Анализ стихотворения Есенина Молотьба



Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. ».

Картинка Анализ стихотворения Есенина Молотьба № 1

Это стихотворение написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Не знаю, как у других, но у меня такая иллюзия все же возникает. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы. Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”.
Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный* промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:

Загрузка...

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Прошлое (“страна березового ситца не заманит шляться босиком”), настоящее (“дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст”), грустные думы о будущем (“увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”) — все сливается в единую картину человеческой осени.
Есенин задает себе вопрос: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”, прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством. Ох, как не хочется ему в ото верить, и он делает попытку если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. Кстати, эта его знаменитая строка-вопрос не сразу, но все же приводит к поговорке: “Только во сне сдало-ся, что на свете жилося”. Это еще раз напоминает о народных корнях поэта. И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни.
Я не могу причислить себя к поклонникам творчества С. Есенина, быть может, от того, что стихи его написаны очень простым языком, без подтекста, без возможности прочтения их как-то по-другому. Но все же одно меня привлекает именно в этом стихотворении — искренность и еще раз искренность. Читаешь и безоглядно веришь человеку, написавшему: “Не жалею, не зову, не плачу. ”.

30661 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Есенин С.А. / Разное / Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. ».

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Крестьянская пища в произведениях Сергея Есенина

Картинка Анализ стихотворения Есенина Молотьба № 2

Тема исследовательской работы: «Крестьянская пища в произведениях С.А.Есенина»

Цель исследования. проследить за использованием и назначением описания крестьянской пищи в произведениях С. А. Есенина.

- познакомиться со сборниками стихотворений С.Есенина;

- собрать материал по теме исследования;

- определить роль описания крестьянской пищи в текстах стихотворений и поэм С.Есенина;

- подготовить выразительное чтение отрывков из отобранных стихотворений.

В своей работе ученица собрала и обобщила материал по теме «Крестьянская пища в произведениях С.Есенина».

Методы исследования. анализ стихотворений, изучение литературы о творчестве С.Есенина, наблюдение, обобщение анализа литературы по теме работы.

Материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.

Ученица приобщилась к миру крестьянского быта, открыла для себя нового Есенина – внимательного и наблюдательного человека, не потерявшего связи со своими народными корнями.

По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы:

Сергей Есенин – внимательный и наблюдательный человек, не потерявший связи со своими народными корнями. Поэт с уважением относится к простой крестьянской пище, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!»

II Основная часть.

А) Описание крестьянской пищи в произведениях С.Есенина.

Б) Отношение поэта к народной пище.

В) Отношение к хлебу различных слоев населения

Г) Анкетирование учащихся 8А класса

III Заключение. Приобщение к миру крестьянского быта.

IV Список использованной литературы

Тема исследовательской работы - «Крестьянская пища в произведениях С.А.Есенина» - мною выбрана не случайно. Стихотворные строки Есенина помнит с детства каждый. Наверное, нет человека, которому неизвестно имя этого поэта. Мне очень интересно всё, что связано с жизнью и творчеством Сергея Есенина.

Сергей Есенин – певец Родины. Родился и вырос поэт в селе Константиново. Он всегда был на стороне народа, чутко понимал его чаяния и нужды, писал о радостях и заботах. А главная забота у народа - о хлебе насущном. Поэтому поэт и описывал в своих стихотворениях простую пищу крестьян.

Проблема питания актуальна во все времена. В настоящее время мы можем позволить себе разные изысканные продукты. А что ели люди в то время, о котором пишет С. Есенин в своих произведениях? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я решила в очередной раз обратиться к поэзии Сергея Есенина.

Объект исследования. описание крестьянской пищи.

Предмет исследования. стихотворения С.Есенина.

Новизна работы заключается в том, что данная тема не рассматривалась ранее на примере творчества поэта С.Есенина.

Цель исследования. проследить за использованием и назначением описания крестьянской пищи в произведениях С.Есенина.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие

- познакомиться со сборниками стихотворений С.Есенина;

- собрать материал по теме исследования;

- определить роль описания крестьянской пищи в текстах стихотворений и поэм С.Есенина;

- подготовить выразительное чтение отрывков из отобранных стихотворений.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.

  1. Описание крестьянской пищи в стихотворениях С.Есенина.

Всё свое детство и юность поэт провёл в родном селе Константиново.

С детских лет он видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Уже в ранних стихах Есенина возникают образы крестьян, их быт. Почти каждое его стихотворение наполнено приметами русской деревни. Очень хорошо об этом говорится в стихотворении «В хате»:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

При чтении этого стихотворения складывается впечатление, что поэт описывает всё это не понаслышке, а мир крестьянского уклада ему дорог и знаком. В этом стихотворении поэт представляет незатейливый набор продуктов питания сельского человека: квас, яйца, молоко. Именно молоко порой спасало людей от голода. Мы понимаем, что драчёны были очень популярны, и крестьяне часто их пекли. Оказывается, это не драники, что делают из картофеля, а толстые блины (а в некоторых областях оладьи), приготовленные с использованием пшена (драчёна - запеканка, приготовленная из молочной пшенной каши с яйцами, выпеченная на сковородке). Крестьяне выпекали разнообразные виды мучных изделий: чувилки (пирожки в форме птиц) к празднику прихода весны; кругляки или катки, разнообразный хлеб, бедняжки (постные оладьи).

В поэме «Анна Снегина» я нашла упоминание об оладьях:

Еще и заря не тепла,

Старуха за милую душу

Оладьев тебе напекла

В этом случае оладьями угощают долгожданного гостя.

В одном из ранних стихотворений поэт рисует веселую картину базарного праздника:

На плетнях висят баранки,

Хлебной брагой льёт теплынь,

Солнца струганные дранки

С таких ярмарок крестьяне возвращались с покупками, в качестве гостинца привозили баранки. В праздники пили с ними чай. То, что привозилось из города, было лакомством для крестьян. Крестьяне любили пить чай, и это подтверждают строки стихотворения «Снежная замять дробится и колется»:

Все мы бездомники, много ли нужно нам.

То, что далось мне, про то и пою.

Вот я опять за родительским ужином

Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться –

Чайная чашка скользит из рук.

Поэт с нежностью описывает ужин в родительском доме. Чаепитие было своеобразным ритуалом в доме Есенина: рассказывали за чаем свои проблемы, делились мыслями, планировали будущее.

II.Отношение поэта к народной пище.

В стихотворении «Голубень» Есенин мечтает о пище, которая ему знакома с детства:

Манит ночлег, недалеко до хаты

Укропом вялым пахнет огород.

На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льёт.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба,

И с хрустом мысленно кусаю огурцы.

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Поэт упоминает укроп, и капусту, и огурцы, потому что все это растет в огороде его родного дома и постоянно находится на крестьянском столе вместе с хлебом. Тем более что эти продукты употреблялись в пост, когда крестьяне отказывались от скоромной пищи.

Мое внимание привлекло ещё одно стихотворение, которое называется «Небо сметаной обмазано…»

Небо сметаной обмазано,

Месяц как сырный кусок.

Только не с пищею связано

Сердце, больной уголок.

Мне кажется, что поэт не считает «родной» для себя упомянутую здесь пищу. Конечно, крестьяне знали, что такое сметана и сыр, но ели редко. Поэтому поэт и не считает «родной» для себя эту пищу.

Есенин всегда болел душой за сельских тружеников, он понимал, что крестьянское благосостояние полностью зависит от их труда. Поэтому так искренне воспринимается призыв поэта:

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку чтоб с рыбой невода,

Пахарю чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Частое употребление разных видов пищи в произведениях

Названия некоторых видов пищи Есенин чаще других употребляет в своих произведениях. Например, пышки, которые пекли крестьянки в русских печах:

Шел господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

В этом стихотворении Сергей Александрович показывает щедрость крестьянской души. Старый дед делится чёрствой пышкой с Богом в образе нищего.

В стихотворении «Русь» мужики-крестьяне собираются на войну, и в их котомках лежат те же самые пышки. Вероятно, пышки часто брали с собой в дорогу, так как они хорошо хранились.

Собиралися мирные пахари

Без печали, без жалоб и слёз,

Клали в сумочки пышки на сахаре

И пихали на кряжистый воз.

Самыми привычными поминальными блюдами для крестьян были квас и кутья. «Но и на гроб мне положат с квасом крутую кутью…» - пишет поэт в стихотворении «Небо сметаной обмазано….»

Квас – самый популярный и доступный напиток того времени. Он упоминается в стихотворениях «Калики», «В хате»

Проходили калики деревнями,

Выпивали под окнами квасу,

У церквей пред затворами древними

Поклонялись пречистому Спасу.

Квас в деревне готовили и в будни, и в праздники. Им угощали в жаркую погоду странствующих.

Вся пища крестьян состояла из того, что крестьяне выращивали на полях и в своих хозяйствах. Поэт знает, что крестьянская пища полностью зависит от урожая. Об этом он говорит в стихотворении «Молотьба»

И под сильной рукой

Тут и солод с мукой,

И на свадьбу вино.

За тяжёлой сохой

Тучен колос сухой -

Будет брага хмельна.

Мы видим, что при описании еды Есенин упоминает какую-нибудь ситуацию: ужин в родительском доме, приезд в гости. Чаще всего поэт говорит о пышках, квасе. Можно сказать, что Есенин с каким-то уважением относится к простой крестьянской еде, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!

Особое внимание С. А. Есенина - к хлебу. Хлеб - источник жизни бедняка.

В стихотворении «Русь уходящая» звучат строки:

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном

Картофеле и хлебе.

Этот продукт для крестьянина - источник жизни. Но особенно тронуло меня стихотворение «Песнь о хлебе»

Вот она, суровая жестокость,

Где весь смысл - страдания людей!

Режет серп тяжелые колосья,

Как под горло режут лебедей.

