Анализ стихотворения Бунина 26 мая



/ анализ стиха Бунина

Картинка Анализа стихотворения Бунина 26 мая № 1

Стихотворение И.А. Бунина «ОДИНОЧЕСТВО»

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой.
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены.

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Пример

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.

Стихотворение И.А. Бунина «Одиночество» было написано в 1903 г. о чем это произведение? Об одиночество, что понятно из названия, о тоске, о душе, точнее, об одинокой душе, которая хочет покончить со своим одиночеством, которое причиняет столько боли. А еще это стихотворение о любви, о любимой женщине, о предательстве и, в конечном счете, оно о жизни.

Герой после череды переживаний намерен примириться с действительностью и начать новую жизнь с тем другом, который уж точно не предаст и останется верным.

На мой взгляд, у героя «Одиночества» настала черная полоса в жизни: ничего не ладится в творчестве, ушла, предала любимая женщина… Вот и погода словно страдает и переживает вместе с ним. Но все проходит, и это тоже пройдет, только прибавит новых тем для создания своих шедевров.

Стихотворение написано амфибрахием и состоит из четырёх строф-шестистиший с перекрестной рифмой в первых четырех строках и смежной – в последних двух.

Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:
И ветер, и дождик, и мгла.
Важную роль играют здесь и эти существительные, связанные повторяющимся союзом «и»: создают настроение бесприютности, осенней промозглости. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит еще более трагичной:
Здесь жизнь до весны умерла.
“Жизнь умерла” – сильный оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Далее изобразительное начало уступает место размышлениям:
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Итак, герой одинок. Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.
А из следующих строк становится понятна причина такого состочния:
Вчера ты была у меня.
Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
Тьма и холод! – и внутри, и снаружи.
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”. “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.
Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить

Литература XX века
Связь веков

И. А. Бунин. «26-е мая»

1. Стихотворение напечатано в 1899 году. С каким событием связано его создание?

Создание стихотворения связано со 100-летием со дня рождения Пушкина.

2. Как вы объясните, почему стихотворение названо «26-е мая»?

26 мая — день рождения Пушкина по старому стилю.

3. Стихотворение написано любимым стихотворным размером Пушкина. Какой это размер?

Любимый стихотворный размер Пушкина — ямб. Им написаны многие стихотворения поэта.

4. Найдите в стихотворении сравнение, которое характеризует Пушкина.

Поэт. сумрак жизни озаряет, как солнце хмурый небосклон.
"180

МегаШпора в соцсетях:

Николай Васильевич Гоголь.
Несколько слов о Пушкине.(отрывок)
   "При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… В нём русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
   Самая его жизнь совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский…"   1834 год

Иван Сергеевич Тургенев.
Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве.
(отрывок)
   "Пушкин был первым русским художником-поэтом… Но можем ли мы назвать Пушкина национальным поэтом в смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как называем Шекспира, Гёте, Гомера?
   Пушкин не мог всего сделать". Кроме того, "Пушкин не избёг общей участи художников-поэтов, начинателей. Он испытал охлаждение к себе современников; последующие поколения ещё более удалились от него, перестали нуждаться в нём, воспитываться на нём, и только в недавнее время снова становится заметным возвращение к его поэзии…
   Под влиянием старого, но не устаревшего учителя - мы твёрдо этому верим - законы искусства, художнические приёмы вступят опять в свою силу и - кто знает? - быть может, явится новый, неведомый избранник, который превзойдёт своего учителя и заслужит вполне название национально- всемирного поэта, которое мы не решаемся дать Пушкину, хоть и не дерзаем его отнять у него".    1880год

Николай Платонович Огарёв
На смерть поэта.
По перечтении Е. О.
(отрывок)
"Из лавр и терния венец
Поэту дан в удел судьбою,
И пал он жертвой наконец
Неумолимою толпою
Ему расставленных сетей. -
Земля, земля! Зачем ты губишь
Прекрасных из твоих людей!
Одну траву растишь и любишь,
И вянет злак среди полей;
Или, враждуя с небесами
Враждой старинною твоей,
Ты имя избранных меж нами
Гнетёшь страдальчества цепями."
1837

Виссарион Григорьевич Белинский
О поэзии Пушкина.
(отрывок из статьи пятой)
   "Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только прекрасный язык чувства… Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художническая. Пушкин не знал мук и блаженства, какие бывают следствием страстно-деятельного… увлечения живою могучею мыслию, в жертву которой приносится и жизнь и талант… В сфере своего поэтического миросозерцания он, как художник по преимуществу, был гражданин вселенной и в самой истории, так же, как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций…"    1844

