Анализ стихотворения Цветаевой Конспект урока прохожий



Сюжет стихотворения походит на рассказ из разряда «страшилок»: прохожего на кладбище останавливает звучащий из-под земли женский голос. Логично ожидать

фантасмагорическое нагромождение ужасов, в духе баек о «встречах с мертвецами». Но ситуация складывается нестандартным образом.

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была. прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Коктебель, 3 мая 1913

Объект потустороннего обращения выбран не случайно. Человек неторопливо бредет среди могил, разглядывая памятники, словно ищет кого-то. Невидимая героиня замечает его и призывает обратить на себя внимание. Почему?

Загрузка...

Потому что в нем она обнаруживает черты, близкие себе, той, какой она была. Может быть, именно ее он и ищет?

Цель достигнута: прохожий не убежал, а остановился, прислушался. И это позволяет начать с ним разговор, который можно назвать таковым лишь условно: говорит мертвая героиня, а живой герой лишь молча внимает ее словам и выполняет ее волю.

Героиня не торопится. Развитие монолога, выбираемые темы, расставляемые акценты и интонации создают представление, что встречного незнакомца к чему-то постепенно готовят.

«Беседа» выглядит почти светской. Прежде всего героиня предлагает преподнести ей ритуальный букет из полевых цветов. Затем потусторонняя указчица предлагает познакомиться с ее именем и возрастом.

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

При этом ни имя, ни возраст собеседника ее не интересуют. Но она заботится о том, чтобы не вызвать в нем инфернального страха:

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…

Усыпляя естественную настороженность слушателя, героиня предлагает воспринимать происходящее как некую игру: она внушает герою, что ему это удастся, уверяет в схожести их мирощущения:

Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

Шутки с оттенком озорства, даже веселого кощунства — неотъемлемая черта цветущей здоровой молодости, уверяет героиня и напоминает прохожему, что она была именно такой, какой он сейчас — здоровой, молодой, цветущей:

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…

Воспоминание о себе живой вызывает новый призыв. В этот раз он звучит надрывно, почти как стон:

Я тоже была. прохожий!
Прохожий, остановись!

Курсив акцентирует особую значимость слова была: героиня умоляет собеседника не уходить, напоминая о праве на жизнь, которое у него есть, а у нее навсегда отобрано.

Отчаянный призыв доходит до собеседника, и инфернальная «светская беседа» продолжается. Ритуальный букет дополняется ритуальным угощением:

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Сладкий вкус кладбищенской земляники объясняется тем, что она растет на прахе мертвых, и гостеприимное предложение звучит совершенно в духе заявления «Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя».

Убедившись, что зловещая шутка не вызвала отторжения, героиня предлагает вообще принимать любые жизненные явления просто, без лишнего драматизма:

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Героиня как будто готова отпустить собеседника на свободу. Похоже, что ее попытка потустороннего общения состояла лишь в краткой беседе.

Она прощально любуется собеседником:

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…

И в момент, когда психологические барьеры сняты и герой расположен к невидимой собеседнице, неожиданно раздается:

— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

В отличие от всех предыдущих фраз, которые как бы не слышны и, может быть, просто мерещатся герою, заключительная фраза начинается с тире, как прямая речь, и поэтому последние слова героини ощущаются как совершенно реальное, громко звучащее высказывание. Можно представить, что вслед за «голосом из-под земли» перед героем вырастет призрак во всей своей красе. Но предыдущим монологом собеседник уже подготовлен к любым неожиданностям, и фраза звучит спокойно и убеждающе: героиня уверена, что ее появление будет воспринято адекватно. Поэтому фразу заканчивает точка, а не восклицательный знак, как в предыдущих заклинаниях.

«Страшилка» не состоялась, а состоялась встреча двух миров, которые всегда существуют рядом. Живой герой — это новое воплощение героини, навсегда ушедшей из надземного мира. Потому-то она и любуется им в «золотой пыли» заката.

Таково одно из возможных прочтений стихотворения, которое исследователи считают одним из важнейших в творческом наследии Цветаевой — по разным причинам.

По словам О.А. Клинга, «Цветаева часто рисует в воображении свою загробную жизнь (и это сквозной мотив ее лирики), но у Цветаевой это инобытие особого свойства: оно строится на диалоге с живыми. Оттуда, из иного мира, она общается с оставшимися на земле, уже в юности предвидя, что не только стихам, но и полноценной востребованности как личности настанет «черед» лишь после ее смерти. Это проявилось в стихотворении «Идешь, на меня похожий…», где впервые возникает еще один адресат лирики Цветаевой, может быть, самый главный — своего рода гость из будущего <…> Прохожий, конечно, символизирует не отчуждение, а, наоборот, является двойником лирической героини — не случайно он наделяется эпитетом “похожий”» (Клинг: 40).

