Анализ стихотворения Цветаевой Кошки



Анализ стихотворения М.Цветаевой "Кошки" в эпистолярном жанре

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Кошки № 1

Предварительный просмотр:

Люблю почитать перед сном хорошие стихи, чтобы ночью приходили цветные сны. Хотя,что говорить, ты и так все про меня знаешь. Помнишь, как учили наизусть. «В Париже», «Нине», «Пленница» Цветаевой. Но сегодня хочу написать тебе про ее особенный, на мой взгляд, стих «Кошки».

Оно написано в 1911 году. Представляешь, ей было всего девятнадцать, а она уже так писала о свободе. Да, темой стихотворения безусловно являются красивейшие грациозные животные, но за эти образом, я уверена, кроются более глубокие рассуждения о свободе. Не зря же именно кошки являются символом и олицетворением этого понятия, которое так актуально в годы ТОЙ России. Хотя, осмелюсь предположить, что эта тема могла быть выбрана Цветаевой и по другой причине, ведь, например, именно в 1911 году она знакомится со своим будущим мужем.

Думаю, ты согласна, что пора бы перейти и к структурно-идейной части произведения.

Загрузка...

По первым двум строкам читатель еще не может предположить, о ком пойдет речь. Стихотворение начинается с личного местоимения «они».А кто это такие - _непонятно. Понятно лишь, что «они» появляются лишь тогда, когда нам хорошо: «У нас в глазах не видно боли»(А ведь не улыбка ,не мимика, а именно глаза передают истинное настроение человека). Но стоит солнцу над головой померкнуть, ты не найдешь их. И поэтесса намеренно делает акцент. используя эллипсис. «Боль пришла –их нету боле». И следующая же строка. наконец, раскрывает о ком идет речь: «В кошачьем сердце нет стыда». Но чье сердце автор называет кошачьим? Может это словосочетание Цветаева использует как перифраз, описывая конкретного человека или образ с помощью описательного оборота?

Второй катрен открывается ироничными нотками, которые ускоряются (мы видим глагол «бегут») и увеличивают свое звучание, а к концу строфы буквально «рычат», благодаря аллитерации звука «р». Закрывает катрен риторическое восклицание. « В кошачьем сердце рабства нет!». Загадочные «они» никогда и никому не подчиняются.

Композиционно похожая и на первую и на вторую, завершительная строфа представляет собой финальный аккорд литературного этюда, его выводом. Глаголы «как ни мани», «как ни зови», «как ни балуй», построенные по принципу градации(климакса), подводят нас к выводу самого стихотворения, до которого остается еще одна важная строка: «Единый миг - они на воле». Воля! Вот оно-олицетворение души беспощадно грациозного животного. Без воли кошка не кошка…Именно поэтому «в кошачьем сердце нет любви». Именно эти лексическим повтором заканчивается каждый последующий катрен, замечаешь? И поэтесса делает акцент на том, что в сердце кошки нельзя увидеть ни рабства, ни стыда, ни любви. Три несокрушимых символа. А способна ли на такое наша душа, душа человека? Этот вопрос остается открытым…

Чувствую как глаза сладко слипаются, а сон мягко пробирается в комнату. Пора заканчивать, но стоит лишь с наслаждением закрыть веки, как перед глазами снова кошки, кошки, кошки и мучительный вопрос: «Что такое свобода?»

Коты Марины Цветаевой

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Кошки № 2

Опубликовано Июль 19, 2013 | Автор: admin

Серый пушистый дымчатый зеленоглазый кот развалился на моем письменном столе. Кричу: «Сереженька, иди сюда, посмотри, как Атос спит!». Огромный кот возлежит на спине, чуть извернувшись, лапы – кверху, наслаждаясь сном, как только кошки умеют. Отрешенно. Самозабвенно.

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Трехпрудном переулке в Москве в доме номер 8. Этот дом не сохранился, на его месте в конце двадцатых годов построен другой дом из красного кирпича с тем же номером 8. Старый дом профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева был деревянным, на каменном основании с большим двором с деревьями, колодцем, сараем. Для детей это был целый мир. Анастасия Цветаева, младшая сестра Марины, пишет в своих воспоминаниях, что любимыми игрушками маленьких Марины и Анастасии были два кота, которых няня купила девочкам на рынке. Коты были большие, обтянутые грубо раскрашенным ситцем, набитые соломой. Но был и настоящий кот Вася, живой любимец – черный «бархатный», вальяжный и – черный «бархатный», вальяжный и ленивый. Здесь же, в Трехпрудном переулке, как-то прожил три дня чужой рыжий кот. Горничная, проходя мимо, сняла его с форточки чужого окна, где он сидел, зевая. Кот прожил всего три дня на новом месте, потом ушел и не вернулся. И это стало горем, потому что к коту успели привыкнуть и полюбить:

Свернись в оранжевый клубок

Спи, мой кошачий голубок,

Мой рыжий с белым!

