Анализ стихотворения Есенина Белая береза



Анализ стихотворения есенина белая берёза

Картинка Анализ стихотворения Есенина Белая береза № 1

анализ стихотворения есенина белая берёза

  • Ну это так, подробности, немного тебе пригодящиеся))) )
    Автор передаёт удивительную красоту берёзы, символа Руси.

1. Белая — ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды).

2. Местоимение “моим” подчёркивает личностное отношение, сопричастность поэта к изображающему.

3. Олицетворение (как невеста).

Пример

4. Сравнение многозначное (дорогой; красивый, филигранной работы).

5. Художественная деталь. Белой краской по белому (сокрытая жизнь).

6. Союз “и” объединяет лирическое повествование.

7. “Берёза” на индоевропейских языках — блистательная, гордая, царственная.

8. Но есть заря — божественное явление, она стережёт берёзу, усиливает её роль. Так что Есенин, описывая берёзу, символ Руси, выражает свои патриотические чувства.

9. Деепричастный оборот заставляет сделать паузу, что передаёт степенность происходящего, рисует величавую картину.
  • Стихотворение относится к лирике 1910-1913 гг. периоду сложной жизни поэта, когда им было написано более 60 стихов. Является первым опубликованным стихом поэта (1914 г. под псевдонимом Аристон, журнал для детского чтения «Мирок»).
    Основная тема — показать красоту зимней березы. Есенинская строфа — описание зимней березы с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями. В стихотворении чувствуется патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Чувство Родины — основное во всем творчестве Есенина. Воспеваемая здесь природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Традиционно воспеваемая в устном народном творчестве береза является сквозной в творчестве поэта. Автор использует силлабо-тоническое стихосложение. Можно предположить наличие здесь двусложных стоп, метра — ямба. Далее проводя анализ этого стихотворения, заметны точные (окном — серебром) рифмы, а также — неравносложные (кругом — серебром). открытые (огне — тишине) и закрытые (каймой — бахромой). мужские (тишине — огне). но все они перекрестные (абаб). По количеству строф стихотворение является четверостишием (катрен).
    Основной образ произведения — зимняя береза (образ-персонаж). Поэт одушевляет ее с образом женщины. Также в стихотворении заметен образ зимы — синонима смерти и смертной тоски в творчестве поэта. Есенин хотел показать печаль женского увядания.
    Есенин видит березу обостренно, при определенном освещении. В результате один образ ассоциативно рождает другой. Образующие строки слова, взятые в отдельности не образны. Но, организованные определенным способом, они создают поэтический, образный текст и сами становятся образными. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Содержит в основном общеупотребительные слова, но под пером поэта они эмоционально действенны. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. Исходя из совершенства языковой формы, гармонии содержания и формы, ясности, четкости, лаконизма, изящества, простоты и стройности словесного выражения, можно утверждать, что здесь проявляется эстетическая функция языка.
    Стихотворение многокрасочно. В нем есть как любимые цвета поэта (белый, серебряный). которые передают радостное, свежее, элегически-задумчивое восприятие мира, так и золотой — символ яркой, но уже увядающей гаммы осени. Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чём он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берёзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы: в первой строфе, когда берёза принакрылась снегом, точно серебром — сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение — метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берёза в сонной тишине — от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова — обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем — на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Несмотря на небольшой объем произведения, язык его богат, обладает народностью.
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

    Картинка Анализ стихотворения Есенина Белая береза № 2

    С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и балалайку. Да еще медведей, которые якобы ходят по нашим улицам. Но для русского человека, несомненно, ближе всех будет береза. Ведь именно березку приятней всего встречать, «из дальних странствий возвратясь». После экзотических деревьев, раскидистых пальм и удушливо-пахнущих тропических растений так приятно прикоснуться к белой прохладной коре и вдохнуть свежий запах березовых ветвей.

    Недаром береза была воспета почти всеми русскими поэтами. О ней писали А. Фет. Н. Рубцов, А. Дементьев. О ней слагали песни, легенды, сказания. Шло время, менялись власть и политический строй, проходили войны, вырастали курганы на бывших полях сражений, а береза как радовала сотни лет своим светлым ликом, так и продолжает радовать. «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» - так просто и одновременно горячо написал об этом важнейшем символе России русский советский поэт Александр Прокофьев.

