Анализ стихотворения Есенина Мир таинственный
Есенин. Мир таинственный, мир мой древний…
С. А. Есенин
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть…
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Жилист мускул у дьявольской выи
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же! Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.
Пусть для сердца тягуче колко,
Это песня звериных прав.
…Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.
Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даешься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Все же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
Есенин 1921
Выбель — в словаре Даля: выцветающая гниль, плесень.
Мир таинственный, мир мой древний.
Стихотворение Сергея Есенина
Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть. Здравствуй ты, моя чёрная гибель, Я навстречу к тебе выхожу! Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь. Жилист мускул у дьявольской выи, И легка ей чугунная гать. Ну да что же? Ведь нам не впервые И расшатываться и пропадать.
Пусть для сердца тягучее колко, Это песня звериных прав. Так охотники травят волка, Зажимая в тиски облав. Зверь припал. и из пасмурных недр Кто-то спустит сейчас курки. Вдруг прыжок. и двуного недруга Раздирают на части клыки. О, привет тебе, зверь мой любимый! Ты не даром даёшься ножу! Как и ты, я, отвсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу. Как и ты, я всегда наготове, И хоть слышу победный рожок, Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок. И пускай я на рыхлую выбель Упаду и зароюсь в снегу. Всё же песню отмщенья за гибель Пропоют мне на том берегу.
Сергей Есенин. Сочинения.
Москва: Книжная палата, 2000.
Другие стихи Сергея Есенина
Отношение Есенина к революции и социальным идеям, политике большевиков
Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике большевиков? Как это отразилось в творчестве?
В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществится вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие революции обернулось разрушением всех основ национальной жизни. Все это привело к изменениям политической позиции Есенина. Иными в 1920-1921 годах становятся настроения его стихов.
В маленьких поэмах «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», стихотворениях этих лет возникает образ «железного гостя», символизирующий безжалостное разрушение «милого, родного», живого мира.
В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…» Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:
Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.
Народная, крестьянская Россия противостояла силам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим миром, единстве в любви и ненависти.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даешься ножу.
Как и ты — я, Отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты — я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови Мой последний, смертельный прыжок.
Есенин был человеком цельного душевного переживания. А состояние его души определялось прежде всего восприятием происходящего на родной земле. Лирико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают печально-элегическое звучание:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
(«Не жалею, не зову, не плачу…»)
Важный образ этого стихотворения созвучен цен тральному в «Сорокоусте»: «розовый конь» — «красногривый жеребенок». Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, «когда был край Moй болен», мог выразить нездоровые настроения сам. Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.
Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.
(«Мне осталась одна забава…»)
После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание социальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.
Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Русь советская». Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924-1925 годом.
Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождающейся жизни: «Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз…» Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.
Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение «Отговорила роща золотая…». Оно написано в традиционной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя
слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
И только природа родного края по-прежнему дарит успокоение измученному духу, зовет к пониманию, прощению, прощанию:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром обметая,
Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.
Здесь искали:
- отношение есенина к революции
- есенин отношение к революции
- есенин и революция
Сергей Есенин — Мир таинственный, мир мой древний
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
№ 4 Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя черная гибель,
№ 8 Я навстречу к тебе выхожу!
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
№ 12 Телеграфными столбами давясь.
Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну, да что же? Ведь нам не впервые
№ 16 И расшатываться и пропадать.
Пусть для сердца тягуче колко,
Это песня звериных прав.
Так охотники травят волка,
№ 20 Зажимая в тиски облав.
Зверь припал. и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки.
Вдруг прыжок. и двуногого недруга
№ 24 Раздирают на части клыки.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даешься ножу!
Как и ты — я, отвсюду гонимый,
№ 28 Средь железных врагов прохожу.
Как и ты — я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
№ 32 Мой последний, смертельный прыжок.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу.
Все же песню отмщенья за гибель
№ 36 Пропоют мне на том берегу.
Mir tainstvenny, mir moy drevny,
Ty, kak veter, zatikh i prisel.
Vot sdavili za sheyu derevnyu
Kamennye ruki shosse.
Tak ispuganno v snezhnuyu vybel
Zametalas zvenyashchaya zhut.
