Анализ стихотворения Цветаевой Знаю умру на заре
«Анализировать стихи – увлекательно» (на примере стихотворения А.С.Пушкина «Элегия» и М.Цветаевой «Знаю, умру на заре…»)
Рыбалко Ю.В. учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ№100 г. Ростова-на-Дону
Общеизвестно, что анализ лирического произведения наиболее трудный вид работы по литературе. Даже те ученики, кто знает план разбора, не всегда могут увязать всё воедино, почувствовать ауру поэта, высказать свои мысли по поводу прочитанного. Несмотря на то, что этот вид работы практикуется с 5-го класса, учащиеся 11-х, к сожалению, очень далеки от полноценного анализа и, соответственно, от сочинения. Вниманию коллег предлагается разработка «Анализировать стихи – увлекательно» (на примере стихотворения А.С.Пушкина «Элегия» и М.Цветаевой «Знаю, умру на заре…»), которую можно использовать и как план сочинения, и как устную работу на уроке в 7-11 классах, и как работу над проектом. Желательно вначале напомнить ученикам общий план разбора, дать рекомендации по его воплощению, затем разобрать конкретное произведение, возможно, с образцом сочинения. За многолетний опыт работы, думаю, каждый учитель литературы перебрал ни один план анализа стихотворения, предлагаемый в различных методиках. Я методом проб и ошибок попыталась создать, как мне видится, универсальный и понятный. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодиться. Своим ученикам делаю распечатку всего материала после подробного разбора с презентацией
План анализа стихотворения:
Название стихотворения. Время его написания
Часто время написания, связь с мировоззрением автора, его биографией помогают глубже постичь замысел произведения. Название определяет тему, иногда жанр (например, «Ода революции», «Элегия»), нередко несет символический смысл. Если названия нет, ориентируйтесь по первой строке, посвящению.
Задает тональность произведению (элегия – печальную, пародия – ироническую; послание, письмо – дружескую, доверительную).
Тема (о чем стихотворение )
Какая картина представляется после прочтения?
Что изображает поэт?
Какие художественные средства он использует, чтобы картина сложилась яркой, запоминающейся?
Какова главная мысль стихотворения? Что хотел сказать автор? Какие мысли и чувства его особенно волнуют? Есть ли ключевые слова, помогающие постичь замысел поэта?
Посмотрите, как построено произведение (строфы, смысловые части). Как они связаны: развивается ли мысль, меняется ли интонация. Возможно, части противопоставлены (антитеза). Используются ли анафора (единоначатие) или эпифора (одинаковые концовки), подчеркивающие главную мысль?
Есть ли в стихотворении кульминация? Что помогает её почувствовать? Есть ли конфликт, его разрешение? Какие строки завершают стихотворение?
Внимание! Свою точку зрения важно доказывать при помощи текста, находя соответствующие выразительные средства. Например: « В первой строфе открывается картина яркого незабываемого праздника. Помогают почувствовать это эпитеты «солнечный», «весёлый», «искрящийся».
Кто является лирическим героем (Важно не смешивать понятия лирический герой и автор)? Каков его внутренний мир? С помощью каких художественных средств он выражается? Например: эпитеты «мрачно», «тоскливо» становятся ключевыми для понимания внутреннего состояния героя
Определить стихотворный размер
Каков стихотворный размер (ямб, хорей и т. д.)? Есть ли нарушения размера (пиррихий- пропуск ударения, спондей – два ударения подряд)? Способ рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), вид рифмы (мужская, женская, точная, приблизительная)?
Ваше восприятие и оценка стихотворения
Напишите о своём понимании стихотворения. Какой отклик нашло в Вас произведение, какие чувства пробудило? Открыли ли вы для себя что-то новое в понимании творчества поэта?
Рекомендации для учеников. Не обязательно придерживаться строгого порядка плана. Что-то можно опустить, некоторые пункты объединить. Используйте отдельные листы – черновики. Напишите вначале то, что у Вас лучше получается. Каждый пункт записывайте на отдельном листе. Так останется место для редактирования, Вы сможете перемещать фрагменты свободно, чтобы получилось легкое, лаконичное и вместе с тем ёмкое сочинение.
Разберём стихотворение М. Цветаевой «Знаю, умру на заре…»
Перечитайте стихотворение, проникнитесь его атмосферой…
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!
С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез.
Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Предложим ответить на вопросы по плану (предполагаемые ответы даны курсивом).
1. Соотнесите год написания стихотворения с биографией Цветаевой, сопоставьте с темой стихотворения
Стихотворение создано в 1920 году. Это время тяжелейших испытаний в трагической судьбе Марины Цветаевой: муж – в белой армии за границей, стихи не приняты Советской Россией, умерла от голода в приюте младшая дочь Ирина… Возможно, поэтому и звучат в произведении темы смерти, одиночества
2. Попробуем определить жанр …
От чьего лица ведется повествование?
Есть ли в нем искренние, исповедальные нотки?
Какие знаки препинания преобладают?
Какова интонация стихотворения?
Жанр - лирическая миниатюра. Стихотворение написано в виде монолога, своеобразной исповеди, повествование ведется от первого лица… Но в нем не чувствуется покаянных нот, напротив, это вызов, отстаивание права решать свою судьбу, права быть самобытным поэтом!
Произведение отличает повышенная экспрессия: из 13 предложений – 11 восклицательных.
Вместе с тем в нем много знаков, замедляющих повествование (запятые, многоточия, тире)
О чем стихотворение М. Цветаевой?
Только ли о предчувствии смерти лирической героини свидетельствует повтор 1 и 7 строки?
Найдите символические образы, помогающие глубже понять тему и идею произведения
Как называет себя героиня?
Найдите контекстные антонимы? Как они помогают раскрыть тему стихотворения?
Каким утверждением завершается монолог?
В стихотворении поднимаетсятемаизбранности поэта, причастности к тайнам природы, его противостояния общепринятым нормам («Вместе с которой/зарей/», «мой факел», «Неба дочь!», « В щедрое небо рванусь за последним приветом»).
Идея – отстаивание права всегда оставаться поэтом, обладающим особым даром предвидения, несущим свет людям… (останусь поэтом)
Контекстные антонимы. Противостояние (Ястребиную ночь//Бог не пошлет по мою лебединую душу!; Нежной рукой отведя нецелованный крест)
5,6 Композиция. Лирическая героиня
Как построено произведение?
Как развивается мысль от строфы к строфе?
Роль антитезы в композиции?
Роль звукописи в структуре стихотворения?
Каков внутренний мир лирической героини? Как изменяется её состояние от строфы к строфе?
Состоит из 3 строф. Мысль развивается от строфы к строфе: например, если в первой мотив избранности слышен робко – это мягкая просьба умереть дважды, чтобы не пропустить ни утреннюю зарю, ни вечернюю ( «Ах, если б можно…»), то во второй уверенность нарастает вместе с осознанием, что лирическая героиня - «Неба дочь», в 3-ей же наступает кульминация( «останусь поэтом!»), звучит вызов - не подчиняться общепринятым условностям («Нежной рукой отведя нецелованный крест»), отстаивание права быть неординарной личностью, несмотря ни на что!
Антитеза(контрастные эпитеты «ястребиную – лебединую», высокая лексика «небо», «заря», «факел» и просторечная «икота») помогает понять мятежную душу лирической героини…
Аллитерация способствует правильному пониманию темы стихотворения, внутреннего мира героини (при помощи чередования звонких звуков «з», «р», «д» в 1,2 строках мы как бы слышим её звонкий уверенный голос, и наоборот – насыщенная глухими «х», «ш». «ф» третья строка ассоциируется с просьбой, высказанной мягко, приглушенно)
7. Своеобразие ритмической организации.
Расставьте ударения, определите размер и характер рифмы.
Четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой. Такой размер замедляет прочтение, позволяет выделить главное.
8. Восприятие и оценка стихотворения
Какой отклик нашло в вас стихотворение?
Какие мысли и чувства вызвало?
Какова художественная ценность произведения?
Что нового о характере лирической героини вы узнали?
Что нового вы узнали о самой Цветаевой, о её характере, мировоззрении?
Образец сочинения «Стихотворение Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…» (Восприятие. Истолкование. Оценка)»
Марина Цветаева… Для меня она всегда останется женщиной - загадкой, создававшей неповторимые стихи, завораживающие своей музыкой, силой, дерзостью! Каждое произведение открывает что-то новое в понимании характера, мировоззрения… Стихотворение «Знаю, умру на заре…» отразило мятежный дух и противоречивый характер Марины Цветаевой, её сильную нежную и такую ранимую душу поэта.
