Анализ стихотворения Бунина Родник



Анализ стихотворного текста на уроках литературного чтения

Картинка Анализа стихотворения Бунина Родник № 1

Через стихи о природе дети учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворений о природе побуждают к собственному творчеству. Такие уроки несут в себе большой воспитательный заряд.

Мой подход к методике обучения анализу стихотворений о природе опирается на использование метода интеграции. Я стараюсь такие уроки чтения проводить в тесной связи с уроками русского языка, рисования, чтобы дети смогли прочувствовать красоту природы, запечатлённую в стихотворении, чтобы они смогли увидеть в нём образ самого автора.

Очень часто после уроков анализа стихотворения предлагаю детям дома попробовать себя в роли композиторов – сочинить музыку к изученному стихотворению. На следующих уроках ребята, не стесняясь, поют стихотворения, а не просто рассказывают их наизусть. Такие задания раскрепощают детей, способствуют развитию у них творческих способностей, появлению интереса к урокам чтения.

Загрузка...

На таких уроках большое внимание также уделяю развитию навыков выразительного чтения стихотворения. Дети готовятся к выразительному чтению: под моим руководством они подчёркивают в стихотворении слова, на которые падает логическое ударение, указывают карандашом длительность пауз (II – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие; I – запятая, точка с запятой, двоеточие). Также перед чтением обговариваем с детьми, с какой интонацией, каким голосом нужно читать определённые места. Поскольку в классе 25–30 человек, а читать хочется всем, практикую чтение хором, квартетом, трио, дуэтом. При этом настраиваю детей на то, чтобы они при чтении слушали друг друга.

Чтение детей оценивает жюри. В его состав входят три ученика, которых выбирает класс или назначаю я. В итоге в роли жюри бывают все дети.

Когда дети читают или рассказывают наизусть стихотворение, жюри внимательно слушает. Затем свои оценки жюри объясняет, анализируя чтение детей. Анализ, как правило, начинается с того, что жюри отмечает всё самое удачное в чтении.

Схема анализа чтения стихотворения всегда перед глазами детей. Она такова:

  1. С чувством ли читал?
  2. Соблюдал ли нужную интонацию?
  3. Правильно ли выдерживал паузы?
  4. Правильно ли ставил логическое ударение?
  5. Выделял ли голосом особые места?
  6. Не было ли при чтении ошибок в словах?

В процессе такой работы у детей развиваются внимание, аналитические способности, умение оценивать работу других.

Особо важное место в системе развития устной речи школьников занимает пересказ. Очень часто на уроках чтения или русского языка после полного анализа стихотворения о природе я предлагаю детям перевести данное стихотворение на язык прозы, т.е. пересказать. Прежде чем приступить к записи текста-пересказа, говорю детям: «Представьте: всё, что описал поэт в своём стихотворении, вы увидели сами, прочувствовали эти картины природы, но у вас нет такого дара – писать стихи. Тем не менее вы можете описать увиденные вами картины природы языком прозы».

Перед записью текста-пересказа стихотворения проводится большая подготовительная работа. Дети выделяют главную картину, настроение каждой строфы стихотворения, пересказывают отдельно каждую строфу языком прозы. После работы над отдельными строфами дети пересказывают языком прозы полностью всё стихотворение, затем самостоятельно письменно излагают свой пересказ.

В ходе такой работы у детей развивается речь (дети подбирают синонимы, учатся правильно строить предложения). Также подобная работа приучает детей к самостоятельному наблюдению за картинами природы и описанию увиденного как языком прозы, так и стихотворным языком.

Чтобы дети глубже поняли смысл, настроение стихотворения, предлагаю им проиллюстрировать его на уроках рисования. Готовясь к этой работе, дети рисуют словесную картину к каждой строфе. В ходе словесного рисования выясняем, что мы видим на этой картине на первом плане, на втором, на заднем плане, выбираем нужные цвета, обговариваем, как лучше расположить альбомный лист.

Описанная работа над стихотворением, на мой взгляд, способствует не только развитию речи, навыка выразительного чтения, но и эмоционально-эстетическому развитию ребёнка. «Пропуская» стихотворение через себя, ребёнок учится видеть красоту природы, описанную в стихотворении, глазами автора, становится внимательнее не только к окружающей природе, но и к самому себе и своим близким.

В качестве примера приведу урок литературного чтения, проведённый в 3 классе во II четверти (программа Л.В.Занкова).

Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».

  • Познакомить детей с творчеством И.А.Бунина.
  • Продолжить работу над развитием у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

1. Актуализация (вступительная беседа)

– Что есть чтение? Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на слова М.Цветаевой:

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайны, оставшейся за строками, за пределами слов». М. Цветаева (слова – на доске)

(Стихи нужно читать не бездумно, механически, а видеть при чтении подтекст каждого слова, т.е. при чтении нужно прочувствовать настроение поэта, даже вдохнуть те запахи, которые описаны в стихотворении, услышать все звуки, шорохи, мысленно оказаться в описанном месте…)

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Что нового узнаете на уроке? (На доске: знать. И.А.Бунин «Родник») (Познакомимся с творчеством И.А.Бунина, узнаем, что обозначает слово родник )

– Чему будете учиться? (На доске: уметь :

(Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.)

– Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.

3. Вступительное слово о писателе

(Рассказывают подготовленные дети. На доске – портрет писателя.)

– И.А.Бунин родился 10 октября в 1870году в Воронеже. Умер поэт 8 ноября в 1953 году в Париже. С детства он очень любил родную природу: слышал шуршание каждого листика, колоска, для него любая травина, любой цветок были чем-то живым. В своих стихах он точно в деталях описывал природу, что, читая их, мы слышим различные звуки, мы чувствуем запахи свежескошенной травы, осеннего дождя… Язык стихов И.А.Бунина простой, поэтому его стихи читаются и заучиваются легко.

(Подготовленные дети читают наизусть стихи И.А.Бунина: «Северная берёза», «Детство», «Метель»)

– Можно ли И.А.Бунина, как и С.Есенина, назвать певцом русской природы? (И.А.Бунин – певец русской природы: он восхвалял, превозносил, воспевал красоту родной природы в своих стихах.)

– Можно ли стихи И.А.Бунина назвать певучими? (На стихи И.А.Бунина можно сочинить музыку и петь их как песни.)

– Послушайте удивительное стихотворение И.А.Бунина «Северная берёза» в исполнении моих бывших учеников. (Это стихотворение поётся хором. Музыку к нему коллективно сочинили мои бывшие третьеклассники из Шурышкарской средней школы. Пение детей записано на аудиокассету.)

– Во время слушания песни вы будете стоя изображать движения и состояние берёзы.

5. Знакомство с содержанием стихотворения

– А теперь послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник .

6. Анализ стихотворения

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)

– Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)

– Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)

– Что обозначает слово родник ?

(На доске – рисунок родника)

– Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается всё глубже в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется. (Родник)

– Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.

– Какой корень в слове родник. Почему у места выхода ручья из земли такое название? (В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка. Корень слова родник род-.)

– Как можно по-другому назвать родник? Подберите синонимы. (Ключ, источник.)

– Почему назвали это место ключом, источником. (Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)

– В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ. (Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)

– Есть в природе горячие источники – гейзеры. (На доске – рисунок гейзера) Эти источники периодически, через определённое время бьют из земли. Они идут из глубины земли, где очень высокая температура. Вода там очень нагревается, начинает кипеть и поэтому выстреливает, как фонтан, наружу. Подумайте, когда в кастрюле вода кипит, что происходит, если кастрюля закрыта крышкой?

– Да, паром выбрасывает крышку с кастрюли, вода бежит из кастрюли, подобно гейзеру.

– Послушайте ещё раз стихотворение и скажите, в нём описывается горячий или холодный источник. (Холодный источник «…родник студёный…» )

– Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?

– В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([к, ч, с, т] – глухие звуки.)

– А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] – звонкие звуки.)

– В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)

– Какой звук в этом слове громче остальных? ([р])

– Что он напоминает? (Журчание воды.)

– Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём место, где мы видим, как бежит вода в роднике.

– Зачитайте вслух. (2-я строфа)

– Итак, как движется вода в роднике, если автор использует слова кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами. (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)

– Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.)

– Если вода бурлит, бежит быстро, то какие звуки мы слышим? ([р-р])

– Итак, в слове родник видна жизнь ручья, вышедшего из земли, а в словах источник. ключ не видно этой жизни. И.А.Бунин не зря взял это слово.

– В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить? («В глуши лесной, в глуши зелёной…»)

– Как понимаете смысл слова глушь. (Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)

– Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении?

– Случайно ли он два раза повторил слово глушь. С какой целью? (Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)

– Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

– И.А.Бунина привлекали не только светлые леса, где сухо и светит солнце, но он ещё и видел красоту в такой глуши, где очень сыро, где ветки деревьев не пропускают солнца.

– Что же увидел поэт в этой лесной глуши? («…бьёт родник…»)

– Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами. Не написал же поэт бежит быстро родник. У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт. (Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)

(На доске – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли)

– Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник ?

– Итак, в каком значении употреблено слово бьёт. в прямом или переносном? (В переносном значении.)

– Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите. (Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)

– С чем ещё можно сравнить чистую воду? (Со слезой, с зеркалом…)

– Как вы думаете, почему вода в роднике чистая? (Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)

– Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали? (Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)

– А что такое голыши. (Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

– С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)

– А что такое мозаика. (Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)

– Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной. (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)

– Кто сможет описать этот рисунок? (На этом рисунке мы видим, как в крутом овраге под горой бежит прозрачный родник, а лес нагорный как будто любуется им.)

(На доске – рисунок родника)

– Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)

– С кем сравниваются лес и небеса? Докажите. (С человеком: «…глядят, задумавшись…» .)

– О чём говорит такое сравнение? (Кругом тишина.)

– И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.

– Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? ([ш.с])

– Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)

– Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)

– Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)

– Какой звук нам помог услышать эти звуки природы? ([ш])

– Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])

– На что похож этот звук? (На журчание родника.)

– Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?

– А ещё какие звуки вы услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)

– Итак, какова главная мысль стихотворения? (Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Просто надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)

– Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.

7. Выразительное чтение стихотворения

– Чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения, что нужно сделать? (Прочитать стихотворение выразительно.)

– Я буду читать стихотворение выразительно, а вы по моим следам подчёркивайте карандашом слова, на которые падает логическое ударение.