И. Д. Шевеленко так же отмечает своеобразие инфернальных мотивов стихотворения. Анализируя идеологические приметы раннего этапа творчества Цветаевой, она считает, что «ницшеанское неверие в бессмертие <…> уравновешивается ницшеанским же “вечным возвращением”. В стихотворении “Идешь, на меня похожий…” монолог умершей героини, обращенный к далекому потомку, по-видимому, следует трактовать и как насмешку над всей кладбищенской мифологией с ее встающими из гроба покойниками <…>. и как вариацию на тему “вечного возвращения”. Если Цветаева уже что-то слышала к этому времени об идеях победы над смертью и воскрешения мертвых Николая Федорова (полемизировавшего с Ницше прежде всего по вопросу о бессмертии), то ее стихотворение можно считать и актом открытого предпочтения Ницше Федорову: воскрешения мертвых не будет, но некто “похожий” на умершего должен когда-нибудь вновь пройти его земным путем» (Шевеленко: 82-83). Мотив общения с потомком, как считают исследователи, указывает на связь этого стихотворения с тем, которое будет написано позже, — «Тебе — через сто лет».

К. Жогина фиксирует руководящий мотив произведения: «Это обращение “из-под земли” диктуется нежеланием забвения». Исследователь проводит подробный смысловой анализ «потусторонней беседы». «Образ лирической героини проявляется через надгробную надпись – прежде всего через имя. Интересно, что сначала поэт предостерегает прохожего от испуга (“Не думай, что здесь – могила, Что я появлюсь, грозя…”), а потом – от угрюмости воспоминания об умершем, предписываемой традицией (“Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь”), призывая к легкости (с одной стороны, к светлым думам, с другой, к легковесности, поверхностности, неглубокости этих дум): “Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь”» (Жогина). Мотив нежелания забвения, как мы считаем, и воплощен в обдуманной последовательности «руководящих действий», приближающих мир живых к миру ушедших.

К. Жогина обращает внимание на «особые предметы, объединяющие оба мира – тот и этот» (Жогина). Из них отметим тему «ритуального букета». «Прохожий должен прочитать имя героини (а знание имени – процесс сам по себе знаменующий приобщение к сущности его носителя) после того, как он сорвет куриную слепоту и маки. На первый взгляд, что может быть общего между благородными маками и какой-то куриной слепотой? На поверку оказывается, что эти цветы – родственники. Куриная слепота <…> – название ряда растений, в том числе, чистотела, растения семейства маковых, исцеляющего от глазных болезней и даже возвращающего зрение. С другой стороны, само по себе название, включающее слово «слепота», становится олицетворением обладания другим зрением (в царстве мертвых земные чувства излишни, мешают контакту с душами умерших; не случайно, видимо, поэтому рассказ о себе, предназначенный прохожему, лирическая героиня ведет, описывая свои земные приметы.) Мак в мифопоэтической традиции связан со сном и смертью. Он как «цветок смерти», олицетворение невинно пролитой крови (имплицитно выраженный мотив гибели либо самоубийства), символизирует собой границу «мира иного». В то же время в греческой мифологии мак приносит сладкое успокоение, являясь атрибутом Гипноса, брата-близнеца бога смерти Танатоса» (Жогина).

Если символическое значение куриной слепоты в данном контексте представляется недостаточно убедительным, то в отношении маков можно только согласиться с исследователем и предложить читателю ознакомиться с другими выводами этой интересной работы.

Мнения исследователей доказывают, что стихотворение «Идешь, на меня похожий…» заключает в себе мотивы, которые получат развитие на следующих стадиях творчества Цветаевой, и в этом состоит одно из его важнейших достоинств.

  1. Клинг — Клинг О. А. Поэтический мир Марины Цветаевой. В помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. 2-е изд. М. 2004.
  2. Шевеленко — Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология — поэтика — идентичность автора в контексте эпохи. М. 2002.
  3. Жогина — Жогина К.Б. «Я столько раз хотела жить и столько умереть!» (Тема смерти в ранних стихотворениях Марины Цветаевой) // На путях к постижению Марины Цветаевой: Девятая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9–12 октября 2001 года): Сб. докл. – М. Дом-музей Марины Цветаевой, 2002. С. 346-363.

Конспект и презентация к уроку литературы по творчеству М. Цветаевой "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

Конспект урока, презентация, аудиозаписи.
Цели:
• образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.
• развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться,

• воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.

Целевая аудитория: для 11 класса

Автор: Синягина Юлия Викторовна
Место работы: МОУ СОШ № 25, г.Орска
Добавил: метафора

Конспект урока по литературе на тему:"Жизнь и творчество Марины Цветаевой"

Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой

Цели: познакомиться с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; Развивать навыки анализа поэтического текста.

Стихи – есть бытие.

1. Вступит. слово учителя: включить романс!

Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но,наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой (творчество которой мы изучали на прошлых уроках) яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам.

Как и для Ахматовой, Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему:"Жизнь и творчество Марины Цветаевой"»

Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой

Цели: познакомиться с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; Развивать навыки анализа поэтического текста.

Стихи – есть бытие.

1. Вступит. слово учителя: включить романс!

Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но ,наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой (творчество которой мы изучали на прошлых уроках) яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам.

Как и для Ахматовой, Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

Запишите: Тема нашего урока…Цели урока…

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку.

Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие» ?

- Бытие (книжное) – 1.Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении.