Ты пахнешь шерстью и зимой,

Ты – вся моя утеха.

Я к мордочке прильнула вплоть,

О, бачки золотые! –

Да сохранит тебя Господь

Семья Цветаевых временно уехала за границу в 1906 году. Пришлось прощаться с родным домом, с Москвой, с любимым котом Васей. А перед отъездом:

«Мы вновь и вновь обегаем дом, взлетаем на антресоли, по нашей лестнице – когда-то мы увидим ее? Черный Васька, взъерошенный от объятий, тоже, как и мы. в дорожной лихорадке. Весь багаж обнюхан им поштучно. Кот напутствует вещи в иные края и дома… Сиротливо сидит на толстом соломенном заду тряпичный кот с давно затертой мордой, — давний любимый кот. Ему не позволили ехать».

С Сергеем Эфроном, своим будущим мужем, Марина Цветаева познакомилась в Крыму, в гостях у Максимилиана Волошина. В январе 1912 года они обвенчались в Москве и с 1914 года по 1922 год снимали квартиру в Борисоглебском переулке. Там с ними жил пушистый дымчатый кот — Кусака. Сегодня в этом доме находится музей Марины Цветаевой, открытый к 100-летию со дня ее рождения.

Старшая дочь Марины и Сергея Ариадна Эфрон вспоминает их семейную жизнь:

«Счастьем была наша семейная сказка-импровизация, которую Марина и Сережа рассказывали мне перед сном, когда я хорошо себя вела, что случалось не каждый день. Это была длинная звериная повесть с приключениями и продолжением, начало ее терялось в юности моих родителей и в моем самом раннем, почти младенческом детстве. Сережа замечательно изображал Льва и Обезьяну, Марина – Кошку и Рысь… Лев был благороден, Рысь – непоследовательна и коварна…».

Так и повелось до самого конца жизни и сказочные клички заменили настоящие имена – Сергея звали Львом, Марину – Рысью, Рысихой. Получалось настоящее кошачье семейство – Лев, Рысь и две девочки Аля (Ариадна) и Ирина – котятки.

В годы революции Сергей Эфрон эмигрировал вместе с остатками Белой Армии за границу, Марина поехала за ним. Когда в 1925 году у них родился сын Георгий мать придумала ему домашнее «кошачье» имя – Мур, сокращенное от кота Мурлыки, любимого зверя. Марина придумывала кошачьи клички всем, кого она любила. Поэт Максимилиан Волошин в ее представлении связывался с огромным теплым котом, о которого «всегда хотелось потереться, его погладить». Ему посвящено стихотворение «Кошки»:

Они приходят к нам, когда

У нас в глазах не видно боли.

Но боль пришла – их нету боле:

В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,

Их обучать домашней роли?

Они бегут от рабской доли:

В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,

Как не балуй в уютной холе,

Единый миг – они на воле:

В кошачьем сердце нет любви!

Но это ранние стихи – со временем Марина начнет понимать, что у котов не равнодушное, а доброе и любящее сердце. Коты присутствуют во всех ее произведениях – на страницах прозы и в стихотворениях, так же как и в жизни ее всегда сопровождали кошки, которых она неизменно любила. И кошки, пока были живы, любили и помнили ее с благодарностью. Ведь у кошек преданная душа и хорошая память.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон,

Что это было? – Чья победа? –

Кто был охотник, кто добыча?

Все дьявольски наоборот.

Что понял, длительно мурлыча,

«Кошки», анализ стихотворения Цветаевой

Картинка Анализ стихотворения Цветаевой Кошки № 3

Как повествует древняя легенда, кошка гуляет сама по себе. Возможно, именно поэтому кошке, ставшей символом независимости и самодостаточности, поклонялись во многих древних государствах. Древние мудрецы заметили, что если собака больше привязывается к хозяину, то для кошки важнее место ее обитания, а человек воспринимается лишь в качестве исполнителя ее царственных желаний.

