Анализ стихотворения Цветаевой Наши царства



М.Цветаева "Наши царства"

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Наши царства № 1

Цели: ознакомление учащихся с творчеством М. И. Цветаевой; расширить «поэтический» кругозор учащихся.

Задачи:
  • познакомить детей с изобразительными средствами в лирическом стихотворении; учить детей понимать и воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием;
  • развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа детства;
  • формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.

I. Организационный момент. Слайд 1.

Пример

II. Работа по развитию речи. Слайд 2.

Подберите эпитеты:
Ручейки весной– какие?
Ручейки летом– какие?
Деревья летом –какие?
Листья летом – какие?
Листья весной – какие?
Поле летом – какое?
Облачко весной – какое?
Облачко летом – какое?

Подберите синонимы и антонимы: Слайд 3.

Темный – ____________ _____________
Туманно – _____________ _____________
Свежий – _____________ _____________

III. Проверка домашнего задания. Слайд 4.

Дети работают в группах по 4 человека.По очереди они выразительно читают стихи В.Я.Брюсова. Оценивают друг друга.

IV. Изучение нового материала. Слайд 5.

1. Знакомство с творчеством Марины Цветаевой.

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой (стихи – Марина Цветаева; музыка – Микаэл Таривердиева – «Мне нравится, что вы больны не мной. »

– Знаете ли вы, что-то об этой песне? (Ответы учащихся.)
– Кто автор стихов? (Дети отвечают на вопрос)

– Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось всё так…
Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше).
Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее, на сборник Цветаевой откликнулись многие русские поэты. «Вечерний альбом» поражал, прежде всего, искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвящённый её мужу Сергею Эфрону.
Вскоре после «Вечернего альбома» её стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов. Один из наиболее известных и уважаемых журналов того времени – «Северные записки» – публикует её стихи с 1915 года. Она часто выступает на литературных вечерах. Счастлива Марина Цветаева и в личной жизни (в сентябре 1912 года у неё родилась дочь Ариадна), у неё много друзей, она не знает никаких трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые её стихи. Но поскорее всё напечатать она не стремится. Цикл «Юношеские стихи», написанный в 1913–1915 годах, не был опубликован в то время. В стихах того времени Цветаева откровенно любуется собой. Но во многих её стихах присутствует и другая тема – тема смерти. «Юношеские стихи» плавны и напевны, они легко запоминаются и легко поются. Стихи, написанные годом позже (1916 г.), во многом отличаются от «Юношеских стихов», большинство литературоведов справедливо считают именно этот год годом зрелости цветаевского таланта. Почти исчезло прежнее кокетство, любование собой, появились новые интересы, новые заботы. В этот год она пишет стихотворение, возможно, самое сильное из всех, что были созданы в те годы (шла первая мировая война) русскими поэтами – противниками войны. В её стихах появляются солдаты, бабы, нищие. Зазвучали в стихотворениях Марины Цветаевой интонации и приёмы русского фольклора. В этот же год ею был написан и цикл «Стихи к Блоку», в голосе Цветаевой появляются доселе ей несвойственные благоговейные ноты.
Годы гражданской войны становятся одним из тяжелейших испытаний в жизни Марины Цветаевой. Муж в армии, она одна в Москве с двумя маленькими детьми (весной 1917 года родилась дочь Ирина) безо всяких средств к существованию. Зачастую им нечего есть, от голода умирает её младшая дочь. Но и в это трудное время М. Цветаева не перестаёт быть поэтом, «все стены исчёрканы строчками стихов». В это страшное время написаны сотни стихов, поэма «На Красном Коне», поэмы-сказки, шесть пьес (ни одна из пьес при жизни Марины Цветаевой не была поставлена), тома дневников.
В мае 1922 года она с дочерью приезжает в Берлин, где после 5-летней разлуки встречается с мужем, а через несколько месяцев они переезжают в Чехию. Здесь стихи Марины Цветаевой зазвучали с новой силой, но как не похожи они на те, что писала юная Марина. Через некоторое время у неё рождается сын Георгий. «Он не должен страдать от того, что я пишу стихи, – пусть лучше стихи страдают!» – это было сказано, когда сыну было 4 года. Так она будет относиться к нему до последнего своего вздоха. Каждый свой свободный час она использует для работы, но именно свободный. Теперь она пишет не только и не столько лирические стихи
(за них мало платят), основное место в её творчестве начинают занимать поэмы и проза. (В собрании сочинений М. И. Цветаевой её проза занимает два больших тома. Вся её проза (как и вся поэзия) – дневник души автора. Значительная часть прозы Марины Цветаевой посвящена её родителям.)
В эмиграции (после Чехии она живёт во Франции) ей жилось тяжело: дом и маленький ребёнок целиком на её руках, вечное безденежье. В 1937 году она вслед за мужем и дочерью возвращается в Россию. Жили они в подмосковном посёлке Болшево. Но через 2 месяца после приезда Марины Ивановны её мужа и дочь арестовывают, их подвергают страшным пыткам, а ещё через 2 месяца Сергея Яковлевича расстреливают, а дочь ещё целых 16 лет будет томиться в лагерях.
Марине Ивановне надо было одной растить подростка сына, платить за жильё, носить передачи в тюрьму. Она жила на копеечные гонорары за переводы, сама практически не писала.
Через два месяца после начала Отечественной войны М. И. Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу – маленький городок в Татарии. А через несколько дней она покончила с собой. «Попала в тупик» – так она объяснила своё самоубийство в предсмертном письме к сыну. Её сын Георгий Эфрон погиб на фронте летом 1944 года.
Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

– Сегодня мы познакомимся с одним из ее стихотворений.

2. Работа над стихотворением «Наши царства»

Учитель читает стихотворение. Слайд 7.

– Какие чувства наполнили вас, услышав это стихотворение?
– Какой период описан в стихотворении поэтессой?
– Какие мысли выразила М.Цветаева в стихотворении?

Далее, учитель дает задание прочитать стихотворение самостоятельно и поработать с ним.

– Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства».
– Отметьте для себя неясные, непонятные места в стихотворении, попробуйте сформулировать вопросы по тексту.

В то время, когда дети формулируют свои вопросы к стихотворению, учитель проходит, читает эти вопросы, индивидуально работает с учеником – прорабатывают данный вопрос. Наиболее удачные вопросы появляются на доске.
На доске появляются вопросы (приблизительно такие):
  • Кому принадлежат владенья?
  • Какое время года здесь описывает поэтесса?
  • Какое время суток описывает в стихотворении Цветаева?
  • Какой жанр напоминает это произведение?
  • Какие элементы сказки есть в стихотворении?
  • В чем смысл стихотворения?

– Вот наиболее удачные вопросы. К ответам на них, мы подойдем в процессе работы над стихотворением.

Теперь учитель предлагает это стихотворение прочитать наиболее готовым учащимся.

– А теперь давайте вместе рассмотрим стихотворение «в целом», попробуем вместе понять и насладиться слогом поэтессы, увидеть образ ее детства, понять ее ранимую душу через стихотворение.
– Как вы считаете, почему стихотворение названо «Наши царства»?
– О каких царствах идет речь?

– Прочитайте первую строфу. (Ребенок читает.)
– О каком уголке идет речь?
– Это место существовало на самом деле или это выдуманный автором уголок?
– Действительно, у Марины и ее любимой младшей сестры Анастасии, о которых и идет речь в стихотворении, такие царства были на самом деле. Девочки туда бежали с радостью. Автор упоминает о волшебстве этого места, которое становится царством с приходом девочек. Здесь они наслаждаются природой, отдыхают душой.
– Найдите в стихотворении строчки, которые говорят об этом чуде.

Ребенок читает вторую строфу. Слайд 9.

– Почему Марина Цветаева называет девочек феями?
– Чем наслаждаются феи в своем царстве?
– А взрослые видят те чудеса, которыми восхищается поэтесса?
Найдите строчки, которые это подтверждают. (Дети читают третью строфу.) Слайд 10.
– Как взрослые реагируют на девочек?
– Почему «на фею нужен глаз»?
– О каком периоде своей жизни рассказывает М.Цветаева?
– Охарактеризуйте этот период.

– Прочитайте четвертую строфу и найдите фразу – подтверждение того, что Цветаева счастлива в периоде детства. Слайд11.
– Какое время автор считает подходящим для чудес?
– В этом «царстве свободы от взрослого глаза», чем девочки занимаются?

– Прочитайте последнее четверостишие. Слайд 12.
– Что происходит с феями к концу дня?
– Докажите, что феи не хотят возвращаться во взрослый мир.
– Какие интонации необходимо передать при чтении стихотворения? (Восторг, восхищение, игривость, наслаждение, недоумение, сожаления, свободолюбие…)
– Попробуйте прочитать стихотворение, где надо вставив необходимую интонацию. (Дети читают жужжащим чтением, 2-3 ученика читают вслух).
– Давайте вернемся к тем вопросам, которые вы составили.
– На все ли вопросы мы получили ответы?

V. Итог урока. Слайд 13.

– С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
– Поэт Максимилиан Волошин так откликался о стихах Цветаевой:

«…Ваша книга странно взволновала –
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано….»

– Что о стихотворении Марины Цветаевой можете сказать Вы?

Продолжите фразу «Мне урок (понравился…), тем что …»

VII.Домашнее задание: перечитать стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства», раскрасив его теми интонациями о которых мы говорили на уроке (с. 72–73, часть 2-я), выучить наизусть (по желанию).

Задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
- развитие операций мышления (анализа, синтеза), воображения, внимания;
- формирование умения слушать и слышать;
- формирование умения ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее, аргументировать.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- учить находить в тексте лексические средства выразительности;
- учить выразительно читать стихотворение.

Оборудование:
1) демонстрационный материал:
- напечатанные слова: эпитет, сравнение, аллитерация, ассонанс,
- слайд-презентация к уроку;
2) раздаточный материал:
- «словарики настроений»,
- задания для групп;
3) технические средства:
- проектор,
- ноутбук.

Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент
Учитель: Похожи ли вы на героев стихотворных строчек, которые я прочту?
Дети - это взгляды глазок
боязливых,
Ножек шаловливых по паркету
стук.
Дети - это солнце в пасмурных
мотивах,
Целый мир гипотез радостных
наук.
Узнал кто-нибудь себя в этих строчках? В каких?
А какое у вас сейчас настроение?
Ученики отвечают.
Учитель: Пусть в классе у нас появится солнышко (на доске открываю солнышко), и настроение станет веселым, солнечным и радостным.

2. Актуализация знаний и целеполагание
Учитель: Когда светит солнышко, как все преображается вокруг? А если за окном снег и светит солнце, каким он становится?
Ученики: Серебряным.
Учитель: Что еще бывает серебряным? (Ученики отвечают.) Оказывается, есть еще одно понятие - Серебряный век русской поэзии. Как вы думаете, почему он так называется? (Ученики отвечают.) Верно, на рубеже XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение. Появилось очень много поэтов, чьи стихи вошли в сокровищницу русской литературы. Хотели бы вы попутешествовать в Серебряный век? (Ученики отвечают.) Попробуем заглянуть в него. Стихи каких поэтов вы недавно читали?
Ученики: Валерия Брюсова, Сергея Есенина.
Учитель: Это поэты Серебряного века. Стихотворные строчки в начале урока принадлежат поэтессе Серебряного века Марине Ивановне Цветаевой. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 73. Определите тему урока.
Ученики называют тему урока - «Стихотворение М.Цветаевой «Наши царства».

Учитель: Как вы думаете, о каких царствах пойдет речь в стихотворении? (Предположения учеников.) Какие задачи мы поставим перед собой?
Ученики: 1) определить основную мысль стихотворения; 2) поработать над изобразительно-выразительными средствами языка; 3) научиться выразительно читать стихотворение Цветаевой.

3. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия
Учитель: Послушайте стихотворение М.Цветаевой «Наши царства». Попробуйте представить царства, о которых пишет поэт (читаю стихотворение наизусть).
Понравилось вам стихотворение?
Ученики отвечают.
Учитель: Каким настроением оно проникнуто?
Ученики отвечают, используя словарики настроений.
Учитель: Какую картину вы представили? От чьего имени ведется рассказ? Услышали ли вопрос, который задает нам автор? Как понимаете эти строчки?
Ученики отвечают.
Учитель: Я предлагаю к уроку взять такой эпиграф:
Ах, этот мир и счастье быть
на свете
Еще не взрослый передаст ли
стих?
и ответить на этот вопрос поэтессы в конце урока. Согласны?
Ученики отвечают.
Учитель: О каких же царствах идет речь? (Ученики отвечают.) Какие запахи природы почувствовали? Какую бы музыку вы подобрали к стихотворению? (Ученики отвечают.)
Я подобрала музыкальное сопровождение норвежского композитора Эдварда Грига «Утро», подходящее, на мой взгляд, к этому стихотворению. Музыка будет звучать, пока будут работать над текстом стихотворения наши активные центры: художники, толкователи и почемучки. Задания перед вами. Желаю успеха.
Ребята самостоятельно работают над заданиями в группах (активных центрах): почемучки, толкователи, художники, затем группы отчитываются.
Почемучки задают вопросы.
Толкователи 1
Что такое скаты? (Скат - наклонная поверхность, наверное, от слова «скатиться».) Что обозначает «темный лес»? (Ученики отвечают.)

Толкователи 2
Почему девочки феи, а не колдуньи? (Ученики отвечают.)

Художники 1
Что значит владенья «царственно богаты»? Чем богаты девочки? (Ученики отвечают.) Они богаты своим детским миром. Найдите в тексте слова, подтверждающие, что их мир - родной им дом. (Ученики отвечают.)
Вроде бы все реально: ручейки, деревья, поле, скаты и даже вишни какие? Однако все волшебно, сказочно. Ведь в этом мире обитают феи. Увидеть в обыденном необычное и запечатлеть - в этом мастерство поэта.
«Дикие» девочки, это какие? (Ученики отвечают.) А кто их так называет? Почему?
Докажите словами текста. (Ученики отвечают.)
Какие два мира противопоставляются в стихотворении? (Ученики отвечают.)
Художники 2
Ребята, посмотрите, стихотворение большое. А эпитетов, метафор, сравнений мало, как вы думаете, почему? (Ученики отвечают.)
Оказывается, это зависит от манеры письма. Цветаева не стремилась нарисовать художественную картину, она стремилась к тому, чтобы ее услышали. Для нее как поэта очень важны ритм, интонация, темп стиха и звуковое оформление. Она очень музыкальная поэтесса. Как мы можем передать все это?
Ученики: Выразительным чтением.
Учитель: Поработаем над звуками и над своим дыханием для выразительного чтения.
Физминутка. Дыхательная гимнастика. (Ребята выполняют стоя.)
Встаньте, пожалуйста, расправьте плечи, расслабьтесь:
- вдох через нос - выдох через рот,
- выдох воздуха узкой струей,
- выдох несколькими равными порциями.
Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и на выдохе досчитать до 10.
На выдохе усиливаем и ослабляем звук:
- шум ветра: в-в-в-в.;
- жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж;
- писк комара: з-з-з-з;
- рычание собаки.
Задуем свечи (одну за другой) на праздничном торте, сдуем пушинку с рукава, раздуем огонь в потухающем костре, подуем на горячее молоко, сдувая пенку.

Выразительное чтение стихотворения
Какие звуки повторяются в стихотворении? (Р, ф.) Поработаем над 4-й строфой. Какие звуки чаще встречаются? (Шипящие.) Какое значение они имеют? (Шум, движение.) Повторение согласных звуков называется аллитерация (слово на доске). Какой гласный звук есть во всех четверостишьях? ([o].) Какое значение привносит он? Похож на наше солнышко, правда? (Ученики отвечают.) Повторение гласных звуков - ассонанс (слово на доске).
Четко проговариваем звуки при чтении. Какие чувства постараемся передать? (Ученики отвечают.) Что еще необходимо для выразительного чтения? (Определить логическое ударение и паузы.) Определим логическое ударение в стихотворении.
Сначала ученики определяют и объясняют свой выбор, потом самостоятельно карандашом расставляют логическое ударение.
Учитель: Расставили ноты чтения, а теперь давайте поработаем над знаками препинания. Какие знаки препинания в стихотворении? Их очень много у Цветаевой, и это не случайно. Где запятая… (…мы остановимся). Восклицательный знак? Как будем читать? (С чувством, голос усиливается.) Интонация идет вверх. Тире… Многоточие. (Пауза побольше.) Вопросительный знак? (Вопросительная интонация.) Где нет знаков препинания… (Не останавливаемся.) Для этого мы и выполняли упражнения на дыхание. Обращаем внимание на силу голоса и темп. Когда будем читать потише? Когда темп усиливается? (Ученики отвечают.) Давайте попробуем.
Вместе читаем, соблюдая знаки препинания.
Учитель: Теперь почитайте друг другу в парах. А теперь прочитает… (Называю двух учеников, они читают.)

4. Обобщение и систематизация
Учитель: О чем это стихотворение? Почему поэт пишет о своем детстве? Люди часто вспоминают свое детство. Какую мысль хотел донести нам автор? (Ученики отвечают.) Очень жизнеутверждающее стихотворение. В нем ощущается стремление жить в этом мире. Но о чем волнуется поэтесса? (Ученики отвечают.)
Это стихотворение было написано гимназисткой Мариной Цветаевой, еще не очень взрослой поэтессой. Конечно, она переживает, смогла ли она написать такое стихотворение, чтобы ее услышали? Как вы считаете, смогла поэтесса передать красоту мира, свои чувства? (Ученики отвечают.)
Давайте охарактеризуем стихотворение Марины Цветаевой. Какое оно? Придумайте прилагательные, характеризующие его. (Ученики отвечают.)
Оказывается, две девочки в стихотворении - это сама Марина Цветаева и ее сестра Анастасия, которую она очень любила. У вас есть сестры или братья, которых вы любите и с которыми вам весело, интересно? А вы мечтаете с ними? (Ученики отвечают.)
Захотелось ли вам еще прочитать стихи Цветаевой или узнать о ней? (Ученики отвечают.)
Где мы можем найти информацию? (Ученики отвечают.)
Небольшой видеосюжет приготовила моя ученица Ариана Быкова (см. видеосюжет).

5. Подведение итогов урока - рефлексия
Учитель: Я желаю вам много читать. Узнать еще о Марине Цветаевой. Оказывается, ее отец - сын сельского священника, уроженец села Талицы Владимирской губернии. И в городе Александрове нашей Владимирской области есть Дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых. Может быть, вы когда-нибудь побываете там?
Ответьте на любой из вопросов:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
У меня настроение…
Я рад…
Довольны ли вы своей работой? Дайте самооценку на своих листах.
Учащиеся на листах дают самооценку.
Учитель: Спасибо за работу!

Урок литературного чтения в 4 классе. "Наши царства" М. Цветаева

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла строки поэта Максимилиана Волошина.

…Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но так сладко слышать: «Чудо есть!»

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем. о чьей книге Максимилиан Волошин говорит такие прекрасные слова. Попытаемся понять, что это за чудо. в которое можно проверить, прочитав книгу. Поможет нам в этом сообщение, которое приготовил ваш одноклассник..

Материал для сообщения.

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева.

Родилась в московской профессорской семье: отец — И. В. Цветаев, мать — М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна. В семье росла еще младшая сестра – Анастасия, в последствии ставшая писательницей. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказал на нее художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму. Именно Максимилиану Волошину она показывает свои стихи о детстве. И получает ответ в стихотворении, отрывок из которого является эпиграфом к уроку.

Первая книга стихов «Вечерний альбом» (1910) была издана на средства самого автора

«Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 — Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля. Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие, в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1922, «Молодец», 1924.

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия.

Предварительная подготовка к слушанию стихотворения.

Стихотворение «Наши царства» из сборника, который так понравился Максимилиану Волошину.

А как вы понимаете название стихотворения?

Что вы себе представили?

О чём может быть стихотворение?

А какие царства есть у вас?

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Какое настроение передает стихотворение? Почему?

Чьи мысли и чувства передает поэт?

Какие слова вызвали затруднение?

Владенья – собственность, сокровища, то, чем владеет один человек

Скаты – наклонная поверхность, склон.

Анализ стихотворения. Работа в группах.

1ряд. Какие основные образы можно выделить в стихотворении.

2ряд. О каком времени рассказывает Цветаева?

3ряд. В каких мирах живут героини Марины Цветаевой? Как изображены эти миры?

Первичное обсуждение результатов работы.

Разбор стихотворения по строфам.

1строфа (Дети читают самостоятельно)

- О чем узнали из первой строфы?

- Чьи владенья изображены? (Это сказочный уголок, куда дети спешат для уединения).

- Что это за владенья и чем они богаты?

- Найдите описание владений. Как Марина Цветаева передала сказочность места? (Красоты не рассказать стиху).

- Как понимаете это выражение? (Так красиво, что дух захватывает).

- Какие чувства испытывают героини?

- С какой интонацией следует читать? (Восхищение, восторг, гордость за свои сокровища).

- Какие слова следует выделить голосом при чтении?

-Какой темп чтения?

- Где будем делать паузы?

Чтение 1 учеником. Анализ его чтения детьми.

2 строфа (Дети читают самостоятельно)

- Кем стали девочки? (Феи, добрые соседки).

- Что подчеркивает слово добрые? Какие чувства девочки испытывают друг к другу? (Нежность, привязанность, преданность друг другу).

- Чем является для них темный лес? (Граница между царствами)

Почему, несмотря на привязанность и любовь есть граница? (У каждой есть свой мир, своё мнение, фантазии, видение мира).

- Что делают феи в своих владениях?

- Какую картину они видят?

- А вы когда-нибудь смотрели на небо, как они, лежа в траве?

Закройте глаза. Вы лежите на мягкой зеленой травке и смотрите вверх, там вверху ветви деревьев и плывет белое облачко.

- На что похоже это облачко?

Причудливое, увлекательное зрелище. Нет на земле человека, который бы не любовался, хотя бы раз, небом, облаками. Любое облако наше воображение превращает в животных, растения…

-Какие ощущения они испытывают? (Свободы, спокойствия, умиротворения, чувство гармонии с природой)

- С какой интонацией будем читать эти строки?

Тон, темп, громкость чтения.

3 строфа (Дети читают самостоятельно)

- О чем вы узнали из этой строфы?

- Кем себя ощущают девочки?

- Для кого они являются феями?

- Как воспринимают их взрослые? (Дикие девочки).

- Какой вывод сделали для себя взрослые? (Нужен глаз да глаз).

- Почему? (Феи, наверное, шалят, и взрослые их опекают).

- Какими хотят видеть родители своих детей? (Воспитанными)

- Как о взрослых говорит наш автор? Какие чувства, по отношению к взрослым, испытывают девочки? (Недоумение, досаду).

- С какой интонацией следует читать?

- Какие слова следует выделить голосом при чтении?

Тон, темп, громкость выразительного чтения.

Чтение 1 учеником. Анализ его чтения детьми.

4 строфа (Дети читают самостоятельно)

- Каким предложением начинается строфа?

Марина Ивановна рассказывает нам о волшебном мире – детстве. Когда она была счастлива и свободна. В детстве можно убежать в любимое место, танцевать там, играть, придумывать разные приключения с любимой сестрой. Подружкой.

- Когда происходит действие?

-Какие запахи можно ощутить?

- Какое любимое занятие у девочек в этом уголке?

- Какие чувства испытывает ребенок, когда может находиться в любимом уголке без присмотра взрослых? (восторг, свободу)

-Какое настроение следует передать при чтении?

- Какие слова следует выделить голосом при чтении?

Чтение 1 учеником. Анализ его чтения детьми.

Тон, темп, громкость выразительного чтения.

5 строфа (Дети читают самостоятельно)

-Каким словом начинается строфа? (Но)

- Меняется ли настроение? Почему? (Феи стали детьми, шаг тих.).

- Какие чувства передают последние строки? (Восторг жить и быть на земле и сомнение в своем таланте).

Возникает мысль, что уже тогда автор попробовал писать стихи.

Появляется мир поэзии.

- Какие слова следует выделить голосом при чтении?

Тон, темп, громкость выразительного чтения.

Чтение 1 учеником. Анализ его чтения детьми.

- Какие основные образы можно выделить в стихотворении?

Феи, дети, взрослые, мир детства, мир взрослых, мир поэзии.

- О каком времени рассказывает Цветаева?

Детские годы Марины и Аси Цветаевых, для них самые счастливые. Раннее утро, когда можно посетить любимый уголок. Время возвращения домой. Будущее в предположении «Еще не взрослый, передаст ли стих».

-В каких мирах живут героини Марины Цветаевой? Как изображены эти миры?

Мир детства – фантастический, сказочный, только для двоих, собственнический.

Мир взрослых – без шалостей и приключений.

Мир поэтический – попытка передать свои переживания в стихах.

Выразительное чтение стихотворения учениками. Анализ чтения.

Давайте вернемся к эпиграфу.

- Кому Волошин посвятил свое стихотворение?

- Как назывался сборник М.И. Цветаевой?

- Как понимаете строки «весть «оттуда»»?

- О каком чуде говорит Максимилиан Волошин?

1уровень. Выразительное чтение стихотворения.

2 уровень. Выразительное чтение стихотворения. Нарисовать свой любимый уголок.

3 уровень. Выразительное чтение стихотворения. Написать свое сочинение на тему «Моё детство».

Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.

Е. И. Матвеева. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.:ВАКО, 2005. – 240 с. – (Мастерская учителя).

Слушать стихотворение Цветаевой Наши царства

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Наши царства

Анализ стихотворения Цветаевой Наши царства

Настроение произведения Наши царства

Наши царства