Анализ стихотворения Бунина Северная береза



Материал к уроку по теме "Анализ стихотворения И.Бунина"

Картинка Анализа стихотворения Бунина Северная береза № 1

Стихотворение И.А.Бунина «Березка» (1906-1911) относится к пейзажной лирике. Главным образом лирического повествования является березка. Автор рисует ее так: «белая», «искривленный ствол», «раскидистые сучья». В этих инверсионных словосочетаниях чувствуются нотки народно - поэтической речи. Однако в целом поэт создает образ некрасивого дерева. Почему так? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к древесным мотивам русской лирики.

Еще со времен древних мифов образ дерева был символичен. Дерево ассоциировали с жизнью и смертью, с вселенной и человеком. Русская литература сохранила такое символическое представление о значении дерева. На Руси березу считают красавицей леса. О ней сложено много песен, преданий, былин, создано большое количество живописных картин. Понятия «береза» и «Россия» неотделимы друг от друга. Каждого человека, любящего свою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе русское поле без березы? А русский лес без светлой березовой рощи?

Загрузка...

Русское слово береза очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый», «белый». Видимо, так прозвали березу за цвет ее коры. Интересно, что и слово береста – того же происхождения. Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch, в латышском – berzs.

Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление

С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником.

Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

Образ березы в текстах русских поэтов многозначен: в нем и грусть опущенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, - грусть, которой овеяно это дерево.

Березу в поэтических произведениях часто очеловечивали, наделяя ее портретными характеристиками. Она ассоциировалась с девушкой: стан, бедра, ножка, прическа, косы. Это «русское древо» олицетворяет собой мировую гармонию, единство человека и природы.

Обратимся к стихотворению И.А.Бунина. Почему же его березка так неказиста? Видимо, автор хотел создать образ березки-страдалицы. «Искривленный ствол» говорит о лишениях и трудностях, «раскидистые сучья» - о печальности. Стоит заметить, что произведение создано в период с 1906 по 1911 годы. Это нелегкое время в жизни поэта: разочарование в браке с Анной Цакни, дочерью революционера, смерть сына, который умер в возрасте пяти лет. Глубокая личная драма не могла не сказаться на образах, созданных поэтом.

Вернемся к образу неказистой красавицы-березки. Подтверждением того, что образ березки любим автором, говорит о название стихотворения. Не «береза», а именно «березка». В слове «березка» наличие уменьшительно-ласкательного суффикса позволяет думать о том, что автор объединил в нем свое отношение к этому дереву: и нежность, и любовь. Русская красавица привлекает к себе внимание еще и тем, что вокруг нее неприглядная картина: «все мертво», «мороз», «нет ни листочка». Среди мрака, мертвенности и пустоты проглядывает «резко-белый ствол». Это она, березка.

Стихотворение состоит из двух строф. Первая носит повествовательный характер, рассказывающий о природе. Красота русского пейзажа скромная, печальная. Страстно любимая природа изображена безрадостной, обесцвеченной. Нам открывается такая картина, переданная поэтом при помощи следующих эпитетов: « пустые небеса», «голое поле», «низкий свет», «пустые поля», «одинокая береза». Во второй строфе грустная картина природы сливается воедино с миром чувств лирического героя («грусть», «утрата»). И мы понимаем, откуда эта грусть, какова «утрата» автора.

Несмотря на то, что мотив стихотворения грустный, в двух строфах березка словно прорезает эту мрачную картину. В первой строфе «взрывным», антитезным всей картине является слово-деталь «резко-белый ствол». А во второй строфе «вынырнуть» из картины пустых полей и одиночества позволяет слово категории состояния – «ей легко». В конце стихотворения Бунин одушевляет березку, сравнивая ее с девушкой, весенний расцвет которой еще впереди («Но ей легко. Ее весна – далеко»).

Одушевление природы – излюбленный приём в бунинской лирике. В естественности бытия, по Бунину, источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Поэту важно передать различные состояния природы. Бунин – лирик наблюдательный, тонко подмечает неоднозначность явлений. От бунинских строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия

Мышление поэта ассоциативно: наступление весны возбуждает мысль о молодости. Поэтому он и сравнил березку с девушкой. И сразу в конце стихотворения словно бы перечеркнул все грустное, ведь повеяло весенним ароматом… Бунинское искусство олицетворения удивительно. Он был далёк от символизма, стиль которого чрезмерно богат иносказаниями, однако подобный стиль был вполне доступен поэту, демонстрировавшему свою прочную приверженность пушкинской ясности стиха.

Природу Бунин обожествляет – она гармонична и прекрасна, она создана богами для богов, и сознание этого может прийти лишь в самые таинственные часы.

Бунин хочет быть созерцателем совершенного творения, и именно таким он показывает нам окружающий мир – безукоризненным и великолепным. Пусть даже великолепие скромно и мрачно. На этот образ работает каждое слово и каждая ассоциация, возникающая у читателя. В бунинских стихах богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Обратимся к цветам, которые использует автор в стихотворении «Березка». Говорят, что И.А.Бунин – «хранитель золотой осени русского реализма». Мне кажется, что многие краски осени он отобразил в этом стихотворении. Скорее, он объединил все то, что природа теряет и приобретает. «Желтое поле» еще радует глаз своими насыщенными красками. Желтый цвет у Бунина ассоциируется с солнечным светом, с теплотой. Но читая стихотворение, понимаешь, что с наступлением осени и морозов тепла становится все меньше. Именно поэтому здесь употребляется слово «желтый», а не излюбленный Буниным «золотой».

И.А.Бунин очень внимателен к цвету. Цвет он чувствует с особой тонкостью и силой, как прирожденный живописец. О березке он пишет, что ее ствол «резко-бел». Не просто бел, а именно резко. Последнее слово словно останавливает читателя среди унылой картины, нарисованной автором, и заставляет посмотреть на березку, цвет ствола которой отличается по цвету от всего остального. Именно березка в своей цветовой резкости ствола – героиня стихотворения. Зеленая пустота, зеленый цвет как отголосок сочного веселого лета лишь усиливает белизну ствола русской красавицы.

Безусловно, в выборе красок Бунин следует традициям классической русской поэзии. Но всё же он постоянно ищет что-то новое, какие-то смелые сопоставления, штрихи, в которых он находит другой, ещё более интересный взгляд на мир.

«Соглядатай природы» – так называли Бунина. Читая эти строки, нельзя не согласиться с этим определением. Поэт изображает природу не только в цвете, но и в звуке. «Как скоро я нашел звук, все остальное дается само собой, « - писал поэт. Нежные переливы музыки природы не могли не отразиться в стихах великого поэта. У же в первых строчках стихотворения « Березка» ассонансное звучание указывает на сближение образов картины: «перевал» - «береза». Тот же настрой прослеживается и во второй строфе. Здесь единство понятий, переданных словами « осень-перевал-береза- весна», помогают ощутить нежность и плачевность одновременно. Стоит заметить, что в первой и второй строфе это ощущение сохраняется.

Начиная с третьей строчки первой строфы, полифония ассонанса и аллитерации удивляют:

Ствол, искривленный бурями, и плоско
Раскинутые сучьи. Я стою,
Любуясь ею, в желтом голом поле.
Оно мертво. Где тень, пластами соли
Лежит мороз. Уж солнца низкий свет
Не греет их. Уж ни листочка нет
На этих сучьях буро красноватых,
Ствол резко-бел в зеленой пустоте.

Наличие свистящих звуков «с», «з» позволяет почувствовать леденящий холодок, услышать шум холодного ветра, играющего голыми сучьями. Сонорные согласные «л», «н» придают строкам некую умиротворенность. Ассонанс в виде повторяющихся гласных «о» позволяет поддержать тему холодного завывания ветра, переданного свистящими согласными.

