Анализ стихотворения Есенина Дорогая



Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»

Картинка Анализ стихотворения Есенина Дорогая № 1

26 декабря 2009

С.А.Есенин известен как истинно русский поэт. Эта истинность заключается в той бесконечной любви к родной земле, которой пронизано все его творчество. Так, как любил Русь Есенин – искренне, нежно, горячо и неистово – могут любить немногие. Свидетельством этому является его стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая», главная тема которого – любовь к Родине.

Пример

Стихотворение было написано в июле 1925 года и опубликовано за полгода до смерти поэта. Оно стало итогом философских размышлений С.А.Есенина на тему того, принимает ли он новый социально-политический строй – советскую Россию, новую экономическую модель — индустриализированную Россию, новый уклад быта и новую модель общества. Ответ содержится в самом стихотворении: все новое, что появилось в России, поэту враждебно, но он готов ее любить и такую.

В жанровом отношении это стихотворение относится к общественно-политической лирике и не имеет сюжета, а содержит мысли и переживания самого поэта — лирического героя стихотворения о судьбах его Родины. Практические все шесть строф стиха построены по принципу антагонизма: в первых двух строках дается некое утверждение, а в оставшихся – мнение автора по этому поводу. При этом в большинстве случаев авторская позиция доносится через отрицание и противопоставление. Примером этому могут служить его слова: «никакая родина другая», «но никто», «все равно остался я», «но и все же».

Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. На эту же идею работает постоянно встречающаяся инверсия: «равнина дорогая», «окрик журавлиный», «свет луны таинственный и длинный», «родине любимой».

Антагонизмом, противоречиями проникнуто все стихотворение. Так, свежесть полыни – свинцовая, а на Руси, даже если в ней радуются, свирепствуют и мучаются, все равно жить хорошо. Этот антагонизм работает на идею стихотворения: автору не нравится новая Родина, он остался поэтом «золотой бревёнчатой избы», но он все равно ее любит и хочет здесь «спокойно умереть».

Стихотворение написано пятистопным хореем, при этом первая стопа чаще всего бывает безударной, а пятая — усеченной. Рифма – перекрестная.

Поэт настолько любит Родину, что она для него – живая. Это подтверждают многочисленные олицетворения: «плачут вербы», «шепчут тополя», «спит ковыль».

Насыщенность эпитетами («сильный враг», «золотая бревенчатая изба», «чужая юность») говорит о глубине чувств поэта. В то же время аллитерация звуков (например ,«в», «р,» «л» («ковыль», «теплынь», «другая», «грудь») и постоянный ассонанс гласных (например, «и» («теснимый» — «родине любимой»), «у» «луны» — «журавлиный») создает особую напевную мелодику стиха.

Рифмуя в последней строке слова «пропеть» и «умереть», поэт, видимо, предчувствовал скорую смерть и писал это стихотворение как завещание о том, как нужно любить свою Родину.

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Спит ковыль. Равнина дорогая. "

Картинка Анализ стихотворения Есенина Дорогая № 2

«Спит ковыль. Равнина дорогая. » было написано поэтом в 1925 году, когда он возвратился на родину, в отчий дом. Центральная тема — тема любви к родине, которая в творчестве Есенина неотделима от любви к природе родного края. Признаваясь в любви к родине, поэт с благогове­нием описывает красоту русской природы, уподобляя ее живому существу: ковыль «спит», вербы «плачут», тополя «шепчут».

В последние годы творчества Есенин остро ощущает наступление «нового» времени, осознает, что медленно, но верно исчезает старая, привычная Русь. Новый свет пролился на его родные поля, коснулся его самого:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Это новое теснит поэта, он понимает, что не сможет стать частью нового времени, новой эпохи. Отсюда — долгие бессонные ночи, мучительные размышления. Стихотворение завершается горь­кой просьбой, пронизанной бесконечной любовью к родному краю:

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

«Дорогая, сядем рядом…» С.Есенин

Картинка Анализ стихотворения Есенина Дорогая № 3

«Дорогая, сядем рядом…» Сергей Есенин

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Анализ стихотворения Есенина «Дорогая, сядем рядом…»

В жизни Сергея Есенина было очень много женина. Однако сам поэт признавался, что истинные чувства он испытывал только в ранней юности, когда влюбился в свою односельчанку. Этот роман оказался неудачным, и молодые люди очень скоро расстались. Более того, после отъезда Есенина в Москву его избранница вышла замуж и вскоре скончалась во время родов.