И, из мелива заквашивая тесто,

Выпекают груды вкусных яств.

Хотя здесь под словом «хлеб» поэт подразумевает не буханку, а зерно, колос - нам, современным людям, трудно понять, что для крестьян именно такой хлеб представлял ценность. Из этого самого хлеба, который доставался потом, слезами, трудом, крестьянки пекли блины и оладьи. Это незатейливое питание и приносило радость людям простого происхождения.

III. Отношение к хлебу различных слоев населения

Есенин считает, что хлеб - это тот продукт, который может спасти человеку жизнь. Но различные слои населения по-разному относились к хлебу. Подтверждение я нахожу в стихотворении «Побирушка»:

Со слезами она просит хлеба черствого кусок,

От обиды и волненья замирает голосок.

Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,

И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.

Очень разноплановы по отношению к хлебу стихотворения «Побирушка», в котором богачи не обращают внимания на маленькую девочку, хотя «хлеба черствого кусок» может спасти ей жизнь, и «Шел господь пытать людей в любови…», где поэт показывает, как бедный крестьянин делится черствой пышкой с нищим.

Таким образом, говоря о хлебе как источнике жизни, Есенин показывает нам разное отношение к хлебу богатых и бедных. Тот, кто добывает его, знает истинную цену ему. Потому что хлеб для крестьянина – источник жизни.

Я провела в своём классе анкетирование по теме моего исследования.

Были представлены вопросы:

  1. Любите ли вы творчество С.Есенина?
  2. О чем пишет Есенин в своих стихах?
  3. Какая пища упоминается в творчестве поэта?
  4. Какую крестьянскую пищу вы знаете?
  5. Готовите ли вы дома такую пищу? Какую именно?

В анкетировании приняли участие 22 ученика.

На первый вопрос все 19 ответили утвердительно, для многих С.Есенин – любимый поэт

На второй вопрос ответы были разными: 11 человек ответили, что стихи Есенина о природе, 6 человек - о родине, 3 – о любви. 2 человека знают только 2 стихотворения: «Берёза» и «Черёмуха».

На третий вопрос учащиеся затруднились ответить. Лишь те, кто помнили стихотворение «В хате» наизусть, назвали молоко, квас, хлеб. Одноклассники, как и я, думали, что драчены – это драники.

Из крестьянской пищи называли, в первую очередь, хлеб, картошку, молоко, оладьи, блины.

Многие дома пекут оладьи, блины, но хлеб никто уже не стряпает дома. Квас также покупают в магазине.

Мы с мамой попробовали сами испечь хлеб, драники и оладьи. А также сделали квас. Сегодня я предлагаю вам попробовать, что у нас получилось.

Читая поэзию Сергея Есенина, я приобщилась к миру крестьянского быта, открыла для себя нового Есенина – внимательного и наблюдательного человека, не потерявшего связи со своими народными корнями.

По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы:

Сергей Есенин – внимательный и наблюдательный человек, не потерявший связи со своими народными корнями. Поэт с уважением относится к простой крестьянской пище, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!»

Материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.

Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л. Советский писатель,1982.

Есенин С. А. Сочинения. - М. Художественная литература, 1988.

Есенин С. А. Душа грустит о небесах. - М. Детская литература, 2001.

Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. - М. Московская литература, 1985.

Прокушев Ю. И.Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М.:Московский рабочий, 1975.

Тема исследовательской работы: «Крестьянская пища в произведениях С.А.Есенина»

Цель исследования. проследить за использованием и назначением описания крестьянской пищи в произведениях С. А. Есенина.

- познакомиться со сборниками стихотворений С.Есенина;

- собрать материал по теме исследования;

- определить роль описания крестьянской пищи в текстах стихотворений и поэм С.Есенина;

- подготовить выразительное чтение отрывков из отобранных стихотворений.

В своей работе ученица собрала и обобщила материал по теме «Крестьянская пища в произведениях С.Есенина».

Методы исследования. анализ стихотворений, изучение литературы о творчестве С.Есенина, наблюдение, обобщение анализа литературы по теме работы.

Материал исследования может использоваться на уроках литературы при изучении лирики Есенина, на занятиях элективных курсов, факультативов.

Ученица приобщилась к миру крестьянского быта, открыла для себя нового Есенина – внимательного и наблюдательного человека, не потерявшего связи со своими народными корнями.

По результатам настоящей работы сделаны следующие выводы:

Сергей Есенин – внимательный и наблюдательный человек, не потерявший связи со своими народными корнями. Поэт с уважением относится к простой крестьянской пище, добытой постоянным трудом. Поэтому он и пишет: «Каждый труд благослови, удача!»

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.


Плачет девочка-малютка у окна больших хором,
А в хоромах смех веселый так и льется серебром.
Плачет девочка и стынет на ветру осенних гроз,
И ручонкою иззябшей вытирает капли слез.

Со слезами она просит хлеба черствого кусок,
От обиды и волненья замирает голосок.
Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,
И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.

Снежная замять дробится и колется.


