Анализ стихотворения Бунина Парус
Анализ поэтического текста на примере стихотворения «Парус»
Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонᴛᴏʙым в 1832 г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонᴛᴏʙ уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонᴛᴏʙ послал первый вариант стихотворения. Это яркий образец пейзажно-символической лирики
В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабрисᴛᴏʙ. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:
- Белеет парус одинокой,
- Как лебединое крыло,
- И грустен путник ясноокой;
- У ног колчан, в руке весло.
По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии
В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а ᴨᴏᴛом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
- Белеет парус одинокой
- В тумане моря голубом.
- Что ищет он в стᴘẚʜᴇ далекой?
- Что кинул он в краю родном?
- Играют волны - ветер свищет,
- И мачта гнется и скрыпит.
- Увы! он счастия не ищет
- И не от счастия бежит!
- Под ним струя светлей лазури,
- Над ним луч солнца золотой.
- А он, мятежный, просит бури,
- Как будто в бурях есть покой!
- (М. Лермонᴛᴏʙ)
Несмотря на то что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса (в первой строфе) сменяет изображение надвигающейся бури. Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни (см. вторую строфу). Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене её. в очистительной буре (третья строфа). Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления - и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия.
Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом лирика. Важную роль играет слово одинокой.
В нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т. е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е. не имеющий единомышленников, близких людей).
Все стихотворение проникнуто антитезой, которая находит выражение в контекстуальных антонимах:
- Что ищет он в стᴘẚʜᴇ далекой?
- Что кинул он в краю родном?
- Так же: счастия не ищет - не от счастия бежит;
- над ним - под ним.
Повтор слов и их симметричное расположение - синтаксический параллелизм (Что ищет он.. Что кинул. счастия не ищет. не от счастия бежит. над - под) - подчеркивают важность содержания. Той же цели служит и инверсия - перестановка компоненᴛᴏʙ предложения, нарушающая их обычный, стилистически нейтральный, порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом. Ср. обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря. Читатель обратит внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым словом. Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус, играют волны. Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку. Поэт использует звукоподражание (ветер сви щет, мачта. скрыпит), что усиливает ощутимый эффект бури. Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны - ветер свищет. ) и нагнетанием глаголов (скрыпит, гнется).
Стихотворение написано двустопным ямбом, но обращает на себя внимание сбив ямбического метра в третьей стопе (пропуск ударения). Так ритмически выделяются опорные слова и словосочетания, и прежде всего парус одинокой:
- Белеет парус одинокой.
- Так же ритмически подчеркивается и слово счастие.
Легко заметить, что одни и те же слова становятся значимыми и эстетически ценными в стихотворении благодаря различным средствам их выделения: антитезе, инверсии, ритму.
Страница 1 из 1
Похожие документы
Большое эпистолярное наследие Ольги Кобилянской привлекает внимание научных работников и студентов. В творческой наработке писательницы жанры и тематика эпистолярии, функции и способы, апелляции слишком широки и ценны. Образцом семейно-бытовой переписки является письмами О.Кобилянской, которые были навеяными воспоминаниями, печалью, семейным обов'язком. Например, в письме от 21 августа 1899 года читаем.
В драматургическом произведении в отличие от эпического (роман, повесть, рассказ) средством Психологической характеристики Героев являются прежде всего их Действия И Бытовой диалог. Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере созревания и разрешения Драматургического конфликта. Остановимся на ключевых моментах в развитии конфликта «Грозы» и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев. Действие I. Что мы узнаем о городе и его «жестоких нравах» из 1-4 явлений! Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.
В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.
Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.
Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря. символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.
В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.
В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.
Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.
Наряду с мотивом одиночества. Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия .
«Парус», являясь лирической новеллой по жанру. относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны ), метафоры (струя светлей лазури ), эпитеты (луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).
Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».
В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным». а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.
План-конспект урока (литература, 7 класс) по теме:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА
В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое разделение, наверное, вызвало бы недоумение. Ведь разрывание слова между правилами русского языка и законами литературы не дает возможности говорить о слове как о мериле духовности человека. Именно через речь, через слово мы всегда можем определить уровень развития человека.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
«ЗА ВСЕ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ!»