Zdravstvuy ty, moya chernaya gibel,
Ya navstrechu k tebe vykhozhu!
Gorod, gorod, ty v skhvatke zhestokoy
Okrestil nas kak padal i mraz.
Stynet pole v toske volookoy,
Telegrafnymi stolbami davyas.
Zhilist muskul u dyavolskoy vyi,
I legka yey chugunnaya gat.
Nu, da chto zhe? Ved nam ne vpervye
I rasshatyvatsya i propadat.
Pust dlya serdtsa tyaguche kolko,
Eto pesnya zverinykh prav.
Tak okhotniki travyat volka,
Zazhimaya v tiski oblav.
Zver pripal. i iz pasmurnykh nedr
Kto-to spustit seychas kurki.
Vdrug pryzhok. i dvunogogo nedruga
Razdirayut na chasti klyki.
O, privet tebe, zver moy lyubimy!
Ty ne darom dayeshsya nozhu!
Kak i ty — ya, otvsyudu gonimy,
Sred zheleznykh vragov prokhozhu.
Kak i ty — ya vsegda nagotove,
I khot slyshu pobedny rozhok,
No otprobuyet vrazheskoy krovi
Moy posledny, smertelny pryzhok.
I puskay ya na rykhluyu vybel
Upadu i zaroyus v snegu.
Vse zhe pesnyu otmshchenya za gibel
Propoyut mne na tom beregu.
Vbh nfbycndtyysq, vbh vjq lhtdybq,
Ns, rfr dtnth, pfnb[ b ghbctk/
Djn clfdbkb pf it/ lthtdy/
Rfvtyyst herb ijcct/
Nfr bcgeufyyj d cyt;ye/ ds,tkm
Pfvtnfkfcm pdtyzofz ;enm/
Plhfdcndeq ns, vjz xthyfz ub,tkm,
Z yfdcnhtxe r nt,t ds[j;e!
Ujhjl, ujhjl, ns d c[dfnrt ;tcnjrjq
Jrhtcnbk yfc rfr gflfkm b vhfpm/
Cnsytn gjkt d njcrt djkjjrjq,
Ntktuhfaysvb cnjk,fvb lfdzcm/
;bkbcn vecrek e lmzdjkmcrjq dsb,
B kturf tq xeueyyfz ufnm/
Ye, lf xnj ;t? Dtlm yfv yt dgthdst
B hfcifnsdfnmcz b ghjgflfnm/
Gecnm lkz cthlwf nzuext rjkrj,
nj gtcyz pdthbys[ ghfd!//
Nfr j[jnybrb nhfdzn djkrf,
Pf;bvfz d nbcrb j,kfd/
Pdthm ghbgfk/// b bp gfcvehys[ ytlh
Rnj-nj cgecnbn ctqxfc rehrb///
Dlheu ghs;jr/// b ldeyjujuj ytlheuf
Hfplbhf/n yf xfcnb rksrb/
J, ghbdtn nt,t, pdthm vjq k/,bvsq!
Ns yt lfhjv lftimcz yj;e!
Rfr b ns — z, jndc/le ujybvsq,
Chtlm ;tktpys[ dhfujd ghj[j;e/
Rfr b ns — z dctulf yfujnjdt,
B [jnm cksie gj,tlysq hj;jr,
Yj jnghj,etn dhf;tcrjq rhjdb
Vjq gjcktlybq, cvthntkmysq ghs;jr/
B gecrfq z yf hs[ke/ ds,tkm
Egfle b pfhj/cm d cytue///
Dct ;t gtcy/ jnvotymz pf ub,tkm
Ghjgj/n vyt yf njv ,thtue/
Срочно,помогите пожалуйста!
Ирина Никифорова Ученик (122), закрыт 5 лет назад
Анализ стихотворения Есенина: "Мир таинственный,мир мой древний"
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.
Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав.
. Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.
Зверь припал. и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки.
Вдруг прыжок. и двуного недруга
Раздирают на части клыки.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу.
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
Леся Гений (77690) 6 лет назад
это стих о том что невозможно вернуть былое, о том что не только цивилизация отняла многоу у природы но и о том что в душах людей с тех времен многое изменилось и утратилось