Так или иначе, кошка уже почти десять тысяч лет живет с человеком, но по-прежнему остается загадочным созданием. Тем удивительнее видеть среди ранних стихотворений русской поэтессы Марины Цветаевой стихотворение с названием «Кошки». да еще с посвящением Максу Волошину. Как известно, в 1911 году, когда появилось это стихотворение, Марина вместе с сестрой Алей гостила у Волошина в Коктебеле, где и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Что послужило поводом к созданию этого стихотворения? Возможно, какие-то внутренние переживания юной Цветаевой, уже познавшей в свои годы и силу любви, и горечь расставания, и тяжесть утраты. Трехчастное стихотворение «Кошки» удивляет строгостью построения: при кольцевой (опоясывающей) рифме последняя строка в каждом четверостишии почти целиком повторяется:

В кошачьем сердце.

А дальше последовательно упоминается стыд, рабство, любовь — казалось бы, несовместимые понятия. Даже не слишком искушенному в поэзии читателю становится ясно, что стихотворение, конечно, не о кошках. Вопреки всем законам связи между предложениями стихотворение начинается с местоимения 3-го лица они:

Они приходят к нам.

Кто они? Судя по названию, кошки. Но посвящение стихотворения мужчине, причем женщиной, явно указывает на какую-то скрытую ассоциацию. Возможно, поэтесса от лица всех женщин, «гуляющих сами по себе». (при этом обладая уже собственным опытом любовных отношений), через аллегорический образ кошки. как это принято в баснях, пытается описать женские чувства.

Но боль пришла — их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Действительно, женщина, эгоистичная, думающая только о своих желаниях, наверное, не захочет делить с мужчиной его боль — не будет вникать в его проблемы. Мужчина должен быть сильным и сам разбираться со своими трудностями, вот и нет стыда в кошачьем (читай, женском) сердце. Женщина создана для роскоши и неги. Ее нужно любить, ею нужно восхищаться, а не обременять своими проблемами.

Во втором четверостишии возникает другой образ женщины — Музы, ведь здесь звучит обращение к поэту:

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.

Ту, которая вдохновляет поэта, служит его музой, невозможно сделать кухаркой или уборщицей, а ведь именно готовкой и уборкой больше всего занимается обычная женщина не из богемы. А постоянная забота о хлебе насущном и создании уюта для творческого человека действительно порабощает женщину. Не случайно в начале ХХ века это стали называть пошлостью и мещанством. Однако есть те, кто «бегут от рабской доли». потому что «в кошачьем сердце рабства нет» .

Но оказывается, именно забота является настоящим выражением любви. Женщина, которая всегда рядом, которая поддержит в трудную минуту, будет с тобой «в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит». по-настоящему любит. А та, которую «как ни мани, как ни зови, как ни балуй в уютной холе». все равно уйдет, почувствовав себя вольной, т. е. ничем не обязанной, «ведь в кошачьем сердце нет любви» .

Доподлинно неизвестно, почему юная Марина Цветаева посвятила это стихотворение Максимилиану Волошину. Возможно, в его жизни была такая несчастная любовь, а может, сама Марина чувствовала в себе нечто подобное, потому что знала, как тяготит и пугает любовь мужчины, которому не можешь ответить взаимностью.

Важно другое: меняются времена, меняются нравы, но все так же мужчина ищет независимых, необузданных красавиц, которые, как кошки, гуляют сами по себе, и не замечает возле себя других, преданных и любящих. А после того, как сердце мужчины разбито, он бежит «зализывать раны» к той, которая его любит и ждет, чтобы потом, придя в себя, вновь отправиться на охоту за какой-нибудь очередной роковой красавицей.

Как повествует древняя легенда, кошка гуляет сама по себе. Возможно, именно поэтому кошке, ставшей символом независимости и самодостаточности, поклонялись во многих древних государствах. Древние мудрецы заметили, что если собака больше привязывается к хозяину, то для кошки важнее место ее обитания, а человек воспринимается лишь в качестве исполнителя ее царственных желаний.

Так или иначе, кошка уже почти десять тысяч лет живет с человеком, но по-прежнему остается загадочным созданием. Тем удивительнее видеть среди ранних стихотворений русской поэтессы Марины Цветаевой стихотворение с названием «Кошки», да еще с посвящением Максу Волошину. Как известно, в 1911 году, когда появилось это стихотворение, Марина вместе с сестрой Алей гостила у Волошина в Коктебеле, где и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Что послужило поводом к созданию этого стихотворения? Возможно, какие-то внутренние переживания юной Цветаевой, уже познавшей в свои годы и силу любви, и горечь расставания, и тяжесть утраты. Трехчастное стихотворение «Кошки» удивляет строгостью построения: при кольцевой (опоясывающей) рифме последняя строка в каждом четверостишии почти целиком повторяется:

В кошачьем сердце.