Снежная замять дробится и колется,
Сверху озябшая светит луна.
Снова я вижу родную околицу,
Через метель огонек у окна.
Все мы бездомники, много ли нужно нам?
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться -
Чайная чашка скользит из рук.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.
А за окном под метельные всхлипы,
В диком и шумном метельном чаду,
Кажется мне - осыпаются липы,
Белые липы в нашем саду.

  1. Любите ли вы творчество С.Есенина?
  2. О чем пишет Есенин в своих стихах?
  3. Какая пища упоминается в творчестве поэта?
  4. Какую крестьянскую пищу вы знаете?
  5. Готовите ли вы дома такую пищу? Что вы готовите?

История возникновения этого произведения началась с увлечения стихами Есенина, в результате чего осенью 1955 года была сочинена первая песня-монолог «Я — последний поэт деревни. » для тенора с фортепиано. Отсюда возник замысел камерного вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея Есенина». Сочинялась «Поэма» с огромным увлечением, горячо и вдохновенно. В течение всего лишь двух недель большое произведение, состоящее из десяти частей, было завершено. Уже в процессе работы Свиридову стало ясно, что масштабы замысла «Поэмы» выходят за пределы камерного жанра и требуют иного решения. И в начале 1956 года создается новый, окончательный ее вариант — для солиста (тенор), смешанного хора и симфонического оркестра.
О замысле «Поэмы», о ее содержании сам композитор, выступая по радио перед ее премьерой, рассказывал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:

более всего
Любовь к родному краю
Меня томила
Мучила и жгла».
(С. Есенин. Стансы)

Выделив в качестве основной темы «любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина — большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной — Русью.
Этим замыслом обусловлены и отбор есенинских стихотворений и расположение их в композиции «Поэмы»: Создавая ее, Свиридов обращался к произведениям поэта разных лет: от 1910 до 1924 года. Группировка же их весьма примечательна. Стихотворения, образующие первые шесть номеров «Поэмы», созданы Есениным в период от 1910 до 1916 года. Они воспроизводят картины жизни русского крестьянства до Октябрьской революции. Это: «Край ты мой заброшенный. » (1914), «Поет зима. » (1910), «В том краю. » (1915), «Молотьба» (1916), «За рекой горят огни» (1916), «Матушка в Купальницу по лесу ходила» (1912). Последующие четыре стихотворения относятся к 1918—1924 годам и посвящены образам молодой Советской России. Это два фрагмента из поэмы «Песнь о великом походе» (1924), озаглавленных Свиридовым: «1919. » и «Крестьянские ребята»; стихотворение «Я — последний поэт деревни. » (1919) и фрагмент из цикла «Иорданская голубица» (1918) — «Небо — как колокол. », образующий финал поэмы. (Стихи Есенина приведены здесь в той же последовательности, как и в «Поэме»).
Такая группировка отчетливо делит всю композицию, соответственно содержанию, на две части, которые можно условно назвать «Русь уходящая» и «Русь советская».
Внутри этих частей имеется своя группировка номеров, подчеркивающая связь,одних и расчлененность других, конечно, соответственно их образно-смысловому содержанию. Создается она вследствие того, что соседние номера исполняются без перерыва — аttасса, объединяясь в небольшие разделы: №№ 1—2, 3—4, 5—6; 7—8, 9—10. Таким образом, первая часть содержит три раздела по два номера в каждом, вторая — два.
В разнообразном музыкально-поэтическом содержании цикла доминирующая лирическая тема дана в глубоком сплетении с гражданской, историко-социальной. При этом в музыкальной драматургии «Поэмы» ясно ощутимы две эмоционально-интонационные сферы образов. Одна — лирическая, созерцательного характера, связанная с размышлением, — ею начинается произведение; другая — активная, действенная, полная энергии, размаха, — впервые отчетливо выявляется в четвертой части «Молотьба» и, развиваясь, ведет к финалу. Контрастность этих образно-эмоциональных сфер подчеркнута ладовой окраской. Для первой из них композитор использует минорные тональности, для второй — мажорные. Первые — преобладают (соль минор, ре минор, фа минор, до минор, до-диез минор, ми-бемоль минор, соль-диез минор). Но тем ярче и сильнее выделяются на их фоне мажорные тональности (соль мажор, ми мажор, ля-бемоль мажор), характерные для второй образно-эмоциональной сферы.
«Поэма» относится к ораториально-кантатному типу музыки. В ней ясно ощутимы связи с русской классической кантатой, особенно в огромном значении лирического элемента, что заставляет вспомнить Рахманинова. Но соотношение исполнительских ресурсов в «Поэме» весьма необычно. Наибольшая роль принадлежит хору. Шесть номеров созданы целиком для хора в сопровождении оркестра. Из четырех, предназначенных для солиста, в трех принимает участие и хор. Только в одном номере цикла («В том краю») отсутствует хоровая партия. При этом весьма значительна также и роль певца-солиста. Функция же оркестра, хотя и важная, все же уступает вокальному элементу. Наибольшее значение имеет оркестр в создании пейзажных («Поет зима») и пейзажно-обрядовых образов («Ночь под Ивана Купала»), а также для создания эмоционально-образного фона в таких частях, как «Молотьба», «1919. », «Крестьянские ребята», «Я — последний поэт деревни. », «Небо — как колокол. ». Собственно же оркестровых эпизодов в цикле нет.
И еще одна особенность свойственна этому ораториальному произведению, возникшему из замысла камерного вокального цикла: сближение и органическое сочетание двух разных жанровых пластов — эпического и лирического.
1. «Край ты мой заброшенный. ». Это картина русской природы — бескрайних полей с лесами на горизонте, небольшой деревеньки с покосившимися избами, картина бедного, убогого, но до боли в сердце любимого родного края. Как и поэт, композитор выступает здесь не столько пейзажистом, сколько лириком, высказывая глубокие чувства привязанности и любви к Родине. Безысходной тоской, великим состраданием к извечным бедствиям и горю русского крестьянства исполнена эта музыка. В ней один образ, одно настроение, одна музыкальная тема.
Задумчивая печальная мелодия солиста создана в духе народных протяжных песен, даже близка плачевым напевам. Она не протяженна, строго диатонична; развивается в нисходящей последовательности от квинты к тонике, каждый раз как бы «упираясь» в нее.
Скуп и вместе образно-выразителен аккомпанемент оркестра. Басовые голоса застыли в повторении тонической квинты (соль — ре), напоминающей гудение большого колокола, к которому присоединяется своеобразное звучание челесты и арф — тоже печально-колокольного характера. Важный выразительный оттенок вносит краткий мотив стона или плача, однообразно повторяющийся у разных инструментов оркестра, начиная с альтовой флейты. Второе построение строфы не изменяет сущности образа. Но ее выразительность углубляется, эмоциональные краски усиливаются вследствие перенесения темы квартой выше.
Вторая строфа («Под соломой ризою выструги стропил») — хоровая. Тема тихо звучит у теноров в сопровождении басовой партии (раскачивающийся мотив кварты ре — соль). Но вследствие двухголосного изложения у мужского хора и плотной фактуры оркестра эмоциональное усиление, начатое в первой строфе, продолжается. Оно достигает кульминации во втором построении с присоединением к хору солиста:

Вороны без промаха
В окна бьют крылом.
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Драматично и сильно звучит здесь мелодия тенора, усиленная хоровой партией (с divisi теноров). Аккомпанемент оркестра так же лаконичен, как и прежде. Но состав инструментов увеличивается, аккорды звучат мощно, динамика вырастает. Колокольные звучности приобретают характер трагического набатного звона. Особенно в конце строфы в момент скорбно-драматического восклицания-стона хора («А. »).
2. «Поет зима». Музыка эта вступает аttасса после предыдущего номера. Но между ними резкий контраст. Преобладание солирующего голоса сменяется господством хора и оркестра, нежнейшее истаивающее morendo — активным forte, тонкие акварельные звучания и краски, прозрачная фактура — плотной, массивной фактурой, раздумчиво-сосредоточенное Andantino — более активным Allegro non troppo; печально-любовное размышление о Родине отстраняется действенной картиной зимней вьюги — бешеной, злой, неистовой. Наконец единству настроения первого номера с доминированием одной темы теперь противопоставлена резкая смена контрастных образов, хотя тематически и родственных. Главный из них — образ зимы, метелицы, злой вьюги. Сильный, грозный, он ассоциируется с образами расходившейся «силушки», разгулявшейся «волюшки», с богатырским образом русского народа.
Музыка эта ярка и образна. Мелодию, состоящую из квартовых попевок в характере зовов, ведет в унисон мужской хор. Оркестр поддерживает его, создавая картину разбушевавшейся зимней стихии. Следующие проведения еще динамичнее, сильнее. Включается в исполнение и женский хор.
Новый эпизод вкрапливается в композицию внезапно, образуя контрастную середину. Жалобно звучит мелодия сопрановой партии хора, передающаяся затем тенорам, о сиротливых воробышках, голодных и озябших. При этом флейта-пикколо имитирует птичьи голоса, чириканье «пташек малых».
Эпизод этот отстраняется новым проведением темы зимы, вьюги (росо ассеlеrаndо), образующей динамическую репризу первого раздела всего номера. Тема звучит теперь fortissimo то у всего хора, усиленная еще более плотной и густой фактурой оркестра, и подводит к небольшому чисто оркестровому эпизоду — Allegro. Это картина метели, завывания ветра; завершая весь раздел, с особой грозной силой звучит тема зимы.
Заключительный раздел возвращает слушателя к среднему эпизоду. Опять сопрано ведут жалостно-сочувственную мелодию «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна». Но вскоре доминирующим мотивом становится мечта о весне, о счастье. Светлой надеждой на приход «красавицы весны» и заканчивается эта часть.
Два последующих номера составляют еще один контрастный двухчастный цикл внутри «Поэмы».
3. «В том краю. ». Это песня-монолог для солиста. По общему образно-эмоциональному строю музыка перекликается с первой песней. Здесь тоже пейзаж скромной русской природы с сиротливыми избами деревень. Да еще — «песчаная дорога до сибирских гор», дорога, по которой «идут люди, люди в кандалах». Задушевно, искренне звучит мелодия певца. По характеру она близка народным песням не крестьянской, а скорее городской традиции.
В каждой новой строфе она чуть-чуть варьируется, как и оркестровая партия, с возникающими в ней подголосками образно-выразительного значения. Последняя строфа — Adagio — «И когда с улыбкой мимоходом распрямлю я грудь» — драматическая кульминация. Она связана с мыслью о возможном протесте, это вспышка воли к борьбе. Но именно вспышка. Строфа завершается смиренно, покорно и печально, так же, как звучало начало песни.
4. «Молотьба». Этим номером повествование «Поэмы» переводится в мир деятельный, активный. Воссоздается образ крестьянского труда, труда тяжелого, но радостного. Это его прославление.
«Молотьба» сочинена как сцена. Краткое оркестровое вступление одним штрихом воспроизводит картину раннего деревенского утра. Мелодия флейт и кларнетов звучит, как наигрыш пастушьего рожка. Являясь основной темой, мелодия эта затем исполняется партией сопрано, повествующей о начале работы. А мужской хор, продолжая ее развитие, выполняет роль одного из действующих лиц, «говорит» от лица старого деда.
Allegretto — лишь введение в сцену труда. Основную часть композитор обозначает Allegro pesante. Это точное определение характера музыки, темпа работы и ее тяжести. Хор (сначала только сопрано и тенора, а затем и низкие голоса) рассказывает о том, как закипела работа. Оркестр же воспроизводит ритм ее движения, деятельно-радостный стук цепов (композитор вводит в партитуру «две сухие деревянные палки, ударяемые друг об друга»).
После высокой ликующе-торжественной и радостной кульминации «И под сильной рукой вылетает зерно, тут и солод с мукой и на свадьбу вино», как всегда у композитора, неожиданно возникает новый эпизод — molto sostenuto. У хора звучит песня «За тяжелой сохой эта доля дана» с «гусельным» сопровождение оркестра. Она напоминает волжскую лирическую песню об утесе. «Уводя» от деятельной сцены работы, автор говорит о нелегкой крестьянской доле. Но это — лишь краткий эпизод. Образ молотьбы возникает снова с еще большей энергией и радостной силой.