У: Т.е. Стихи для Цветаевой есть жизнь, вся ее жизнь отразилась в стихах.

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась ее судьба.

2. Лекция с использованием ассистентов:

Ваша задача не только внимательно прослушать выступления одноклассников, но и составить краткий конспект лекции в тетради, в конце урока тетради с конспектом сдадите на проверку. В конце урока мы должны будем ответить на 2 вопроса.

У: А начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии: 2 слайд

1-й уч: Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября(по старому стилю) 1892 года в Москве. 3 слайд

Отец – сын священника, филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей. 4 слайд

Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, досталось Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.

…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

У: У Цветаевых была большая библиотека, и любовь к книгам проявилась у Марины очень рано. Это была первая и пожизненная любовь. Вот что писала об этой срасти лучший исследователь жизни и творчества поэтессы Анна Саакянц: «Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18-ти годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Тол­стой. Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейнe, Гете, книги, связанные с Наполеоном и многие другие».

Кстати, интересны воспоминания по этому поводу одной из одно­классниц Цветаевой: 5 слайд

2-ой уч: «Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней гимназическая форма, ни тесная школьная парта. Из её внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, «жемчужный цвет её лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для неё были движения, походка - легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе».

У: Любовь к книгам не могла не отразиться и в творчестве М. Цветаевой. Вот одно из первых ее стихотворений «Книги в красном переплете».

Книги в красном переплете (уч-к читает наизусть)

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! – Мама, десять строк.

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки.

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет. В воздухе свежо.

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры.

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

У: Поэтесса с детства проявляла любовь к книгам, сама писать тоже начала рано, с 6 лет. В печати же ее произведения появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость. Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Годом позже происходит встреча поэтессы с будущим мужем Сергеем Эфроном. 7 слайд

3-й уч-к: 5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к поэту Максимилиану Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

- Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, но Марина была годом старше.

- 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.

- В этом же 1941 году покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибет­ся. Это судьба. Горькая судьба!

Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину.

Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистоляр­ного жанра. Это - потрясение, это невозможный накал страстей.

Сергей - Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.

Берегите себя, заклинаю Вас. Храни Вас Бог. Ваш С.»

Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях - но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью в ближнего, с уважением к нему. 8 слайд

У: Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.

С.Э. (уч-к читает наизусть)

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

­Чрезмерно узкое его лицо

Безмолвен рот его, углами вниз,

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!­

Под крыльями раскинутых бровей­

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

У: Цветаева любила и гордилась своим мужем, но их семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, она осталась одна с двумя дочерьми. Вспоминала, как «добывала» мороженую картошку. Вот, что она писала об этом времени: «Картошка на полу: заняла три коридора. Брать нужно руками. Не оттаявшая слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись (рук не чувствую) беру какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую. Мешок уже не вмещает. Руки, окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать, причем тут же и прекращаю. Взваливая, тащу». Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой.

4-й уч-к: В феврале 20-го года умерла от голода младшая дочь Цветаевой Ирина. Как писала сама поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».

В страшное время Цветаева находила силы помогать другим. Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные дни Марина, если у нее было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю… »

У: Поэтесса была хорошо знакома не только с Константином Бальмонтом, с которым делила последний кусок хлеба во время гражданской войны, но и с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, В. Маяковским, Б. Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому идеалу – Александру Блоку:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, -ах, нельзя!

­Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

У: В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья перееха­ла в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие мета­ния по Франции. Об этом времени так вспоминала её дочь Ари­адна Эфрон:

5 уч-к: По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито, тве­новским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Бер­лином, ни Прагой, ни Парижем (у кого она в моде сейчас. ).

Если бы она была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».

Если бы она была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе?

Если бы она была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные про­чие, то богемные кафе богемных кварталов послужили бы ей убежищем.

Если бы она не была собой! Но собой она была всегда!

У: Да, она всегда была собой! Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе места в чужой стране.

6 уч-к: Вот что пишет М.Цветаева в своем дневнике в те годы: «Я здесь никому не нужна. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…»

У: Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти о России.

(Уч-к читает наизусть)

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба зАстится 1 …

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи нА сЕрдце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гексаметре 2 .

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

У: Цветаева была патриотом своей родины. Она не просто тосковала по России, она гордилась ей. Позже 12 мая 1932 года она напишет о следующие строки:

О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня:

- Россия, родина моя!

Но и с калужского холма ё

Мне открывалася она ­

Даль, - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь­

Рок, что повсюду, через всю

Даль - всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Ты! Сей руки своей лишусь­

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля

­Гордыня, родина моя!

У: Цветаева гордилась своей родиной и мечтала вернуться домой в Россию. В 1937году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же

39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

У: Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как Н. Заболотский, Осип Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

(Уч-к читает наизусть)

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

ЧТО звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя.

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились.

Я тоже была, прохожий!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,­

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли. –

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

У: Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве. Вот одно из таких стихотворений. Учитель читает наизусть «Вскрыла жилы…»

У: В этом итоговом стихотворении тесно связаны такие понятия, как жизнь и стихи, т.е. поэтическое творчество. И действительно, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие», т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.