    Внес свою лепту в собрание сочинений о березе и замечательный лирик ХХ века Сергей Александрович Есенин. Выросший в Рязанской губернии, в селе Константиново, в обычной крестьянской семье, Сергей с детства видел березы под окнами своего родного дома. Они, кстати, все еще растут, пережив поэта почти на сто лет.

    Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей. никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.

    Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.

    Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы:

    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами. И вот он, яркий образ – красавица, отдыхающая «в сонной тишине». причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром». кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне» .

    Конечно, русский человек, выросший на сказках о царевне, спящей в хрустальном гробу, при прочтении данного анализа стихотворения неизменно представит себе только такой образ. Эта сонливость объяснима временем года, ведь зимой все деревья «спят». Даже заря появляется неспешно, будто боясь потревожить покой русской красавицы:

    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    Но у Есенина «сонные березки» появятся и в другом произведении, написанном год спустя, – в стихотворении «С добрым утром!». Вот здесь уже намного труднее понять, почему в самый разгар лета березки тоже как во сне.

    «Все мы родом из детства», - утверждал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Возможно, все детство наблюдая березу «под своим окном». Сережа Есенин создал для себя такой образ березы. который пронес через все свое творчество и всю свою недолгую жизнь.

    Исследователи творчества Есенина как-то подсчитали, что в его произведениях встретилось 22 названия различных деревьев. Наверное, сам поэт об этом не задумывался, когда создавал свои лирические шедевры. Но почему-то именно березы сложились для него в ту самую «страну березового ситца», которую он так рано покинул.

    «Берёза» С.Есенин

    Картинка Анализ стихотворения Есенина Белая береза № 3

    «Береза» Сергей Есенин

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    обсыпает ветки
    Новым серебром.

    Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

    Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

    Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

    Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России. достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

    Образ березы в одноименноv стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

    Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения. Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

    Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

    Есенин Береза

    Сергей Есенин – это поэтическая гордость русского народа, а его творчество – это как живой родник, который вдохновляет других одаренных людей воспевать и прославлять свою родину. Еще в детстве в Рязанской губернии, бегая по полям, будущий поэт полюбил русскую землю и увидел и осознал, насколько она прекрасна. Многие поэты еще и до Есенина писали о березе, где это дерево являлось символом женственности. У некоторых народов береза – это символ плодородия.

    История создания стихотворения «Береза»


    Прекрасное и лирическое стихотворное произведение «Береза» относится к поэзии С.Есенина раннего периода его творчества, когда совсем еще молодой рязанский парень, которому едва исполнилось девятнадцать лет, только начинал входить в мир литературы. Работал он в то время под псевдонимом, поэтому долгое время никто не догадывался, что это восхитительное произведение принадлежит Сергею Александровичу.

    Простое по образам, но очень впечатляющая стихотворение «Береза» было написано поэтом в 1913 году, тогда ему было восемнадцать лет и оно относится к самым первым его произведениям. Оно было создано в тот момент, когда молодой поэт уже покинул свой родной и близкий сердцу уголок, но его мысли и воспоминания опять возвращали его туда. Первый раз «Береза» была опубликована в популярном литературном журнале «Мирок». Это произошло накануне революционных переворотов в стране, в 1914 году. В то время, пока еще никому не известный поэт, творил под псевдонимом Аристан. Пока эта были первые есенинские стихи, которые впоследствии станут эталоном описания русской природы в поэзии.

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.
    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.
    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

    Проблематика стихотворения


    Есенинское стихотворение «Береза» - это образец умелого и искусного словесного рисования. Известно, что само дерево береза всегда считалась, да и в настоящее время считается символом России, ее культурных ценностей и неразрывной связи с прошлым. Русский поэт, которому была близка природа, назвав так свое стихотворное произведение, увеличил и число проблем и вопросов, которые он затрагивает в своем творчестве. Можно сказать, что его произведение – это лирический гимн красоте и богатству всей земли русской.
    К основным проблемам и темам, которые описывает С.Есенин можно отнести следующие:


    •Тема любования.
    •Чистота и женственность этого русского дерева.
    •Возрождение.


    Береза в стихотворение похожа на русскую красавицу: она такая же гордая и нарядная. Все ее великолепие можно увидеть в морозный день, когда она чудесно расцветет, превращаясь в настоящую русскую красавицу. А ведь вокруг этого прелестного деревца завораживающий взгляд живописная картина русской природы, которая в морозные дни особенно хороша.