Следующие два номера помимо непрерывности их исполнения объединяются и общим названием.
5. «Ночь под Ивана Купала». Музыка эта исключительно своеобразна, особенно после энергии ритмов, ясности рисунка песенных мелодий, массивных и ярких оркестровых красок «Молотьбы».
Короткая ночь под Ивана Купала, когда сходятся зори, ночь, о которой народ сложил столько преданий. Переход от весны к лету. Зачарованно, волшебно звучит оркестр, воплощая атмосферу этой ночи, таинственные шорохи и нежный шелест природы. И здесь же, на этом фоне чуть слышно звучит квартовая, а затем квинтовая («свиридовские») попевки высоких женских голосов хора — «За рекой горят огни. ».
Все в движении, неустойчиво, зыбко, в трепете, мерцании и переливах красок. Только басовые инструменты оркестра дают прочную устойчивую опору — тонический органный пункт. И тем неожиданнее вступление всего хора — громогласный и торжественный зов: «Ой, Купала, Купала»,— поддержанный всплеском оркестра.
Построение это повторяется затем еще дважды с вариационными изменениями. В последнем проведении таинственная квинтовая попевка хора как-то очень естественно и просто преобразуется в плясовую, хороводную песню, притворно-задумчивую, лукавую: «Ой, да у наших у ворот пляшет (ы) девок (ы) хоровод». Оркестр имитирует звучание народных инструментов — балалаек, гармоник, бубнов, колотушек (введен деревянный брусок). Это конкретный образ народной жизни, праздничного веселья. Он дан в той же гамме красок — нежных, таинственных, приглушенных.
6. «Ночь под Ивана Купала» (продолжение) — песня для солиста в сопровождении хора и оркестра. Здесь тот же колорит, что и в предыдущей части: тихие звучности, нежные краски, прозрачная фактура. Мерно ведется солистом повествование о рождении поэта: «Матушка в Купальницу по лесу ходила, босая, кормилица, по росе бродила». В мелодии преобладают пентатонические обороты, господствует ритмическое движение ровными четвертями с задержкой на начальных и заключительных звуках напева, изменчивая метрика — 12/4, 8/4, 6/4, 10/4 и т. д. Все эти особенности сближают музыку с былинным напевом. Звучит мелодия нежно и тихо (рр ) с ремаркой «плавно, как рассказ». Важный штрих в создании образа вносит оркестровый двутакт (с использованием челесты), вводящий в повествование. В нем создан светлый, кристально ясный образ звенящих голосов природы.
Во второй строфе — кульминация. «Свободно и страстно» (авторская ремарка), восторженно и ликующе льется мелодия тенора «Родился я с песнями, в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали». Помимо оркестра ее теперь поддерживает хор — сопрано, тенора, затем и альты. Краски здесь светлые — басовая партия в хоре отсутствует. Роль хора эмоционально-колористическая. Текста нет — вокализация на гласные «у!» «а!», а в конце хор поет с закрытым ртом.
Второй раздел «Поэмы» посвящен грозовым послереволюционным годам, суровому времени гражданской войны. Первые спаянные друг с другом номера этого раздела воплощают образы объективной действительности, образы эпические, но контрастные.
7. «1919. ». Картина родной деревни, запустелых полей, земли, опустошенной и разоренной за годы войны. Это драматическое Adagio, окрашенное одной из наиболее скорбных, мрачно-драматических тональностей — ми-бемоль минор — начинается сильно, взрывчато (sff ), плотным, густым звучанием краткой оркестровой прелюдии. Воспринимается она как народный плач, как скорбь о судьбах Родины, о горькой крестьянской долюшке. И вот уже весь четырехголосный хор плачет и стонет вместе с оркестром: «Ой ты, синяя сирень, голубой палисад! На родимой стороне никто жить не рад».
Хор звучит сильно (ff ), драматично, тяжело, с опорой на каждый звук (marcato) этой краткой причитательной мелодии, А далее — и вовсе подлинный крик отчаяния (fff ), горестный плач народа, без слов.
Как близко соприкасается здесь автор с традициями Мусоргского, с хором народа в сцене у Василия Блаженного, с плачем-песней Юродивого! (см. особенно партию басов).
Вторая строфа, варьируя первую, переводит, однако, в иную образно-эмоциональную сферу. Просто и вместе ярко — образно воссоздает композитор и грустный пейзаж заброшенных полей, и безысходную народную тоску. Хор только женский. Тихо-тихо поют свою мелодию альты, которым, «как эхо», совсем чуть слышно (ррр ) вторят сопрано: «Опустели огороды, хаты брошены, заливные луга не покошены. И примят овес и прибита рожь. ». И только последний стих — «Где ж теперь, мужик, ты приют найдешь?» — звучит вновь взрывчато, сильно, горестно-драматически.
8. «Крестьянские ребята» — воплощение образа деревенской бедноты, поднявшейся на защиту Советской власти, образ красноармейцев, удалой молодецкой силы новой России. Стихи Есенина используют ритмы любимой песни периода гражданской войны — «Яблочко»:

Ах, рыбки мои,
Мелки косточки!
Вы, крестьянские ребята,
Подросточки.
Веселись, душа
Молодецкая,
Нынче наша власть,
Власть советская.

Подхватив эту «идею» стихов, композитор строит всю часть на основе частушечных ритмо-интонаций, в виде хоровой песни с припляской, песни скороговорочной, веселой, озорной. Все здесь иное, чем в предшествующем номере. Резкий ладо-тональный сдвиг из ми-бемоль минора в ми мажор. Adagio сменяется Allegretto vivo. Женский хор — мужским, а несколько позже — и полным четырехголосием. Жанровая плачевая основа — частушечно-плясовой. Тяжелая, гулкая скорбно-колокольная звучность оркестра — светлыми, веселыми его переливами, имитирующими гармонику, радостным звоном «колокольцев» (треугольник, рояль, колокольчики), непрерывностью ритмического движения.
Наряду с главным образом, о котором шла речь, здесь есть еще один — маршевый, четко организованный — «Красной армии штыки в поле светятся. », где веселая перекличка дерева, струнных и ударных сменяется гулким и героическим звучанием меди.
Итоговой строфой является последняя, заключающая весь номер:

За один удел
Вьется эта рать —
Чтоб владеть землей
Да весь век пахать.

