Анализ стихотворения Цветаевой Бежит тропинка с бугорка



Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка. »? Почему это происходит? Как ты прочитаешь

отвечает Фролова Екатерина

Третья строфа в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка. » содержит восклицание, значит, в ней содержится эмоциональность и риторический, то есть не обращенный к конкретному лицу вопрос, на который не требуется давать ответ, так как ответ в самом вопросе. В стихотворении «Наше царство» тоже интонация меняется, потому что сначала шел разговор о волшебстве, о чем-то таинственном, а в последних
строчках говорится уже о том, что мир детства невозможно передать взрослому поэту.

Пример

Похожие вопросы

Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:
На дворах и домах.

Перечитайте описание воробья Сидора. Каким он был? Как вел себя? За что Сидора осуждали.

Л.Н. Толстой. Ореховая ветка
Прочитайте диалог героев. Подчеркните уговор.
Вдруг.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане.
Перечитайте описание острова Буяна. Как изменился.

Достоевский Ф. "Преступление и наказание"
У феди есть чувство юмора. Приведи два факта.

"Сказка о царе Салтане А.С Пушкин"
О чем говорили князь Гвидон и корабельщики? Прочитай.

"Радуга" И. Соколов-Микитов
Какие автор рисует картины? Прочитай.

Заполни карточку на книгу, прочитанную летом.
1) Евг. Велтистов Приключения электроника.

"Кто хозяин?" В. Овсеева
О чём спорили мальчики? Прочитай их разговор.

В.В. Маяковский «История Власа — лентяя и лоботряса».
Запиши, кого из писателей ты бы.

Как составить словарь настроений к стихотворению Бежит тропинка с бугорка?

В стихотворении "Бежит тропинка с бугорка. " поэтесса своими образными выражениями помогает увидеть читателю картины, нарисованные ее воображением.

Это сонные луга, ленивое течение реки Оки и сонно-тяжелые, качающиеся на клумбах мальвы.

В словаре настроения я бы написала такие чувства как восхищение прошлыми событиями и тоска по ним.

Настроение Цветаевой меняется по ходу стихотворения "Бежит тропинка с бугорка. ", сначала это веселые воспоминания о детстве, которые сменяются сонной тяжестью настоящего и тоской за ушедшими деньками.

В конце стихотворения такое ощущения, что автор как будто погрузилась в тягучую скуку.

в избранное ссылка отблагодарить

Урок литературное чтение 4 класс. Марина Ивановна Цветаева." Бежит тропинка с бугорка"

Тема. Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Цели. познакомить с творчеством Марины Цветаевой; раскрыть мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Оборудование к уроку. компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг, портрет писателя; аудиоприложение к учебнику..

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

· способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

· умение действовать по плану и планировать свою деятельность

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

· высказывать свое предложение

· уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

· совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

· уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

· развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

  • умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтения про себя ,увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспинимать текст на слух
  • формировать понятия. что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Биография Марины Цвеиаевой

1 ученик: 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина. Слайд №3-4

Спорили сотни колоколов
День был субботний

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины

3 ученик: Отец, Иван Владимирович Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке став профессором-искусствоведом и филологом.

4 ученик: Мать, Мария Александровна Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми. а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью

5 ученик: Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».

6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.

7 ученик: Зимой 1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын - Георгий.

- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

- Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

- Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.

- Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.

- В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

- Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей )

-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения ).

- Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома )

Эпитет образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа

Урок чтения М. Цветаева " Бежит тропинка с бугорка"

Урок чтения в 4 классе по программе «Школа России»

Тема: М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

Познакомить с творчеством М. Цветаевой, со стихотворением «Бежит тропинка с бугорка»

Развивать внимание к авторскому слову, употреблению образных выражений, умение анализировать стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приёмы создания образа детства.

Формировать умение осознанно, выразительно читать лирическое стихотворение.

Оборудование: Запись стихотворения «Красною кистью рябина зажглась», мелодия на стихи М. Цветаевой, памятки по средствам выразительности, карточки настроения.

