Анализ стихотворения Бунина Детство метафоры эпитеты



анализ стихотворения бунина детство

Екатерина ***** Мудрец (17715) 5 лет назад

Настроение радостное, светлое, чувствуешь себя счастливым, ощущаешь восторг.
Это воспоминание о прогулке десятилетнего мальчика жарким днём в солнечном бору.

средства художественной изобразительности, которые создают картину мира:
Мир: день, бор, аромат, блеск, свет, песок, сосна, ствол, кора, солнце, “зной и сухость солнечного света”. Описывается обыкновенный русский пейзаж, в котором нет ничего удивительного. Но эмоционально-окрашенная лексика (сладостней, аромат, весело, блеск, тепла, прогрета, солнечный). эпитеты (сухой смолистый аромат, яркий свет, сосна корявая, ствол-гигант, тяжёлый, величавый, кора груба, морщиниста). метафора (сравнение соснового бора с солнечными палатами). сравнение ( “Песок – как шёлк”) создают образ мира, пронизанного светом, яркого, благоухающего. Этот мир огромен, но ребёнок испытывает не страх, а восторг, благоговение, счастье (“мне только десять лет”). Инверсия эпитета “корявый” в словосочетании “Прильну к сосне корявой” рождает в воображении представление о дереве мощном, неохватном, много повидавшем и пережившем на своём веку. Поэтому м рифмуются эпитеты корявой и величавой. Мир живой, единый (“И кажется, что пахнет не сосна, / А зной и сухость солнечного света. ”) Ребёнок ощущает свою слиянность, родство с ним, он его ощущает. Это ощущение мира передаётся аллитерацией. В первой строфе повтор звуков с, л, м, п, р, т рождают ощущение летнего зноя, пыли. При описании сосны повторяются к, р, которые передают образ грубого ствола, который гладит рука человека. Но и грубость коры дерева, и летний зной, и сухость не отторгают, а радуют. Потому что всё пронизано солнечным светом. Это словосочетание последнее в стихотворении, это важно для поэта.
Каким предстаёт в творчестве И. А. Бунина мир детства? Это важный период в жизни каждого человека, потому что именно в этот период формируется личность, духовный мир. Детство – счастливая, яркая, солнечная пора. Ребёнок открывает мир, видит его таинственность, чувствует свою связь с ним. Детские воспоминания самые яркие и дарят человеку счастье на протяжении всей жизни.

эльвира абдуллаева Знаток (287) 1 месяц назад

Эпитеты: солнечные палаты, кора груба, морщиниста, красна, смолистый аромат.
Метафора: сравнение соснового бора с солнечными палатами
Сравнение: песок – как шёлк
Олицетворение: кора тепла

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.

В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно "Детство". Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.

Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.

Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений.

Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков [л] и [л’]. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.

В стихотворении преобладает желтый цвет.Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.

Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком).

Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передаёт ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении- (солнечные палаты, кора красна).

В своих стихотворениях И.А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него — священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении “Детство” Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Любовь и еще раз любовь — вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – поэт, умеющий тонко чувствовать окружающий мир; он замечательный мастер поэзии, стихи которого рисуют не выдуманный, а настоящий мир, полный высокого чувства – любви. Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений. Лирика И. А. Бунина тонка и мелодична, его произведения читаются на одном дыхании.

Иван Алексеевич всю жизнь хранил в себе чувство привязанности к миру природы, был убежден, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни. В стихах он утверждает неповторимую ценность всякой минуты, проведенной в лесу, в поле, в саду. [1]

Стихотворение «Детство» (см. Приложение1) изучается в 3 классе по программе Эльконина-Давыдова.[3] В лирике Бунина «детство» играло одну из важнейших ролей. Не случайно в круг детского чтения было введено стихотворение под знаменательным названием «Детство», раскрывающее отношение поэта к этому важному этапу формирования личности, когда переживания ослепительно яркие, а мир чист, сверкающ и заманчив.