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.Бунин
2.Вступительное слово учителя
Сегодняшний наш урок будет не совсем обычным. Это и не урок литературы, и не урок русского языка. Мы назовем его уроком словесности. В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании такого урока. А вот у гимназистов прошлого века такое разделение, наверное, вызвало бы недоумение. Ведь разрывание слова между правилами русского языка и законами литературы не дает возможности говорить о слове как о мериле духовности человека. Именно через речь, через слово мы всегда можем определить уровень развития человека.
И сегодня мы будем говорить об искусстве слова, попробуем приоткрыть для себя те законы, по которым живет слово в мире стихотворения. А помогут нам в этом представители разных эпох, такие отличные друг от друга, но вместе с тем в чем-то похожие, как, впрочем, и все гении, люди. Это Михаил Юрьевич Лермонтов с его стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива…» и Иван Алексеевич Бунин со своим стихотворением «За все тебя, Господь, благодарю!»
Часто, чтобы понять лучше человека, нужно окунуться в его мир, пройтись по тропинкам, которыми он ходил, заглянуть в кабинет, в тишине которого он творил, полистать, если повезет, книги на его столе, подержать в руках перо, из-под которого выливались «созвучья слов живых».
И сейчас я предлагаю совершить коротенькую заочную экскурсию в родные места сначала М.Ю.Лермонтова. А помогут мне в этом наши будущие экскурсоводы______________________________
3. Показ слайдов с комментариями учеников
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ТАРХАНЫ – РОДНОЙ ДЛЯ
Все вы, конечно, знаете, что родным навсегда для М.Ю. Лермонтова стал усадебный дом его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах. С именем Лермонтова Тарханы
связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка – Михаил
Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой
Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам
тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад
прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний.
В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными. На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка.
В центре усадьбы располагался барский дом. Он утопал в зелени летом и загадачно- таинственным выглядел зимой. Родные сердцу Тарханы были одинаково красивы как летом, так и зимой. ( Тарханский парк зимой. Церковь Марии Египетской.)
Но давайте перенесемся в прошлое и вместе с многочисленными гостями, часто бывавшими у Арсеньевой, поднимемся по парадной лестнице в великолепную залу.
Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. По свидетельству современника, "в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука". В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование, которое продолжил в Московском благородном пансионе. Но куда бы ни забрасывала судьба поэта, как бы трудно ему ни было в жизни, он всегда стремился вернуться, хотя бы мысленно, в этот божественный уголок России
У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. Частым гостем был М.Ю. Лермонтов в комнатах своей бабушки. Стены в комнатах Елизаветы Алексеевны были цвета утренней зари.
В чайной комнате любил М.Ю.Лермонтов посидеть за чашечкой чая в компании горячо любящей его бабушки.
За стенами же дома начиналась другая жизнь. За великолепным центральным газоном простиралась так называемая «темная аллея», которая вела в замечательный усадебный парк. Самым любимым занятием Лермонтова было побродить в одиночестве по прекрасному усадебному парку, заглянуть в беседку, погулять по берегу барского пруда, посидеть в уютной беседке в дальнем суду.
От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей. Издалека видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж. Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке.
Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы.
Выразительное чтение стихотворение Лермонтова
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
4. Задание группе учеников, анализирующих синтаксис
Охарактеризовать предложение с точки зре6ния его структуры, при этом выделить грамматические основы, посчитать части сложного предложения, проанализировать особенности связи их между собой.
5. Беседа с учащимися о стихотворении Лермонтова.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда
Волнуется желтеющая нива»
1 .Дайте общую характеристику тексту с точки зрения синтаксиса.
2.Составьте схему этого предложения
Контрольная работа по литературе в 8 классе.
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница.
Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа.
«Подготовка к сочинению по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени» на тему «Что такое счастье?»»
Урок-полилог подготовка к сочинению-рассуждению. Характер урока ориентирован на расширение представлений восьмиклассников о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна, особенно.
Литература 8 класс.Контрольная работа по творчеству А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А. Блока, С.А. Есенина. По программе Коровиной.Тестовая часть: знание текста изученных произвед.
Уурок-диспут. Изображение писателями влияние любви на человека, изображение мира человеческих чувств. развитие навыков аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания.
Открытый урок по литературе в 8 классе на тему: Счастливая семья. (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
материал предназначен педагогам.
Пожалуйста, анализ стихотворения "Парус" Бунина.