– Карандашом отметьте паузы.

– Какую строфу будете читать громче, чётче? (Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)

– Каким голосом будете читать первую и третью строфы? (Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)

– Читает квартет … (4 ученика), а жюри (3 ученика, выбранные детьми) слушают внимательно и оценивают чтение по плану (план анализа – на доске).

– Читает дуэт … (2 ученика).

– Кто желает один прочитать стихотворение у доски?

– О творчестве какого писателе говорили?

– Какие стихи этого писателя вы знаете?

– Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)

– С чем делится с нами И.А.Бунин в своём стихотворении «Родник»? (Делится своими чувствами, которые он испытывал к своей родине, умением восхищаться красотой родной природы.)

– Что для себя вы взяли с сегодняшнего урока, чему, на ваш взгляд, можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»?

9. Домашнее задание

– Домашнее задание каждый для себя выберет сам из предложенных мною:

1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Сочинить музыку к стихотворению и спеть его как песню.
3. Сделать рисунок к стихотворению.
4. Картину, увиденную И.А.Буниным, передать языком прозы.

Об одном стихотворении Ивана Бунина


Неумолимо движется время. Меняются жизнь народа, его мышление, ценностные ориентиры, быт и культура. Уходят одни предметы и явления, на смену им приходят другие. Все эти изменения отражаются в языке, потому что вслед за развитием общества язык тоже изменяется. Наиболее подвержен изменениям словарный состав языка как система наименований для всего существующего. В связи с этим все больше отдаляются от нас по составу лексики литературные шедевры наших классиков, и не только писателей XIX века — А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя, но и выдающихся литераторов XX века, особенно его 1-й половины. Зачастую их произведения требуют специального лингвоисторического комментария, необходимого для понимания произведения молодым человеком XXI века, да и не только молодым. Такой комментарий необходим всем нам, кто, как писал А.И. Солженицын в своем «Русском словаре языкового расширения», «оттеснен от корней языка затертостью сегодняшней письменной речи», и «по поспешности нашего века», «по небрежности словоупотребления», и из-за «всеобщего падения чутья к языку» уже не понимает значений некоторых слов русской классической литературы, а значит, и не может понять и по-настоящему прочувствовать смыслы употребленных в произведении слов.


Мы предлагаем такой комментарий к великолепному стихотворению о родине Ивана Алексеевича Бунина (годы жизни 1870-1953), написанному в 1905 году; это стихотворение без названия.


В лесу, в горе родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.


Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый.

Смиренные, родимые черты!

(И. Бунин. В лесу, в горе родник. )


Это стихотворение с очень глубоким содержанием, пронизано весьма сильными, но противоречивыми чувствами любви к родине и русскому народу. Плохо, что это нищий народ, излишне покорный, терпящий нужду не одно тысячелетие. С другой стороны, как много в этом народе того, что дорого поэту. Но чтобы разобраться, в чем заключается волнующая трогательность воспоминаний поэта, надо понимать смысл каждого слова стихотворения. Стихотворение короткое, и слов в нем немного, но они насыщены культуроносным содержанием, связанным с крестьянским бытом и традициями именно его, И.А. Бунина, родины.


К ключевым словам, выражающим основную мысль и главные чувства поэта, можно отнести и такие слова, которые сейчас вообще не употребляются, особенно в литературно-книжных разновидностях речи: голубец, лубочная иконка, березовый корец. В словарях современного языка их не найти, поскольку они ушли из активного словарного состава как обозначения предметов быта прошлых эпох (стали историзмами). В сознании современного человека, особенно горожанина, они уже не вызывают образов народной жизни прошлого — тех, которые возникали у И.А. Бунина, потому и полного проникновения в семантику и эмоциональное богатство стихотворения быть не может. В данном случае важно не только раскрытие лексического значения этих слов, но и создание образного представления о предметах, обозначавшихся этими словами. Поэтому и анализ устаревших слов следует проводить не формально, а с попыткой создания образных представлений об упомянутых предметах русской старины. Поскольку в словарях мы не нашли ответы на все вопросы, частично будем опираться и на собственные наблюдения и рассказы людей старшего поколения, жителей сельской глубинки.


. Над родником старинный голубец.


Голубец — слово с давно устаревшим значением, в современных словарях и даже в исторических толковых и этимологических словарях в нужном значении его мы не нашли. К счастью, оно было зафиксировано В.И.Далем, и в его словаре приводится несколько значений этого слова. Ближе всего к контексту стихотворения И.А.Бунина такие значения: 1. «Памятник»; 2. «Могильный памятник с крышей, будкой, домиком»; 3. «Крест с кровелькой».