Название стихотворения «Детство» у студентов Магнитогорского государственного университета вызвало примерно одинаковые ассоциации: счастливое время, качели, лужи, бантики, светлое, первый снег, мороженое, солнце, весна, лето, песочек. Несмотря на то что слово детство стилистически нейтрально, у опрошенных оно вызывает положительные эмоции, чувства радости, веселья, а также вызывает улыбку и приятные воспоминания.

По толковому словарю, «детство – это ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте». [3]

Стихотворение «Детство» было написано в 1985 году, в нем нет ничего надуманного, каждая его строфа проникнута чувствами. И. А. Бунин в своем произведении воссоздал радостное, приподнятое настроение, которое рождается ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной и обещает новые открытия, и всё лучшее, кажется, еще впереди. Стихотворение пронизано нежными, счастливыми и, вместе с тем, ностальгическими нотками. [1]

Иван Алексеевич в стихотворении возвращается в прошлое: во времена детства. Он делится с читателем теми сокровенными моментами, которые переживает во время общения с природой.

Читаем первое четверостишие: Чем жарче день, тем сладостней в бору/ Дышать сухим, смолистым ароматом, / И весело мне было поутру / Бродить по этим солнечным палатам! Сосновый бор находится в центре художественного изображения поэта. Художественные изображения возвращают автора и нас в детство, в воспоминания, полностью погружают в тот мир, который описывается, воображение самопроизвольно рисует картину жаркого, солнечного дня, сосновый бор и, можно сказать, мы «тонем» в ощущении красоты окружающей нас, и чувствуем неповторимость запахов величавых сосен.

Стихотворение «Детство» Бунина – стихотворение отнюдь не поэта-символиста. События стихотворения разворачиваются не в мире далеких недосягаемых символов, а максимально близко, на земле. У Бунина уже в первом четверостишии используется высокая и нейтральная лексика, поэтизируется дневной солнечный свет, показывается, что в обыденном мире земного существования есть место самому прекрасному.

Уже в первом четверостишии Бунин использует теплую цветовую гамму: желтые и золотистые цвета. На это указывают такие слова, как жарче, солнечным.

Слово жарче обозначает то же, что и жаркий, а жаркий – это « дающий сильный жар, знойный, горячий» [3]. Однако слово жарче. по сравнению со словом жаркий. имеет другой оттенок лексического значения, обозначает более интенсивное воздействие, так как употребляется в сравнительной степени. День – это «часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером» [3], поэтому словосочетание жарче день обозначает в стихотворении «очень яркий, горячий, жаркий день». Поэт воспевает день, когда солнце обильно распространяет жар и свет по земле.

Слово солнечным имеет несколько значений «1. основанный на использовании энергии солнца; 2. с ярким светом солнца; 3. ясный, радостный, счастливый».

Искренность произведению придает местоимение первого лица. Здесь автор обращается к описанию осязательной и цветовой характеристики пейзажа. И. А. Бунин использует именно слово аромат – «душистый, приятный запах», а также выбирает вместо нейтрального глагола ходить глагол бродить – «идти тихо, медленно, любуясь всем, что вокруг» [3]. Поэт показывает, что ему нравится находиться в этом лесу и наслаждаться всем тем, что в нем происходит.

Поэт использует метафору «солнечные палаты». Палаты – «большое богатое здание, помещение» [3]. Эта метафора раскрывает душевное состояние человека – радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Автор позволяет увидеть нам сосновый бор с другой стороны, со сказочной, нереальной, загадочной. Возникает ощущение простора, бескрайности. Пространство как будто плывет вокруг тебя, плавно качается. Обращение к метафорическому, сказочному обозначению залитого солнцем соснового бора создает ощущение погруженности в лес: воображение читателя рисует реальную картину происходящего, словно сам читатель, вслед за лирическим героем, оказывается в сосновом бору. Бунин добивается эффекта присутствия в описываемых событиях.