Во второй строфе отмечается большое преобладание глухих согласных над звонкими. Такая звуковая организация придает тягучесть, плавность речи, что созвучно поэтическому языку 20 века.

Таким образом, разнообразие звуков в стихотворении «Березка» позволяет передать глубокую печаль автора, наполнить душу гармоничным звучанием разноголосицы природы.

Лирическим своеобразием данного стихотворения следует считать минимальное присутствие в нем глаголов. Обратимся к первой строфе:

На перевале дальнем, на краю
Пустых небес, есть белая березка:
Ствол, искривленный бурями, и плоско
Раскинутые сучьи. Я стою,
Любуясь ею, в желтом голом поле.
Оно мертво. Где тень, пластами соли
Лежит мороз. Уж солнца низкий свет
Не греет их. Уж ни листочка нет
На этих сучьях буро красноватых,
Ствол резко-бел в зеленой пустоте.

Среди обилия определений глаголы занимают малую часть, да и те не обозначают стремительного действия. Можно сказать, что они имеют значение покоя: есть, ежит, стою, не греет. Лишь глагол «любуюсь» определяет авторское отношение к березке.

Вторая строфа полностью лишена глаголов. Их отсутствие можно объяснить тем, что Бунин подобно художнику хотел создать картину, состоящую из отдельных мазков, но объединенную единой композицией. И связующим звеном в этой композиции является словосочетание «на перевале дальнем». Оно словно обрамляет произведение и позволяет говорить о кольцевой композиции.

Вернемся ко второй строфе:

Но осень - мир. Мир в грусти и мечте,
Мир в думах о прошедшем, об утратах.
На перевале дальнем, на черте
Пустых полей, березка одинока.
Но ей легко. Ее весна - далеко.

Выделим номинативные части из предложений и получим следующую цепочку: «осень – мир – грусть – мечта – думы – утраты – перевал – черта – поля - березка». Эти слова не нарушают ощущения грусти, однако в них уже четко прослеживается связь между миром природы и миром человека. Отсутствие глаголов позволяет расширить образное пространство и задуматься… Над чем?

Осень – это мир. Какой? Для каждого он свой. Дальний перевал. А что за ним? На этот вопрос каждый ответит по-разному. Произносишь слово «поле» и словно смотришь вдаль, пытаясь рассмотреть размытые границы черной земли. Березка… И взгляд уже меняет положение и скользит вверх. Поле зрения расширяется. И вот уже благодаря такой ассоциации появляется четкий ритм: перевал (выше взор) – черта (ниже взор) – березка (снова взор выше). Так назывные предложения помогают нам воспринимать не только картину, созданную автором, но и расширяют пространство этого стихотворения. Наблюдаемый объективный мир переходит в субъективно живой. В словах «грусть», «мечта», «думы» «утраты» отражается не только грустная картина, но и прочувствованная. И это ощущение не стороннего наблюдателя, а самого автора. И «нарисованная» автором картина уже превращается во внутреннюю картину переживаний и чувств человека.

Интересна роль союза «но» в предпоследней строчке стихотворения. Он противопоставляет не только различные по значению слова: «одиноко» - «легко», но и смысловые образы. Кроме того союз еще и соединяет воедино контрастную картину унылости и надежды на новое, светлое, радостное.

Итак, отсутствие глаголов во второй строфе стихотворения отчетливо вызывает в нас и движение взгляда, и движение чувства. И в какой бы последовательности ни были расположены существительные, отражающие основные образы, все равно сложится единая картина. Чередование внешнего и внутреннего в стихотворении позволяет говорить о гармонии человека и природы.

План-конспект урока (9 класс) по теме:
Пейзажная лирика И.Бунина

Картинка Анализа стихотворения Бунина Северная береза № 2

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе

в 9 классе слабослышащих

Учитель: Солодянкина Елена Викторовна

Тема: Пейзажная лирика И.А.Бунина. Стихотворения «Бушует полая вода…» и «Северная берёза».