3. Закрепление: Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве. Давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии? В каком стихотворении?

У меня на столе карточки с заданием разного уровня. Выбирайте задание по силам. Задание у всех одно: прочитайте выразительно стихотворение, определите на какую тему оно написано, стихи разные.

5. Итог урока: Повторить цель урока. Достигли мы поставленной цели?

Вывод: Какие темы характерны для лирики Цветаевой? Записали.

Я вас оценила, а теперь вы дате оценку нашему уроку.

1. Это стихотворение входит в цикл «Стихи о Москве» – тема родины

2.Новый год я встретила одна – тема одиночества(философская лирика)

3.Писала я на аспидной доске – тема любви. посвящено мужу

4.Знаю, умру на заре – тема смерти (философская)

5.Поэт- тема поэта и поэзии

6.Тоска по родине

План-конспект урока по литературе (11 класс) по теме:
Цветаева.

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой»

Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Слайд 2. Цель. Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.А.Цветаевой.

Слайд 3. Задачи:
1. Показать исключительность дарования, трагическое величие М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви».
2. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, навыки выразительного чтения лирического произведения, исследовательской работы, интеллект.
3. Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
Слайд 4. Форма урока: заочная экскурсия с элементами исследования
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:

  1. Портрет (нарисован учеником).
  2. Презентация.
  3. Выставка книг М. Цветаевой.
  1. Учитель: Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время, в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из этой великолепной плеяды мы сегодня познакомимся с образом М. И. Цветаевой, замечательной русской поэтессы и, как мне кажется очень душевного человека.
  2. Прослушивание стихотворения М. Цветаевой “У зеркала”.(запись)

Слайд 5. Портрет Цветаевой

II1. Постановка задач урока.

Учитель: Цель нашего сегодняшнего урока – попасть на остров любви, открытый Мариной Цветаевой. А поплывем мы на корабле поэзии. Читая стихи Цветаевой, постараемся не только правильно понять все слова и увидеть картины, которые за ними стоят, но и попытаемся проникнуть в страстную душу поэта. Душа имеет имя, и имя это – Марина.

Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие учёные и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени человека и его характера.

Слайд 6. Чтец: А.С.Пушкин «Что в имени тебе моём?»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.


Учитель: Каким видит поэт своё имя? (негромким, печальным, навевающим грусть, тоску)

«Имя человека – главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души», – писал Зигмунд Фрейд в своем эссе «Тотем и табу».

Слайд 7. Учитель: Я произношу: «Марина Цветаева…» Что слышите вы в этом имени?
Задание: Чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и фамилии, какие ассоциации они вызывают.
Обучающиеся составляют таблицу:

Слайд 8. Ключевые слова Рана Ветер Царевна Мать Море
Ассоциации Трагизм Ураган Величие Женственность Таинственность
Боль Риск Любовь Необозримость
Смерть Вихрь Нежность
Нерв Полёт
Страсть

Учитель. Великолепную характеристику своего имени дала сама М.Цветаева в стихотворении «Кто создан из камня…»

Слайд 9. Чтец: Стихотворение «Кто создан из камня»
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты.
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Учитель: Кто, по вашему мнению, является лирическим героем этого стихотворения? (Марина Цветаева и обыкновенные люди) 
- Чем они отличаются? ( составление таблицы) 

Слайд 9. Марина Цветаева Обыкновенные люди
Серебрюсь, сверкаю, измена, бренная пена Камень, глина
Крещена, поёт, непрестанно разбита Плоть, надгробные плиты
Кудри беспутные, своеволие Сердце, сети, земная соль
Дробясь, воскресаю Гранитные колени

Учитель: О чем заставляют задуматься эти различия? (об особенностях характера М.Цветаевой)
Учитель: Действительно, эти различия заставляют задуматься над особенностью характера М.Цветаевой. В чем эта особенность? (непохожесть, ранимость, трагизм, движение, жизнь, свобода)
- Так какое же это имя - Марина Цветаева? ( элементы исследования, проверка заранее предложенного домашнего задания )

Слайд 10 Цветочное: ей дано краткое время цветения, жизни, трагически мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое.

Слайд 11 Царское: она могущественная, всесильная, властная, гордая, одинокая, «одна из всех, одна на всех, одна противу всех», необычная, избранница Бога

Слайд 12 Летящее: она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полёт, ритм

Слайд 13 Морское: Зеленоглазая гениальная поэтесса Марина Цветаева всю жизнь гордилась и подчеркивала «морское» происхождение своего имени, ощущала себя безгранично принадлежащей морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла ее встреча с мужем Сергеем Эфроном.