В стихотворении сказано, что голубец с иконкой над родником. Поскольку речь идет о роднике, то, надо полагать, что голубец именно крест с кровелькой, т.е. с небольшой крышей, прикрывающей крест и иконку от дождя и снега (Над родником старинный голубец / С лубочной почерневшею иконкой). И крест в этом случае никак не надмогильное сооружение (у родника не хоронили людей). Скорее всего, это крест как предмет христианского культа (недаром на нем иконка), символизирующий святость места; это сакральное и символическое значение слова. Место у родников и сами родники действительно освящались церковью как очень важные места природы, Божьего творения, где была вода — символ и основа жизни (у слова родник этимологический корень род, однокоренные слова — родить, родной, родина). У родника с крестом и иконой всякий человек мог не только напиться чистой и прохладной воды, отдохнуть, но и помолиться Богу перед иконкой, поблагодарить Его за этот дар (для верующего человека это очень важно!). Сельские жители знали, ценили и берегли родники в своей округе, дорожили ими как святыней. Место возле родника сохраняли в чистоте, подходы к воде укладывали ветками, поленьями. Деревья по родниковым протокам не вырубали, и вода там была всегда в тени, оставалась холодной, прозрачно-чистой и свежей, в народе она считается целебной.


Но как понять этимологическое значение слова голубец («крест»), есть ли генетическая связь со словом голубь! Поскольку в словарях ответа мы не нашли, выскажем собственные предположения на этот счет. Для нас очевидна связь названия креста под кровелькой или в будке (голубец) со словом голубь, от которого оно и было образовано с помощью суффикса -ец. Словообразовательная мотивация основывается на некотором сходстве такого креста с домиком для птиц — голубятней и даже скворечником. К тому же сакрально-символическое значение слова голубец (культовый предмет, воплощающий духовные ценности народа) унаследовало от слова голубь ореол положительных эмоциональных смыслов как приращений к значению слова (коннотаций), связанных с выражением особого отношения к голубям на Руси. Голуби живут рядом с человеком, люди их кормят, строят им домики-голубятни и вообще относятся к ним с любовью, что выражается и в языке — в эмоциональных переносных обозначениях человека, ласковых обращениях к человеку, в названиях действий человека: голуба, голубка, голубок, голубочек, голубонъка, голубчик, голубушка, приголубить. Этот ореол положительных эмоций, связанный с голубями, перенесен и на крест как духовный символ христианства, православия.


. С лубочной почерневшею иконкой.


Что такое лубочная? Обратимся к истории слова. Луб — это мягкая, гибкая внутренняя часть коры, находящаяся под твердой и неровной (с бугорками, шишками) наружной ее частью. Этимологическое значение: луб— «то, что обдирается; кора, лыко». Древний корень слова — лу- со значением «драть, обдирать». Родственные слова — лубяной и Лубянка (сделанный из луба), пролубка (чаша, выдолбленная из куска дерева). Например, древняя пословица Вокруг пролубки все голубки со значением «все хороши, все дружны те, которые едят из одной чаши (или пока едят из одной чаши)». В старое время вся семья и даже артель работников, — все ели из одной чаши, таская из нее пищу деревянными ложками. Луб сдирали с деревьев, особенно с липы, вяза, березы. Из него плели корзины, лапти, делали короба, лотки, табакерки, шкатулки и тому подобные предметы Деревенского быта, обшивали спинки саней и вообще разные повозки, подкладывали под тес в кровле, использовали при постройке шалашей, балаганов в местах крестьянских хозяйственных работ. Домик, сделанный именно из луба, был в сказке «Лиса и Заяц» у Зайца, которого Лиса выгнала из его дома, когда ее собственный дом по весне растаял: Была у Лисы избушка ледяная, а у Зайца лубяная.


Лубком называлась и липовая дощечка, на которой вырезали рисунок и буквы — получалась печатная форма с которой печатались гравюры. Такие гравюры тоже получили название лубок, или лубочная картинка.
Картинки были простенькими, отражали примитивный вкус их создателей, иногда возле картинки был написан столь же простенький текст или стишок. Лубочные картинки украшали быт простого народа. Недаром Иванушка-дурачок из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок», отказывавшийся идти ночью в поле сторожить пшеницу, несмотря на сердитые окрики братьев, согласился с тем условием, что ему купят лубков:

Подошел к нему отец.

Говорит ему: «Послушай,

Побегай в дозор, Ванюша,

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов».

Лубочные картинки могли развешивать на стенах в избах и не только крестьяне. Так, ими было украшено жилище семьи капитана Миронова, начальника Белогорской крепости из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». А.С. Пушкин не без юмора описывает убранство комнаты:


В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.


Такой набор сюжетов лубочных картинок слишком пестрый: по соседству с офицерским дипломом и рисунками на тему военных баталий (что было бы уместно в жилище военного служаки) висит картинка, изображающая выбор невесты, но еще комичнее — погребение кота. Иронично в этом контексте выглядит высокое по стилистической окраске слово погребение: о закапывании мертвого (и даже дохлого) кота. Эти сюжеты лубочных картинок, как и само их наличие, — важная деталь, раскрывающая облик командующего состава у белогорского гарнизона и стиль их простейшего, примитивного быта. Кстати, и в описании самой Белогорской крепости есть интересующее нас слово:

С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными.

Оказывается, из луба делали еще и крылья ветряных мельниц.


Но вернемся к предмету нашего рассуждения — к стихотворению Ивана Бунина. Итак, мы выяснили, что такое лубочная почерневшая иконка: это старинное (она уже почернела) кустарное изображение иконы.


. А в роднике березовый корец.