    Для С.Есенина береза – это символ возрождения. Исследователи есенинского творчества утверждали, что свой талант и силу для написания своих новых стихотворных шедевров он брал именно в воспоминаниях из своего детства. Береза в русской поэзии всегда была символом радостной жизни, она помогала человеку не только утешиться в трудные и печальные для него дни, но и позволяла жить в гармонии с природой. Конечно же, гениальный русский поэт С.Есенин знал устное народное творчество и помнил фольклорные притчи о том, что когда становится трудно, сложно или плохо на душе, то в такое время обязательно стоит подойти к березе. И это прекрасное и нежное дерево, выслушав все переживания человека, облегчит его страдания. Только после беседы с березой, по странным легендам, на душе у человека становится тепло и легко.

    Художественно – выразительные средства


    С.Есенин любуется родной природой, чтобы выразить к ней и свою любовь, и восхищение, он использует различные художественно-выразительные средства речи:


    ★Эпитеты: огонь золотой, береза белая, кайма снежная, тишина сонная.
    ★Метафоры: береза снегом принакрылась, кайма распустилась кистями, снежинки в огне горят, обходит лениво, ветки обсыпает.
    ★Сравнения: снегом укрылась береза так, «точно серебром».
    ★Олицетворение: «принакрылась» - это глагол, который имеет возвратный суффикс - сь.


    Такое использование художественно – выразительных средств позволяет подчеркнуть прекрасный образ березы, ее значительность для всего русского народа. Кульминация всего произведения достигается уже в третьей строфе, где каждое словосочетание содержит какое-то выразительное средство. Но критики творчества Есенина обращают внимание на вторую строку этого стихотворения, где указывается и ограничивается пространство самого поэта. Именно поэтому образ березы такой близкий, понятный и родной.
    Это стихотворение вошло в самый лучший цикл есенинской лирики, который написан специально для детей и носит воспитательный характер. Это стихотворение призывает и учит детей любить и восхищаться родной природой, замечать ее малейшие изменения и быть самому частью этого большого, но прекрасного мира. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского стихотворения, которое по содержанию глубокое, а по объему небольшое. Деление на строфы в этом произведении нарушают обычное традиционное построение поэтических текстов, но за глубоким его содержанием читатель этого даже не замечает. Рифмовка в этом стихотворном творении параллельная. А такое необычное деление строк гениальному поэту Сергею Александровичу потребовалось для того, чтобы выделить каждую деталь, и придать ей выразительность, донести до читателя.

    Стилистика и синтаксис стихотворного есенинского творения прост, что позволяет легко понять его содержание любому читателю. В нем нет нагромождения согласных или гласных звуков, нет никаких фонетических особенностей, которые бы затрудняли понимание этого стихотворения. Это позволяет добиться того, что даже детям любого возраста сюжет этого стихотворения понятен и ими оно легко читается. С.Есенин использует для своего текста двухсложный размер. Так весь стихотворный текст написан хореем, что делает его простым и для запоминания. Но все-таки не стоит отрицать, что это стихотворение «Береза» написана мастерски.

    Анализ стихотворения


    Известно, что именно с прекрасным деревом березой у С.Есенина связаны самые теплые детские воспоминания. Еще в раннем детстве маленький рязанский паренек Сережа любил наблюдать за тем, преображается это дерево при любых погодных изменениях. Он видел это дерево прекрасным с зелеными листьями, которые весело играли на ветру, оголялось, обнажая свой белоснежный ствол. И именно потому, что береза является для самого рязанского поэта родной и любимой, частицей его края и души, он посвящает ей свое стихотворное творение.
    Остановимся подобнее и детальнее на образе березы, который создан рязанским поэтом с такой нежностью и любовью. В описании этого дерева прослеживается грусть и печаль самого Сергея Александровича, что теперь он оторван от своего родного уголка, что его прекрасная детская пора не возвратиться вновь. Но в самом простом и незатейливом сюжете о березе показано и мастерство будущего великого поэта, чье имя останется навсегда в памяти народа. С приятным и особым изяществом поэтический мастер С.Есенин описывает наряд русской красавицы. Зимнее платье березы, по словам поэта, соткано из снега. Но даже снег у Сергея Александровича необычен! Он и пушистый, и серебристый, и переливающийся, и разноцветный. Поэт неоднократно подчеркивает, что он горит и переливается по – особенному, словно в нем собраны все цвета радуги, которые теперь отражаются в утренней заре. Сравнивает снежное одеяние березы С.Есенин и с драгоценными металлами, например, с серебром.

