Анализ стихотворения Державина На птичку
Анализ стихотворения Державина «На птичку»
Когда мы слышим имя Гавриила Романовича Державина, то вспоминаем оды к императрице Екатерине, в нашем сознании рисуются картины военных маршей, которые возникали при прочтении его военных од. Но Державин писал не только столь возвышенные произведения в стиле классицизма. Он был и автором небольших эпиграмм, как, например, «На птичку», написанной в 1792 году.
В маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.
Автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. Но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.
Стихотворение основано на принципе аллегории. Птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. Рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена Державина очень жесткой.
Автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. Такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.
Размышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи. », «На птичку», «Признание»)
Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид.
Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье». В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть вслух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.
Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.
Поймали птичку голосисту
И ну сживать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.
В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие. И в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.
Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.
На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг.
Творчество Гавриила Романовича Державина интересно еще и тем, что автор использовал новые формы выражения. «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. …Это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина», – с восхищением писал Н. В. Гоголь.
Видео-урок
Г.Р. Державин. Поэзия
Из литературы XVIII века
На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством представителя русской литературы ХVІІІ в. Г. Р. Державина. Исследователь его творчества В. Л. Западов отмечает, что « Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, - русским не только по языку, но, главное, - по мышлению, "филозофии", как говорил он сам». Доказательством этому утверждению послужат произведения поэта, которые прозвучат на уроке.
Урок: Г. Р. Державин. Поэзия
Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.
Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник )
«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.
Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.
Анализ стихотворения «Признание»
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я - богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, -
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.
Анализ стихотворения «На птичку»
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.
Анализ стихотворения «Река времени»
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры – лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.
Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник )
Анализ стихотворения «Памятник»
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б. Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник ).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник ).
- Толковый словарь русского языка (Источник ).
- В.Л. Западов. Поэтический путь Державина (Источник ).
- Г.Р. Державин. Биография. Творчество (Источник ).
- Прочитайте оду Горация «К Мельпомене». Сравните с вольным переводом Державина. Как вы думаете, почему Державина заинтересовало стихотворение античного автора?
Крепче меди себе создал я памятник;
Взял над царскими верх он пирамидами,
Дождь не смоет его, вихрем не сломится,
Цельный выдержит он годы бесчисленны,
Не почует следов быстрого времени.
Так; я весь не умру — большая часть меня
Избежит похоро́н: между потомками
Буду славой расти, ввек обновляяся,
Зрят безмолвный пока ход к Капитолию
Дев Весталей, вослед Первосвященнику.
Там, где Авфид крутит волны шумящие,
В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,
Будет слышно, что я — рода беззнатного
Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте
Эолийской сложить меры поэзию.
Сим гордиться позволь мне по достоинству,
Муза! сим увенчай лавром главу мою.
О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина
В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:
. Ум и сердце человечье Были гением моим.
Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.
помогите пожалуйста срочно нужен анализ стихотворения Державина "на птичку" или " последние стихи днржавина"
$wet!k Мыслитель (6213) 6 лет назад
В эпиграмме 1792 года “На птичку” Державин пишет о невозможности поэта (своей) творить “на заказ”.
Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой! »
В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.
В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.
Тигра Профи (633) 7 месяцев назад
"Если певчую птичку закрыть зажать в кулаке, она, естественно, задохнется.
Если ослабить кулак - она станет трепыхаться и вырываться на свободу.
Но если раскрыть ладонь, то ей незачем будет улетать, она будет петь!" - из к/ф "Забытая мелодия для флейты".
Это стихотворение имеет и политический смысл, заключающийся в том, что избыточное административное давление на любую сферу жизни опасно для здоровья страны.