Слайд 14 Трагическое. ее жизнь – ринг, рана, борьба за «право быть и созидать»

Слайд 15 Загадочное. тайна, мечта

Слайд 16. Вечное. поэт, чьё отчество не принято упоминать, она и сейчас – просто Марина Цветаева, вечная молодость, энергия, огонь

Слайд 17. Чтец: Стихотворение собственного сочинения
Уход во мрак, полёт страстей,
Трагическая безысходность.
Стать понятой, родной, своей
Ей не дана была возможность.
Её несломленная стать,
И царственность, и величавость,
Любимая, жена и мать…
И боль душевная, усталость,
И крик души, и мир в душе
И кровоточащая рана,
И риск, и ураганный вихрь –
Всё это в имени – МАРИНА.
Но всё же главное – ЛЮБОВЬ!
К родителям, к Отчизне, к детям,
К поэтам, к мужу. Без неё
Ей не прожить бы в мире этом…

Учитель: Итак, что же главное в жизни М.Цветаевой? (любовь)

- Действительно, ничего не искала М.Цветаева в жизни, кроме Бога земной любви. И потому вся ее жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви». Остров любви – это всё ее творчество, события, факты, имена, встречи и расставания, «вёрсты, мили», ее жизнь. Таких островов в жизни поэтессы было много, и на каждом из них она разная: дочь, мать, патриот своей Родины, жена, поэтесса, любимая, просто женщина. Наш урок – это экскурсия на острова любви М.Цветаевой. Мы увидим, что быть самой собой, не отступать от своих жизненных принципов – таким было ее жизненным кредо. Только сильная личность способна стать Поэтом с большой буквы. Ее жизнь, как и поэзия, пронизана чувственностью, эмоциональной яркостью и личными переживаниями.

Слайд 18.Учитель: Вот эти острова:
Москва
Коктебель
Революция и Гражданская война
Эмиграция
Елабуга

Слайд 19. Экскурсовод 1: Наш первый остров – Москва.


Слайд 20. - 26 сентября 1882 года в Москве, в небольшом уютном доме по Трёхпрудному переулку, в семье Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина. В пору её рождения – на изломе осени и в преддверии зимы, жарко плодоносит пылающая высоким багряным костром рябина, ставшая символом судьбы М.Цветаевой, горькой, надломленной

Чтец ( в роли М.Цветаевой ): Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…»
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Слайд 21.Экскурсовод 2. Отец М.Цветаевой – сын священника Владимирской губернии, российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III
( Л.Бетховен «Лунная соната») http://www.notamusic.net/music/id/1575

Экскурсовод 1. Мать Марины Цветаевой –Мария Александровна Мейн, происходившая из обрусевшей польско-немецкой семьи, блистательная пианистка, ученица Рубинштейна, реализовавшая, правда, свой талант лишь в домашнем кругу. Свою недолгую жизнь она посвятила музыке и детям, открыла им глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок, дала им в руки лучшие книги. В семье Марину называли Марусей, Мусей. В этом радостном мире и росла Марина, не зная, чему отдать предпочтение – музыке или поэзии. После смерти матери в 1906 г. в 38 лет был сделан окончательный выбор - стихи.

Слайд 22. Чтец: Стихотворение «Стихи растут, как звёзды и как розы…»
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.

Экскурсовод 2. Уже в 6-летнем возрасте М. Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. После смерти матери она поступила в гимназию фон Дервиз. Ее теперь уже никто не звал Марусей. Ей было 14 лет: она выглядела взрослой; для своего возраста большая, плотная. Красавицей ее в те годы назвать нельзя. Она мало обращала внимание на одежду. Портили Марину очки. Сменив их на пенсне, затем сняв и его, похудев, подрезав волосы прической «пажа». Она к своим 19-20 годам стала просто красавицей. В 15 лет Марину исключили из гимназии. Подробности этого она скрыла от родных. После исключения из гимназии, отец отдает ее в гимназию Алферовой. Вскоре Марина впервые одна уехала за границу учиться на летних курсах при Сорбонне французской литературе. Там она увлеклась Наполеоном. Она купила в Париже все, что смогла там найти. Вся ее комната пылала его портретами. Из-за рубежа Марина часто присылает письма домой со своими новыми стихами.

Экскурсовод 1. Первые книги любого поэта почти всегда подражательные. Марина Цветаева – исключение. В 1910 году тайком от родителей она выпускает свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Здесь она была полностью сама собой и такой осталась навсегда. Сборник был замечен, появились рецензии. О юном возрасте автора никто и не подозревал. Некоторые стихотворения Цветаевой уже предвещали будущего поэта. В первую очередь - безудержная и страстная «Молитва»

Чтец ( в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Христос и Бог! Я жажду чуда…»

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень.
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след.
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!

Слайд 23. Экскурсовод 2: Первая книга стихотворений принесла М.Цветаевой известность, её заметили, одобрили влиятельные и взысканные критики: Николай Гумилёв, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Александр Блок. Стихи юной поэтессы были ещё очень незрелые, но подкупали своей талантливостью, своеобразием, непосредственностью.

Слайд 24. В.Брюсов
«Марина Цветаева, несомненно, очень талантлива. Она может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той лёгкости, с какой она пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки»

Слайд 25. Н.Гумилёв
«Марина Цветаева внутренне талантлива, своеобразна. Эта книга – не только милая книга девичьих признаний, но и книга прекрасных стихотворений»

Слайд 26. М.Волошин
К вам душа так радостно влекома,
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»
(Почему альбом, а не тетрадь?)
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко видеть: чудо есть!

