприятными открытиями из «взрослой» столичной жизни, относится стихотворение «Ночь», черновой набросок которого был создан в 1911 году. Спустя некоторое время, уже находясь в Москве, Есенин вновь вернулся к этому произведению и внес в него некоторые коррективы. Тем не менее, общий смысл стихотворения был сохранен, и перед читателями открывается прекрасный ночной пейзаж на берегу реки, когда вся природа словно бы пребывает в некой дреме. «Темный бор не шумит, соловей не поет», — отмечает поэт. Лаконичные и короткие фразы, умышленно лишенные эпитетов, звучат очень сдержанно. Но в этом кроется особая прелесть стихотворения, при помощи которого поэт пытается донести до читателей, что истинная красота не требует обрамления в виде восторженных слов.
Действительно, трудно представить себе более изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна вес вокруг серебрит». Нарушает тишину лишь журчание ручья, которое нежно вплетается в полупрозрачное полотно ночного безмолвия, создавая особую атмосферу волшебства и романтики.
Летние ночи очень коротки, и далеко не всем дается возможность насладиться их красотой. При этом нужно еще уметь видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Этим даром в полной мере обладал Сергей Есенин, который на протяжении всей своей жизни то и дело возвращался к пейзажной лирике, даря окружающим возможность приобщиться к удивительному миру родной природы. И стихотворение «Ночь», лишенное налета вычурности, является ярким тому примером, позволяя мысленно перенестись на берег реки, которая окутана серебристым светом луны, таинственной и непредсказуемой в своей первозданной красоте. Сам Есенин, впрочем, не придавал особого значения этому стихотворению, которое было опубликовано лишь после его смерти в 1957 году.