Слово корец образовано от слова кора. Были родственные слова: корыто — «сосуд из древесного луба или выдолбленный в бревне сосуд в виде современной ванны», коречок — «маленький корец», кореч-ник — «мастер, делающий корцы»,). Слово корец было многозначным: им называли различные изделия из древесного материала — ковши и сосуды как посуду и тару, черпаки и совки, деревянные лари и сундуки; слово корец обозначало и меру зерна, вмещавшегося в мерный корец, корец как мера пахотной земли, для засевания которой требовался один корец зерна (метонимический перенос значения).


Мы полагаем, что в стихотворении Ивана Бунина словом корец обозначается небольшой ковшик-черпачок, который крестьяне мастерили из бересты для зачерпывания воды из родника (в роднике березовый корец). Делали такой корец, скручивая березовую кору в виде треугольного стакана, получившийся черпачок прикрепляли берестяной лентой или травой, гибкой веткой к палочке, конец которой был сучковатым с раздвоенными ответвлениями (такая ветка-палочка называлась коряка, т.е. ветка раскорячилась, разделилась). В эти ответвления ветки удобно помещался уголок черпачка. Такой черпачок-ковшик служил всем, кто заходил к роднику. Была такая прекрасная народная традиция, она, вероятно, и сейчас жива в сельской местности. Крестьянин всегда бережно относился к природе, особенно к родникам, колодцам и водоемам, стараясь оставить о своем пребывании возле них такой след, который не нанесет вреда природе и будет полезен тем людям, которые придут после него на это место.

В своем стихотворении Иван Бунин вспоминает эти белые березовые ковшики у родников. Ему дороги эти воспоминания, они говорят о трогательно бережном отношении простого русского человека к природе, о его нравственной чистоте и искренней, не показной, а настоящей внутренней культуре и порядочности. Во всём этом поэт видит смиренные, родимые черты своего народа.

«Русский язык и литература для школьников». – 2013. - № 6. – С. 60-64.

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме:
Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».Урок литературного чтения в 3 классе

Картинка Анализа стихотворения Бунина Родник № 2

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Урок разработан по тексту из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова).

Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».

Цели: 1. Познакомить детей с творчеством И.А.Бунина.

2. Продолжить работу над развитием у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

  1. Актуализация (вступительная беседа)

- Что есть чтение? Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на слова М.Цветаевой:

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайны, оставшейся за строками, за пределами слов»

М. Цветаева (слова – на доске)

(Стихи нужно читать не бездумно, механически, а видеть при чтении подтекст каждого слова, т.е. при чтении нужно прочувствовать настроение поэта, даже вдохнуть те запахи, которые описаны в стихотворении, услышать все звуки, шорохи, мысленно оказаться в описанном месте…)

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что нового узнаете на уроке? (На доске: знать. И.А.Бунин

(Познакомимся с творчеством И.А.Бунина, узнаем, что обозначает слово родник )

- Чему будете учиться? (На доске: уметь. выразительно

(Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.)

- Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.

3. Вступительное слово о писателе

(Рассказывают подготовленные дети. На доске – портрет писателя.)

- И.А.Бунин родился 10 октября в 1870году в Воронеже. Умер поэт 8 ноября в 1953 году в Париже. С детства он очень любил родную природу: слышал шуршание каждого листика, колоска, для него любая травина, любой цветок были чем-то живым. В своих стихах он точно в деталях описывал природу, что, читая их, мы слышим различные звуки, мы чувствуем запахи свежескошенной травы, осеннего дождя… Язык стихов И.А.Бунина простой, поэтому его стихи читаются и заучиваются легко.

(Подготовленные дети читают наизусть стихи И.А.Бунина: «Северная берёза», «Детство», «Метель»)

- Можно ли И.А.Бунина, как и С.Есенина, назвать певцом русской природы?

(И.А.Бунин – певец русской природы: он восхвалял, превозносил, воспевал красоту родной природы в своих стихах.)

- Можно ли стихи И.А.Бунина назвать певучими?

(На стихи И.А.Бунина можно сочинить музыку и петь их как песни.)

- Послушайте удивительное стихотворение И.А.Бунина «Северная берёза» в исполнении моих бывших учеников. (Это стихотворение поётся хором. Музыку к нему коллективно сочинили мои бывшие третьеклассники из Шурышкарской средней школы. Пение детей записано на аудиокассету.)

- Во время слушания песни вы будете стоя изображать движения и состояние берёзы.

5. Знакомство с содержанием стихотворения

- А теперь послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник.

6. Анализ стихотворения

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)

- Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)

- Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)

- Что обозначает слово родник.

(На доске – рисунок родника)

- Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается всё глубже в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется. (Родник)

- Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.

- Какой корень в слове родник. Почему у места выхода ручья из земли такое название?

(В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка. Корень слова родник род-.) - Как можно по-другому назвать родник? Подберите синонимы. (Ключ, источник.)

- Почему назвали это место ключом, источником.

(Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)

- В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ.

(Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)

- Есть в природе горячие источники – гейзеры. (На доске – рисунок гейзера) Эти источники периодически, через определённое время бьют из земли. Они идут из глубины земли, где очень высокая температура. Вода там очень нагревается, начинает кипеть и поэтому выстреливает, как фонтан, наружу. Подумайте, когда в кастрюле вода кипит, что происходит, если кастрюля закрыта крышкой?

- Да, паром выбрасывает крышку с кастрюли, вода бежит из кастрюли, подобно гейзеру.

- Послушайте ещё раз стихотворение и скажите, в нём описывается горячий или холодный источник.

(Холодный источник «…родник студёный…» )

- Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом?

- В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие?

([к, ч, с, т] - глухие звуки.)

- А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие?

([р, д, н] - звонкие звуки.)

- В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды?

- Какой звук в этом слове громче остальных? ([р])

- Что он напоминает? (Журчание воды.)

- Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём место, где мы видим, как бежит вода в роднике.

- Зачитайте вслух. (2-я строфа)

- Итак, как движется вода в роднике, если автор использует слова кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами.

(Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)

- Почему движение воды такое быстрое?

(Ручей течёт по горной местности.)

- Если вода бурлит, бежит быстро, то какие звуки мы слышим? ([р-р])

- Итак, в слове родник видна жизнь ручья, вышедшего из земли, а в словах источник. ключ не видно этой жизни. И.А.Бунин не зря взял это слово.

- В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить?

(«В глуши лесной, в глуши зелёной…»)

- Как понимаете смысл слова глушь.

( Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)

- Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении?

- Случайно ли он два раза повторил слово глушь. С какой целью?

( Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)

- Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

- И.А.Бунина привлекали не только светлые леса, где сухо и светит солнце, но он ещё и видел красоту в такой глуши, где очень сыро, где ветки деревьев не пропускают солнца.

- Что же увидел поэт в этой лесной глуши?

- Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами. Не написал же поэт бежит быстро родник. У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

- Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт.

( Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)

(На доске – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли)

- Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник.

- Итак, в каком значении употреблено слово бьёт. в прямом или переносном?

( В переносном значении.)

- Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.

(Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)

- С чем ещё можно сравнить чистую воду?

( Со слезой, с зеркалом…)

- Как вы думаете, почему вода в роднике чистая?

(Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)

- Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали?

(Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)

- А что такое голыши.

(Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

- С чем автор сравнивает гальку?

(С мозаикой узорной.)

- А что такое мозаика.

(Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)

- Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной.

(Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)

- Кто сможет описать этот рисунок?

(На доске – рисунок родника)

(На этом рисунке мы видим, как в крутом овраге под горой бежит прозрачный родник, а лес нагорный как будто любуется им.)

- Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса.

(1-2 строчки 3-ей строфы.)

- С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.

(С человеком: «…глядят, задумавшись…» .)

- О чём говорит такое сравнение?

- И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.

- Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? ([ш.с])

- Звонкие или глухие эти звуки?

- Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки?

(Шум леса, ветерка, шелест листьев…)

- Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)

- Какой звук нам помог услышать эти звуки природы? ([ш])

- Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])

- На что похож этот звук?

(На журчание родника.)

- Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?

- А ещё какие звуки вы услышали, читая это стихотворение?

(Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)

- Итак, какова главная мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Просто надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)

- Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.

7. Выразительное чтение стихотворения

- Чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения, что нужно сделать?

(Прочитать стихотворение выразительно.)

- Я буду читать стихотворение выразительно, а вы по моим следам подчёркивайте карандашом слова, на которые падает логическое ударение.

- Карандашом отметьте паузы.

- Какую строфу будете читать громче, чётче?

(Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)

- Каким голосом будете читать первую и третью строфы?

(Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)

- Читает квартет … (4 ученика), а жюри (3 ученика, выбранные детьми) слушают внимательно и оценивают чтение по плану (план анализа – на доске).

- Читает дуэт … (2 ученика).

- Кто желает один прочитать стихотворение у доски?

- О творчестве какого писателе говорили?

- Какие стихи этого писателя вы знаете?

- Какая особенная черта стихов И.А.Бунина?

(Стихи певучие, о красоте родного края.)

- С чем делится с нами И.А.Бунин в своём стихотворении «Родник»?

(Делится своими чувствами, которые он испытывал к своей родине, умением восхищаться красотой родной природы.)

- Что для себя вы взяли с сегодняшнего урока, чему, на ваш взгляд, можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»?

9. Домашнее задание

- Домашнее задание каждый для себя выберет сам из предложенных мною:

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Сочинить музыку к стихотворению и спеть его как песню.

3. Сделать рисунок к стихотворению.

4. Картину, увиденную И.А.Буниным, передать языком прозы

«Родник» И.Бунин

Картинка Анализа стихотворения Бунина Родник № 3

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Вьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

Анализ стихотворения Бунина «Родник»

Мастер русского поэтического пейзажа, Бунин изображает природу во всей полноте чувственного восприятия. В его лаконичных и точных зарисовках, выдающих внимательного и чуткого созерцателя, видны краски, слышатся звуки и ощущаются запахи леса, реки или луга.

Глушь и тишь — так можно охарактеризовать особенности художественного пространства «Родника», представленные в первой строфе. Здесь сконцентрирована лексика со смысловыми оттенками заповедного, скрытого от людских глаз уголка природы. Обилие существительных в предложном падеже, уточняющих место действия лирического повествования, напоминает сказочный зачин.

В тишину вторгается шум воды: на границе первой и второй строф появляется «родник студеный» — главный образ стихотворения. Он преображает лирическое пространство, насыщая его динамикой и звуками. Перемена отражена и на синтаксическом уровне: если в первой строфе встречается только одно сказуемое, то во второй — четыре сказуемых плюс обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом.

Для описания родниковой воды избрана лексика с коннотациями чистоты и прозрачности. Метафора «хрустальными», сравнение со стеклом, эпитет «светлая» — изображая родник, автор не скупится на художественные приемы.

В финальной строфе темп лирического повествования замедляется. Статичные картины леса и неба, наполненные тишиной, противостоят стремительному и шумному водному потоку. Стихотворение заканчивается яркой зарисовкой, которая изображает игру воды и света на поверхности камней, лежащих на дне прозрачного ручья.

При воспроизведении картин природы поэт использует олицетворения: они разбросаны по тексту и применяются ко всем основным образам — роднику, лесу, небу и даже такой мелкой детали, как камни-голыши. Обилие олицетворений оживляет пространство, наделяет неодушевленные предметы настроением и эмоциями.

В скромном лесном уголке царят гармония, чистота и радость. Бесхитростная музыка таежного ручья проста, но правдива и прекрасна.

Присутствие человека в художественном пространстве «Родника» явно не ощущается. Однако встречаются знаковые сравнения воды, света и камней с искусными творениями рук человеческих — стеклом, хрусталем, «мозаикой узорной». С помощью этого художественного приема поэт вписывает историю человечества в контекст бесконечной природы.

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику В.Ю.Свиридовой (система развивающего обучения Л.В.Занкова) Тема урока: Иван Алексеевич Бунин "Родник"

Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Родник»

Цель: Знакомство с творчеством И.А. Бунина. Обучение анализу лирического произведения

1. Знакомить с творчеством И.А.Бунина, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения

2. Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

3. Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки со словами-синонимами, лист самооценки, детские рисунки

1. Организационный момент.

Речевая разминка: слайдВесной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

- Прочитайте, что записано на слайде. - Докажите, что это скороговорка.

- Прочитайте с разной интонацией: - с удивлением - с восхищением - с грустью - медленно

- Скажите скороговорку быстро.

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке чтения мы говорили о приходе весны в произведении К. Паустовского «Стальное колечко». К сегодняшнему уроку вы нарисовали прекрасные рисунки (на доске) и учили отрывок, который показался особенно красивым. Давайте послушаем.(чтение наизусть отрывков )

Таким образом, мы понимаем, что произведение Паустовского повествует не только о жизни Варюши и деда Кузьмы, но и о красоте природы, о родном крае.


3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

-Когда я слушала эти прекрасные отрывки, я тоже вспомнила отрывок из стихотворения калмыцкого поэта «У каждого из слов душа своя, на душу говорящего похожа» Давид Кугультинов.

Слайд 3. -Как понимаете эти строки?

-Попытаемся на уроке объяснить, что это означает.

-А поможет нам стихотворение замечательного поэта Ивана Алексеевича Бунина «Родник»

-Что нового узнаем на уроке? (о поэте)

-Чему будем учиться? (находить главную мысль произведения, читать правильно, без ошибок, выразительно)

-Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.

4.Основной этап урока .

Рассказ о писателе. Слайд 4.

И ван Алексеевич Бунин родился в 1870 г. в г. Воронеже. А свои ранние детские годы он провёл в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, - скорее всего он вспоминал своё детство.

Слайд 5. Писал Бунин не только стихи, но и прозу – рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала 20 века Бунин занял в русской литературе заметное место и как прозаик, и как поэт.

В 1920 году Иван Алексеевич Бунин покинул Россию. За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся – умер на чужбине, в Париже, в 1953г.

За каждым из его произведений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Родник».

- Сегодня мы перенесёмся в горную местность, в лесную глушь и отдохнём душой у светлого родника, как когда-то И.А.Бунин.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже, солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Знакомство с содержанием стихотворения.

-Как понимаете значение слова родник. По словарю: РОДНИК, - Водный источник, текущий из глубины земли, ключ

- Послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении. При слушании стихотворения попробуйте понять смысл его названия: что такое родник.

Чтение стихотворения учителем (звучит музыка)

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение о родине, певучее, красивый язык.)

- Какие запахи уловили? (Пахнет лесом.)

- Какие звуки услышали? (Шуршание листьев, журчание родника.)

-Как образуется родник? - Идёт дождь, тает снег. Снеговая или дождевая вода просачивается глубоко в почву, пока не достигнет водонепроницаемого грунта. Там вода собирается в подземный ручей. Этот ручей течёт под землёй. Но вот углубление на уровне этого ручья, например, овраг. И подземный ручей выходит наружу. Это место, где выходит подземный ручей наружу, называется. (Родник)

- Родник также может бить и в поле, и на дне какого-нибудь водоёма.

- Какой корень в слове родник. Почему у места выхода ручья из земли такое название?

(В месте, где бьёт родник, рождается ручей или речка. Корень слова родник род-.) - Как можно по-другому назвать родник? Подберите синонимы. (Ключ, источник.)

- Почему назвали это место ключом, источником.

(Струя, которая выбивается из земли, как будто ключ, открывающий дверь.)

- В прямом или переносном смысле в этом случае употреблено слово ключ.

(Источник – место, откуда истекает, берёт начало ручей или речка.)

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Самостоятельное чтение учащимися.

- Как вы думаете, почему И.А.Бунин назвал стихотворение родником, а не источником и не ключом? ( карточки со словами на доске)

- В словах ключ, источник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? [к, ч, с, т] - глухие звуки.)

- А в слове родник преобладают какие согласные звуки: звонкие или глухие? ([р, д, н] - звонкие звуки.)

- В каком из этих трёх слов слышится журчание, движение воды? (Родник)

- Какой звук в этом слове громче остальных? [р]

- Что он напоминает? (Журчание воды.)

- Найдите в стихотворении место, где мы видим, как бежит вода в роднике. - Зачитайте вслух. (2-я строфа)

-Какие глаголы использует автор, чтобы показать движение воды в роднике?( кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами)

- Как же движется вода в роднике? (Вода движется быстро, стремительно, бурлит.)

- Почему движение воды такое быстрое? (Ручей течёт по горной местности.) ( Лес нагорный)

- В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить? («В глуши лесной, в глуши зелёной…»)

- Как понимаете смысл слова глушь.

( Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…)

- Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении?

- Случайно ли он два раза повторил слово глушь. С какой целью?

( Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают.)

- Если И.А.Бунин написал стихотворение о роднике, который берёт начало в этой лесной глуши, какой можно сделать вывод о поэте: был ли он в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

- Что же увидел поэт в этой лесной глуши? («…бьёт родник…»)

- Он увидел здесь жизнь – жизнь родника: родник кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами. Не написал же поэт бежит быстро родник. У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

- Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт.

( Родник, как цыплёнок, пробивается, проклёвывается из скорлупы, выходит наружу.)

Слайд 7 – две картинки: на одной – родник как ручей, на другой – родник в виде кулака из земли

- Посмотрите на эти две картинки и скажите, какая из них по содержанию подходит к словам бьёт родник.

- Итак, в каком значении употреблено слово бьёт. в прямом или переносном?

( В переносном значении.)

- Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.

(Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.)

- С чем ещё можно сравнить чистую воду? ( Со слезой, с зеркалом…)

- Как вы думаете, почему вода в роднике чистая?

(Подземные ручьи всегда чистые, т.к. они бегут под землёй. А земля очищает, фильтрует воду.)

- Итак, благодаря этому стихотворению, что мы увидели сегодня, где побывали?

(Мы увидели жизнь родника: родник бежит бурно, вода в нём бурлит, журчит. Вода в роднике чистая, прозрачная, что на дне ручья мы видим голыши.)

Слайд 8 - А что такое голыши.

(Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

- С чем автор сравнивает гальку? (С мозаикой узорной.)

- А что такое мозаика.

(Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.)

- Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной. (Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.)

- Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса. (1-2 строчки 3-ей строфы.)

- С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.

(С человеком: «…глядят, задумавшись…». ) – Какой литературный приём здесь использован? (олицетворение)

- И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника. Но поэт ещё подобрал такие слова, что мы смогли не только увидеть, но и услышать звуки.

- Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы? [ш, с]

- Звонкие или глухие эти звуки? (Глухие.)

- Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки? (Шум леса, ветерка, шелест листьев…)

- Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях? (В 3-ей строфе.)

- Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает? ([р])

- На что похож этот звук? (На журчание родника.)

- Поднимите руку те, кто сегодня почувствовал холод родниковой воды, кто увидел сквозь прозрачную воду цветные голыши; кто услышал шуршание листочков, шелест травы?

- Какие ещё звуки услышали, читая это стихотворение? (Жужжание пчёл, всплеск рыбы…)

-Согласитесь ли вы с тем, что И.А.Бунина называют мастером звуков и красок?

- Итак, какова главная мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.)

- Когда окажетесь на природе, попробуйте услышать шуршание отдельного листка, журчание ручейка, поскрипывание веточки… И вы поймёте, что природа – это энергия, без которой немыслима наша жизнь.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Что нужно сделать, чтобы глубже прочувствовать красоту, описанную в стихотворении, понять смысл этого произведения? (Прочитать стихотворение выразительно.)

-Как построено это стихотворение? (Рифма опоясывающая или кольцевая)

-Докажите, что такой способ рифмовки придаёт звучанию стихотворения торжественность и значительность.

- Какую строфу будете читать громче, чётче?

(Вторую строфу – читать громче, чётче, чтобы передать движение родника.)

- Каким голосом будете читать первую и третью строфы?

(Первую и третью строфы – тихим голосом, чтобы показать, что нет в этой местности посторонних звуков, кроме дуновения ветерка, шелеста листьев, журчания ручья…)

- Карандашом отметьте паузы. – Прочитаем хором.

Подготовка к выразительному чтению – работа в парах.

- Читает дуэт … (2 ученика).

- Кто желает один прочитать стихотворение у доски?

6. Рефлексия. Итог урока.

- О творчестве какого писателе говорили?

- Какая особенная черта стихов И.А.Бунина? (Стихи певучие, о красоте родного края.)

-Вернёмся к строкам стихотворения «У каждого из слов душа своя, на душу говорящего похожа»

-Чему можно научиться, читая такие стихи, как «Родник»?

-Самооценка «Светофор» - ученики работают с листом самооценки.

-Слушание «Живи, родник, живи»

Слушать стихотворение аБунина Родник

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Родник

Анализ стихотворения Бунина Родник