А дальше последовательно упоминается стыд, рабство, любовь — казалось бы, несовместимые понятия. Даже не слишком искушенному в поэзии читателю становится ясно, что стихотворение, конечно, не о кошках. Вопреки всем законам связи между предложениями стихотворение начинается с местоимения 3-го лица они:

Они приходят к нам.

Кто они? Судя по названию, кошки. Но посвящение стихотворения мужчине, причем женщиной, явно указывает на какую-то скрытую ассоциацию. Возможно, поэтесса от лица всех женщин, «гуляющих сами по себе», (при этом обладая уже собственным опытом любовных отношений), через аллегорический образ кошки, как это принято в баснях, пытается описать женские чувства.

Но боль пришла — их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Действительно, женщина, эгоистичная, думающая только о своих желаниях, наверное, не захочет делить с мужчиной его боль — не будет вникать в его проблемы. Мужчина должен быть сильным и сам разбираться со своими трудностями, вот и нет стыда в кошачьем (читай, женском) сердце. Женщина создана для роскоши и неги. Ее нужно любить, ею нужно восхищаться, а не обременять своими проблемами.

Во втором четверостишии возникает другой образ женщины — Музы, ведь здесь звучит обращение к поэту:

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.

Ту, которая вдохновляет поэта, служит его музой, невозможно сделать кухаркой или уборщицей, а ведь именно готовкой и уборкой больше всего занимается обычная женщина не из богемы. А постоянная забота о хлебе насущном и создании уюта для творческого человека действительно порабощает женщину. Не случайно в начале ХХ века это стали называть пошлостью и мещанством. Однако есть те, кто «бегут от рабской доли», потому что «в кошачьем сердце рабства нет».

Но оказывается, именно забота является настоящим выражением любви. Женщина, которая всегда рядом, которая поддержит в трудную минуту, будет с тобой «в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит», по-настоящему любит. А та, которую «как ни мани, как ни зови, как ни балуй в уютной холе», все равно уйдет, почувствовав себя вольной, т. е. ничем не обязанной, «ведь в кошачьем сердце нет любви».

Доподлинно неизвестно, почему юная Марина Цветаева посвятила это стихотворение Максимилиану Волошину. Возможно, в его жизни была такая несчастная любовь, а может, сама Марина чувствовала в себе нечто подобное, потому что знала, как тяготит и пугает любовь мужчины, которому не можешь ответить взаимностью.

Важно другое: меняются времена, меняются нравы, но все так же мужчина ищет независимых, необузданных красавиц, которые, как кошки, гуляют сами по себе, и не замечает возле себя других, преданных и любящих. А после того, как сердце мужчины разбито, он бежит «зализывать раны» к той, которая его любит и ждет, чтобы потом, придя в себя, вновь отправиться на охоту за какой-нибудь очередной роковой красавицей.

Сейчас смотрят:

Each person, the child or the adult, has dreams. I think that people who wouldnt dream of something in the life, simply dont happen. Dreams can be small and big, sbytochny and unrealizable, real and

Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традици

Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме — "Венецианский купец" В. Шекспира и в комедии "Скупой" Ж. Б. Мольера. К созданию образа Гобсека автора привели на

Война и мир. Том 3 Часть первая С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию, дв

Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетел

Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа «Герой нашего времени». Многие исследователи отмечают, что в Григории Александ

Роман Булгакова «Белая гвардия» – одно из самых цельных и талантливых его произведений. Апокалипсическая тема расколотого мира выражена автором в этом произведении необыкновенно искусно. Одно из важне

Срочноооо нужен анализ стихотворения Марины Цветаевой "Кошки".

Ирина Донец (Сургутанова) Ученик (239), на голосовании 5 лет назад

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла — их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг — они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!

Таврис Сол Ученик (189) 5 лет назад

Надежда Румянцева Гуру (2740) 5 лет назад

Цветаева пропагандирует (обосновывает) здесь а) свободные отношение между мужчиной и женщиной (если учесть непростые ее отношения с Волошиным). б) свободу поэта как творческой личности -- от вскякого рода условностей, в т. ч. от долга помогать ближнему (отказ прийти в "боли". Не вдаваясь в личные ее отношения с Волошиным, мы, современные читатели, не можем прнять такой позиции, объяснемой эгоцентричностью самого исторического времени (1911), тем более что в своем позденм творчесств Цветаева полностью опровергла эту позицию.

Слушать стихотворение Цветаевой Кошки

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Кошки

Анализ стихотворения Цветаевой Кошки