Анализ стихотворения Цветаевой Пригвождена



Анализ стихотворения Цветаевой «Пригвождена к позорному столбу»

Анализ стихотворения Цветаевой «Пригвождена к позорному столбу»

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Пригвождена № 1

Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов других авторов кажется неуместным. Более того, ее перестали публиковать, и для того, чтобы выжить Цветаевой пришлось продавать свои вещи и немногочисленные украшения.

Пример

В 1920 году поэтесса начала работу над новым циклом стихов, в который вошло произведение «Пригвождена к позорному столбу». Оно состоит из трех различных частей, каждая из которых охватывает определенный аспект жизни Цветаевой. Поэтесса пытается переосмыслить, что же происходит вокруг, через призму собственных переживаний, и, пожалуй, впервые открыто обращается к Богу, прося его помощи и защиты.

Так, в первой части поэтесса рассказывает о том, что ее литературный талант, который еще недавно вызывал восхищение у поклонников и критиков, оказался невостребованным. Более того, Цветаеву обвиняют в нелояльном отношении к советской власти и причисляют к представителям буржуазии, клеймя за прошлое, которое она не в силах изменить. «С змеею в сердце и с клеймом на лбу я утверждаю, что – невинна», — отмечает поэтесса. Пытаясь дать отпор недоброжелателям, которые утверждают, что наследства, доставшегося от родителей, Цветаевой хватит, чтобы безбедно жить и при советской власти, поэтесса вопрошает: «Где золото мое? Где серебро? В моей руке – лишь горстка пепла!». Следует отметить, что автор этих строк испытывает крайнюю нужду, а ее младшая дочь Ирина, появившаяся на свет незадолго до революции, вскоре умрет от голода.

Вторая часть стихотворения посвящена мужу, о судьбе которого Цветаевой ничего не известно. Обращаясь к нему, поэтесса отмечает: «Я все ж скажу, что я тебя люблю». Это признание действительно выстрадано, так как семейная жизнь Цветаевой складывается весьма непросто, она то уходит от супруга, то вновь к нему возвращается. И при этом искренне раскаивается в том, что причинила любимому человеку так много боли. «Позорного столба мне мало!», — восклицает поэтесса. В третьей части произведения автор ведет завуалированный диалог со Всевышним, суть которого в том, что она готова смириться перед его волей, принимая все, что уготовила ей судьба. «Я руку, бьющую меня, целую», — отмечает Цветаева, демонстрируя свою покорность и готовность к любым жизненным испытаниям.

М. Цветаева. Стихи о любви

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Пригвождена № 2

Пригвождена.

                      1

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.


                      2

Пригвождена к позорному столбу,
Я всё ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр — мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь —- малы мои слова! —
Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы т ы предстал перед глазами —
С другим в руке — окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя.
И эту честь последнюю поправ,—
Прениже ног твоих, прениже трав.
Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена — березкой на лугу.

Сей столб встает мне, и на рокот толп —
То голуби воркуют утром рано.
И, всё уже отдав, сей черный столб
Я не отдам — за красный нимб Руана!


                      3

Ты этого хотел.— Так.— Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую — к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал — тишину.

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
— Мое дитя становится послушным!

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

Монашеская — хладная до жара! —
Рука — о Элоиза! — Абеляра!

В гром кафедральный — дабы насмерть бить!
Ты, белой молнией взлетевший бич!

Цикл был озаглавлен и создан в 1940 году, при подготовке сборника. Мысль о вековечности женского страдания истинной любви-преданности, несмотря на оговоры, клевету, истязания, проходит через все почти стихи поэта, подкрепленная образами прошлого. Здесь: образ публичного бичевания преступницы, евангельский мотив бьющей руки. Абеляр (1079—1142) французcкий философ, поэт, богослов, насильно разлученный с возлюбленной Эдоизой и постриженный, как и она, в монахи. Письма Элоизы и Абеляра нашли отражение в творчестве Петрарки, Руссо (роман «Юлия, или новая Элоиза»), Дж. Мура и др.
«Пригвождена. », как и следующее стихотворение, входит в цикл без названия, состоящий из 27 стихотворений.

* * *
Кто создан из камня, кто создан из глины,—
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты.
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Видимо, к этому же циклу примыкают (по времени создания, по сходству отдельных образов) две песни, написанные для пьесы «Ученик», рукопись которой не сохранилась.

Марина Цветаева — Пригвождена к позорному столбу

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Пригвождена № 3

Prigvozhdena k pozornomu stolbu
Slavyanskoy sovesti starinnoy,
S zmeyeyu v serdtse i s kleymom na lbu,
Ya utverzhdayu, chto — nevinna.

Ya utverzhdayu, chto vo mne pokoy
Prichastnitsy pered prichastyem.
Chto ne moya vina, chto ya s rukoy
Po ploshchadyam stoyu — za schastyem.

Peresmotrite vse moye dobro,
Skazhite — ili ya oslepla?
Gde zoloto moye? Gde serebro?
V moyey ruke — lish gorstka pepla!

I eto vse, chto lestyu i molboy
Ya vyprosila u schastlivykh.
I eto vse, chto ya vozmu s soboy
V kray tselovany molchalivykh.

Ghbudj;ltyf r gjpjhyjve cnjk,e
Ckfdzycrjq cjdtcnb cnfhbyyjq,
C pvtt/ d cthlwt b c rktqvjv yf k,e,
Z endth;lf/, xnj — ytdbyyf/

Z endth;lf/, xnj dj vyt gjrjq
Ghbxfcnybws gthtl ghbxfcnmtv/
Xnj yt vjz dbyf, xnj z c herjq
Gj gkjoflzv cnj/ — pf cxfcnmtv/

Gthtcvjnhbnt dct vjt lj,hj,
Crf;bnt — bkb z jcktgkf?
Ult pjkjnj vjt? Ult ctht,hj?
D vjtq hert — kbim ujhcnrf gtgkf!

B nj dct, xnj ktcnm/ b vjkm,jq
Z dsghjcbkf e cxfcnkbds[/
B nj dct, xnj z djpmve c cj,jq
D rhfq wtkjdfybq vjkxfkbds[/

«Пригвождена к позорному столбу…» М.Цветаева

«Пригвождена к позорному столбу…» Марина Цветаева

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё моё добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Анализ стихотворения Цветаевой «Пригвождена к позорному столбу…»

Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов других авторов кажется неуместным. Более того, ее перестали публиковать, и для того, чтобы выжить Цветаевой пришлось продавать свои вещи и немногочисленные украшения.

В 1920 году поэтесса начала работу над новым циклом стихов, в который вошло произведение «Пригвождена к позорному столбу». Оно состоит из трех различных частей, каждая из которых охватывает определенный аспект жизни Цветаевой. Поэтесса пытается переосмыслить, что же происходит вокруг, через призму собственных переживаний, и, пожалуй, впервые открыто обращается к Богу, прося его помощи и защиты .

Так, в первой части поэтесса рассказывает о том, что ее литературный талант, который еще недавно вызывал восхищение у поклонников и критиков, оказался невостребованным. Более того, Цветаеву обвиняют в нелояльном отношении к советской власти и причисляют к представителям буржуазии, клеймя за прошлое, которое она не в силах изменить. «С змеею в сердце и с клеймом на лбу я утверждаю, что – невинна», — отмечает поэтесса. Пытаясь дать отпор недоброжелателям, которые утверждают, что наследства, доставшегося от родителей, Цветаевой хватит, чтобы безбедно жить и при советской власти, поэтесса вопрошает: «Где золото мое? Где серебро? В моей руке – лишь горстка пепла!». Следует отметить, что автор этих строк испытывает крайнюю нужду, а ее младшая дочь Ирина, появившаяся на свет незадолго до революции, вскоре умрет от голода.

Вторая часть стихотворения посвящена мужу, о судьбе которого Цветаевой ничего не известно. Обращаясь к нему, поэтесса отмечает: «Я все ж скажу, что я тебя люблю». Это признание действительно выстрадано, так как семейная жизнь Цветаевой складывается весьма непросто, она то уходит от супруга, то вновь к нему возвращается. И при этом искренне раскаивается в том, что причинила любимому человеку так много боли. «Позорного столба мне мало!», — восклицает поэтесса. В третьей части произведения автор ведет завуалированный диалог со Всевышним, суть которого в том, что она готова смириться перед его волей, принимая все, что уготовила ей судьба. «Я руку, бьющую меня, целую», — отмечает Цветаева, демонстрируя свою покорность и готовность к любым жизненным испытаниям.

Образовательная цель: вспомнить основные средства художественной выразительности и их роль в стихотворном тексте.

Развивающая цель: развивать умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

Воспитательная цель: помочь учащимся увидеть духовное начало любви, ее всепоглощающую силу.

Первый этап урока.

Сообщение учащегося о жизни и творчестве М. И. Цветаевой до эмиграции.

Второй этап урока. Анализ стихов М. И. Цветаевой, тема которых – любовь.

Сегодня мы пристально вглядимся, приникнем в мир поэта. Тема урока – любовь в лирике Марины Цветаевой. Всю лирику поэтессы можно назвать любовной: это любовь к родине, к родному городу – Москве, мужчине.

Чувство всегда рождает в душе Цветаевой душевную бурю, которую она пытается воплотить в слове. Это приводит к эмоциональной перенасыщенности стихов, что вызывает сложности у читателя (особенно у школьников). Вспоминаю себя – школьницу. Смысл стихов Марины Цветаевой был для меня за семью печатями, и только сейчас переживаю период влюбленности в ее творчество. Перед тобой такой всплеск чувств, изумительная их передача – равнодушным остаться просто нельзя.

Сегодня мы вместе попытаемся понять и прочувствовать то, чем живет героиня М. Цветаевой. И начнем со стихотворения «Попытка ревности».

Чтение стихотворения учителем.

Как живется вам с другою,-

Проще ведь? – Удар весла! –

Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове

( По небу – не по водам)!

Души, души! – быть вам сестрами,

Не любовницами – вам!

Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед),

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?

«Судорог да перебоев –

Хватит! Дом себе найму».

Как живется вам с любою –

Свойственнее и съедобнее –

Снедь? Приестся – не пеняй…

Как живется вам с подобием –

Вам, поправшему Синай!

Как живется вам с чужою,

Здешнею? Ребром – люба?

Стыд Зевесовой вожжою

Не охлестывает лба?

Как живется вам - здоровится –

Можется? Поется – как?

С язвою бессмертной совести

Как справляетесь, бедняк?

Как живется вам с товаром

Рыночным? Оброк – крутой?

После мраморов Каррары

Как живется вам с трухой

Гипсовой? ( Из глыбы высечен

Бог – и начисто разбит! )

Как живется вам с сто-тысячной –

Вам, познавшему Лилит!

Сыты ли? К волшебствам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиною, без шестых

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин –

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?

а). Когда приходит ревность?

- когда уходит любовь.

б). На что обратим внимание, чем стихотворение особенно7

- нет начала; идут один за другим вопросы; много разорванных строк, особая звукозапись: с, стс, ств, р, ш, ж, жж, зд, з.

(Женщина захлебывается вопросами, чувствуется ее прерывистое дыхание, она боится не успеть все сказать, но в то же время преодолевает внутренние препятствия: стыдливость, гордость, любовь).

в). Какой предстают перед вами героиня и женщина, к которой она пытается ревновать? В чем главное отличие их друг от друга? Какой прием используется в стихотворении?

Государыня простая, любая

Мрамор Каррары гипсовая труха

Божество здешняя, сто-тысячная

Лилит товар рыночный, земная

г). Почему стихотворение названо «Попытка ревности», а не, скажем, «Ревность»? Какое чувство звучит в последних двух сточках?

- любовь, страдание, сожаление.

В этом стихотворении мы стали свидетелями того, как мужчина не сумел полюбить женщину «с шестым чувством». А как же любит сама женщина? Какова сила ее любви?

3. Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»…

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя – замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты,-

О, проклятье!- у тебя останешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!

а). Есть ли что-то общее с только что осмысленным стихотворением?

- мотив соперничества, он заявлен в начале трех строф: «я тебя отвоюю»

б). Кто и что оказываются соперниками героини в любви?

- земля, небо (пространство), время, ночи (время), золотые знамена, мечи(мужские страсти), все женщины и одна, единственная, сам Бог – нет сомнений в победе.

в). Четвертая строфа начинается с противительного союза но. Что мешает героине осуществить свои намерения?

г). К каком итогу приходит лирическая героиня Цветаевой? Каким чувством наполнены последние стоки стихотворения?

д). К чему стремится героиня, сражаясь? К чему приведет осуществление ее желаний для героя?

4. Анализ стихотворения «Пригвождена к позорному столбу»

Пригвождена к позорному столбу,

Я все ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр – мать

Так на ребенка своего не взглянет.

Что за тебя, который делом занят,

Не умереть хочу, а умирать.

Ты не поймешь, - малы мои слова! –

Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,

И вдруг бы ты предстал перед глазами –

С другим в руке – окаменев как столб,

Моя рука бы выпустила знамя…

И это честь последнюю поправ, -

Прениже ног твоих, прениже трав.

Твоей рукой к позорному столбу

Пригвождена – березкой на лугу.

Сей столб встает мне, и не рокот толп-

То голуби воркуют утром рано…

И, все уже отдав, сей черный столб

Я не отдам – за красный нимб Руана!

а). Как Цветаева убеждает читателя в силе своей любви?

б). Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, какие художественные средства (эпитеты метафоры, звукозапись…) и с какой целью использует Цветаева?

в). С какими человеческими чувствами вступает в конфликт любовь? С какой целью Цветаева выбирает именно эти сопоставления?

г). О каком «красном нимбе Руана» говорит героиня?

д). Можно ли утверждать, что героиня исполнена смирения и кротости?

е). Какое чувство героини можно назвать главным?

Вывод: любовь в поэзии Марина Цветаевой предстает как поединок роковой, потому что в душе живут одновременно два противоположных стремления – к единению – и к свободе.

И именно об этом стихи «Две песни» и «Как правая и левая рука»

И что тому костер остылый,

Кому разлука – ремесло!

Одной волною накатило,

Другой волною унесло.

Ужели в раболепном гневе

За милым поползу ползком –

Я, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

Как правая и левая рука –

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает – и бездна пролегла

От правого – до левого крыла!

( «Как правая и левая рука»)

Мы верны себе, ничто не может удержать нас в состоянии постоянства, мы все время меняемся, неизменны в этой способности к изменениям.

Как эти стихи дополняют тему любви в поэзии Марины Цветаевой?

-для любви Цветаевой характерны безмерность и изменчивость.

Домашнее задание . любое понравившееся стихотворение о любви выучить наизусть; составить план к сочинению «Мир, созданный поэтом»; читать цикл «Стихи о Москве» (9 стихотворений).

Похожие документы:

1. Напишите на доске слова: табакокурение, никотин и зависимость. Спросите у школьников, есть ли у них в семьях курящие (школьники поднимают руки), кто из учащихся пробовал курить и кто из них курит.

Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический,

При работе в рамках данного курса по выбору с учащимися 5-7 классов, основной опорой для учителя должна стать их мотивация на практическую деятельность.

- Сегодня мы начинаем урок, тема которого сформирована словами русского поэта Ф.И.Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…» Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся.

Образовательные. Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач

Послушайте стихотворение Цветаевой Пригвождена

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Пригвождена

Анализ стихотворения Цветаевой Пригвождена

Настроение произведения Пригвождена

Пригвождена