Форма проведения: Урок – практикум.

  1. Познакомить учащихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина, помочь увидеть творческий почерк поэта.
  2. Учить анализу лирического стихотворения.
  3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие текста.
  4. Совершенствовать навыки осмысленного, выразительного чтения.
  5. Развивать восприятие на слух вопросов и заданий учителя.
  6. Воспитывать любовь к природе.

Репродукции картин Е.Волкова «В конце зимы», «В лесу. По весне», А.Саврасова «Грачи прилетели», «Ранняя весна. Оттепель», Ф.Васильева «Оттепель», И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода», С.Жуковского «Ранняя весна».

Аудиозапись фортепианной пьесы П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка».

Листы с текстами стихотворений И.Бунина.

Карточки с практическими заданиями.

Этапы работы над стихотворением И. Бунина «Бушует полая вода»

  1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Рассказы детей о природе весной (личные впечатления).

Рассматривание иллюстраций, их озаглавливание, проведение словарно-стилистических упражнений.

  1. Непосредственное восприятие стихотворения.

Выразительное чтение педагога.

Репродуктивная беседа на выявление уровня восприятия.

Чтение стихотворения детьми.

  1. Углубленное изучение произведения.

Сравнение текста с иллюстрациями. Выбор самой подходящей к содержанию и настроению текста репродукции (иллюстрации).

Оценочное суждение о прочитанном.

  1. Орг. Момент. Сегодня на уроке мы будем учиться вдумчиво читать и анализировать пейзажные стихотворения И.А.Бунина. Работайте активно, внимательно слушайте мои вопросы.
  2. Подготовка к восприятию. (Учитель задаёт вопросы за экраном.)

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Какой сейчас месяц? (Март)

- Какая в этом году весна? (Ранняя весна)

- Что обычно происходит в природе в начале марта? (Обычно только начинает таять снег, появляются проталинки, бегут первые ручейки, прилетают грачи)

  1. Реализация домашнего задания.

Какое впечатление произвела на вас экскурсия в природу?

Прочтите свои сочинения-зарисовки.

- Посмотрите на картины русских художников. К какому жанру живописи относятся эти картины? (Это пейзажи) - Что их объединяет? (На всех этих пейзажах изображена ранняя весна.) - Какие признаки весны мы видим?

-Великий русский поэт Иван Алексеевич Бунин был настоящим художником слова. Послушайте, как он описывает приход весны.

4. Выразительное чтение стихотворения «Бушует полая вода…» учителем.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу "зайчики" трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Репродуктивная беседа, выявление уровня восприятия прочитанного.

- Какое время года описано в стихотворении? (Ранняя весна)

- По каким признакам вы это определили? (Бушует вода, кричат грачи, тает снег)

- Перечитайте стихотворение внимательно, постарайтесь запомнить как можно больше признаков весны.

- Письменно ответьте на вопрос: Какие картины стихотворения вам запомнились?

- Прочтите вслух свои записи.

-Чтобы текст предстал перед вашим воображением ярче, перечитаем его по строфам.

- Вспомним, что называют строфой. (Это группа строк, связанных рифмами)

- Сколько строф в стихотворении? (Шесть строф)

  1. Углубленное изучение произведения.(«Вслед за автором»)

- Прочтите первую строфу.

- Какими звуками наполнена природа весной? (Шумит вода, кричат грачи)

- Какие это звуки, какое настроение они рождают? (Волнение и радость)

- Прочтите вторую строфу.

- Какое время суток изображено? (Утро)

- Что подмечает автор весенним утром?

-Как вы понимаете выражение «Дымятся чёрные бугры»? Как можно сказать по-другому? (Пар поднимается от проталин)

- Чем наполнен этот пар? (Теплом и светом)

- Перечитаем третью строфу.

- Какое время суток описано? (полдень)

- Что можно нарисовать на иллюстрации к этой строфе?

