Анализ стихотворения Есенина Наша вера не погасла
Текст
Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы.
Льется солнечное масло
На зеленые холмы.
Верю, родина, и знаю,
Что легка твоя стопа,
Не одна ведет нас к раю
Богомольная тропа.
Все пути твои — в удаче,
Но в одном лишь счастья нет:
Он закован в белом плаче
Разгадавших новый свет.
Там настроены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей.
Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить.
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
Очень интересное произведение, полное загадок. О какой вере говорит поэт? Что за «богомольная тропа»? И наконец, что стоит за страшным видением про несчастный путь: «Он закован… …звон цепей»?
Это стихотворение перекликается с еще одним, столь же необычным и загадочным: «Не в моего ты Бога верила…»
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия. (И.Тальков)
Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя. (А.Мысловский)
В первую очередь я всегда смотрю на даты. Вы ее не указали, а жаль. С Есениным без дат лучше не шутить
По ФЭБу это стихотоврение датируется 1915 годом, но на самом деле дата может не соответствовать реалиям. Первая публикация стихотворения была в газете "Дело народа" 28 марте 1917г. Так что оно могло правиться Есениным перед самой публикацией. Думать и размышлять над боготворческими проблемами Есенин мог и до того, но опредленную мысль по этому поводу он все же высказал в конце марта 17 года. А что это был за год - нам из истории известно. Время было ужасное. Нужно было знать абсолютно точно, когда можно провозглашать такие лоунги, как "Вся власть советам", а когда этого нельзя было делать. Поэтому стихотворение, мне кажется, нужно рассматривать сквозь призму той ситуации, которая возникла после буржуазной революции. Церковь, видимо, тогда сильно активизирвоалась, а Есенин старался ослабить ее влияние. Вот вкратце мое мнение.
А в чем вы видите загадочность стихотворения?
Мне кажется что под "нашей верой" Есенин понимает Староверческое Православие. И выступает с критикой официальной Церкви. Видимо, это относится к тому времени, когда Есенин еще верил в "добрую" революцию, которая принесет счастье и дарует крестьянам "мужичьи ясли".
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия. (И.Тальков)
Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя. (А.Мысловский)
спасибо за Совет (вам верно слово "Староверы" режет глаз?) имхо, это две разные темы, одна про Старую веру, другая - про конкретное стихотворение (Наша вера не погасла. )
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия. (И.Тальков)
Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя. (А.Мысловский)
Mick писал(а): Мне кажется что под "нашей верой" Есенин понимает Староверческое Православие. И выступает с критикой официальной Церкви. Видимо, это относится к тому времени, когда Есенин еще верил в "добрую" революцию, которая принесет счастье и дарует крестьянам "мужичьи ясли".
Ну, под "нашей верой" можно понимать все, что угодно. Лишь бы эта "наша вера" действовала в то время, когда писалось стихотворение. В более позднее, советское время, "нашу веру" мы, скорее всего, поняли бы как атеизм. Лично я в стихотворении пока ничего не вижу такого, чтобы указывало именно на старообрядство. Вот в "Инонии" есть какой-то намек на старую веру, а здесь, честно говоря, не вижу. И, на первый взгляд, идет чистая критика веры, замешанной на Христе. Чтобы четко определиться в этом вопросе, нужно знать конкретную ситуацию в России в то время. Со старообрядством же, вроде как, было давно уже покончено и верующие уже лет 200, как признали троицу и крестились тремя пальцами, а не двумя? Уточняю, потому что сам не располагаю твердым знанием этого вопроса.
спасибо за Совет (вам верно слово "Староверы" режет глаз?) имхо, это две разные темы, одна про Старую веру, другая - про конкретное стихотворение (Наша вера не погасла. )
Ну что вы Mick,ничего мне не режет . Я осталась при своем мнении, вы при своем. Просто обсуждения все равно вернутся, к тому о чем говорится в теме "Старая Вера, Старый Обряд, Староверы и Сергей Есенин". Вот и все. Я лишь предложила вам объединить эти темы. Хотите, пусть останется самостоятельной темой. все таки это "Стойло Пегаса", где говорят о всем.
Последний раз редактировалось Татьяна-76 20:54:51, Пятница 01 Октябрь 2010, всего редактировалось 1 раз.
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.
по-моему, это стихотворение перекликается с Инонией:
"Так говорит по Библии пророк Есенин Сергей"
и с "Пришествием":
"Господи, я верую! Но введи в свой рай
Дождевыми стрелами мой пронзенный край"
У меня столько мыслей, коротко написать не получится)
Вот смотрите, я продолжаю думать, что Есенин с восторгом принял Революцию. Не ужасы кровопролитной братской войны, не рухнувший быт, не разорение страны, а именно идею Революции: что человку дается возможность строить жизнь своими руками. Ну я думаю, Есенину нравилась эта идея торжества воли человека. Какое то время, я думаю, он больше обращал внимание на эту сторону событий: что в противовес всему, что было раньше (Церковь, Царь, относительная несвобода людей его сословия) приходит что-то кардинально другое, новое: общее равенство, новая вера и т.п. Подчистую разрушить всё старое, и на пустом месте построть все новое. Есенин в этот период времени, думаю, верил в людей, и верил, что его современникам это под силу.
Вот РПЦ, к примеру, никак не может простить Есенину его "Инонию". Та же Еремина утверждает, что стихотворение богопротивное, потому что не "против Христа", а "вместо Христа", в общем, чуть ли не Антихрист вложил в уста Есенина его знаменитое: "Время моё приспело. "
А я считаю, что Есенин в "Инонии" ведёт себя как человек эпохи Возрождения. Не важно, что эти две эпохи абсолютно разные, мы это видим сейчас, с расстояния времени, а Есенин как раз хорошо вписывается в модель человека поры Ренессанса: из-под тотального контроля (Церкви, например) навстречу открытиям, творческим откровениям и прочее. То есть была такая модель мира, когда в центре мира стоял Бог. Потом на место Бога встала фигура Человека. Это эпоха Возрождения. В пору 1917-1918 года почему Есенин не мог чувствовать себя человеком Эпохи Возрождения? Мне кажется, что вполне мог. Поэтому и противопоставил себя, как человека, той системе, когда воля человека была подчинена Богу.
И вот смотрите он пишет:
"Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы"
это, вроде как, 1915, а может и 1917 год.
И вот "Инония", начало 1918:
"Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!»
То есть я считаю, что это вера в человека. Вера в то, что мир вокруг изменится, Россия будет процветать. Что люди все такие хорошие, хорошие сами по себе. Что нет удачи в том пути, что проторен религией. То есть Есенин пишет, что религия - "это звон цепей", и тут вообще возникает парадокс, потому что от чего же всем вдруг стать такими хорошими, если учение с заповедями - это цепи и оковы, мешающие человеку жить?
Я ни в коем случае не являюсь сторонником Революции, но состояние Есенина в период 1917 - 1918 гг. могу охарактеризовать как эйфорию. Он на многое тогда не обращал внимание, он был как человек, которого выпустили на свободу после долгих лет в тюрьме(
Где найти анализ стихотворения С.Есенина «Наша вера не погасла»? Подскажите, пожалуйста
- Безбожие Сергея Есенина
С восьми лет религиозная бабка таскала Сережу Есенина по разным монастырям, «из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. » Неудивительно, что в ранних стихах Есенин отразились полученные в детстве впечатления. Но они не носили глубокого религиозного чувства. В автобиографии 1923 года Есенин пишет о детских годах так:
«В Бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 копейки клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили. » (Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М. Наука; Голос, 1995-2002. Т. 7. Кн. 1. — С. 11-13.)
Христос для поэта не бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, как и многих святых, можно встретить идущим вместе с каликами и богомолками по дорогам крестьянской Руси, изображенной в стихах поэта.
Позже, в автобиографии 1925 он напишет: «От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции. »
Постепенно в спокойный мир поэта врывается образ грешника и богоборца:
Не ищи меня ты в боге,
Не зови любить и жить.
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
(Наша вера не погасла…. 1915)
Если подходит, то сюда:
Сергей Есенин - Наша вера не погасла…
Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы.
Льется солнечное масло
На зеленые холмы.
Верю, родина, и знаю,
Что легка твоя стопа,
Не одна ведет нас к раю
Богомольная тропа.
Все пути твои — в удаче,
Но в одном лишь счастья нет:
Он закован в белом плаче
Разгадавших новый свет.
Там настроены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей.
Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить…
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
Читать похожие стихи Сергея Есенина
Сергей Есенин — Наша вера не погасла
Nasha vera ne pogasla,
Svyaty pesni i psalmy.
Lyetsya solnechnoye maslo
Na zelenye kholmy.
Veryu, rodina, ya znayu,
Chto legka tvoya stopa,
Ne odna vedet nas k rayu
Bogomolnaya tropa.
Vse puti tvoi — v udache,
No v odnom lish schastya net:
On zakovan v belom plache
Razgadavshikh novy svet.
Tam nastroyeny palaty
Iz tserkovnykh kirpichey;
Te palaty — kazematy
Da zhelezny zvon tsepey.
Ne ishchi menya ty v boge,
Ne zovi lyubit i zhit.
Ya poydu po toy doroge
Buynu golovu slozhit.
Yfif dthf yt gjufckf,
Cdzns gtcyb b gcfkvs/
Kmtncz cjkytxyjt vfckj
Yf ptktyst [jkvs/
Dth/, hjlbyf, z pyf/,
Xnj kturf ndjz cnjgf,
Yt jlyf dtltn yfc r hf/
,jujvjkmyfz nhjgf/
Dct genb ndjb — d elfxt,
Yj d jlyjv kbim cxfcnmz ytn:
Jy pfrjdfy d ,tkjv gkfxt
Hfpuflfdib[ yjdsq cdtn/
Nfv yfcnhjtys gfkfns
Bp wthrjdys[ rbhgbxtq;
Nt gfkfns — rfptvfns
Lf ;tktpysq pdjy wtgtq/
Yt bob vtyz ns d ,jut,
Yt pjdb k/,bnm b ;bnm///
Z gjqle gj njq ljhjut
,eqye ujkjde ckj;bnm/
Стихотворение Есенина С.А.
«Наша вера не погасла»
"Наша вера не погасла"
Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы.
Льется солнечное масло
На зеленые холмы.
Верю, родина, я знаю,
Что легка твоя стопа,
Не одна ведет нас к раю
Богомольная тропа.
Все пути твои - в удаче,
Но в одном лишь счастья нет:
Он закован в белом плаче
Разгадавших новый свет.
Там настроены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты - казематы
Да железный звон цепей.
Не ищи меня ты в боге,
Не зови любить и жить.
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.
Стихотворение Есенина С.А. - Наша вера не погасла
См. также Сергей Есенин - стихи (Есенин С. А.) :
Небесный барабанщик
1 Гей вы, рабы, рабы! Брюхом к земле прилипли вы. Нынче луну с воды Л.
Небо ли такое белое
Небо ли такое белое Или солью выцвела вода? Ты поешь, и песня оголтел.