Орг. момент.(1 мин)

- И так, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Начнём сейчас урок.

Какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

2) Артикуляционная гимнастика (2мин )

-Надуваем щёчки поочереди

-Нюхаем цветок ( на постановку дыхания)

-Задуваем свечи (Все сразу, по одной)

-Упр. на постановку логического ударения:

Скороговорка. Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Обобщение: Все эти упражнения помогут нам прочитать выразительно любые произведения.

Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений о детстве ( Есенин, Суриков, Ахматова) (3мин)

Постановка цели, темы урока. Актуализация знаний .(2мин)

- Ребята, скажите о чём стихи, которые вы сейчас услышали? ( о детстве)

-Сегодня мы очутимся в стране детства ещё одного поэта. Его фамилию вы должны выбрать по принципу «Какая фамилия лишняя?»

В.Ю. Драгунский, Б.С. Житков, П.П. Бажов, М.И. Цветаева,В.А. Осеева.

-На стр. 72 прочтите название стихотворения. Назовите тему урока полностью.

-Зная тему урока, определите задачи урока.

- Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине – поэте. М.И. Цветаева не любила когда её называли поэтессой. Она требовала, чтобы её называли только поэтом. М.И. Цветаева – человек необычайно интересной и трагической судьбы.

Знакомясь с творческой и человеческой душой М. Цветаевой мы не должны пройти мимо, не остаться равнодушным к ней, к её стихам.

Мы попытаемся при чтении стихов Цветаевой быть внимательными к авторскому слову, глубже понять смысл её стихов и переживаний.

6) Сообщение нового материала (2мин)

Рассказ учителя (презентация)

М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1992 года с субботы на воскресенье. В этот день был церковный праздник Иоанн Богослов. Об этом она напишет в своём стихотворении.

-Послушайте его, и скажите с каким чувством Цветаева говорит о своём рождении?

«Красною кистью рябина зажглась…»- слушание стиха в записи

Как и многие поэты, Марина верила знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина жаркая и горькая на излёте осени. Рябина стала символом её судьбы.

- Марина росла в мире музыки, поэзии и литературы. Стихи она начинает писать в 6 лет. Любимым поэтом её был Пушкин. Детство Марины проходило в Москве, а летние месяцы – в небольшом городке Тарусе на берегу реки Оки. Очень часто образ этой реки встречается в стихах М. Цветаевой. Этот образ связан с её детством. Когда умрёт мама, Марине исполнится всего 14 лет. Вся жизнь М. Цветаевой будет тяжёлой и горькой на вкус, как рябина.

В 3 года умрёт дочь Ирина от голода, в 1941 году расстреляют мужа Сергея Эфрона, дочь Ариадна будет долгое время находиться в тюрьме.

Стихи Марины Цветаевой при жизни были мало кому известны. Свой читатель у неё появился недавно: лет 20 назад. Сборники её стихов были изданы к 100-летию со дня рождения, к 50-летию со дня смерти.

Поразительно, что сама Цветаева ещё будучи совсем юной предугадала свою известность, свою нелёгкую судьбу.

« Моим стихам написанным так рано…

Как драгоценным винам настанет свой черёд»- писала она.

-И она была права: сейчас мы её изучаем в школе, на её стихи написаны песни. Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром»

Прослушайте отрывок из песни «Мне нравится» в исполнении А. Пугачёвой.

Знакомство со стихотворением.(3мин)

А теперь обратимся к стихотворению «Бежит тропинка с бугорка»

-Читает выразительно учитель наизусть.

-Какими чувствами наполнено стихотворение?

- О чём вспоминает автор?

-А детство М. Цветаевой было счастливым?

- О каких играх вспоминает автор?

-Ребята, а у вас есть любимые игры? Какие?

- Ребята. а можно взрослому человеку вернуться в детство?

-Ребята, а теперь закройте глаза и представьте, какие бы картины вы нарисовали к стихотворению.

- Какие краски вы бы использовали?