Две следующие части поэмы — финальные. Одна завершает лирическую тему — судьбы поэта. Другая — эпическую, посвященную народу, Родине. В этих финальных частях ярко и глубоко выражены противоречия облика Есенина, его психологическая и мировоззренческая двойственность.
9. «Я — последний поэт древни. » — скорбный монолог, лирическая исповедь поэта. Одна из наиболее трагических частей «Поэмы». Острое ощущение трагизма особенно усиливается соседством с предшествующей фресковой сценой-портретом «Крестьянские ребята», созданной с большим размахом, яркими сочными красками. В данном номере все дано в плане сосредоточенно-скорбного раздумья о Родине, о себе — крестьянском поэте. Глубокая, крепкая привязанность Есенина к старому крестьянскому миру не давала возможности легко и просто принять новую жизнь, которую разумом он ценил и приветствовал. Осиливала печаль по тому, что уходило в прошлое.
Композитор создает девятый номер для солиста в сопровождении оркестра и хора без слов. Это скорбное прощание поэта со старым крестьянским миром. Песенная мелодия, сдержанная и скупая, звучит рianissimo, как бы «про себя». Темп медленный — Largo. Ремарка композитора — «скорбно и отрешенно». В основе мелодии — характерная для всей «Поэмы» попевка квинты и повторяющийся тонический звук, как бы замыкающий развитие темы. Тонический аккорд без терции (та же квинта) в оркестре усиливает ощущение пустоты, отрешенности.
Здесь ясно ощутимы образно-эмоциональные и интонационные связи с первой песней-монологом «Поэмы» — «Край ты мой заброшенный».
Дальше трагедийность музыки возрастает: «Догорит золотистым пламенем из телесного воску свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» — в оркестре возникают печальные аккорды, имитирующие траурное звучание колокола (арфы, челеста, деревянные духовые). Новое нарастание драматизма стимулируется средней частью — «На тропу голубого поля скоро выйдет железный гость. ». И в репризе, когда солист хоронит песни поэта («Неживые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!»), вместе со всем оркестром обрушивается тяжелый удар натурального колокола и вступает хор без слов: «О. мм. » — «как стон», как панихида, отпевание уходящего из жизни художника. Сила и трагическая красота этой части произведения — исключительны.
10. «Небо — как колокол. » — образует второй финал, краткое Largo maestoso. Это — утверждение веры в жизнь, в торжество новых идеалов, во «вселенское братство людей». Величественно, мощно звучит музыка:

Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Так поет хор. Тема его, основанная на краткой, без полутонов, попевке, — эпически проста и могуча. Огромную роль играет оркестр. В нем — образ торжественного гудения-звона колоколов (в партитуре, так же как и в предыдущей части, используются и натуральные колокола). Существенно здесь значение гармонии, тоже помогающей созданию торжественной колокольности. При основной тональности ля-бемоль мажор (сменившей печально-скорбный соль-диез минор предшествующей части) тоника здесь особая. Тонический септаккорд с добавлением VI ступени. Финал начинается сразу сильной, большой звучностью (ff ), которая к концу еще более разрастается (fff ). Все торжествует, гудит, ликует, провозглашая наступление новой эры в жизни Родины.
«Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из прекрасных произведений советской музыки. Воплощая в нем лирическую тему есенинской поэзии — «любовь к родному краю», Свиридов раскрывает также важные для поэта грани этой темы: поэт и Родина, поэт и народ, поэт и революция. Он показывает их во всей сложности и противоречивости, свойственных Есенину, не сглаживая остроту и трагизм его переживаний.
Как и стихи Есенина, музыка Свиридова выросла на почве русской, вспоена соками крестьянской жизни, вскормлена родной землею. Ее национальное своеобразие — не в фольклорных заимствованиях. Их у композитора нет. Но поет он так же; как поет народ. Музыка его проста, возвышенна, естественна и точна в своей образно-эмоциональной выразительности.
Композитор использует в «Поэме» различные средства выразительности, свойственные народной музыке. Здесь столь характерные кварто-квинтовые и трихордные попевки, диатоника и пентатонические обороты, вариационное развитие, ладовая и метрическая переменность, разнообразные народно-песенные жанры и столь характерные и различные колокольные звучания, проходящие сквозь всю композицию. В подлинной народности таланта Свиридова заключены возможности создания произведения такой красоты, поэтичности и возвышенности.

Сергей Есенин - Молотьба

Картинка Анализ стихотворения Есенина Молотьба № 3

Вышел зараня дед
На гумно молотить:
«Выходи-ка, сосед,
Старику подсобить».

Положили гурьбой
Золотые снопы.
На гумне вперебой
Зазвенели цепы.

И ворочает дед
Немолоченый край:
«Постучи-ка, сосед,
Выбивай каравай».

И под сильной рукой
Вылетает зерно.
Тут и солод с мукой,
И на свадьбу вино.

За тяжелой сохой
Эта доля дана.
Тучен колос сухой —
Будет брага хмельна.

Читать похожие стихи Сергея Есенина

Стихотворение Есенина С.А.
«Молотьба»

"Молотьба"

Вышел зараня дед
На гумно молотить:
"Выходи-ка, сосед,
Старику подсобить".

Положили гурьбой
Золотые снопы.
На гумне вперебой
Зазвенели цепы.

И ворочает дед
Немолоченый край:
"Постучи-ка, сосед,
Выбивай каравай".

И под сильной рукой
Вылетает зерно.
Тут и солод с мукой,
И на свадьбу вино.

За тяжелой сохой
Эта доля дана.
Тучен колос сухой -
Будет брага хмельна.

Стихотворение Есенина С.А. - Молотьба

См. также Сергей Есенин - стихи (Есенин С. А.) :

Море голосов воробьиных
Море голосов воробьиных. Ночь, а как будто ясно, Так ведь всегда прек.

Моя жизнь
Будто жизнь на страданья моя обречена; Горе вместе с тоской заградили.

Послушать стихотворение Есенина Молотьба

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Молотьба

Анализ стихотворения Есенина Молотьба