Наиля Курбангалиева Знаток (288), закрыт 5 лет назад
Сторчеус Анастасия Знаток (422) 5 лет назад
В «Песне» или «Парусе» Бунина очевидны образы: море, парус, пространственная и временная даль, повествовательно-разговорный пятистопный хорей, просторечная лексика, быт простолюдинов. В бунинском стихотворении бросается в глаза поразительная конкретность жизненных обстоятельств, отношений между персонажами, единичность ситуации и отсутствие прямого авторского комментирования. Перед нами — монолог «простой девки» с баштана, естественный и безыскусный, как и вся стиховая форма «Песни». Равностопность хореических строк, равномерное распределение гласных, постоянство перекрёстной рифмовки, мелодическая и интонационная ровность, полное отсутствие экспрессивной лексики и метафор (единственная метонимия — парус-рыбак) — всё это речевой аналог ровного душевного состояния девушки, не подверженного страстным романтическим перепадам. Безыскусность стихотворения обманчива, за ней скрывается тонкое и сложное образное содержание. Бунин находит для девичьего монолога такие слова и расставляет их так, что в двенадцать строк вмещается драматическая история любви женщины и мужчины. Сопряжение немногих поэтических деталей оказывается столь емким, что в нём раскрывается целая человеческая судьба, и более того — некая всеобщая истина любви. Мир девушки – это однообразный труд под палящим солнцем, прикованность батрачки к одному и тому же полю, незавидная доля сезонницы, незаметной среди себе подобных, наконец, удивление перед тем, что её, такую, мог выбрать «он». К этому психологическому и социальному проигрышу героини в паре с рыбаком прибавится горечь от своего физического несовершенства. И напротив, "он", словно белый парус в морском просторе, человек романтической, мужественной и опасной профессии, владелец парусника, вольный хозяин своей судьбы, весёлый, лёгкий на подъём, немало повидавший на свете. Безыскусный рассказ о себе и рыбаке незаметно трансформируется в прогноз её будущих отношений с любимым человеком. Нарастание драматизма происходит не за счёт мелодических приемов или экспрессивных слов, а как бы само собой, в сюжетно- композиционном движении текста. Характер высказывания оказывается своеобразным зеркалом меняющегося внутреннего состояния героини. Вначале оно ровное, спокойное, речевой облик первой строфы повествовательно-констатирующий, это эмоционально нейтральное сообщение о себе и своём друге. Вторая строфа полна тревожным размышлением, оно вызвано сознанием своей некрасоты в сравнении с женщинами заморской страны, ревностью к возможным соперницам-гречанкам и сомнением в возвращении любимого (контраст заключительных строк в этих строфах: чисто информационный («много видел морей и рек» ) и печально-прогностический ("может, не вернётся никогда"). Наконец, в третьей строфе раздумье и сомненье сменяются конкретными действиями; бросается в глаза необычное скопление глаголов: 6уду ждать, выйду, брошу, удавлюсь. За чёткостью и последовательностью перечисленных действий мнократная продуманность своего поведения после вероятной потери любимого, неотвратимое решение не жить покинутой им. Судьба героини определена и в главном, и в подробностях. Её речь в третьей строфе – это язык души, которая верна единственной любви до смерти. Нарастание тревоги, предчувствие беды проникают в звуковой репертуар третьей строфы. Тринадцать (!) раз в ней повторяется "воющее" «у» - на фоне всего лишь четырёх появлений этого звука во всём предыдущем тексте. Постепенное вытеснение светлого тёмным и его ассоциация с мрачным предчувствием героини очевидны. В скромной истории девушки-батрачки Бунин раскрывает всеобщую человеческую драму, известное неравенство в любви женщины с её стремлением к единственности и постоянству избранника и изменчивостью и влечением к новизне. При этом эмоционально-смысловое обобщение не высказано самим автором, а возникает объективно в собственном переживании героини.
Вэл Мыслитель (7803) 5 лет назад
а что у Бунина тоже есть такое стихотворение? А что Бунин тоже писал стихи, ах извините, не знал
Катерина Профи (589) 5 лет назад
Презентация на тему: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит.
Анализ 3 строфы Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения. И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок? Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…
Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль?1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»3-е четверостишье: парус – «просит бури»
В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».
Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной мыслью стихотворения?Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами. «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Послушайте стихотворение Бунина Парус