7)Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся вполголоса. (3мин)

Ребята, а теперь прочитайте это стихотворение и попробуйте передать те чувства, которые испытывал автор и найдите слова, которые вам непонятны.

- Скажите, какие слова вам были непонятны?

- Как вы понимаете значения этих слов?

1. Рай – место жизни безгрешных людей после смерти. Рай это красивое место на земле.

2. Закаты- заход солнца.

3. Шпаги – острое холодное оружие.

5. Мальва- шток роза. многолетнее растение.

Игра «Запретное движение»

Олицетворения(Бежит тропинка, движется Ока, дни ушли, спешат удары)

Сравнения (лопаты-шпаги, замок –сарай, сонно-тяжело)

Эпитеты (сонными, царственный)

Риторический вопрос(4 четверостишие)

8)Чтение по строфам (5-7мин)

-Ребята, а теперь попытаемся поглубже заглянуть душевный мир нашей героини, попытаемся почувствовать то, что чувствует она. Это пригодится нам для выразительного чтения.

Время и место в котором пребывает лирическая героиня имеет большое значение для М. Цветаевой.

Чтение 1 строфы.

_Что видит героиня? (тропинка, луг, река)

-Какое время суток описывает автор?

- Что является символом времени? В детстве время течёт медленно, вы всё время мечтаете, когда же вы вырастете. Значит как мы прочитаем 1 строфу?

-Какие художественно-выразительные средства использует автор?

_Давайте повторим. какие художественно-выразительные средства мы знаем? (повторяем по памятке)

Чтение 2 строфы.

- Чем заполнено пространство этой строфы? Какие звуки мы можем услышать?

- Какие художественно-выразительные средства помогают нам услышать звон и удары колокола?

-Где звонят колокола? В какой день они звонят? ( В воскресенье, в праздник)

Воскресенье – это праздник. Как мы должны прочитать эту строфу? (радостно, с приподнятым настроением)

Чтение 3 строфы.

-Где играли дети? Что происходит с пространством?

- Каким словом называет она то время?

-Что это за приём? Какие ещё средства выразительности использует автор?

С каким чувством нужно прочитать эту строфу? (С восторгом, радостью, с восхищением)

Чтение 4 строфы.

-Что видит героиня? Ничего, кроме клумб с цветами.

- сравните что она видела в начале стихотворения и в конце?

-Что произошло с пространством?

- А меняется ли настроение героини?

-Как нужно прочитать первые 2 строчки?(С сожалением, с грустью)

-Как качаются Мальвы? Как на душе у героини? Почему?

-Какой знак стоит после слова мальвы?( многоточие)Что он обозначает?

-Как мы должны прочитать последнюю строчку?

- Меняется ли настроение поэта в стихотворении?

Сужение пространства, вызывает изменение настроения героини. Она грустит, печалится.

9)-А теперь давайте вспомним правила выразительного чтения. (1мин)

(Ребята у доски напоминают правила выразительного чтения)

1.Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт.

2. Произносить стихи в 2 раза медленнее, чем говоришь в жизни.

3.Соблюдать знаки препинания.

4.При чтении постараться передать настроение, чувства. Эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.

10)Самостоятельное чтение детей(2 мин)

Проверка выразительного чтения -2 человека (3 мин)

-Удалось ли ребятам передать настроение лирической героини?

-Что в следующий раз вы прочитали бы по-другому?

- Дайте советы товарищам.

- Давайте подведём итог нашего урока. Все ли задачи мы с вами выполнили?

-Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение. Если урок вам понравился и прошёл для вас с пользой, то заштрихуйте лицо с весёлым настроением.

- Если вы остались равнодушными к уроку, то заштрихуйте лицо с равнодушным настроением.

- Если урок вам не понравился, вы недовольны собой, то заштрихуйте лицо с грустным выражением.

Домашнее задание: Прочитать самостоятельно стихотворение М.И. Цветаевой «Наши царства» и нарисовать к нему иллюстрацию в тетрадь.

Послушать стихотворение Цветаевой Бежит тропинка с бугорка

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Бежит тропинка с бугорка

Бежит тропинка с бугорка