Особенностью бунинского поэтического слова является его умение описывать запахи окружающего мира (вспомним хотя бы его знаменитые «Антоновские яблоки»). И в этом стихотворении поэт добивается того же реалистического, почти натуралистического эффекта: …Тем сладостней в бору/ Дышать сухим, смолистым ароматом. Читатель словно обоняет густой смолистый аромат сосен. А слово сладостней показывает высокую степень эстетического наслаждения лирического героя от восприятия окружающих запахов.

Однако события, описываемые в первом четверостишье, связаны с воспоминаниями лирического героя. На это указывает бытийный глагол было в форме прошедшего времени. Так поэт показывает связь описываемой картины с названием стихотворения: события располагаются в прошлом, в детстве, но они очень дороги «взрослому» поэту, ему до сих пор свойственны те же чувства, когда он вспоминает милую пору своего детства.

В строках И весело мне было поутру / Бродить по этим солнечным палатам! обращение к плану прошлого обращает читателя к скрытому противопоставлению: в пору детства герою было весело бродить по солнечному бору. Стало быть теперь, в пору взрослости лирический герой по-прежнему наслаждается окружающей природой, но это наслаждение смешивается с неуловимой грустью, связанной с быстротечностью времени. С тем, что пора детства безвозвратно ушла в прошлое.

Поэтический взор Бунина в первом четверостишии обращен в пространство прекрасного окружающего мира, он концентрируется исключительно на солнечном, жарком дне, сосновом бору. Вся эта картина становится единым неразрывным целым.

Детство принято называть «золотой порой». Данный фразеологизм обозначает « лучшее, счастливое время жизни (детство, юность, молодость), высок.». [4]

Бунин словно имплицитно обыгрывает данное словосочетание, описывая залитый солнцем (золотой) сосновый бор, который ассоциируется в сознании лирического героя с золотой порой детства. Такая параллель приводит читателя к выводу – в первом четверостишье поэт показывает, какой счастливой была пора детства и как прекрасно хранить в памяти воспоминания о нем, уметь погрузиться, пусть в воспоминаниях, в это золотое для любого человека время

Во втором четверостишии Повсюду блеск, повсюду яркий свет, / Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой / И чувствую: мне только десять лет, / А ствол – гигант, тяжелый, величавый… Бунин продолжает рисовать прекрасную картину солнечного пейзажа. Здесь в дополнение к словам, обозначающим место действия (сосновый бор. метафора солнечные палаты ), поэт добавляет слово повсюду - «во всех местах, везде или в разные, во все места». Повтор данного слова еще больше расширяет описываемую панораму, подчеркивает то, что пространство не имеет границ, усиливает впечатление, показывает, как дорого и прекрасно воспоминание о детстве.

Источником красоты и поэтического вдохновения становятся земные явления. И во втором четверостишии поэт рисует перенасыщенную цветом, запахами, звуками, ощущениями картину летнего дня.

Воссоздать завораживающую картину помогают изобразительно-выразительные средства. Зрительную картину воссоздают контекстуальные синонимы блескяркий свет. осязательную – сравнение песок,как шелк. звукопись через согласные «п, с, ш» создает ощущение струящегося, мягкого песка. Инверсия с эпитетами, выстроенными в градации тяжелый, величавый. слово гигант акцентируют внимание на величии ствола.

Гармоничность картины нарушается «корявой сосной», но она не вызывает неприязни, а, наоборот, именно она, прожившая большую жизнь, заставляет героя окунуться в воспоминания детства, она словно пришла из волшебных сказок, читанных в детстве. В словосочетании «сосна корявая» используется инверсия, которая присуща народно-поэтической речи. Благодаря инверсии, контрасту между корявым деревом-гигантом и лирическим героем в пору детства поэт снова добивается того, что детство воспринимается как чудесное, счастливое время, когда все кажется большим, по-сказочному прекрасным. А сама «сосна корявая» словно символизирует время, показывает, как стар мир, как человек по сравнению с ним мал и молод.

В третьем четверостишии Кора груба, морщиниста, красна,/ Но так тепла, так солнцем вся прогрета!/ И кажется, что пахнет не сосна,/ А зной и сухость солнечного света поэт снова обращается ко всем органам чувств, чтобы описать особое ощущение детства.

Автор использует ряд кратких прилагательных, имеющих высокий стиль: «кора груба, морщиниста, красна». Снова это прилагательные со значением осязания, зрения. В этих строках имплицитно заявлена тема старости и древности мира, текучести времени через скрытое сравнение коры дерева с кожей стареющего человека. Однако герой не противится времени, он ценит все проявления жизни. Поэтому, на первый взгляд, атрибуты старой от времени коры воспринимаются лирическим героем как прекрасные: рядом с ними появляются контекстуальные первому ряду прилагательные «тепла, солнцем прогрета»: Но так тепла, так солнцем вся прогрета!. Повторение местоимения-междометия так. восклицательная интонация, а также приставка про- в кратком причастии прогрета говорят о неизбывной силе тепла. Происходит усиление признака: тепла – прогрета. Запах сосны олицетворяет собой запах «зноя и сухости солнечного света. Это рождает ощущение чего-то большого, безграничного.

Глаголы настоящего времени, инфинитив, глагол в форме прошедшего времени придают воспоминаниям ощущение реальности происходящего. В стихотворении используется очень мало глаголов, зато много существительных и прилагательных, они позволяют воссоздать более яркие образы, ощущения и впечатления.

И. А. Бунин использует аллитерацию: звуки «п-с-ш» рисуют бегущую струйку песка, звуки «л, м, н» расширяют рисуемое пространство, звук «р» придает словам отточенность и четкость, ассонанс представлен повторяющимся звуком «а», что рождает ощущение безмерности.

Синтаксический строй произведения говорит о том, что это стихотворение-воспоминание: сложные предложения с разными видами связи, ряды однородных членов, большое разнообразие представленной пунктуации, начинает и заканчивает стихотворение восклицательное предложение, как бы обрамляя впечатления и эмоции лирического героя. Стихотворный размер также соответствует общему настроению стихотворения: четырехстопный ямб с точной перекрестной рифмовкой.

Строки стихотворения звучат нежно, мягко, мелодично, как в песне. Одно слово дополняет другое, одна картина сменяется другой. Невольно чувствуешь ароматный смолистый запах, игру солнечных лучей, шелковистость песка и безмолвие сосен в этом дивном лесу. Но все же главным героем стихотворения остается поэт-романтик, который сумел выразить свои мысли так кратко и так глубоко.

Возвращаясь к названию, мы видим, что наши ожидания в целом оправдались: ассоциативные и лексические значения совпали с основным значением. Однако образ детства в стихотворении И. А. Бунина приобретает индивидуальный авторский смысл. Стихотворение учит нас полнокровно жить, полно чувствовать жизнь, ценить все ее мгновения. Детство – это часть жизни человека, воспоминания о детстве остаются в памяти людей на всю жизнь. У Бунина детство ассоциируется с удивительным миром летнего бора, со старой, теплой, морщинистой сосной, которая пахнет летом и смолой. И мы видим, что детство поэта было счастливым.

Стихотворение, таким образом, обладает удивительным художественным и воспитывающим воздействием как на маленького неопытного читателя, так и на взрослого, умудренного жизненным и читательским опытом эстета. Мы вслед за поэтом наслаждаемся летним днем, обоняем аромат прекрасного соснового бора и понимаем, что детство и вся наша жизнь в целом прекрасна, гармонична и ценна.

Сочинение анализ стихотворения Ивана Бунина детство

Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени. Что может быть чудеснее такого путешествия?

«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он – только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира.

«Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости. Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку. Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом.

Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу. Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен. Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы. И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето – самая лучшая пора.

Послушайте стихотворение аБунина Детство метафоры эпитеты

Темы соседних сочинений