Трудно сказать, почему Есенин так и не смог больше никого полюбить по-настоящему. Он никогда не затрагивал эту тему в своих произведениях, хотя испытывал глубокое разочарование после каждого очередного романа. Впрочем, также доподлинно известно, что практически до самой смерти он надеялся, что сможет встретить ту единственную, которая изменит его жизнь, наполнит ее смыслом и радостью. Именно по этой причине он за несколько месяцев до смерти третий раз вступил в брак с юной Софьей Толстой, хотя еще совсем недавно клялся в любви актрисе Августе Миклашевской. Именно ей было посвящено стихотворение «Дорогая, сядем рядом…», написанное в 1923 году.

Это произведения является одним из ярких образцов любовной лирики поэта, который мечтал о спокойных, размеренных и честных отношениях с женщиной. По-видимому, все это он нашел в своей избраннице, поэтому в стихотворении присутствует строчка о том, что «все явилось, как спасенье беспокойного повесы».

Действительно, поэт готов ухватиться за любую соломинку, которая бы смогла стать связующим звеном в его жизнь, превращенной в осколки. Ведь к моменту встречи с Миклашевской он уже смирился со своей участью, признаваясь: «В городской и горькой славе я хотел прожить пропащим». Но надежда всегда умирает последней, поэтому автор вновь испытывает душевный подъем, хотя и понимает, что в его звери уже стучится золотая осень. Правда, понимание того, что юность ушла безвозвратно, уже не вызывает у Есенина панических настроений. «И мы, отжив тревоги, перейдем под эти кущи», — отмечает Есенин, намекая на то, что человеческий век скоротечен. Но близость смерти уже не пугает его так, как прежде, потому что в этот момент душа полна света и нежности, которую автор испытывает к своей избраннице. Он еще не догадывается, что очень скоро Августа Миклашевская исчезнет из его жизни, оставив горечь разочарования. Пока же Есенину кажется, что он встретил ту, которая способна сделать его по-настоящему счастливым вопреки интуиции, которая подсказывает, что подобное попросту невозможно.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

Картинка Анализ стихотворения Есенина Дорогая № 4

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Стихотворение лирическое, в нём автор и лирический герой едины. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения, характерные для имажинизма .

Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году. Тогда Сергей Есенин подводил некие итоги своей жизни, много размышлял об историческом процессе в стране, что и нашло отражение в данном произведении.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете». но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы». Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение«спит ковыль». Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть». Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь». Далее используется смысловая антитеза. экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси». Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный». «таинственный». изба «золотая». Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут». «плачут». Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом» .

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью». Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома .

Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая. » ( восприятие, истолкование, оценка)

Любовь к Родине… Она вдохновляла свободолюбивую лирику Пушкина, она волновала мятежную душу Лермонтова. В годы тьмы и печали она питала скорбью и гневом поэзию Блока. Это она, любовь к Родине, вдохнула «душу живую» в стихи Сергея Есенина, от проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы». Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» датировано июлем 1925 года, впервые было опубликовано в газете «Бакинский рабочий». В нем находит свое завершение спор Есенина с самим собой, с трагическим восприятием противоречий между городом и деревней, между «стальной» и патриархальной Русью. Философские размышления лирического героя, уложенные в шесть строф, помогают понять, что Родину надо любить не за что-то, а вопреки всему.

Начинается стихотворение с яркого олицетворения «спит ковыль». Ковыльные степи - богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри. Коротким нераспространенным предложением сказано так много! Эпитет «дорогая» при помощи инверсии поставлен в сильную позицию, что акцентирует внимание на теплом, душевном отношения лирического героя к родным просторам.