Слайд 27. Экскурсовод 1. Следующий остров – Коктебель

- По приглашению М.Волошина М.Цветаева приехала в Коктебель. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческое вдохновение, часы одиночества стали для неё счастливыми моментами жизни.

Чтец ( в роли М.Цветаевой): Стихотворение «На прощанье»

Мы оба любили, как дети,
Дразня, испытуя, играя,
Но кто-то недобрые сети
Расставил, улыбку тая —
И вот мы у пристани оба,
Не ведав желанного рая,
Но знай, что без слов и до гроба
Я сердцем пребуду — твоя.

Ты все мне поведал — так рано!
Я всё разгадала — так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос,
Земная пустыня бескрайна,
Высокое небо беззвездно,
Подслушана нежная тайна,
И властен навеки мороз.

Я буду беседовать с тенью!
Мой милый, забыть нету мочи!
Твой образ недвижен под сенью
Моих опустившихся век.
Темнеет. Захлопнули ставни,
На всем приближение ночи.
Люблю тебя, призрачно-давний,
Тебя одного — и навек!

( Песня на стихи М.Цветаевой « Вчера еще в глаза глядел…»)

Слайд 28. Экскурсовод 2: Здесь, в Коктебеле, Марина Цветаева встретила свою любовь, будущего мужа – Сергея Эфрона, которому тогда едва исполнилось 17 лет.

Ученик ( в роли С.Эфрона):
Я и Марина встретились на пустынном морском берегу. Она собирала камешки, я стал помогать ей – красивый и грустный, почти мальчик с поразительными огромными глазами. Марина тогда загадала: если я найду и подарю ей сердолик, она выйдет за меня замуж….Конечно, я нашёл его тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил его ей в ладонь.

Слайд 29. Экскурсовод 2: Вся предыдущая жизнь врозь вдруг оказалась лишь подготовкой к их «вместе». Незадолго до коктебельской встречи Марина пережила тяжелую драму – совершила попытку самоубийства. Необдуманный романтический порыв, к счастью, закончился благополучно. Револьвер дал осечку. Сергей в момент их знакомства переживал свою трагедию – совсем недавно в Париже повесился его 14-летний брат и следом за ним, на том же гвозде, повесилась, не выдержав горя, мать. Объединенные смертью, Марина и Сергей бросились друг другу в объятья.

Чтец: Стихотворение «Вот опять окно…»

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи.
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

(И.Крутой «Только для тебя») http://www.audiopoisk.com/index.php?q

Экскурсовод 1:
Слайд 30. Чувства, связавшие двух людей, сильны и прочны. Здесь и нежность, и дружба, и единомыслие. Двухмесячное пребывание в Коктебеле явилось для Марины и Сергея поистине пребыванием в раю. Природа тех мест стала на всю жизнь «местом её души». Безмятежное счастье молодых омрачало одно обстоятельство – болезнь Сергея. Туберкулез – родовое проклятие семьи Эфронов – не обошел стороной и этого хрупкого юношу. Марина с жаром взялась за его лечение. Повезла на кумыс в Уфимские степи. Горячо поддержала идею провести зиму в Крыму, на чем настаивали врачи.

Маринин избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль – быть не только супругом, но и музой своей жены. Именно ему, Сергею Эфрону, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихотворения М.Цветаевой.

Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…»

Я с вызовом ношу его кольцо
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями распахнутых бровей -
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.
- Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

Слайд 31-33. Экскурсовод 2: В январе 1912 года Марина и Сергей обвенчались в Палашевской церкви Рождества Христова. В этом же году у них родилась дочь Ариадна (Аля)

1913 год…Крым…Коктебель…Рядом с Мариной Цветаевой её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Ариадна. Тихо плещет море…Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды…И стихи…

Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «В огромном липовом саду…»)
В огромном липовом саду,
— Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду,
В наряде очень длинном,

Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины,
Пробором кудри разделив…
— Тугого шёлка шорох,
Глубоко-вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах. —
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук
На зелени — так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы.

А там, на маленьком холме,
За каменной оградой,
Навеки отданный зиме
И веющий Элладой,

Покрытый временем, как льдом,
Живой каким-то чудом —
Двенадцатиколонный дом
С террасами, над прудом.

Над каждою колонной в ряд
Двойной взметнулся локон,
И бриллиантами горят
Его двенадцать окон.

Стучаться в них — напрасный труд:
Ни тени в галерее,
Ни тени в залах. — Сонный пруд
Откликнется скорее.

Экскурсовод 1: Талант М.Цветаевой развивался под влиянием замечательных поэтов. Особенный интерес она проявила к творчеству А.Ахматовой. найдя в ее поэтической манере родственную душу.

Экскурсовод 2.
Осип Мандельштам пленил М.Цветаеву высокой степенью словесного совершенства.

Слайд 34. Физкультминутка.

Учитель: Я подобрала строчки стихотворений, в которых есть действия, которые мы с вами воспроизвёдём, творчество М.Цветаевой нам поможет.

О, люди - встаньте!
Под глубокий вздох
Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся к разговору.

Экскурсовод 1:
Слайд 35. Следующий остров – остров революции и Гражданской войны.
Годы революции и гражданской войны были для М.Цветаевой трудными и драматичными. Вспоминая об этом времени становления Марины Цветаевой как поэта, закономерно задаешь вопрос: как же встретила она Великий Октябрь, исторический перелом в судьбе горячо любимой Родины? Почему не последовала она страстному призыву А. Блока: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию?» Марина Цветаева не только не поняла Октября, она и не приняла его, не увидела в нем могучей силы, обновляющей все личное и общественное в человеке.

Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: «Признай, минуй, отвергни Революцию - все равно она уже в тебе - и извечно. ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, - нет».

Слайд 36. Экскурсовод 2: Её терзала вынужденная разлука с дочерьми, которых она отдала в один из подмосковных приютов, и мужем, который вступил в Добровольческую армию Корнилова. М.Цветаева вынуждена была жить, как и миллионы других, среди голода и нищеты, холода и смерти. Всё, что можно было продать, было продано, всё, что можно было сжечь, было сожжено. В это время она живет в почти полном отчуждении от литературной среды, в кругу немногих близких друзей, ценивших и понимавших ее стихи. В феврале 1920 года в Кунцевском приюте умерла от голода ее младшая дочь Ирина, неполных грех лет. Осталась дочь Аля шести лет. Спасло одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились ей на помощь. Появляются мудрые строки, полные воли, из каких-то глубинных, неисчерпаемых душевных родников. Стихи звучат жизнеутверждающе. Только в самые трудные минуты могли у нее вырваться слова: «Дайте мне покой и' радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!» В декабре 1920 года в переполненном зале Политехнического музея М.Цветаева читала свои стихи:

Чтец: Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу…»
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Экскурсовод 2. Зал негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и….преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Её душа разрывалась от тревоги за то, как сложится её дальнейшая жизнь, за будущее России, раздираемой Гражданской войной, которую М.Цветаева не понимала и не принимала. Она вглядывалась в окружающую новь без враждебности и раздражения, но не смогла смириться с насилием и террором. За короткое время М.Цветаева создала немало лирических произведений, которые можно отнести к шедеврам русской поэзии. Но возможности «выкрикнуть» свои стихи она, за редким исключением, не имела.

Экскурсовод 1.
Слайд 37-38. Следующий остров – остров Эмиграция.

- В мае 1922 года М.Цветаева вместе с дочерью едет в Берлин, где находится её муж, обратный путь которому в Россию был заказан и невозможен. Начались долгие годы эмиграции. Берлин…Прага…Париж. 1 февраля 1925 года у Марины и Сергея рождается сын Мур, полное имя – Георгий. Признанный центр русской эмиграции встретил Марину с восторгом. Почитатели устраивали литературные вечера, на которых выступала Цветаева. Во Франции Марина закончила поэму «Крысолов». Написала поэму «Лестницы». Но довольно скоро Цветаевой пришлось убедиться в том, что эмиграция, поначалу встретившая ее как единомышленницу, резко изменила свое отношение, почувствовав, что она разочаровалась в прежних своих взглядах и стала в оппозицию эмигрантскому движению. Цветаева не изменила своему призванию, писала много и вдохновенно, но все ее творчество ушло в иную трагедийную тональность. В одну из тяжелых для себя минут Марина Цветаева с горечью писала: «Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое-тамошнее». Но духовное одиночество, частичная изоляция, трудное существование не сломили М.Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по Родине.

Слайд 39. Экскурсовод 2: Через 12 лет полунищенского существования она скажет в одном из частных писем: «Надо мною здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты - нет)». И далее: «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-ми лет, Георгий) живем, то есть просто медленно подыхаем с голоду». Но тут же характерное признание: «Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам».

Чтец (в роли М.Цветаевой): Стихотворение «Тоска по Родине…» (запись)
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всё — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Экскурсовод 1. Стихи кричат об одиночестве и сиротстве, о болезни чужбины, собственной ненужности и невостребованности. От России ни скрыться, ни уединиться, ни спрятаться не дано.

Слайд 40. Экскурсовод 2. Огромную поддержку поэтессе оказал Б.Пастернак. который восторженно откликнулся на её новый сборник «Вёрсты». 13 лет длилась их переписка:
М.Цветаева. «Вы для меня – истинное открытие, световой ливень, явление редкой лирической силы…»
Б.Пастернак. «Марина! Золотой мой друг! Какие удивительные стихи вы пишете!

Чтец:
Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой, сколько хватит рук.
Возношу тебя бремя лучшее,
Деревцо моё невесомое

В дивном граде сём, в мирном граде сём,
Где и мёртвой мне будет радостно
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец, о мой первенец.

Ты постов говей, не сурьми бровей
и все сорок чти, сороков церквей,
исходи пешком молодым шажком
всё привольное семихолмие.

Будет твой черёд, ту же дочери
Передашь Москву снежной горечью,
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние на Ваганькове.

