Анализ стихотворения Державина Лебедь
Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Лебедь"
Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин
Стихотворение "Лебедь". как и "Памятник", было особо выделено Белинским. Критик считал, что в них Державин наиболее полно "выразил сознание высокого своего призвания". Он называл "Лебедь" "странной пьесой" и еще "прелюдией к “Памятнику”". Критик, думается, ошибался в этом определении. Прелюдия, как известно, предвосхищает дальнейшее развитие темы в музыкальном или поэтическом произведениях. Однако "Лебедь" не предвосхищал мысль "Памятника", а продолжал и развивал ее. И делал это художественно и в высшей степени оригинально, используя удивительную сюжетную картину – метафору, растянувшуюся на пространстве целого стихотворения. "Лебедь" и создан спустя восемь лет после "Памятника". Создан на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Но в совершенно иной и, действительно, необычной тональности и манере.
Поэт уподобляется Лебедю, способному подняться ввысь и воспарить над "тленным миром". Именно это высокое парение делает и его душу, и его пение бессмертными. Однако Державин остается Державиным: он не может только "парить" над землей. Даже в метафорически преображенном образе поэта-лебедя мы узнаем конкретные черты Державина-человека. Даже в этой "странной пьесе", где автор всю композицию стиха подчинил задаче создания символического образа, он не может обойтись без бытовых деталей, без намеков вполне материального и земного характера. Читатель узнает о поэте, что "родом он не славен", зато "любимец Муз". Что он "не равен другим вельможам", зависть которых сумел преодолеть ("Над завистью превознесенный") и т.д.
Четвертая строфа стихотворения содержит в себе прямую перекличку со строками "Памятника". В "Памятнике":
Однако в "Лебеде" Державин пошел дальше: поставил перед собой немыслимую цель показать земные контуры бессмертия, перевести символ в конкретное действо. Потому уже первая строфа заканчивается сюжетной сценкой: "Как лебедь, в воздух подымусь". Начиная с пятой строфы, эта сюжетная линия приобретает материальные очертания. Смелый и непредсказуемый в использовании художественных приемов, Державин решается даже на то, чтобы запечатлеть процесс превращения поэта в крылатую птицу:
Автор втягивает в картину полета поэта-лебедя пространства российских морей, лесов, островов, равнинных земель, над которыми проплывает эта странная могучая птица. И вот уже россияне поднимают головы и "указывают перстом" на нее:
Таким образом Державин попытался одическому строю стиха придать сюжетно-живописный и психологический характер. Соединить то, что раньше представлялось несоединимым: условность символики и наглядность конкретики. Удалось ли ему это? Белинский считал, что не очень. Он писал с некоторым недоумением: "Странная и невыдержанная в целом пьеса “Лебедь” <…>". Мысль стихотворения критик называет "изысканной и неловко выраженной". Действительно, стихотворение похоже на поэтический эксперимент. Но какой интересный! Согласимся с критиком: эксперимент не вполне выдержан в едином эстетическом ключе. В первой строфе к созданию образа Лебедя, возносящегося от земной юдоли, привлечена высокая и строго упорядоченная лексика. В финальной же строфе, при сохраненной высоте и образа, и тематики, – лексика разговорная и даже сниженная ("прочь погребенье!", "воющая супруга", "мнимый мертвец").
Вероятно, нужно уметь замечать просчеты поэта. Но при этом не упустить главное. Державин в "Лебеде" осуществлял новую и очень сложную поэтическую установку: от персонифицированного образа и красочной метафоры перейти к символическому изображению Поэзии и одновременно сохранить конкретные земные очертания образа. Позже в полной мере это удастся Пушкину в его "Пророке", где на пространстве стиха Поэт органично воплощен в шестикрылого Серафима. Но ведь Пушкин многому учился у Державина и, наверное, и на просчетах учителя.
► Читайте также другие темы главы VI:
Анализ стихотворения Державина " Лебедь "
3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.
4)Синтаксис и пунктуация предложений
6)Рифма, ритм, размер
Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Zazaza1 / Feb 23, 2014 9:23:45 AM
2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора. который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО.
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ. ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО. А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И. ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Elick / Nov 3, 2014 9:37:15 PM
все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Надо:
1. Определить тему и идею
2. Выписать выразительные средства
3. Размер стихотворения
4.Рифма
5. ритм
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод,
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
Анализ стихотворения "Лебедь" Г. Р. Державина
ALISA* Просветленный (37365) 1 год назад
Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря А. С. Пушкину. В это же время творили прекрасные поэты – Державин, Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали писать Лермонтов и Тютчев.
Г. Р. Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII в. его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава Державина перешла к Пушкину.
