Анализ стихотворения Бунина Помню
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер"
Задачи:- Создание условий для восприятия поэтического текста;
- Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
- Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
- Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
- Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
- Отработка навыков выразительного чтения;
Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове
- Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.
Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.
Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.
“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.
Да, именно детство, полное поэзии.
- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?
Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.
2. Подготовка к восприятию стихотворения.
- Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.
- Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?
- Что вы себе представляли, слушая музыку?
Часто музыка может выразить то, что не передать словами.
Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке. она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.
Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.
В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.
Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.
3. Установка на прослушивание стихотворения.
- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.
- Обращение к эпиграфу.
- Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.
4. Чтение стихотворения учителем.
5. Выявление эмоционального впечатления.
- Какая картина возникает в вашем воображении?
- Что вы “видите” в ней?
- Какое настроение поэта она передает вам?
6. Повторное чтение стихотворения учеником.
- Как нужно читать стихотворение?
7. Построчный анализ стихотворения.
- Перечитайте 1 строку
а) какая картина представляется. (зима, ночь, мрак, тучи)
б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое). (вечер)
Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.
в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)
Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.
Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.
Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
- Прочитайте 2 строку.
Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.
а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)
- что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.
б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.
- Прочитайте 3-4 строки.
Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.
а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность
б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры
Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.
- Прочитайте 5-6 строки.
Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.
а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.
б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.
Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.
Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.
Второе тире – разделяет реальность и грезы.
Третье тире – переход в другое состояние – сон.
а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)
б) прочитайте стихотворение выразительно.
в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).
г) какие времена года изображаются поэтом?
д) назовите изобразительно – выразительные средства.
е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.
ж) о чем это стихотворение?
Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.
- каким я представляю себе лирического героя.
- что я чувствую, читая стихотворение.
10. Обсуждение письменных работ.
Стихотворение А.А. Ахматовой.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»
Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» - подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:
Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем - окно).
«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это - огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»
Смотрите также по произведению "Стихотворения":
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
База
стихотворений
Темы стихов
Авторы стихов
Наша группа
Помню - долгий зимний вечер.
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады
Буря плачет у окна.
Так начинается стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер. » В нем отразились ранние детские впечатления поэта: о деревне, о ее людях, о быте и природе. Но прежде всего — это воспоминание о маме, которая зимними вечерами, укладывая его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете.
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал,
— Вспоминает И. А. Бунин. Читая эти стихи, я тоже вспоминаю морозный зимний день. Было очень холодно, но снежные сугробы так манили покататься на санках и померить глубину выпавшего снега. Нас с сестрой отпустили погулять. Так весело было съезжать с горки и барахтаться в снегу, что мы забыли про мороз. Когда вернулись домой, сами были похожи на ледышки. Мама раздела нас, закутала в одеяло и принесла нам горячего молока. Мы с сестрой грели руки о горячие чашки, пили такое вкусное молоко, посматривали друг на друга и хохотали. Нам было так хорошо и весело. Наверное, оттого, что рядом — мама, а в доме тепло и уютно, а из кухни доносится вкусный запах пирожков.
Воспоминание о маме — это всегда воспоминание о тепле, уюте и спокойствии, которое приходит к нам в детстве и согревает всю жизнь.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Обсуждение анализа стихотворения
Воспоминания о детстве в стихотворении Бунина «Помню — долгий зимний вечер…»
Воспоминания о детстве в стихотворении И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер…»
В этом стихотворении Иван Алексеевич Бунин вспоминает о своём детстве, о маме. Он рассказывает нам о том, что навсегда осталось в его сердце.
Сначала он рисует картину «долгого зимнего вечера ». Его описание оставляет ощущение холода, тревоги даже страха:
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
Но далее появляется образ мамы, любовь и забота которой оставляют в душе у героя чувства спокойствия и защищённости: «„Дорогой мой“, — шепчет мама…». Она просит его уснуть, вспомнить о тёплом лете, окунуться в мир беззаботного сна. Не случайно мать дважды повторяет слово «позабудь»:
…Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса И полдневный летний зной…
В этом стихотворении очень важен мотив сна. О нём говорят такие слова: «задремать», «забываться», «убаюкиванье». Наречия «медленно», «плавно» помогают нам представить, что герой засыпает.
Средства выразительности, которые использует Бунин при описании зимнего вечера, также создают поэтический образ сна: «полумрак и тишина», «тускло льётся свет лампады».
После слов матери повествование в стихотворении ведётся в прошедшем времени, появляется местоимение «я». Мы понимаем, что прошло много времени, герой вырос, но воспоминания о детстве навсегда оставили в его душе очень добрые, незабываемые и яркие впечатления.
И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами,
Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванъе грёз —
Шёпот зреющих колосьев И невнятный шум берёз…
В этом стихотворении Бунин описывает картину, близкую и дорогую каждому человеку. Воспоминания о маме, лете, тепле и детских грёзах согревают душу и помогают пережить любую зимнюю бурю.
Здесь искали:
- инвесси истихотворения помню долгий зимний вечер
- воспоминания о детстве бунин
- бунин помню долгий зимний вечер текст
«Помню – долгий зимний вечер» И.Бунин
«Помню – долгий зимний вечер» Иван Бунин
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…
Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»
Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.
К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».
Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.
Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.