Стихотворение написано в виде монолога, своеобразной исповеди. Но в нем не чувствуется покаянных нот, напротив, это вызов, отстаивание права решать свою судьбу, права быть самобытным поэтом!
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Какая уверенность звучит в первой строке, будто вызывается на бой невидимый соперник – судьба, которая то награждала Цветаеву великой любовью, то капризно отбирала самое дорогое! Лирическая героиня - истинная женщина, такая непредсказуемая, только что заявившая свое право выбрать время собственной смерти и вдруг по-детски растерявшаяся: на какой же именно заре ей хотелось бы оборвать свою жизнь… И решение принято воистину цветаевское: наперекор всем умереть дважды, не желая пропустить ни заката, ни рассвета. И только легкое «Ах» выдает сожаление, что сделать это невозможно.
В стихотворении поднимается тема избранности поэта, его причастности к тайнам природы. Именно поэтому во второй строке лирическая героиня уточняет: не «на заре», а «вместе» с зарёй. Жизнь поэта уподобляется факелу. В этой метафоре раскрывается осознание исключительной роли поэта среди людей – гореть, согревая своим теплом, светить, разгоняя тьму людского невежества, злобы. Во второй строфе тема избранности, особого дара поэта усиливается за счет ключевых определений, которые дает себе лирическая героиня: «неба дочь», «лебединая душа»
Стихотворение было написано в1920 году. Это время тяжелейших испытаний в трагической судьбе Марины Цветаевой. Умирает дочь, муж в изгнании, стихи не приняты Советской Россией, но она не ожесточилась, её лирическая героиня несёт собой огромную любовь ко всему, она прошла по земле «ни ростка не наруша»…
Произведения Цветаевой надо читать вслух, только тогда возникает тот неповторимый звуковой образ, создающийся при помощи аллитерации. Так. например, в первой и четвертой строках преобладают звуки «з», «р», которые придают голосу поэта звонкость, уверенность и силу, стремительность. И наоборот, насыщенная глухими согласными «ш», «ф», «х» третья строка способствует тому, что произносится она как просьба, чуть мягче. «Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!». Четырехстопный дактиль с использованием перекрёстного способа рифмовки с частой цезурой, рассекающей строку, многочисленные тире способствуют медленному прочтению произведения. Но повышенная экспрессия (из тринадцати предложений – одиннадцать восклицательные) придает ему убедительность, завораживает искренностью…
В третьей строфе становится главной идея бунтарства:
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез.
Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Казалось бы, эпитеты « нежной», «щедрое», «последний» создают впечатление всепрощения, покаяния, но последняя фраза «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!» шокирует, разрушает ауру умиротворения. Так становится понятной главная мысль стихотворения - всегда оставаться поэтом, быть верной себе. Понятен становится и выбор пейзажа - «заря», «небо» .Это не просто красивый фон, это символы простора, безграничной свободы! А отказ принять отпущение грехов говорит. мне кажется, о нежелании подчинятся общепринятым традициям… Именно поэтому, минуя человеческие преграды, душа героини рвется в «щедрое небо», к свету, любви…
После прочтения стихотворения «Знаю, умру на заре..» возникает ощущение, будто через время и пространство нам позволено прикоснуться к частице души Марины Цветаевой, многое понять в её драматичной судьбе…
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «ЭЛЕГИЯ»
(для 7 класса по предложенному выше плану)
Стихотворение было написано в 1830 г .Это время расцвета пушкинского творчества, период болдинской осени, когда поэт, оказавшись в вынужденном заточенье(в округе - холера), получив письмо Н.Гончаровой о согласии выйти за него замуж. работает много и плодотворно, многое переосмысливает.
Название стихотворения одновременно и определяет его жанр «Элегия», и несёт символический смысл: это размышления лирического героя о своей судьбе на её переломном моменте.
Общая тональность стихотворения печальная, что, в общем-то, и определено жанром. Но при внимательном прочтении становится ясно: в первой строфе печаль горькая, во второй - светлая. Это связано с тем, что в первой строфе герой пытается осмыслить настоящее. "Мой путь уныл. Сулит мой труд и горе// Грядущего волнуемое море, " - эти метафоры помогают понять усталость, тоску, уныние, что терзают душу лирического героя. Об этом же свидетельствуют эпитеты. "безумных", "тяжело", "уныл", "волнуемое". Он осознает, что жил не так, что в прошлом совершено много ошибок. Молодость промчалась в пустом бесшабашном веселье. Будущее не определено, впереди много трудностей.
Но перед нами Пушкин, мудрый поэт, бесконечно любящий жизнь, не позволяющий унынию овладеть собой. Поэтому вторая строфа на полняется оптимизмом: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю мне будет наслажденья. " И хотя ключевые слова и эпитеты горестей","забот", "печальной", "прощальной" здесь также минорные, но чувствуется. что лирического героя посещает мудрое решение: жизнь прекрасна во всех своих проявлениях, и в радостях, и в печалях. Это и есть главная мысль сти хотворения. Метафора". на мой закат печальный//Блеснёт любовь улыбкою прощальной" смягчает трагический пафос, помогает понять идею стихотворения. Пятистопный ямб способствует неторопливому вдумчивому прочтению
Парный способ рифмовки (веселье – похмелье, умирать - страдать) придаёт стихотворению мелодичность, как бы замедленное звучание
В произведении используется звукопись. Аллитерация [х], [ж], [с] создаёт ощущение вздоха. печали.
Стихотворение «Элегия», безусловно, принадлежит высокому образцу философской лирики Пушкина.
Презентация "Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…»"
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…» Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель русского языка и литературы
- Счастье и горе. Любовь и разлука. Жизнь и смерть. Страстная, взволнованная поэзия Цветаевой вся построена на контрастах, столкновениях – как, впрочем, и её натура. Жизнелюбивая, эмоциональная, она часто писала о смерти. Тема смерти проходит через всё её творчество. Она как будто постоянно ходила по краю пропасти и испытывала себя, заглядывая в «эту бездну», примеряя её к себе…
- Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух - не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
- Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь! С полным передником роз! - Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!
- Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари - и ответной улыбки прорез. - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом! Декабрь 1920
- Знаю, умру на заре…
- Стихотворение «Знаю, умру на заре!…», вошедшее в сборник «Версты», написано в декабре 1920 года, когда Россия была охвачена гражданской войной, которую поэтесса, как и революцию, не понимала и не принимала.
Какова тема стихотворения?
- Тема смерти заявлена сразу же словом «умру», да ещё употреблённом в 1 лице. В неожиданном заявлении звучит непоколебимая уверенность. Заря – очень поэтическое время суток. Это одновременно символ и угасания (вечерняя заря), и рассвета (утренняя заря). Так сразу же заявляется и вторая тема – поэзия !
Какая тема является преобладающей?
- Заря утренняя и заря вечерняя дарят разные ощущения, прекрасные по-разному, и поэтесса боится пропустить хоть одно мгновение. Поэт видит поэзию во всём, поэт превращает в поэзию всё! Даже смерть. Так тема поэзии оттесняет на второй план тему смерти.
Какое слово является символом человеческой жизни?
- Символом человеческой жизни выступает существительное факел. Огонь, пламя, горящий факел - устойчивый символ бытия.
- Вторая строфа – это психологический портрет героини. Её нельзя назвать человеком спокойным, размеренным. Её «пляшущий шаг» передаёт не только содержание, но и ритм стихотворения: нервный, отрывистый.
Какие эпитеты используются в этой строфе?
- «Пляшущим шагом», «ястребиную ночь», «лебединую душу».
- Какая метафора даёт точную характеристику лирической героине и поэтессе?
- «Неба дочь». Эта характеристика – одна из точных характеристик Марины Цветаевой – женщины, человека, поэта.
Какие обыденные слова объединены в один поэтический образ?
- Лирическая героиня с «полным передником роз». Это сложный поэтический образ. Здесь объединены обыденные слова «полный передник» и «розы» – символ красоты, символ высокого. Женщина в переднике… Домохозяйка? Работница? Но в переднике – розы. Цветаева хочет сказать, что, неся розы, она не выставляет напоказ шипы, она скрывала боль и страдание, потому что была поэтом…
В стихотворении много противопоставлений, контрастов. Приведите примеры.
- «Вечерняя заря» – «утренняя заря», «небо» – «земля», «заря» – «ночь», «ястребиная» – «лебединая».
- Они делают стихотворение выразительным, точнее дополняют идею: поэты душой устремлены к небу.
Форма стихотворения – страстный, сбивчивый и нервный монолог. Докажите это.
- Стих по большей части прерывист, неровен, много внезапных ускорений и замедлений, пауз. Большинство предложений заканчивается восклицательным знаком: из тринадцати предложений одиннадцать восклицательных. Каждая строка – как крик, как заклинание. Короткие восклицания, выделенные паузами, ярко и лаконично сообщают о нравственной чистоте лирической героини.
Что можно наблюдать на фонетическом уровне во второй строфе?
- На фонетическом уровне наблюдается повторение шипящих «ш» - это создаёт эффект звукоподражания шелесту трав.
Какое изобразительно-выразительное и фонетическое средство используется во фразе «Про́резь зари — и ответной улыбки проре́з»
- Метафора и омографы («прорезь» – прорез»). Это не только оригинальный звуковой повтор, но и подтверждение родства двух понятий «заря» и «улыбка», абсолютно несопоставимых в обычной языковой структуре: «заря» — улыбка неба, а «улыбка» — озарение человеческого лица. На фонетическом уровне здесь наблюдается повторение согласных «п» и «р», выражающие симпатию и расположение.
Как вы понимаете значение эпитетов «щедрое небо», «нецелованный крест»?
- Небо, которое забирает поэта с земли – «щедрое». Становится понятным, почему она отводит «нецелованный крест»: она не мучается, не кается, она – рвётся в небо, оно для неё щедрое, желанное. Небо и человек тянутся друг к другу и … улыбаются друг другу.
- Вывод
- «Знаю, умру на заре!» — Бог милостив, он ей позволит, ибо «по вере вашей да будет вам». Лирическая героиня Цветаевой убеждена, что после смерти её ждёт — рай. Это выражается в словах: «неба дочь», «лебединая душа», «щедрое» к ней «небо», «факел» жизни. Свою человеческую жизнь Марина Цветаева сравнивает с факелом. Костёр пылает, свеча тлеет… Факел же горит ярко, ровно, несут его бережно и в то же время уверенно и целеустремлённо. Именно так шла по жизни Марина Цветаева.
- Она умерла не на заре. Она умерла промозглым сереньким днём. Как падающая звезда, она сгорела за мгновение, непонятая, неразгаданная. «Кто уцелел – умрёт, кто мёртв – воспрянет». Надо ли говорить, что она ошибалась?
Презентация Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…»
Марина Цветаева – яркая искра Серебряного века русской поэзии. Ее творчество прошло светлым огнем сквозь революцию и Гражданскую войну, так и не приняв новое мировоззрение своей страны. В страстных и взволнованных стихах Цветаевой – самые важные для каждого человека понятия и проблемы жизни и смерти, разлуки и настоящей любви. Данная презентация представляет зрителям анализ одного из ее стихотворений, посвященного последнему мгновению жизни поэта, для урока литературы в школе:
- Общая характеристика творчества М.Цветаевой,
- Текст стихотворения «Знаю, умру на заре. »,
- Время создания и значение темы стихотворения,
- Преобладающая линия и символика,
- Психологический портрет и отдельные черты героини,
- Значение слов, противопоставления и контрасты,
- Форма и фонетический уровень стихотворения,
- Подведение итогов в сопоставлении с реальной жизнью.
20 страниц пособия – это подробный рассказ по каждому из указанных пунктов плана, сравнимый с полноценным развернутым ответом или сочинением по произведению. Слайды предлагают вопросы к учащимся для активизации познавательной деятельности, тут же отвечая на них текстами и иллюстрациями.
Пособие также сможет подготовить ученика к анализу стихотворения в домашних условиях.
Презентация на тему Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…»
Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Знаю, умру на заре…». Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд.
Слайды презентации
Я и в предсмертной Икоте останусь поэтом! М. Цветаева
Счастье и горе. Любовь и разлука. Жизнь и смерть. Страстная, взволнованная поэзия Цветаевой вся построена на контрастах, столкновениях – как, впрочем, и её натура. Жизнелюбивая, эмоциональная, она часто писала о смерти. Тема смерти проходит через всё её творчество. Она как будто постоянно ходила по краю пропасти и испытывала себя, заглядывая в «эту бездну», примеряя её к себе…
Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух - не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу! Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь! С полным передником роз! - Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу! Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари - и ответной улыбки прорез. - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом! Декабрь 1920 Знаю, умру на заре… Знаю, умру на заре…
Стихотворение «Знаю, умру на заре!…», вошедшее в сборник «Версты», написано в декабре 1920 года, когда Россия была охвачена гражданской войной, которую поэтесса, как и революцию, не понимала и не принимала.
Какова тема стихотворения? Какова тема стихотворения? Тема смерти заявлена сразу же словом «умру», да ещё употреблённом в 1 лице. В неожиданном заявлении звучит непоколебимая уверенность. Заря – очень поэтическое время суток. Это одновременно символ и угасания (вечерняя заря), и рассвета (утренняя заря). Так сразу же заявляется и вторая тема – поэзия !
Какая тема является Какая тема является преобладающей? Заря утренняя и заря вечерняя дарят разные ощущения, прекрасные по-разному, и поэтесса боится пропустить хоть одно мгновение. Поэт видит поэзию во всём, поэт превращает в поэзию всё! Даже смерть. Так тема поэзии оттесняет на второй план тему смерти.
Какое слово является символом Какое слово является символом человеческой жизни? Символом человеческой жизни выступает существительное факел. Огонь, пламя, горящий факел - устойчивый символ бытия.
Вторая строфа – это психологический портрет героини. Её нельзя назвать человеком спокойным, размеренным. Её «пляшущий шаг» передаёт не только содержание, но и ритм стихотворения: нервный, отрывистый.
Какие эпитеты используются в этой Какие эпитеты используются в этой строфе? «Пляшущим шагом», «ястребиную ночь», «лебединую душу». Какая метафора даёт точную характеристику Какая метафора даёт точную характеристику лирической героине и поэтессе? лирической героине и поэтессе? «Неба дочь». Эта характеристика – одна из точных характеристик Марины Цветаевой – женщины, человека, поэта.
Какие обыденные слова объединены в Какие обыденные слова объединены в один поэтический образ? один поэтический образ? Лирическая героиня с «полным передником роз». Это сложный поэтический образ. Здесь объединены обыденные слова «полный передник» и «розы» – символ красоты, символ высокого. Женщина в переднике… Домохозяйка? Работница? Но в переднике – розы. Цветаева хочет сказать, что, неся розы, она не выставляет напоказ шипы, она скрывала боль и страдание, потому что была поэтом…
В стихотворении много противопоставлений, В стихотворении много противопоставлений, контрастов. Приведите примеры. « Вечерняя заря» – «утренняя заря», «небо» – «земля», «заря» – «ночь», «ястребиная» – «лебединая». Они делают стихотворение выразительным, точнее дополняют идею: поэты душой устремлены к небу.
Форма стихотворения – страстный, Форма стихотворения – страстный, сбивчивый и нервный монолог. сбивчивый и нервный монолог. Докажите это. Стих по большей части прерывист, неровен, много внезапных ускорений и замедлений, пауз. Большинство предложений заканчивается восклицательным знаком: из тринадцати предложений одиннадцать восклицательных. Каждая строка – как крик, как заклинание. Короткие восклицания, выделенные паузами, ярко и лаконично сообщают о нравственной чистоте лирической героини.
Что можно наблюдать на фонетическом Что можно наблюдать на фонетическом уровне во второй строфе? уровне во второй строфе? На фонетическом уровне наблюдается повторение шипящих «ш» - это создаёт эффект звукоподражания шелесту трав.
Какое изобразительно-выразительное Какое изобразительно-выразительное и фонетическое средство используется и фонетическое средство используется во фразе «Про́резь зари — и ответной улыбки проре́з» Метафора и омографы («прорезь» – прорез»). Это не только оригинальный звуковой повтор, но и подтверждение родства двух понятий «заря» и «улыбка», абсолютно несопоставимых в обычной языковой структуре: «заря» — улыбка неба, а «улыбка» — озарение человеческого лица. На фонетическом уровне здесь наблюдается повторение согласных «п» и «р», выражающие симпатию и расположение.
Как вы понимаете значение эпитетов Как вы понимаете значение эпитетов «щедрое небо», «нецелованный «щедрое небо», «нецелованный крест»? Небо, которое забирает поэта с земли – «щедрое». Становится понятным, почему она отводит «нецелованный крест»: она не мучается, не кается, она – рвётся в небо, оно для неё щедрое, желанное. Небо и человек тянутся друг к другу и … улыбаются друг другу.
Вывод Вывод «Знаю, умру на заре!» — Бог милостив, он ей позволит, ибо «по вере вашей да будет вам». Лирическая героиня Цветаевой убеждена, что после смерти её ждёт — рай. Это выражается в словах: «неба дочь», «лебединая душа», «щедрое» к ней «небо», «факел» жизни. Свою человеческую жизнь Марина Цветаева сравнивает с факелом. Костёр пылает, свеча тлеет… Факел же горит ярко, ровно, несут его бережно и в то же время уверенно и целеустремлённо. Именно так шла по жизни Марина Цветаева.
Она умерла не на заре. Она умерла промозглым сереньким днём. Как падающая звезда, она сгорела за мгновение, непонятая, неразгаданная. «Кто уцелел – умрёт, кто мёртв – воспрянет». Надо ли говорить, что она ошибалась?
Анализ стихотворения М. Цветаевой "Знаю, умру на заре. "
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез.
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Анализ учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Людмилы Васильевны Назаровой
Марина Цветаева – это последний трагический романтик русской литературы. Она с детства ощущала свою непохожесть на других и понимала, что обречена на одиночество. С юных лет Цветаева размышляла о жизни и смерти. Стихотворение «Знаю, умру на заре…» было написано более чем за двадцать лет до её трагического конца, когда ещё ничто не предвещало развязки.
Образ лирической героини Цветаева всегда отождествляла с самой собой, поэтому это стихотворение относится, скорее, к самому автору. Поэт обладала трагическим даром предвидения. Силой воображения заглядывая за грань реального мира, она предчувствовала преждевременную смерть. Жизнь её была нелёгкой: разлука с родиной, арест мужа, бедность и непризнанность… Охватывало отчаяние, желание уйти в небытие. И всё-таки ей мучительно хотелось жить, смиряясь с неизбежным:
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Но это невозможно, нарушить законы и течение времени нельзя. И всё же лирическая героиня любит этот мир, она гордится своим предназначением – быть поэтом, называя себя «дочерью неба». В этой метафоре звучит величие:
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Эти слова могут относиться и к розовеющей заре, и к самой Цветаевой. Создаётся впечатление, что автор роднит себя с зарёй. Обе они посланницы, дочери неба, несущие людям свет надежды, радость, красоту. У каждой из них свой «передник роз»: у поэта – стихи, у зари – свет. Эта метафора создаёт на миг праздничное настроение, его усиливает эпитет «пляшущим шагом», так легко, воздушно по земле может пройти только человек, не обременённый мыслями о земном, материальными расчётами, завистью, обидами. Но, крылатая с детства, Марина Цветаева обречена была жить на земле и подчиняться законам людей. И всё же стихии воздуха, неба, моря были ей близки и родственны, поэтому заря ей сестра или подруга.
Интонация стихотворения динамична, она меняется вместе с мыслями и чувствами поэта. Множество восклицательных знаков в первой и второй строфах придаёт лирической миниатюре эмоциональность и торжественность – ведь речь идёт о Жизни и о Смерти. Но эта экспрессивность сглаживается анафорой «знаю, умру на заре». Здесь уже звучат спокойствие и обречённость.
Тем не менее Цветаева готова бросить вызов самой смерти, отказываясь от церковного покаяния, она ведь безгрешна: «прошла по земле… ни ростка не наруша!», то есть никому не причинила зла, бережно несла людям хрупкую красоту и нежность души. Поэт гордо заявляет: «Нежной рукой отведу нецелованный крест…». Однако она не отвергает Бога, веря в его силу, могущество и милосердие: «Ястребиную ночь Бог не пошлёт по мою лебединую душу…». Ночь для поэта – хищник, ястреб, который беспощадно убьёт свою жертву, это также время одиночества, покинутости, и героине хочется спеть свою последнюю, лебединую песню. Метафора «лебединая душа» подчёркивает, что душа поэта так же чиста, как и белоснежное оперение гордой птицы.
Гармония с природой, понимание её и близость с ней звучат в последних строках: «Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…». Поэт снова указывает на родство душ – её и зари. Перед мысленным взором лирической героини предстаёт картина: в последние мгновения жизни узкая полоска зари, огненный отблеск, прорвавшийся сквозь тучи. Всё очарование жизни, радость творческого озарения, поэтического вдохновения мгновенно промелькнули перед нею. И в ответ – предсмертной «улыбки прорез», последней улыбки, которую не суждено увидеть тем, кого так любила Цветаева. Вообще всем людям, не понявшим, не оценившим, забывшим, предавшим. Благодарная улыбка предназначена Небу, Богу за то, что дал ей возможность быть и умереть Поэтом. А напоследок – жестокая правда о грубой и безобразной сущности смерти: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом». В последних стынущих на губах звуках, так похожих на рыдания и так мало напоминающих стихи…
Анализ стихотворения выпускника МБОУ СОШ № 16 Николая Долгушева
Настоящие, истинные поэты – пророки. Пророки, способные предсказать будущее своей страны, те горести и страдания, которые ещё выпадут на долю родного им народа. Так, поэты – свидетели революции (А. Блок, С. Есенин) за победой большевиков смогли увидеть неминуемое приближение гражданской войны, принесшей голод и разруху, разделившей всю страну на «правых» и «неправых», на «красных» и «белых». Но великий поэт способен предвидеть и то, что ожидает его самого. Марина Цветаева задолго до своей смерти знала, что «умрёт на заре», о чём и написала в стихотворении «Знаю, умру на заре…».
Созданное за двадцать лет до её самоубийства, это произведение словно подводит итог ещё не до конца прожитой жизни: Цветаева уже тогда, в 1920 году, была уверена, что «и в предсмертной икоте» останется поэтом. Тема судьбы тесно переплетается с темой предназначения поэта.
Казалось бы, стихотворение, в котором его автор думает о своём неизбежном конце, должно быть полно мучительной тоски, страха перед будущим или же горького смирения от сознания того, что судьбу не изменить, что и простого смертного, и короля, и поэта в конце жизненного пути ждёт смерть. В этой же миниатюре Цветаевой лирическая героиня не боится смерти, она, скорее, обрадуется её приходу, ей даже хочется, чтобы дважды потух её «факел», и сокрушается лишь о том, что ей «не решить по заказу», на какой заре – утренней или вечерней – она улыбнётся в последний раз, прежде чем «рванётся в щедрое небо за последним приветом».
Поэт всегда связывала свою судьбу с чем-то переходным, порубежным: едва ли не пророческое значение придавала она дате своего рождения – 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь. Отсюда не случайна её уверенность в том, что «её факел потухнет на заре», - в «пограничное» время суток, когда мрак ночи сменится светом дня и наоборот. Заря – один из самых ярких образов в лирике Цветаевой, часто встречающихся в целом ряде её стихотворений.
Восход солнца ассоциируется у поэта с самой лирической героиней, именно поэтому Цветаева знает, что она и заря «умрут вместе». Поэт отождествляет себя с зарёй, порой трудно догадаться о ком речь. Как заря – «дочь неба» - проходит по земле «пляшущим шагом» косых лучей солнца, разливаясь повсюду яркими, сочными красками, неся в переднике россыпи разноцветных роз, каждый день оставаясь свежей, чистой, доброй, так и Марина Цветаева прошла по жизни, щедро даря свои стихи людям, требуя от них любви, благодарности, ответной улыбки.
Лирическая миниатюра метафорична и ярка, наполнена выразительными, непривычными, но какими-то знакомыми образами: рука, отводящая «нецелованный крест («Смерть пионерки» Э. Багрицкого, непреклонный Артур из романа «Овод» Э. Войнич), не слаба от предсмертных мук, а нежна; лирическая героиня не просто собирается умереть – потухает её факел (Данко, Базаров). Именно факел, а не свеча, с которой обычно ассоциируют пламя жизни. Значит, светила не вполсилы, а во всю мощь своего поэтического таланта.
Стихотворение интонационно богато: здесь звучат и вызов, и протест, и примирение с неизбежным концом. Любимые Цветаевой восклицательный знак и тире выполняют в нём ритмико-мелодическую функцию: они передают отрывистый, страстный монолог героини. Не случайно во втором четверостишии использованы именно эти знаки препинания, так поэт подчёркивает особую значимость для неё этих строк, ведь она несла людям добро, дарила им плоды своего таланта:
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Какие поразительные эпитеты: ночь – «ястребиная», душа лирической героини – «лебединая»! Она светлая, как день, а мрак ночи сравним с полётом хищного ястреба, закрывающего собой даже небесное светило. Кажется, земля и небо, день и ночь, жизнь и смерть вступили в единоборство, тёмные силы – чтобы стереть героиню с лица земли, светлые – дать ей возможность любить и быть любимой. Просто быть.