- Почему слово «зайчики» автор взял в кавычки? (Оно употребляется в переносном значении)

- Какие «зайчики» трепещут в комнате? (Солнечные)

- Куда переносится взгляд автора в четвёртой строфе? Прочтите её. (Автор любуется небом и ласковым солнышком)

- Какие слова употребляет автор для описания облаков, неба, солнца?

-Как голубеет небо?

-Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (Слово гумно.)

- Гумно - это большое помещение, где молотили и хранили зерно.

- Прочтите пятую строфу.

- Какие чувства испытывает автор?

- Какими запахами наполнен воздух? ( «И слышен свежий запах сада и теплый запах талых крыш»)

- Закройте глаза и попытайтесь представить эти запахи.

- Чем могут пахнуть талые крыши? (Возможно, щепой или прелой соломой)

- Прочтём заключительную строфу стихотворения.

- Обратите внимание, как автор передаёт краски и звуки весны. журчит, сверкает вода, звучит крик петухов. А что ещё чувствуем мы своей кожей? ( Мы ощущаем прикосновение мягкого и сырого ветра)

- Итак, как автор обогатил наше представление о приходе весны?

(Мы не только увидели её цвета и краски, не только услышали весенние звуки, но и почувствовали аромат весны, ощутили её прикосновение своей кожей.)

Прочтём стихотворение целиком. (Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.)

Словарно-стилистическое упражнение. (Работа с карточками) (Во время самостоятельной работы учеников в классе звучит музыка П.И.Чайковского.)

Выберите из текста и запишите в тетради эпитеты ( образные, художественные определения ) к словам:

(Если чувствуете необходимость, перепишите из карточки в тетрадь определение термина «эпитет»).

- Снова обратимся к репродукциям картин русских художников.

- Какая из картин ближе всего и по содержанию стихотворению И.А.Бунина, прочитанному нами? (Наиболее близки Бунинскому стихотворению картины Саврасова «Грачи прилетели» и «Ранняя весна. Оттепель».

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Бушует полая вода»? Какие мысли и чувства оно вызвало?

7. Чтение и анализ стихотворения «Северная берёза».

Работа по карточкам:

-Внимательно прочтите текст.

Над озером, над заводью лесной -

Нарядная зеленая береза.

"О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!"

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады.

"О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!"

Опять, опять нахмурилось, - опять

Мелькает снег и бор гудит сурово.

"Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова".

- Кто является лирическим героем стихотворения? (Берёза)

- Какой художественный приём использовал автор?

- Как называется художественный приём, когда неодушевлённому предмету приписываются свойства человека ( в данном случае- способность говорить)?

- Чем необычна композиция (построение) стихотворения? (Каждая строфа делится на две части – слова автора и голос берёзы.)

- Какие чувства испытывает берёза? (Она дрожит от холода, радуется солнцу и своей юности, боится измять свои наряды – совсем как молоденькая девушка)

- К кому обращается берёза? ( К девушкам)

- Как вы думаете, почему именно к ним? (Она сама похожа на девушку)

- Какие эпитеты использует автор для описания берёзы? (Нарядная, зелёная)

- Выпишите из текста. А) сравнение;

- С какой интонацией следует читать это стихотворение?

Какое настроение дарит нам стихотворение «Северная берёза»? (Радость, ощущение свежести, молодости, чистоты).

-Составьте партитуру чтения понравившегося вам текста. Приготовьтесь к его выразительному чтению.

9. Итоги урока. Оценки за урок.

Интересно совмещение разнообразного материала на уроке и творческой работы учащихся.

Данный материал может быть использован и для уроков и для конференций школьников.

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс.

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс.

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ.

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. (Урок с применением модульной технологии)

Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках хорошо продуманных, разнообразных заданий и вопросов для раскрытия идейного замысла и понимания содержания.

Урок дает ученикам интегрированное представление о православном направлении в лирике поэта, пробуждает интерес к его творчеству, способствует художественно-эстетическому развитию личности учащихся.