Экскурсовод 1. Тяжело дались М.Цветаевой 17 лет на чужбине. Но она выстояла. Эмиграция обострила чувство Родины. М.Цветаева поняла, что вне России творчество художника невозможно, а в России оно не нужно.

Слайд 41. Экскурсовод 2. В марте 1937 года в Россию возвращается муж Сергей Эфрон, разоблачённый парижской полицией за участие в убийстве советского разведчика. Старшая дочь Ариадна, всецело разделявшая взгляды отца, тоже поспешила на Родину. Рвался туда и Мур…Цветаева прекрасно понимала: ничего хорошего там их не ждет. Выбора, однако, не было. Она должна находиться там, где Сережа, к тому же Марину называют большевичкой, эмигрантские круги с презрением отвернулись от неё.

Слайд 42. Экскурсовод 1. В 1939 году М.Цветаева восстанавливает советское гражданство и вместе с сыном возвращается в Россию. Но тяжёлые удары судьбы вновь обрушились на неё: через 2 месяца после ее приезда арестовали сестру Анастасию и дочь Ариадну (Алю), а еще через 2 месяца - мужа. Почти 2 года Марина тщетно пытается отстоять дорогих ей людей, доказывая в письмах на имя Сталина и Берия их невиновность. Цветаева боролась за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в творчестве, но стихов ее не печатали. Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было держаться ради сына. И она держалась, из последних сил, но держалась.

Экскурсовод 2.
Слайд 43. Последний остров, который мы посетим, - это остров Елабуга.

Слайд 44.-46. Грянула Великая Отечественная война…

- Война с Германией обострила ситуацию. 8 августа 1941 года Б.Пастернак и В.Боков отправили М.Цветаеву в эвакуацию в Елабугу. Пастернак, провожая, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Органы НКВД не спускали с неё глаз, пытались шантажировать, склонять к сотрудничеству. Через несколько дней М.Цветаева в состоянии, близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. Она пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. Затем снова уехала в Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Именно здесь сопротивляемость этой «железной» женщины была сломлена. Повзрослевший к этому времени Мур перестал ее понимать, от постоянного напряжения она заболела душевной болезнью, ничего не писала и давно задумала уйти из жизни…

Экскурсовод 1: В день рождения сына Марина была вся в тревожных предчувствиях – мальчику же «на войну придется..» И ведь не ошиблась. Ровно через 19 лет молодой боец Красной Армии Георгий Эфрон отправится на войну и сложит голову в первой же атаке… Предугадает она и тяжкую долю своей дочери Али. Аля проведет 16 лет в сталинских лагерях. И за этим провидением – страшные факты последних дней и часов жизни Марины и Сергея… Сергей признает себя «французским шпионом» 8 месяцев спустя. Целых 8 месяцев непрерывных истязаний, нечеловеческих пыток, моральных и физических мук! Но 13 дней спустя Сергей откажется от своих показаний. И будет стоять на своем до конца… В 1941 году его расстреляли. Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться. Тут и настиг М.Цветаеву ее «одиночества верховный час» - она решила уйти из жизни. Годы Марина примерялась взглядом к крюкам на потолке, но пришел час, когда надо было не думать, а действовать – и хватило гвоздя. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак, 31 августа 1941 года, в свою рябиновую пору, накануне листопада…

Слайд. Портрет М.Цветаевой. ( А.Пугачева «Уж сколько их упало в эту бездну…») http://www.musicmegabox.net/content/get_song/2277/Uzh_skolko_ih_upalo_v_etu_bezdnu/

Экскурсовод 1.
В начале своего творчества М.Цветаева писала:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Поэтесса была права в своём поэтическом завещании. Такой черёд настал, её стихотворения читают, ими живут, их чувствуют… Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии…


Экскурсовод 2. «Я тоже была, прохожий, прохожий, остановись…» В этой строчке весь смысл творчества М.Цветаевой. Она была и творила, любила и жила…

Учитель:
Наша заочная экскурсия подошла к концу. Мы с вами побывали на островах любви замечательной поэтессы М.Цветаевой. На них вся жизнь ёё, творчество, события, факты, встречи и расставания. И на каждом острове – своя Марина Цветаева:

Слайд 48. Дочь
Слайд 49. Любимая
Слайд 50. Жена
Слайд 51. Мать
Слайд 52. Поэт
Слайд 53. И просто женщина…


- Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования – высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца. Он безмерен. Такова и М.Цветаева.
Слайд 54.
Рефлексия:
Учитель: Понравился ли вам урок? (Да, очень.) 
- Что вам понравилось больше всего? (Яркая презентация, чтение стихотворений наизусть, музыкальное сопровождение) 
- Кого бы вы хотели поблагодарить? (чтецов, тех, кто подбирал музыку) 
- Кто вас сегодня больше всех удивил? (экскурсоводы, чтецы) 

Учитель: Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. "Мне нравится", что урок не оставил вас равнодушными.

Хочу закончить наш разговор ёщё одним открытием - завещанием М.Цветаевой:

Учитель: Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души:.
*****************
Слайд 55. Спасибо Вам и Сердцем и рукой,
За то, что Вы меня так любите.

Темы соседних сочинений