Первая строка исполнена умиротворением, окутана сонной дымкой. Но вот появляется яркая, полная противоречия метафора «свинцовой свежести полынь». Свежесть – это прохлада и чистота, но она отдает горьким полынным запахом и зловещим, гнетущим синевато-серым оттенком свинца. Все это вмещает сердце русского человека. Родина для него – это именно этот бескрайний ковыль, именно она «вольет в грудь» лирического героя «теплынь». Это звучное, яркое слово обычно используют, говоря о погоде, значит, сердце представляется целым миром, полным бушующих страстей.

Вторая строфа – философское рассуждение, поиск истины - перекликается с некрасовским вечным вопросом: «Хорошо живется на Руси?». Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. Введенный в строфу ряд однородных деепричастий характеризует существование «на Руси». «Всякий» живет здесь «радуясь, свирепствуя и мучась». Лирический герой радуется окружающим его пейзажам, но его истерзанная душа мучается от чувства одиночества, неприкаянности и ощущения своей ненужности. Ассонанс на «у» придает этим строкам еще большую печаль, возникает ассоциация с протяжным и тоскливым завыванием ветра.

Далее опять перед нами открывается картина природы. Ночное поле залито лунным светом. Очень неожиданный эпитет «длинный», примененный для характеристики света луны, помогает создать загадочный, завораживающий пейзаж. Ясное, звездное небо, полная яркая луна, льющая неиссякаемые потоки серебра – все это прекрасно, но что-то тревожит в этой строке. И вот тревога становится явственней: олицетворения «плачут вербы», «шепчут тополя» передают смятение и взволнованность, расплесканные в пространстве.

Аллитерация «ч-ш-ч» создает звуковой образ строки. «Окрик журавлиный» - это печальная песня. Косяк громко кричащих журавлей в небесах всегда ассоциируется с чем-то грустным. Но все это – «отчие», родные, милые сердцу поля. В этих строках уже хозяйничает раскатистый «р», придавая словам своего рода пафос и мощь.
Любовь к родине – это так естественно, с ней рождаются на свет, и утратить её невозможно, какие бы глубокие разочарования не встретились на жизненном пути. Поэтому так беспрекословно звучит мысль: « Но никто… не разлюбит отчие поля».

Этим стихотворением поэт отрекается от своей принадлежности к «каменному и стальному» и утверждает возвращение к истокам. «Новый свет»- свет Октября и последовавших за ним перемен потух, и живая, старая русская деревня вновь мила его сердцу. Вопреки всему как заклинание звучит: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы». Эпитет «золотой» многозначен, он символизирует и блестяще-желтый оттенок цвета, и ощущение счастья, благоприятности, которое охватывает при соприкосновении с русской деревней.

Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные. Эти страдания просыпаются «по ночам». «Чужая юность» - перемены, новый социалистический уклад. Однако, он не осуждается, ведь слово «новь» несет положительное значение, глагол «брызжет» обозначает энергичное рассеивание. Звонкий «ж» дополняет это впечатление.
Но все это чуждо лирическому герою, ему принадлежат лишь «поляны» и «луга», недаром появляется притяжательное местоимение «мои». Природа герою представляется продолжением себя самого, поэтому все происходящее воспринимается им как вторжение в личное пространство.

Та же мысль звучит в последней строфе: «новью той теснимый». Но песня влюбленного в исконную Россию продолжает литься, она идет от самого сердца, «прочувственно» провозглашая любовь к родине.
В последних сточках корень люб- звучит дважды. Но последнее слово «умереть» вновь наполняет душу неприятным холодком. Что это: предчувствие поэтом своего близкого конца, пророчество, или просто признание в любви, которая сильнее смерти. Так или иначе, всем своим стихотворением Есенин воспевает Русь, показывая своё духовное единение с ней. Пятистопный хорей придает стихотворению напевность, музыкальность, а чередование женских и мужских перекрестных рифм – цельность, неторопливость, выразительность.

«Моя лирика жива одной большой любовью,- говорил Есенин,- любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», но и выражается вера в человека, в его будущие великие дела, великое будущее великого народа.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушайте стихотворение Есенина Дорогая

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Дорогая

Анализ стихотворения Есенина Дорогая

Настроение произведения Дорогая

Дорогая