Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты



Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты № 1

Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них — произведение «Нивы сжаты, рощи голы», написанное в 1917 году.

К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.

Загрузка...

Образность, свойственная произведениям Есенина, и на этот раз позволяет автору при помощи нескольких точных метафор воссоздать идиллическую картину. «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось», — отмечает поэт и, развивая эту тему, рассказывает о том, каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей. Привычка наделять свойствами живых людей неодушевленные предметы также придает произведениям Есенина особый шарм. «Дремлет взрытая дорога», — отмечает автор, указывая на то, что она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало. Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику. И также, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир.

Глядя на небо, поэт видит, как «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Эта очень яркая метафора указывает на то, что и сам Есенин мечтает о снеге, ему неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще немного и полюбоваться ночным небом. Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу — от нелепых переживаний.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.
  2. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо.
  5. Анализ стихотворения Есенина «О красном вечере задумалась дорога» Мастер пейзажной лирики, Сергей Есенин всегда отождествлял себя с природой, считая, что является ее неотъемлемой частью. Именно поэтому в его.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты, рощи голы

Картинка Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты № 2

Alexey Khoroshev Высший разум (1438025) 5 лет назад

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
1917-1918

В стихотворении, как и во многих лирических произведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал это стихотворение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли.Обратите внимание на две первые строки. Представьте нарисованную поэтом картину поздней осени? Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле.
Все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то,что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непоэтичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло.Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое.И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и разворачивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться.
Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства,свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки,от этого интонация становится более плавной.И состояние унылой безнадежности отступает, уходит…А дальше картина волшебным образом меняется.Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим.Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая.Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое:будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой,прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу.И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало.Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени.Волшебной силой искусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сырость – в таинственную дымку.Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали, что мир полон чудес, что природа близка вам,что вы с нею связаны кровным родством, у нее те же мечты, те же радости и печали.Каждый, читая это стихотворение ощутит красоту и гармонию мира.

Елена Дудина Ученик (242) 12 месяцев назад

В стихотворении, как и во многих лирических произведениях, изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. Поэт написал это стихотворение, чтобы открыть нам свои сокровенные мысли. Обратите внимание на две первые строки. Представьте нарисованную поэтом картину поздней осени? Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение. При этом вы, конечно, вспомнили собственные ощущения, когда оказывались в осеннем лесу, в поле.
Все существительные здесь употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то, что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, построенных одинаково, – в первой строке и неполное – во второй строке вместе с непоэтичными словами создают приземленную интонацию. И вы, следуя за автором, чувствуете то же, что и он, – все вокруг буднично, серо и уныло. Но вот в третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое. И синтаксис стал иным: предложение становится распространенным и разворачивается на две строки. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться.
Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства, свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы (эпитет метафорический, основанный на сходстве белого снега и седины, создающий зрительный и эмоционально окрашенный образ), а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой. Меняется и синтаксис: второе предложение соединено с первым последовательной связью (а не перечислительной параллельной, как в первой строфе) и занимает уже три строки, от этого интонация становится более плавной. И состояние унылой безнадежности отступает, уходит… А дальше картина волшебным образом меняется. Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим. Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая. Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое: будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой, прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу. И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало. Так Есенин помогает увидеть красоту в неприглядной картине поздней осени. Волшебной силой искусства слова он преобразил унылые голые рощи в прекрасные звонкие чащи, неприятные туман и сырость – в таинственную дымку. Вы будто посмотрели ввысь и сквозь туман увидели светлый рыжий месяц и почувствовали, что мир полон

Ксения Малова Ученик (109) 1 месяц назад

Дима Охотников Ученик (136) 1 месяц назад

Дмитрий Игнатьев Ученик (154) 1 неделю назад

Конспект урока по литературному чтению по теме: С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы

Картинка Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты № 3

С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"

Картинка Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты № 4Познакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества поэта;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
  • Развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт и творческие способности учащихся;
  • Воспитывать любовь к родной природе на примере творчества С.Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.
  • Учить анализировать стихотворение, находить главную мысль.
  • Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
  • Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

  • познакомить с жизнью и творчеством Есенина;
  • познакомить с основной темой творчества Есенина - темой Родины, родного дома;
  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
  • развивать речь, образное и эстетическое мышление;
  • воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
  • учить замечать красоту в обычном.

  • Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

    Метапредметные, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

    Оборудование:
    Проектор, музыкальные фрагмент - песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); презентация; портрет писателя С. А. Есенина.

    Ход урока.

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Звучит музыка и учитель читает стихотворение «Я покинул родимый дом» С.Есенина.

    II. Актуализация и фиксирование затруднения.

    - Что я прочитала? (стихотворение)

    - Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

    - Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?

    - Каким должен быть человек, написавший такое?

    - А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки?

    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать стихи)

    - А может, кто-нибудь готов назвать имя поэта?

    - Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:

    Эти волосы я взял у ржи,

    Если хочешь на палец вяжи,

    Я нисколько не чувствую боли…

    - Как догадались? (…тот старый клён головой на меня похож).

    - Какие задачи перед собой поставим?

    III. Знакомство с автором.

    -Посмотрите на портрет С. Есенина, всмотритесь в это лицо. Давайте послушаем, что расскажут о нем ваши товарищи.

    1уч. «Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским просторам. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Кольцова, И.С.Никитина - вот истинные источники его поэзии.

    2уч. «Есенин сумел взять у природы даже черты своей внешности: синеву глаз - у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы - у российских нив, мягкие кудри - у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России - глубокую и необъятную душу».

    IV. Работа над произведением.

    1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
    - Откройте учебник и самостоятельно прочитайте стихотворение С.А, Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

    2.Анализ первичного восприятия текста.

    - Скажите, каким вам показалось это стихотворение?

    - Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?

    - Что оно обозначает?

    - Куда обратимся за помощью? (к толковому словарю).

    Нивы - обработанное поле, пашня, посевы(словарь Ожегова)

    4.Работа над содержанием.

    -Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

    - Прочитайте только первую строку.

    - О чём они говорят? (Осень)

    - Какая это осень? (поздняя)

    - Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

    - Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

    - Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

    - Определите настроение.

    Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит уходит тепло)

    Тревога (туман, сырость, неизвестно кто там спрятался)

    - Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

    - Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

    - Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить, не спугнуть, чтобы не услышали)

    - Прочитайте вторую строфу.

    - О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

    - Что такое дорога? (Это путь)

    - Какая эта дорога? (Взрытая)

    - Как вы это понимаете?

    - Верно, она неровная. Почему?( потому что уже давно туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах урожай))

    - А сейчас чем она занимается? (дремлет)

    - Как вы это понимаете?

    - Какой приём использует автор? (олицетворение)

    - Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось)

    -Прочитайте, что ей показалось? («Совсем - совсем немного ждать зимы седой осталось»)
    - Почему? (очень холодно)

    - А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? (Она замерзает)

    - А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят дорогу.)

    - И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».

    Дремлет взрытая дорога,

    Ей сегодня примечталось…

    - Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая)

    - Кого она вам напоминает?(Старуху)

    - Может, вы мне объясните, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая?

    - Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости.

    Усталость (дремлет дорога)

    - Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

    - Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

    - С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

    - Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора)

    - Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?
    (С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть)

    - Верит он в то, что всё изменится к лучшему?

    - Какие слова называют это настроение? ( в чаще звонкой)

    - Когда мы говорим - «Ах»? (Когда удивляемся)

    - Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

    - Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

    - Как вы себе это представляете?

    - В этом и заключается талант Есенина - видеть в самых простых вещах необычные образы.

    - Какой приём использует поэт? (Сравнение)

    Надежда на лучшее.

    - В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

    - А перед тем, ребята, как вы будете отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста.

    Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)

    Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)

    Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

    Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)

    Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)

    И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)

    Полетел куда-то вперемешку с пылью.

    - Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин.

    VI.Самостоятельная работа над выразительностью чтения.

    - Ваше задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

    - Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

    Ученики отвечают по одному - зачитывают стихотворение выразительно.

    - Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн к этому стихотворению. Работать будем группами по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.

    Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна.

    - Назовите главную мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? ( Осень - печальная пора. Осень наводит поэта на грустные мысли, но автор стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.)

    - Что передал Сергей Есенин через это стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)

    - А мы здесь причём?

    - Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

    - Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню?

    -Что для этого надо сделать?

    - Если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили?

    - Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

    (Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

    « На уроке мне было интересно, потому что…

    На уроке мне было не интересно, потому что…»

    - Спасибо вам за работу.

    ­- Вы были сегодня внимательными, думающими читателями. Всем хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. Дома вы ещё раз прочитаете стихотворение С. Есенина. Каждый по-своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.

    «Нивы сжаты, рощи голы…» С.Есенин

    Картинка Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты № 5

    Нивы сжаты, рощи голы,
    От воды туман и сырость.
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога.
    Ей сегодня примечталось,
    Что совсем-совсем немного

    Ждать зимы седой осталось.

    Ах, и сам я в чаще звонкой
    Увидал вчера в тумане:
    Рыжий месяц жеребенком
    Запрягался в наши сани.

    Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

    Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них – произведение «Нивы сжаты, рощи голы…», написанное в 1917 году.

    К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.

    Образность, свойственная произведениям Есенина, и на этот раз позволяет автору при помощи нескольких точных метафор воссоздать идиллическую картину. «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось», — отмечает поэт и, развивая эту тему, рассказывает о том, каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей. Привычка наделять свойствами живых людей неодушевленные предметы также придает произведениям Есенина особый шарм. «Дремлет взрытая дорога», — отмечает автор, указывая на то, что она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало. Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику. И также, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир. Глядя на небо, поэт видит, как «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Эта очень яркая метафора указывает на то, что и сам Есенин мечтает о снеге, ему неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще немного и полюбоваться ночным небом. Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу – от нелепых переживаний.

    Сергей
    Есенин

    Картинка Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты № 6

    Анализ стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы. »

    Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство своих стихов этого поэта выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них – произведение «Нивы сжаты, рощи голы…», написанное в 1917 году.

    К этому времени Сергей Есенин уже жил в Москве и считался достаточно перспективным молодым литератором. Тем не менее, мысленно он постоянно возвращался в родное село Константиново и сильно страдал из-за того, что лишен возможности увидеть, как распускаются листья на любимых березах или же всходит на небо молодой месяц, заливая всю округу бледным желтоватым светом. Между тем, память услужливо подсказывала поэту картины из прошлого, которые и ложились в основу его произведений. Именно так и появилось на свет стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», в которое одновременно сквозят и грусть, и умиротворение.

    Образность, свойственная произведениям Есенина, и на этот раз позволяет автору при помощи нескольких точных метафор воссоздать идиллическую картину. «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось», — отмечает поэт и, развивая эту тему, рассказывает о том, каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей. Привычка наделять свойствами живых людей неодушевленные предметы также придает произведениям Есенина особый шарм. «Дремлет взрытая дорога», — отмечает автор, указывая на то, что она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало. Действительно, глубокой осенью природа выглядит уныло и негостеприимно. Однако Есенин даже в осиротевших лесах и скошенных полях видит определенную романтику. И также, как распаханная десятками телег дорога, мечтает о предстоящей зиме, которая в одно мгновение преобразит мир. Глядя на небо, поэт видит, как «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Эта очень яркая метафора указывает на то, что и сам Есенин мечтает о снеге, ему неуютно чувствовать себя одиноким и неприкаянным среди лесов и полей, которые заняты приготовлениями к зимней спячке. Однако поэт мысленно уговаривает себя подождать еще немного и полюбоваться ночным небом. Он знает, что зима не заставит себя ждать, но пытается уловить тот момент, когда она придет на смену осени, очистив землю от грязи, а душу – от нелепых переживаний.

    Анализы других стихотворений

    • Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи»
    • Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Молчание»
    • Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Не надо звуков»
    • Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Ноябрь»
    • Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Родное»

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость.

    Колесом за сини горы

    Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога.

    Послушайте стихотворение Есенина Нивы сжаты

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Нивы сжаты

    Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты