Анализ стихотворения Есенина Бабушкины сказки
Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая
не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам. В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.
Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении. Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным. Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.
Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение «Бабушкины сказки», основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков. Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и «опостылевают салазки», детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать. «И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет», — делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.
Детям даже приходилось идти на небольшую хитрость, делая вид, что они не слышат, как мать зовет их в постель. Когда же она заканчивала все свои домашние дела, выяснялось, что ночь уже вступила в свои права, а малыши настолько впечатлены услышанным, что спать им уже совершенно не хочется. Мудрая бабушка и не пытается отправить их в постель, только спрашивает несмело: «Что ж сидеть-то до зари?». Но такое предложение детвору вполне устраивает, так как в этот миг нет для них ничего более сладостного и желанного, чем очередная бабушкина история, в которой реальность нередко переплетается с вымыслом, создавая удивительный мир. И каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущает себя его героем, совершая подвиги или же находя ответы на сложные жизненные вопросы.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник.
- Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо.
- Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
- Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой.
- Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась.
- Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
- Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
Сергей Александрович Есе́нин (1895 - 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии.
Сергей Есенин не писал стихи только для детей, как Агния Барто или Самуил Маршак, но часть его творчества все же была посвящена малышам и подросткам. Детские стихи Есенина стали появляться, когда поэту еще не было 20 лет. «Стихи начал слагать рано, - написал Есенин в автобиографии, - Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». [1, стр. 145] Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Сергея к сочинению стихов. [1, стр.144]
В 1915 году Сергей Александрович задумал выпустить сборник стихотворений для ребят под названием «Зарянка», правда, сделать ему этого так и не удалось, но само желание автора уже говорит о его отношении к детской поэзии. Больше всего поэт уделял внимание в этих стихотворениях теме природы, крестьянского быта, забавам и играм ребятишек. [1, стр. 160]Примером может послужить стихотворение «Бабушкины сказки».
В 1915 году, когда Сергею Есенину было 20 лет, в детском журнале «Доброе утро» [1, стр.161] было опубликовано стихотворение «Бабушкины сказки» (Приложение1). В школьном курсе его изучают в третьем классе, оно входит в состав сборника «Родная Речь» авторов Головановой М.В. Горецкого В.Г. Климановой Л.Ф.
Проанализируем название стихотворения. Оно представляет собой словосочетание «бабушкины сказки», главным в котором является существительное «сказки».
Толковый словарь дает три значения: «сказка - 1) повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил; 2) выдумка, ложь; 3) то же, что чудо». [3]
Прилагательное «бабушкин» обозначает принадлежащий бабушке. В буквальном смысле словосочетание «бабушкины сказки» мы понимаем как то, что рассказано бабушкой.
Однако есть еще одно толкование словосочетания «бабушкины сказки» из фразеологического словаря. «Бабушкины сказки - вымысел, выдумки, небылицы». [4] До чтения текста читатель пока не может сказать, в каком именно значении будет реализовано данное словосочетание.
Работа над лексическими ассоциациями показала, что словосочетание «бабушкины сказки» чаще всего вызывает следующие ассоциации: родные, пирожки, перина, вязаные носки, старость, выдуманные, ненастоящие, чудеса, волшебство, хороший конец, победа Добра над Злом, ночь.
Опрос студентов, будущих учителей начальных классов (10 человек), показал, что словосочетание «бабушкины сказки» в целом вызывают положительные эмоции и воспоминания.
Переходим к построчному анализу стихотворения.
В первых строках «В зимний вечер по задворкам/Разухабистой гурьбой/По сугробам, по пригоркам/Мы идем, бредем домой.» автор определяет время и место действия. Слово «задворки» в начальной школе может вызвать затруднения в понимании, так как в словарной статье есть пометка, указывающая нам на то, что слово является устаревшим. Оно обозначает «часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами), позади самой крестьянской усадьбы». [3] После того, как мы узнали значение слова «задворки», понимаем, что главные герои находятся в деревне, то есть, определяем место действия. Но так же автор указывает и на время действия «зимний вечер».
Строчка: «Разухабистой гурьбой» также непонятна для учеников начальной школы. «Разухабистой» значит «молодцеватый, задорный». «Молодцеватый — удалой, бравый, свойственный молодцу». А слово «гурьбой» - «шумливая группа людей, ватага». [3] «Ватага — дружная толпа» Следовательно, словосочетание приобретает смысл «задорной, шумной, дружной толпой людей».
Следующая строка «По сугробам, по пригоркам» дополняет картинку зимнего вечера в сознании читателя. Уже не просто зимний вечер, а зимний вечер после снегопада, когда на улице кругом снег, через который трудно пробираться не только взрослым, но и детям.
В результате осмысления первого четверостишья читатель моделирует ситуацию: зимним вечером несколько человек, скорее всего детей, веселой, но уставшей толпой, пробираясь через сугробы, возвращаются домой.
А вот следующее четверостишье свидетельствует о том, что дети, вдоволь нагулялись на улице в течение целого дня, нарезвившись на морозе, уставшие, но довольные возвращаются домой, где надеются отдохнуть, что подтверждается в следующих строках «Опостылеют салазки,/И садимся в два рядка/ Слушать бабушкины сказки/ Про Ивана-дурака». Не смотря на то, что дети вернулись уставшие, у них еще есть силы для сказок, которые им будет рассказывать бабушка.
Во втором четверостишье впервые появляется словосочетание из название, позволяя нам понять, что поэт использовал данное словосочетание в прямом, не переносном, значении. «Бабушкины сказки» - значит те, которые рассказывает бабушка, а не небылицы.
А последняя строка «про Ивана-дурака» - говорит нам о том, что поэт пишет о волшебной русско-народной сказке. Потому что Иван-дурак — это истинно русский герой сказок. Возможно, поэт отразил свою жизнь в данном стихотворении. Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта и это понятно, ведь всё своё детство провёл Есенин в деревне, а сказки в детстве ему рассказывала бабушка.
В словаре Ожегова дается такое толкование слова «опостылеть - стать постылым, очень надоесть». [3] Таким образом, из первой строки мы понимаем, что детям надоело кататься на салазках.
А из оставшихся трех строк видим, какое новое развлечение нашли дети для себя. Сказки, что рассказывает им бабушка настолько захватывающие, что «И сидим мы, еле дышим./Время к полночи идет./Притворимся, что не слышим,/Если мама спать зовет».
При прочтении этих строк перед глазами появляется картинка теплых вечерних домашних посиделок. Бабушка в пуховом платке, по-доброму улыбающаяся и сидящие вокруг нее дети, которые не просто внимательно слушаюшают тихий, завораживающий голос, но и еле дышат, стараясь даже своим дыханием не перебить интересную сказку.
В следующих строках отчетливо чувствуется сожаление детей из-за того, что «Сказки все. Пора в постели. /Но, а как теперь уж спать?». И, конечно же, дети не могут уйти просто так, не могут не попросить бабушку продолжить рассказывать сказки. Они только согрелись, расслабились, а тут уже пора вставать и еще куда-то идти. Именно поэтому они «загалдели », что значит - «начать галдеть, шумно, наперебой заговорив, закричав». [3] Если бы поэт написал простое «заговорили» изменился бы настрой. Сейчас он передает нетерпение, нежелание уходить - «И опять мы загалдели,/Начинаем приставать».
«Скажет бабушка несмело:/ «Что ж сидеть-то до зари?»/ Ну, а нам какое дело —/ Говори да говори» - в последних строках показано отношение бабушки. Она не хочет обижать детей своим отказом продолжать рассказывать сказки, говорит «несмело». но и продолжать не может — на дворе ночь.
Данное стихотворение актуально тем, что в нем формируется положительный настрой детей к чтению сказок. Поэт показывает, что сказочный мир удивительный, захватывающий, совершенно не похожий на реальный, учит тому, что чтение сказок доставляет удовольствие, что это увлекательное и интересное занятие. Сказка в представлении Есенина — это мир детства и заботы бабушки и именно это он показывает нам в своем стихотворении. В стихотворении С. Есенин показывает, как прекрасна пора детства с его катанием на санках, с его слушанием сказок. Стихотворение раскрывает народный дух крестьянской поэзии Есенина.
Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах Т. 7. Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др. хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М. Наука, Голос, 1995—2000.
М.В. Голованова, В.Г Горецкий. Л.Ф. Климанова «Родная речь». 3кл. Ч. 2: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. http://www.ozhegov.org/index.shtml
Русский фразеологический словарь - http://glossword.info/index.php/index/6-russkiij-frazeologicheskiij-slovar-.xhtml
Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»
Конспект урока по Литературному чтению в 4 «Е» классе
на тему:«Анализ стихотворения С.А.Есенина « Бабушкины сказки»
УМК «Школа России»
Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.
Образовательные: Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; учить анализировать поэтические произведения;
Развивающие: пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; учить рассуждать, делать выводы.
развивать умение анализировать лирические произведения, выразительно читать лирические произведения.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чуткости и пониманию поэтического слова; воспитывать любовь к русской поэзии.
Типурока. изучение нового материала.
Оборудование: презентация, учебник «Родная речь» 4 класс
IV .Этап изучения нового материала
Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии.
-Чем отличается стихотворение от рассказа?
С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию этого поэта.
1. Дерево – символ России
2. Дерево, которое без ветра дрожит.
3. Вечнозеленое дерево.
4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.
5. Самое липкое дерево.
6. Подружка кедра.
- Сейчас мы с вами послушаем несколько стихотворения Сергея Александровича.
Итак, Какая же тема главная в творчестве Есенина?
Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.
Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино
Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.
Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.
Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)
"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”
Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
- Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?
- Откройте учебник на странице 71.
- Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого?
- Найдём его значение в словарике в конце учебника.
Маша прочитай нам.
- Я сейчас прочитаю стихотворение «Бабушкины сказки», а вы его внимательно послушайте и затем ответите на вопрос, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?
- Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?
- Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?
- Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение?( тёмного или светлого)
- откуда пришли дети?
- Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?
- Какие сказки слушают дети?
- Много ли сказок рассказывает им бабушка?
( Почему вы так решили)
- Хотят ли дети спать? Почему?
- Дети какие в изображении автора?
- С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?
Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?
- У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете.
Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой
- Уточним значения некоторых слов:
Ребята, как вы думаете что значит «по задворкам» – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
- «разухабистой гурьбой» – молодцеватой,
- «бредём» – синоним – шагать
- Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)
«салазки» – маленькие деревянные ручные санки
«загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)
Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?
- А почему ребята загалдели?
- Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?
- сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении?
- Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята следите глазами.
Итак, как мы будем читать эти строчки?
- следующие девять строчек нам прочитает _____
а как их будем читать?
(дети внимательно слушают, голос негромкий)
- И последние нам прочитает______
С какой интонацией будем читать эти строчки?
- Итак, сейчас прочитаем правила, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. ________ прочитай нам
- А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины сказки»
- кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?
- ребята, получилось ли у Димы передать при чтении усталость детей, зачем что они внимательно слушают и в конце радость детей?
(3 учащихся попросить прочитать)
(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов).
( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)
Тема Родины, о родной природе
– Родная природа
– Бабушка и дедушка
– опостылеть, значит, надоесть
О своем детстве
(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)
( потому что они очень устали)
(Они очень любят сказки, очень внимательные)
Учащиеся высказывают свое мнение
(Хотят продолжения сказок.)
(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка)
Учащиеся читают стихотворение
Дети усвоили и первично
Этап закрепления учащимися нового материала.
Сейчас мы с вами поиграем в рифмы, а вы знаете что такое рифма?
я называю вам слово из этого стихотворения, а вы из негоже ищите слово, походящее по рифме.
По задворкам – по сугробам, по пригоркам
Гурьбой – домой
Сказки – салазки
Два рядка – дурака
До зари – говори да говори
Дело – несмело
Дышим – не слышим
Зовет – идет
Загалдели – постели
Ребята, а какая это рифма?
наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению
в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки
(Перекрёстную рифму (abab), Смежную рифму (aabb), Смешанную (aabccb))
Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы.
- Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?
- Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки?
- Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?
Мы с вами не возвращаемся из прошлого.
Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.
Этап информирования обучающихся о д/з.
Выразительно прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»
Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з.
- Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: весёлое, равнодушное, грустное.
Если урок прошёл для вас с пользой, то прикрепите магнит около лица с весёлым настроением, если что-то не понравилось в своей работе на уроке, прикрепите магнит под лицом с равнодушным настроением. Если совсем не довольны собой, то магнит должен быть около лица с грустным лицом.
Учащиеся подходят к доске и прикрепляют магниты около изображений лиц.
Узнали самочувствие детей.
«Бабушкины сказки» С.Есенин
«Бабушкины сказки» Сергей Есенин
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки»
Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт родился в простой крестьянской семье, которая не отличалась особым достатком. Плюс ко всему, однажды родители Есенина не на шутку разругались и даже разъехались по разным селам. В результате почти до самого поступления в училище поэт жил у своих бабки с дедом по материнской линии, практически не встречаясь с сестрами, матерью и отцом.
Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении. Поэтому неудивительно, что, став взрослым и перебравшись в Москву, поэт часто вспоминал ее с нежностью и теплотой. Скончалась Наталья Евстихиевна, когда Есенину было 16 лет, и после ее смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным. Именно тогда созрело решение перебраться в Москву и стать поэтом.
Мечта осуществилась, и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение «Бабушкины сказки», основанное на ранних детских воспоминаниях. Стоит отметить, что в доме у бабушки всегда было шумно и весело, ведь вместе с Есениным здесь жили и трое его дядей-подростков. Кроме этого, нередко сюда приезжали погостить и другие внуки, поэтому веселая детская компания всегда находила себе новые и новые развлечения. Но когда игры уже порядком надоели и «опостылевают салазки», детвора спешит домой, к любимой бабушке, уговаривая ее рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что малышей невозможно было уложить спать. «И сидим мы, еле дышим, дело к полночи идет», — делится воспоминаниями поэт, мысленно переносясь в прошлое.
Детям даже приходилось идти на небольшую хитрость, делая вид, что они не слышат, как мать зовет их в постель. Когда же она заканчивала все свои домашние дела, выяснялось, что ночь уже вступила в свои права, а малыши настолько впечатлены услышанным, что спать им уже совершенно не хочется. Мудрая бабушка и не пытается отправить их в постель, только спрашивает несмело: «Что ж сидеть-то до зари?». Но такое предложение детвору вполне устраивает, так как в этот миг нет для них ничего более сладостного и желанного, чем очередная бабушкина история, в которой реальность нередко переплетается с вымыслом, создавая удивительный мир. И каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущает себя его героем, совершая подвиги или же находя ответы на сложные жизненные вопросы.
План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме:
Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"
Подписи к слайдам:
Слайд 1
19 февраля Литературное чтение Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №45», высшая квалификационная категория Светлана Геннадьевна Большакова
Слайд 2
Речевая разминка «Забей гол» «По кругу» 2. «Аромат цветов» 3. АО УА АЫ ЭА АУ БА БО БУ БЯ БЕ БРА БРЕ СКА СТЫ
Слайд 3
Сергей Есенин (1895-1925)
Слайд 4
О чём писал поэт. Тема Родины Тема природы
Слайд 5
Сергей Есенин Бабушкины сказки
Слайд 6
План урока Познакомиться со стихотворением С.Есенина «Бабушкины сказки ». 2. Проанализировать стихотворение, определить тему произведения. 3. Научиться выразительно читать.
Слайд 7
Кадры из фильма «Есенин» В главной роли – Сергей Безруков
Слайд 8
Словарик Приставать – умолять, упрашивать Задворки – позади избы (за двором) Притворяться – разыгрывать, прикидываться Опостылеют - надоедят Салазки - санки Разухабистая – молодцеватая, задорная
Слайд 9
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. Сказки все. Пора в постели. Но а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, — Говори да говори. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака.
Слайд 13
Тема природы Тема Родины О чём писал поэт. Тема детства
Слайд 14
Тема детства С.Есенин «Бабушкины с казки» И.Суриков «Детство»
Слайд 15
План урока Познакомиться со стихотворением С.Есенина «Бабушкины сказки ». 2. Проанализировать стихотворение, определить тему произведения. 3. Научиться выразительно читать.
Слайд 16
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ.
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина.
План-конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема. Русские народные сказки. Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
Конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов.
Литературное чтение 3 класс Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"
Цели: формирование литературоведческих понятий, умения выполнять литературоведческий анализ произведения;развитие монологической речи, обогащение, уточнение и активизация словаря;совершенствование нав.
Открытый урок по литературному чтению 3 класс программа Гармония "Сказки простого карандаша"
Открытый урок по литературному чтению 3 класс.
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль.