Анализ стихотворения Цветаевой Психея



Анализ стихотворения М. Цветаевой "Психея"

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Психея № 1

Julia Stovboon Знаток (353), на голосовании 5 лет назад

Corpse Bride† Мастер (1508) 5 лет назад

«Психея» представляет собой ярчайший пример Цветаевской поэзии, которая рождается из музыки, и здесь не только слово, но даже интонация, изгиб фразы, пауза в ритме строки рассказывают самое главное об авторе, а ритм повествования всецело подчинен ритму поэтической судьбы Цветаевой. Здесь у нее буквально все важно и на всем следует остановить внимание, т. к. именно в это время она формируется в поэта яркого общественного темперамента. Цветаевские стихи, по ее же словам, всегда рождались из первоначального мелодического дрожания, из звука, который и определял все: их облик, рисунок, строфы; из звука и вырастал смысл.
В «Психее» много образов–символов и значимых деталей, что свойственно для всего творчества М. Цветаевой. Так наиболее значимыми образами–символами являются: пунш, психея, птица, полночь, пепел.
Образ птицы является традиционным для русской поэзии вообще. Он ассоциируется со свободой, счастьем, светом, светлым будущим.
Образ психеи - в греческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (Амура) — распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве. Через образ Психеи мы узнаем о любви лирической героини и М. Цветаевой, поэтому образ психеи является главным в произведении, тем более, что так названо стихотворение.
Пунш создает ощущение какой-то безмятежности и безответственности.
Полночь привносит в стихотворение таинственность и загадочность.
Пепел, упомянутый в конце произведения, свидетельствует о том, что многое уже упущено, и его никак нельзя вернуть.
Плащ – неизменный атрибут высокого ученичества и служения, любви и преданности, своеобразное лирическое пространство дома, защищающее от всех обид и от всей земной обиды, плащ – это верное сердце и воинственность.
В стихотворении Психея применен очень редкий и интересный принцип ритмической организации текста, неповторимая поэтическая интонация, создаваемая искусным использованием пауз, дроблением лирического потока на выразительные самостоятельные отрезки, варьированием темпа и громкости речи. Стихотворение практически невозможно прочитать правильно с первого раза. Интонация в стихотворении находит четкое графическое воплощение. С помощью многочисленных тире и многоточий выделяются наиболее значимые слова, часто используются восклицательные знаки. Каждая строка как бы не завершена, и ритмическая единица получается только при прочтении половины следующего стиха. Таким образом стихи связаны между собой «цепочкой». каждый последующий стих притягивает к себе предыдущий. Ритм не всегда ровный, если читать стихотворение медленно, то на первый взгляд кажется что вообще нет никакой ритмической организации. Прежде всего, при прочтении стихотворения в глаза бросается обилие сравнений: «Как призрак - .шепот» ; «на цыпочках – как пери!» ; «Бабочкой ночной - Психея» и т. д. Также в произведении использованы метафоры: «Лапки в плед ей сам укутал, волчью полость сам запахивает. » ; «платья бального пустая пена в пыльном зеркале». В первых трех стихах использован анадиплосис, что придает стихотворению торжественность и пафосность. Контраст обыденной лексики с высоким стилем усиливает торжественность и патетичность стихотворения. Для Цветаевой характерны также неожиданные определения и эмоционально экспрессивные эпитеты (пылкий поцелуй арапа). Эмоциональный накал стихотворения повышается инверсиями (может быть прощенья просит. ; пепла ниспаданье на персидский палевый халат. ). Выразительность стихотворения достигается при помощи эллипсиса (пропуск, умолчание). Оборванная фраза заставляет читателя замереть на высоте эмоциональной кульминации:
Вновь впорхнула: «Что за память!
Позабыла опахало!
Опоздаю.

Пример

нина дюк сучка из рода швондеров Гуру (2966) 5 лет назад

Гемоглобин чувствуется Количество эритроцитов ничтожно Цветовой показатель богат Ретикулоциты прозрачны Тромбоциты райские Лейкоциты адские Миелоциты гениальны МЕТАмиелоциты так себе Палочкоядерные галлюцинируют Сегментоядерные богаты Эозинофилы наглы Базофилы в апогее Лимфоциты сдержанны Моноциты штормят Плазматические клетки несгибаемы СОЭ амбициозны Время свертывания неопровержимо Время кровотечения вечность Гематокрит разрушительно-созидателен Средняя концентрация гемоглобина в эритроците тонко Средний объем эритроцита бесконечен Средний объем тромбоцита драгоценен.

Пунш и полночь. Пунш - и Пушкин,
Пунш - и пенковая трубка
Пышущая. Пунш - и лепет
Бальных башмачков по хриплым
Половицам. И - как призрак -
В полукруге арки - птицей -
Бабочкой ночной - Психея!
Шепот: Вы еще не спите?
Я - проститься. Взор потуплен.
(Может быть, прощенья просит
За грядущие проказы
Этой ночи?) Каждый пальчик
Ручек, павших Вам на плечи,
Каждый перл на шейке плавной
По сто раз перецелован.
И на цыпочках - как пери! -
Пируэтом - привиденьем -
Выпорхнула.
Пунш - и полночь.
Вновь впорхнула: Что за память!
Позабыла опахало!
Опоздаю. В первой паре
Полонеза.
Плащ накинув
На одно плечо - покорно -
Под руку поэт - Психею
По трепещущим ступенькам
Провожает. Лапки в плед ей
Сам укутал, волчью полость
Сам запахивает. - С Богом!

А Психея,
К спутнице припав - слепому
Пугалу в чепце - трепещет:
Не прожег ли ей перчатку
Пылкий поцелуй арапа.

Пунш и полночь. Пунш и пепла
Ниспаденье на персидский
Палевый халат - и платья
Бального пустая пена
В пыльном зеркале.

Начало марта 1920

Занятие на тему: «Любовная лирика М.И. Цветаевой»

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Психея № 2

2 Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса «Как понимаете слова М.И. Цветаевой о жизни и творчестве С.А. Есенина? »

И не жалеть- мало жил,

И не горечь- мало дал,-

Много жил- кто в наши жил

Дни, все дал- кто песню дал.

Как эти слова характеризуют жизнь и судьбу Цветаевой? (Аргументированные мнения студентов)

3 Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. Вступит. слово учителя. Включить фильм. где звучит романс

Вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром», но ,наверное, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой. Цветаева принадлежит к тем поэтам, чей вклад в литературу еще предстоит оценить

Работа над темой урока

Запишите:Тема нашего занятия…Цели занятия…

Посмотрите на эпиграф к нашему занятию.

Как понимаете слова Цветаевой?

(Судьба сложилась трагично. Рано ощутила тяжесть одиночества, непонимание окружающих)

Марина Цветаева не только поэт, она писала драмы, статьи, автобиографические произведения. И все –таки сначала поэзия. В своей поэзии она сильная и смелая женщина. Она никогда не говорила о себе «поэтесса» .Всегда- поэт.

Можно выделить3 направления в творчестве М.И. Цветаевой: любовь, творчество, Родина.

Любовь. Как и для Ахматовой, Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Сегодня на занятиие мы проследим, как в стихах отразилась ее судьба.

В печати ее произведения появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов « Вечерний альбом». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Годом позже происходит встреча поэтессы с будущим мужем Сергеем Эфроном

5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к поэту Максимилиану Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Они родились в один день, 26 сентября, но Марина была годом старше.

В 1941 года расстреляли Сергея.

- В этом же 1941 году покончила с собой Марина.

Это горькая судьба!

Ему было семнадцать, ей – восемнадцать.

Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, это накал страстей.

Сергей - Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.

Берегите себя, заклинаю Вас. Храни Вас Бог. Ваш С.»

На «Вы» они были всю жизнь. Сквозь войны и нищету -на «Вы»!

Милый, милый, мы, как боги:

Целый мир для нас! – пишет Цветаева

Единственный человек, чей образ ни в жизни, ни в поэзии не только не был разрушен, но совершенно не потускнел, был Сергей Эфрон. " Писала я на аспидной доске…" - так называется стихотворение, посвященное мужу. В нем Цветаева признается в любви. говорит о радости, о счастье:
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась радугой небесной.
В последних строках стихотворения Цветаева дает обет увековечить имя мужа:
Непроданное мной! - Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.

Цветаева не проста в отношениях с людьми Но. Любви она отдавалась вся, без остатка, без оглядки

Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.

(Выразительное чтение наизусть заранее подготовленного студента)

Я с вызовом ношу его кольцо!"

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Безмолвен рот его, углами вниз,

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие — в роковые времена -

Слагают стансы — и идут на плаху.


Марина и Сергей нашли друг друга мгновенно и навсегда. Их встреча была тем, чего жаждала душа Цветаевой: героизм, романтика, жертвенность, высокие чувства.

Она еще не могла предположить, что "роковые времена" не за горами. Нет сомнения в том, что почувствовала себя старшей, взрослой рядом с этим юношей. Полюбив Сергея, Марина приняла на себя его боль и ответственность за его судьбу. Она взяла его за руку и повела по жизни. Но если она сама была вне политики, то Эфрон пошел воевать на стороне Белой армии.
Выбор, сделанный им, не был окончательным. Его швыряло из стороны в сторону: Белая армия, отход от добровольчества, чувство своей "вины" перед новой Россией…Пока же, летом 1911 года, будущее рисовалось счастливой сказкой. С Цветаевой произошел огромный жизненный перелом: появился человек - любимый! - которому она была необходима. Поэтому стихотворение и заканчивается строфой, которая звучит, чуть ли не формулой:
В его лице я рыцарству верна


Как и любого поэта, тема любви не могла обойти творчество Цветаевой. Любовь для нее самое сильное чувство на земле. Ее героиня не боится смело говорить о своих чувствах, не боится позора, связанного с признанием в любви.

Высоту, на которую Цветаева поднимала в стихах своего мужа, под силу было выдержать только человеку безукоризненному. Больше ни к одному реальному человеку не обращалась она с такой требовательностью - разве что к самой себе, никого не поднимала так высоко. От обольщения к разочарованию - таков "любовный крест" цветаевской героини.

Анализ стихотворений ( Работа в парах .Тексты розданы)

Анализ стихотворения «Кто создан из камня…»

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена - и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется твое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

1. Кто герои этого стихотворения?

- Найдите слова, относящиеся к этим героям.

- Дайте толкование словам «Бренная», «беспутная», «фразеологизму «соль земли». Определите лексическую общность этих групп.

(Первая группа слов объединена понятиями …)

(Вторая группа слов объединена понятиями …)

Каких частей речи больше при описании простых людей, а каких частей речи больше при описании Марины?

- Какие знаки употребляются пи описании простых людей, какие – при описании Марины?

5. В первой строфе мы находим отсылку к нескольким древним мифам о любви. Какие это мифы?

6. Какой основной прием построения произведения?

7. Этимология имени. Марина – «морская»: и себя, и свою душу она всегда видит «морской».

Анализ стихотворения «Психея»

1Сообщение студентов легенды о Психее

Психея («психэ» с греческого «Душа», «дыхание») – а в греческой мифологии олицетворение Души представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея разрушила запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горящего масла, упавшего на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной.

2. Определите, есть ли в этом тексте то, о чем вы узнали из легенды.

3 ПСИХЕЯ (Выразительное чтение )

Не самозванка – я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

- Возлюбленный! – Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя – Психея.

4. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления).

5. Сделайте вывод.

В подтверждение выводу - отрывки из писем М. Цветаевой:

«Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит – только душа! Психею мы любим Психеей, Елену (тело) мы любим глазами, - чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».

Учитель: Итогом анализа становится вывод: в стихотворении два мира – Небо и Земля. Все, что связано с землёй отрицается, это тяжкая ноша, В поднебесном мире есть всё, что любимо героиней. Небо – её дом. Стихи, голос их создающий, перегоняли реальные события. И заставляли отказываться от себя - человека, Еву побеждала Психея. М. Цветаева говорила, что в ней нет ничего от Евы. "А от Психеи- все".

5 Рефлексия. Подведение итогов.

Вчитываясь в стихотворения Цветаевой, начинаешь понимать, что она воспринимала поэзию как живое существо, как возлюбленного: она была с ней на равных и, следуя закону Любви, отдавала всю себя без остатка, и чем больше отдавала, тем больше получала взамен. Эта священная любовь к поэзии требовала от Цветаевой всегда оставаться самой собой, быть беспощадно честной в суде над своими мыслями и чувствами.
. И в этом она абсолютно искренна, потому что каждый настоящий поэт в своих стихотворениях жертвенно проживает мучительные состояния, соблазны, искушения ради того, чтобы читатели учились жизни, опираясь на их духовный опыт.

Даже сейчас пока трудно в нескольких словах объяснить значение Марины Цветаевой для русской поэзии и для всех нас. Ее не впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка времени. Она необычайна своеобразна и всегда стоит особняком.

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение М. Цветаевой наизусть

Марина Цветаева — Пунш и полночь. Пунш — и Пушкин ( Психея )

Пунш и полночь. Пунш — и Пушкин,
Пунш — и пенковая трубка
Пышущая. Пунш — и лепет
№ 4 Бальных башмачков по хриплым
Половицам. И — как призрак —
В полукруге арки — птицей —
Бабочкой ночной — Психея!
№ 8 Шепот: «Вы еще не спите?
Я — проститься. » Взор потуплен.
(Может быть, прощенья просит
За грядущие проказы
№ 12 Этой ночи?) Каждый пальчик
Ручек, павших Вам на плечи,
Каждый перл на шейке плавной
По сто раз перецелован.
№ 16 И на цыпочках — как пери! —
Пируэтом — привиденьем —
Выпорхнула. Пунш — и полночь.
Вновь впорхнула: «Что за память!
№ 20 Позабыла опахало!
Опоздаю. В первой паре
Полонеза. » Плащ накинув
На одно плечо — покорно —
№ 24 Под руку поэт — Психею
По трепещущим ступенькам
Провожает. Лапки в плед ей
Сам укутал, волчью полость
№ 28 Сам запахивает. — «С Богом!»

А Психея,
К спутнице припав — слепому
Пугалу в чепце — трепещет:
№ 32 Не прожег ли ей перчатку
Пылкий поцелуй арапа.

Пунш и полночь. Пунш и пепла
Ниспаденье на персидский
№ 36 Палевый халат — и платья
Бального пустая пена
В пыльном зеркале.

Punsh i polnoch. Punsh — i Pushkin,
Punsh — i penkovaya trubka
Pyshushchaya. Punsh — i lepet
Balnykh bashmachkov po khriplym
Polovitsam. I — kak prizrak —
V polukruge arki — ptitsey —
Babochkoy nochnoy — Psikheya!
Shepot: «Vy yeshche ne spite?
Ya — prostitsya. » Vzor potuplen.
(Mozhet byt, proshchenya prosit
Za gryadushchiye prokazy
Etoy nochi?) Kazhdy palchik
Ruchek, pavshikh Vam na plechi,
Kazhdy perl na sheyke plavnoy
Po sto raz peretselovan.
I na tsypochkakh — kak peri! —
Piruetom — prividenyem —
Vyporkhnula. Punsh — i polnoch.
Vnov vporkhnula: «Chto za pamyat!
Pozabyla opakhalo!
Opozdayu. V pervoy pare
Poloneza. » Plashch nakinuv
Na odno plecho — pokorno —
Pod ruku poet — Psikheyu
Po trepeshchushchim stupenkam
Provozhayet. Lapki v pled yey
Sam ukutal, volchyu polost
Sam zapakhivayet. — «S Bogom!»

A Psikheya,
K sputnitse pripav — slepomu
Pugalu v cheptse — trepeshchet:
Ne prozheg li yey perchatku
Pylky potseluy arapa.

Punsh i polnoch. Punsh i pepla
Nispadenye na persidsky
Palevy khalat — i platya
Balnogo pustaya pena
V pylnom zerkale.

Geyi b gjkyjxm/ Geyi — b Geirby,
Geyi — b gtyrjdfz nhe,rf
Gsieofz/ Geyi — b ktgtn
,fkmys[ ,fivfxrjd gj [hbgksv
Gjkjdbwfv/ B — rfr ghbphfr —
D gjkerheut fhrb — gnbwtq —
,f,jxrjq yjxyjq — Gcb[tz!
Itgjn: «Ds tot yt cgbnt?
Z — ghjcnbnmcz///» Dpjh gjnegkty/
(Vj;tn ,snm, ghjotymz ghjcbn
Pf uhzleobt ghjrfps
njq yjxb?) Rf;lsq gfkmxbr
Hextr, gfdib[ Dfv yf gktxb,
Rf;lsq gthk yf itqrt gkfdyjq
Gj cnj hfp gthtwtkjdfy/
B yf wsgjxrf[ — rfr gthb! —
Gbhenjv — ghbdbltymtv —
Dsgjh[yekf/ Geyi — b gjkyjxm/
Dyjdm dgjh[yekf: «Xnj pf gfvznm!
Gjpf,skf jgf[fkj!
Jgjplf//// D gthdjq gfht
Gjkjytpf///» Gkfo yfrbyed
Yf jlyj gktxj — gjrjhyj —
Gjl here gjn — Gcb[t/
Gj nhtgtoeobv cnegtymrfv
Ghjdj;ftn/ Kfgrb d gktl tq
Cfv erenfk, djkxm/ gjkjcnm
Cfv pfgf[bdftn/// — «C ,jujv!»

F Gcb[tz,
R cgenybwt ghbgfd — cktgjve
Geufke d xtgwt — nhtgtotn:
Yt ghj;tu kb tq gthxfnre
Gskrbq gjwtkeq fhfgf///

Geyi b gjkyjxm/ Geyi b gtgkf
Ybcgfltymt yf gthcblcrbq
Gfktdsq [fkfn — b gkfnmz
,fkmyjuj gecnfz gtyf
D gskmyjv pthrfkt///

Слушать стихотворение Цветаевой Психея

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Психея

Анализ стихотворения Цветаевой Психея

Настроение произведения Психея

Психея