Северная берёза

Картинка Анализа стихотворения Бунина Северная береза № 3

Есть еще немаловажная проблема, к которой сегодня приковано внимание и литературной общественности, и многочисленных поклонников поэзии Есенина, и, конечно же, средств массовой информации. За последнее время появилось множество статей и публикаций с «версиями» о смерти Есенина. Сразу же заметим. Интерес к поэту, к последнему году его жизни и ко всем обстоятельствам, связанным так или иначе с уходом Есенина из жизни, в наши дни — естественен и закономерен.

Тему этого сообщения подсказали мне материалы, которые встретились в процессе работы над книгой «С.Есенин, Жизнеописание в документах».

Поздней осенью 1915 года на улицах Петрограда появилась неброская афиша, извещавшая публику о том, что в концертном зале Тенишевского училища в воскресенье, 25 октября 1915 года состоится вечер «Краса» с участием поэтов Сергея Городецкого, Алексея Ремизова, Сергея Есенина, Николая Клюева. Были указаны еще три фамилии: Александр Ширяевец, Сергей Клычков и Павел Радимов.

Стихотворение Бунина И. А.
«Северная берёза»

Картинка Анализа стихотворения Бунина Северная береза № 4

"Северная берёза"

Над озером, над заводью лесной –
Нарядная зелёная берёза.
«О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады.
«О девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, - опять
Мелькает снег и бор гудит сурово.
«Я вся дрожу. Но только б не измять
Зелёных лент! Ведь солнце будет снова».

См. также Иван Бунин - стихи (Бунин И. А.) :

Северное море
Холодный ветер, резкий и упорный, Кидает нас, и тяжело грести; Но не.

Седое небо надо мной.
Седое небо надо мной И лес раскрытый, обнаженный. Внизу, вдоль просек.

Урок литературы по теме "Чудо поэтического слова. Анализ поэтического текста". 6-й класс

  1. Учить чувствовать и понимать художественное слово, пробуждать интерес к лирике.
  2. Развивать воображение, учить строить высказывание о произведении.
  3. Прививать вкус к эстетике родного слова.
  • портрет И.А.Бунина, томик стихов И.Бунина, хризантема;
  • выставка книг (В.Брюсов. Сила русского глагола. К.Г.Паустовский. Золотая роза. В.Приходько. Постижение лирики и другие).

Технология групповой работы.

Раздаточный материал: тексты стихотворений, словарик терминов, памятка «Анализ лирического произведения».

I. Cлово учителя. Сегодня мы будем читать стихи и пытаться понять поэта. Почему поэта надо понимать? В чём сложность поэтического слова? У Сергея Есенина есть строки: «…будто я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Герой повести И.Богомолова «Зося» комбат Витька возмущается: не бывает розовых коней, поэт пишет неправду.

Как не бывает говорящей рощи («Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком…», С.Есенин), отряда пёстрых бабочек (А.Майков), армии воздушной благовонных ветерков… Услышав про то, что «в саду горит костёр рябины красной», такой человек представит пожар.

Не понимать стихи – не грех.
«Ещё бы, - говорю, - ещё бы»…
Христос не воскресал для всех.
Он воскресал для посвящённых…

Так поэт Андрей Вознесенский словно подхватывает мысль И.А.Бунина: «А счастье только знающим дано».

Кто же не мечтает быть счастливым, ощущать красоту и богатство мира!

Преобразить мир, показать его с неведомой стороны – сотворить чудо – способно…слово!

Слово. Свежее, необычное, яркое, эмоциональное – поэтическое. Но для сотворения чуда слова поэта недостаточно. С кем происходят чудеса? С теми, кто в них верит. Всякому ли слово откроется? Человеку без воображения, человеку невнимательному, торопливому, небрежному не дана радость постижения лирики. Чуда не случится. Кстати, как вы поняли выражение «горит костёр рябины красной»?

Какой приём художественного, образного изображения жизни использовал Сергей Есенин?

Какие ещё изобразительные средства языка вы знаете?

Итак, чтобы увидеть чудо, обладать воображением и знанием. Но знать определения – ещё не значит понимать метафору или сравнение. В каждом стихотворении они неповторимы. Что видеть, на что обратить внимание, мимо чего не пройти, как, наконец, стать талантливым читателем и ценителем поэзии, – вам подскажут книги, которые сегодня на выставке.

На уроке же постарайтесь быть особенно внимательными к слову поэта, постарайтесь увидеть новизну его и красоту. И чудо произойдёт!

Чтение учителем стихотворения И.Бунина «На окне, серебряном от инея…»

На окне, серебряном от инея,
Ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.

И всё утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моём окне. (1903,VIII.)

II. Коллективный анализ стихотворения.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Каким настроением проникнуты бунинские строки?

- Какие слова передают чувство радости, переживаемое лирическим героем? (Бодрое солнце, утро тихо, радостно и молодо.)

- Эти эпитеты в данном контексте необычны. Почему? (Олицетворение.)

- Почему бы не сказать: я бодр, радостен, молод? Прямо и ясно. Но в этом случае, вы правы, исчезнет ощущение слияния его с миром природы, ощущение гармонии с ней – и будет в этом большая неточность, искажение правды: чудное утро дарит прилив свежести…

- Какие картины вы увидели?

- Какой образ показался особенно свежим, а потому удивляющим и восхищающим?

- Как вы поняли слова «за ночь хризантемы расцвели»? О чём идёт речь? О морозных узорах на стекле.

- Но почему бы поэту так прямо и не сказать: «… холода узоры навели»? Или «морозом стёкла расцвели»? Есть же у него: «Каретный кузов быстро промелькнул, Блеснувши глянцем стёкол мёрзлых»! Тайна, и до конца мы, конечно, не раскроем. Но всё же… Какие ассоциации (связи) вызывает у вас слово «хризантема»? (Красота, нежность, радость, любовь.)

Образ хризантем связан с настроением всего стихотворения или стоит особняком? (Видимо, радость героя связана не только с красотой мира, но и красота эта – следствие его восторженного настроения.)

- Бунина называют живописцем в поэзии. Вы ощутили это?

- Какими красками, тонами написан пейзаж? Найдите цветовые слова. Важны ли они для героя? (Небо ярко-синее, белый снег; краски яркие и чистые, окно серебряное, хризантемы серебристые, окно золотится.)

Кроме прямого высказывания о красках – ярких и чистых, 2 есть подчёркивание особым способом – каким? – инверсией. Лирический герой не налюбуется видом из окна: он переводит взгляд от оконных стёкол к небу, оглядывает всё утро, запушённое снегом, и снова к небу, от него – к узорам-хризантемам на окне. Вы заметили: Бунин добавил эпитет – серебристые… Остановимся: серебряный – серебристый… Одно и то же? Обратимся к толковому словарю:

Серебряный – цвет серебра. Серебро – металл серовато-белого цвета.

Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.

Как видите, цвет приобрёл блеск и чистоту. У Бунина: серебряный – отблеск – серебристый.

И.А.Бунин предельно точен в подборе слова.

- Какой снег в его стихотворении? (Метафора «снеговая пыль» и совсем прямое, обычное – «белый снег».)

В первом случае словно и не может быть иначе: под застрехой – «в крестьянских избах свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий нижний край крыши» – «место для пыли», словом. Но как «облагораживается» непоэтичная «застреха»! В другом случае («белым снегом всё запушено») иначе и не сказать, так как внимание сосредоточивается на мягко звучащем «запушено» (не «занесено» или «заметено»).

Итак, у большого мастера каждое слово на своём месте, несёт эмоционально-смысловую нагрузку. И какое удовольствие – вслушиваться, всматриваться и удивляться!

У поэта особое зрение. Он видит зорче, глубже других. Замечает сходство явлений и предметов и помогает нам увидеть мир неожиданно и свежо. Не всё в поэзии объяснимо. Но чтобы приблизиться к поэту, надо почувствовать его настроение, увидеть ключевые, самые яркие образы.

Работая в группах, постарайтесь выразительно прочитать стихотворение и дать ему читательскую оценку. Можно воспользоваться памяткой «Анализ лирического произведения».

III. Групповая поисково-аналитическая работа с текстами И.Бунина: «Северная берёза», «Бушует полая вода», «Оттепель», «Седое небо надо мной…».

(Не привожу ответы детей: принимаются все – удачные и беспомощные). Работа завершается выступлением учащихся перед классом.

Учитель: Для меня самой ценной жизненной подсказкой поэта Ивана Алексеевича Бунина стали строки:

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

- А для вас? Сотворил ли Бунин чудо?

- Какие сделали открытия? В чём надо ещё разобраться?

- Чьё выступление показалось вам самым ярким, интересным, содержательным?

- Ради чего весь наш разговор о бунинских стихотворениях? Нужен ли он? Пригодится ли в жизни? Не тратим ли время попусту?

V. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра (можно в стихах, можно сформулировать свою тему): «Песня февральской капели», «Таяние снега», «Первые проталины», «Капризы февраля», «Музыка леса», «Скоро весна», «Приближение весны».

Несколько попутных замечаний. Сознательно предлагаются темы как «поэтического» свойства, так и «фенологического»: по тому, что выберет ученик, можно определить его интерес к художественному слову и далее корректировать методику. Использование Памятки допустимо, но совсем не обязательно, так как живое восприятие стихотворения и возможность сказать «своё» значительно важнее в воспитании читателя, чем правильные ответы на правильные вопросы. При чтении художественных текстов и их обсуждении мы исходим из права каждого читателя на личное открытие. В результате каждый слушает каждого, один обогащает другого, и к 9-10 классу подростки умеют приближаться к авторской мысли, сопереживать авторскому чувству, а также формулировать свои впечатления и размышления как устно, так и в виде сочинения. Немаловажно и то, что «свобода», как правило, требует ответственности, а ситуация защиты своей правоты мотивирует на обдумывание каждого тезиса, поскольку ученику надо быть убедительным перед аудиторией. Так в совместной работе формируется и читательский вкус, развивается эстетическое чувство подростка. Выразительное чтение требует особого разговора. Коротко: с первых встреч с учениками я пытаюсь объяснить детям, что художественные тексты надо читать или выразительно – или не читать. Чтение строк поэта – это миссия. (Перед портретом со свечой, с музыкальным фоном…).

Северная берёза
Над озером, над заводью лесной –
Нарядная зелёная берёза…
«О девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»
То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады…
«О девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!»
Опять, опять нахмурилось, – опять
Мелькает снег и бор глядит сурово…
«Я вся дрожу. Но только б не измять
Зелёных лент! Ведь солнце будет снова.» (1903)

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает. (1892)

Оттепель
Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия. (1901)

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый,
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идёт холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя – скитанья
Да радость одиноких дум! (1889)

Памятка. Анализ лирического произведения.

  1. Чем волнует данное стихотворение?
  2. Каким настроением проникнуто?
  3. Меняется ли настроение? Каково движение чувств в произведении?
  4. Что хотел сказать автор читателю? О чём предложил поразмышлять, задуматься?
  5. Какие строки особенно потрясли или удивили тебя?
  6. Благодаря чему мысль и чувства поэта слились с твоими? Обрати внимание на:
    а) выразительность отдельных образов;
    б) ёмкость и свежесть поэтического слова;
    в) яркие эпитеты, метафоры, сравнения;
    г) стихотворный размер, построение строфы, особенность рифм;
    д) наличие сюжета, художественное построение произведения.

Послушать стихотворение аБунина Северная береза

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Северная береза

Анализ стихотворения Бунина Северная береза