Я не случайно начала рассказ с Пушкина, ведь Александр Сергеевич продолжил тему поэта и поэзии, о которой в своём стихотворении «Лебедь» повествует Г. Р. Державин. Тема поэта и поэзии присутствует у многих писателей, и каждый из них по-разному к ней относится. Об отношение Державина к этой теме я узнала, прочитав его высказывание, написанное от третьего лица, о стихотворении «Лебедь»: «Непростительно бы было так самохвальствовать, но как Гораций и прочие древние поэты присвоили себе сие преимущество, то и он тем пользуется, не думая быть осуждённым за то своими соотечественниками, тем паче, что поэзия его – истинная картина натуры». Стихотворение «Лебедь» - вольный перевод оды Горация – был написан в 1804 году. Стихотворение обладает прекрасной звукописью, изумительной изобразительностью и очень серьёзным содержанием.
В своём анализе я проследила, какие изобразительные средства использовал поэт, как он описал состояние лирического героя, определила особенности языка, синтаксиса, ритмического состояния.
С первой строфы видна необычайная сила и красота звучания стихотворения, его ритмичность.
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь. –
так он начал своего «Лебедя». Эпитеты: «необычайное паренье», «бессмертная душа» внушает мысль о том, что Державин уверен в своём величии и бессмертии.
В третьей строфе Державин объясняет, почему он превращается в лебедя, его не как всех других «заключит гробница», нет, с ним этого не произойдёт. Он не гонится за карьерой ( «Другим вельможам я не равен»), хотя и происходит от бедных помещиков («Хоть родом я не славен»)
Хоть родом я не славен,
Но будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.
Да, он не ровня вельможам, его душа намного богаче, его труды не забудут, его будут знать вечно.
В четвёртой строфе Державин продолжает раскрывать тему своей «особенности»: «Не заключит меня гробница, средь звёзд не превращусь я в прах…». Он сравнивает себя с цевницей (свирель), прекрасно осознавая, что его ещё долго не забудут, ведь своими произведениями он продлил себе жизнь на многие века.
В пятой строфе, где Державин описывает своё превращение:
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Мы видим полное превращение писателя в лебедя. В этой строфе прекрасная звукопись, благодаря использованию старославянских слов. (В стихотворении очень много старославянизмов, которые придают ему торжественность: «зрю», «россов», «днесь», «перстом», «рекут», «нетленный», «прах», «тленна», «бранью», «главою» - неполногласие). _
В следующем четверостишье поэт «делится впечатлениями» от принятого образа:
Лечу, парю – и под собою
Моря леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Бога песнь.
Державин сравнивает мир с холмом, который возвышается над всем, чтобы услышать слово Бога.
В восьмой строфе Державин предполагает, как к нему будут относиться потом, когда все его узнают. Его слова можно воспринять и как собственную оценку себя и своих достижений:
Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил.
В заслугу себе он ставит искр
Гаврила Державин Лебедь. Анализ стихотворения
Стихотворение "Лебедь" 1804 года- одно из поздних стихотворений Державина.
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь в воздух поднимусь.
Внутренне оно перекликается с "Памятником". "Лебедь" создан спустя восемь лет после него и на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Если памятник — нечто застывшее, окаменевшее, то здесь продолжением жизни становится ещё более динамичная жизнь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь
Размышляя о жизни и смерти, поэт обращается к чудесной метафоре.
Державин заметил, что в старости человек становится седым, его тело сжимается, теряет вес. Кожа становится похожа на птичью (есть такой вид старости - "божий одуванчик": белая голова, лёгкое бесплотное тело. И это, по мысли автора, не предвестие близкой кончины. а превращения в прекрасного лебедя.
Не заключит меня гробница,
Средь звёзд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И сё уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
За порогом смерти последует новая ступень бытия, восхождение в небеса, откуда жизнь откроется уже в новом масштабе, с высоты птичьего полёта.
Лечу, парю — и под собою
Моря, лес, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света полукруга,
Составившие россов род.
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
ЯзЫком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Душа поэта и душа России, со всеми населяющими её народами, едины. Эта такая связь, которая не оборвётся вместе с уходом поэта из жизни. Даже больше, поэт, для которого при жизни общее счастье было намного дороже личного, после смерти сам будет той живой связью, которая соединяет Россию и её народы с Богом. Благодаря ему, связь России и Бога окрепнет.
Вспомним не только "Памятник", но также и стихотворение Державина "Кузнечик" - яркий пример анакреонтической лирики, то есть поэзии беспечного, весёлого бытия, где герой и мир едины, где не существует разницы между мгновением и вечностью, где нет места для печали и забот, а ничтожное насекомое, благодаря чистоте своей души, в чём-то подобно Богу. Так и здесь, только герой -не кузнечик, а пиит, полностью исполнивший своё высокое предназначение. Сознание выполненного долга для него - духовная опора перед уходом в Вечность.
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! Облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.