    Детально описывает поэтический и живописный мастер слова и ветки дерева, которые ему якобы напоминают кисти бахромы, но только она снежная, искрящаяся и прелестная. Все слова, которые поэт подбирает для описания, прекрасны, изысканы и в то же время просты и понятны всем. Создается такое впечатление у читателя, словно автор этого стихотворного произведения не Сергей Александрович, а сам читатель, у которого это таилось где-то в глубине сердца и вот есенинскими словами оно передано. Например, поэт мастерски показывает зимний лес, который блестит и переливается, но и спит тихо и спокойно. Березы, которые слегка у поэта припорошены снегом, создают красоту и особое величие.

    Соответственно, в своем стихотворном творении С.Есенин в самой обычной белой березе соединил сразу несколько поэтических образов: Родины, матери, девушки. Он нарядил свою березу в нарядные женские узоры, восхищенно говорит о ней, и порой читателю кажется, что Есенин не только говорит о своей Родине и о любви к ней, но его сердце волнует и другая любовь, романтичная и страстная. Кажется, что сам поэт стоит на открытии в себе чего – то нового и таинственного, им пока неизведанного и поэтому любовь к женщине у него ассоциируется еще и с прекрасной березой, которая также полностью занимает его мысли и сердце. Исследователи есенинского творчества предполагают, что именно в это время поэт в первый раз влюбляется.

    Поэтому такое простое и кажущееся таким наивным на первый взгляд стихотворение «Белая береза» вызывает огромную гамму самых различных чувств: от восхищения и до меланхолической грусти. Понятно, что каждый читатель этого стихотворения рисует свой образ березы, к которому потом и адресует прекрасные строки есенинского произведения. Но тоска по родине самого поэта подчеркивается в каждой строчке этого произведения. Поэтому «Береза» - это прощальное послание с родным местом, с родительским домом, и с детством, которое было таким радостным и беззаботным, а теперь безвозвратно ушло.

    Наверное, многие знакомы со стихотворением Есенина «Береза». Поэт написал его на начале своего творчества. На свет оно вышло в 1914 году, где было указано, что автором является некий Аристон. Тогда еще никто не мог предположить, что за этим псевдонимом скрывается огромнейший талант, который сможет проникнуть в сердца сотен людей.

    Само стихотворение «Береза» часто выступает, как пример словесного рисования. Ведь здесь открывается не только талант описания, но и используются столь понятные для всех символы. Береза – это испокон веков символ России. Уже этот факт говорит о том, что автор не просто писал красивое произведение, а внес в него глубокий и серьезный смысл.

    Вначале, мы видим, что автор просто любуется отдельной частичкой русской природы, но вскоре это перерастает в открытое восхищение всей русской землей. В строках так много эпитетов, метафор и сравнений, что, волей не волей, а все больше углубляешься в этом удивительный мир. В этом и состоит талант поэта – заставить человека в привычном для него увидеть нечто большее: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймою распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне».

    Береза здесь очень похожа на горделивую девушку, красота которой не может угаснуть даже в мороз. Каждый из нас видел зиму, березу зимой, но мы не задумывались о том, насколько это красиво. Игра слов, которой так проворно действует Есенин, помогла нам ощутить всю прелесть этих вещей.

    Особенно мне понравились эти слова:

    В сонной тишине.

    И горят снежинки

    Здесь мы видим накал в описании березы. После плавных и мелодичных слов идет сильный накал мощи и величества. Также, нужно обратить внимание на такую простую фразу, как «под моим окном». Именно она дает нам ощущения близости с природой.

    Стихотворение является одним из цикла произведения для детей. Именно поэтому здесь мы видим не просто глубокое художественное описание природы, но и наставление к тому, чтобы почитать ее и ценить, любить Родину всем своим сердцем.

    Есенин не следил четко за построением строф. Они не отвечают всем правилам написания, но никого это не смущает, ведь оно так мелодично и легко ложиться на уста.

    Поэт очень часто говорил о березе. В ней он видел и Родину, и простоту женской красоты. Это была его муза, из которой он так яро черпал вдохновение.

    Послушайте стихотворение Есенина Белая береза

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Белая береза

    Анализ стихотворения Есенина Белая береза

    Настроение произведения Белая береза

    Белая береза