Владимир Фёдорович Одоевский
Пушкин.
(отрывок)
   "Пушкин! - произнесите это имя в кругу художников, постигающих всё величие искусства, в толпе простолюдинов, в толпе людей, которые никогда его сами не читали, но слышали его стихи от других, - и это имя везде произведёт какое-то электрическое потрясение…
   Исследовать, оценять художников сделалось привычкою в нашем веке; целые книги написаны о том, чтобы растолковать, почему изящное в таком-то произведении действительно изящно. Не вижу большой пользы в таких исследованиях…
   Пред великим художником важно и полезно лишь одно чувство: благоговение? Приступайте к нему с сердцем девственным, - не мудрствуя лукаво. Не дерзайте у него спрашивать, почему он сделал так, а не иначе. Спросите об этом у самого себя? И если можете отвечать на сей вопрос, то благодарите бога, что он открыл вам важную тайну своего творения".   Конец 1830-х годов.

Владислав Ходасевич
Колеблемый треножник.
(отрывок)
   "Воистину - творец Пушкин, ибо полна и многообразна жизнь, создаваемая его мечтой. Есть нечто чудесное в возникновении этой жизни…
   Исключительная многотемность Пушкина влечёт за собой такую же исключительную многозначность его произведений…
   Созданиям Пушкина предстоит претерпеть ряд изменений в сознании читателей. Пушкин, так сказать, отделился от своего времени и вышел в открытое море истории, и ему, как Софоклу или Данте, предстоит обрасти толкованиями и комментариями.
   Мне кажется, предстоит охлаждение к нему. Пушкин не дорожил народной любовью. В лучшем случае надеялся он быть любезным народу "долго", - отнюдь не "всегда".   1921 год.

Александр Блок.
О назначении поэта.
(отрывок)
   "Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни.
   Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт.
   Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не устареет.
   Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят "сбросить с корабля современности". То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично".    1921 год.

Фёдор Михайлович Достоевский
Пушкин.
Очерк. Произнесено 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности.
(отрывок)
   "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего. и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание.
   Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека".   1880 год.

Александр Николаевич Островский
Застольное слово о Пушкине.
(отрывок)
   "Прочное начало освобождению нашей мысли положено Пушкиным, - он первый стал относиться к темам своих произведений прямо, непосредственно, он захотел быть оригинальным и был, был самим собой. Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет последователей, и Пушкин оставил школу и последователей. Что это за школа, что он дал своим последователям? Он завещал им искренность, самобытность, он завещал каждому быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским".

Иван Алексеевич Бунин
26-е мая
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Дни славы Пушкина - желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце радовали нас!
И этот миг, когда венчает
Его вся Русь ,- ещё тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет.   1899 год.

Марина Цветаева.
Мой Пушкин.
(отрывок)
   "…Весь дом был тайной, весь дом был - тайна!
   Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод - том, огромный сине-лиловый том с надписью вкось - Собрание сочинений А. С. Пушкина.
   В шкафу у старшей сестры Валерии живёт Пушкин, тот самый негр с кудрями и сверкающими белками…
   Толстого Пушкина я читаю в шкафу, носом в книгу и в полку, почти в темноте и почти вплоть и немножко даже удушённая его весом, приходящимся прямо в горло, и почти ослеплённая близостью мелких букв. Пушкина читаю прямо в грудь и прямо в мозг.
   Мой первый Пушкин - "Цыганы". Таких имён я никогда не слышала: Алеко, Земфира, и ещё - Старик…
   После тайного сине-лилового Пушкина у меня появился другой Пушкин - уже не краденый, а дарёный, не тайный, а явный не толсто-синий, а тонко-синий, - обезвреженный, прирученный Пушкин издания для городских училищ с негрским мальчиком, подпирающим кулачком скулу.
   В этом Пушкине я любила только негрского мальчика. Кстати, этот детский портрет по сей день считаю лучшим из портретов Пушкина, портретом далёкой африканской души его и ещё спящей - поэтической. Портрет в две дали - назад и вперёд, портрет его крови и его грядущего гения. Такого мальчика вторично избрал бы Пётр, такого мальчика тогда и избрал".   1937 год.

Александр Твардовский
Пушкин.
(отрывок)
   "Капитанская дочка" явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, её запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.
   Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину…Но если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами".   1949.

«Поэт» И.Бунин

Картинка Анализа стихотворения Бунина 26 мая № 2

Поэт печальный и суровый,
Бедняк, задавленный нуждой,
Напрасно нищеты оковы
Порвать стремишься ты душой!

Напрасно хочешь ты презреньем
Свои несчастья победить
И, склонный к светлым увлеченьям,

Ты хочешь верить и любить!

Нужда еще не раз отравит
Минуты светлых дум и грез,
И позабыть мечты заставит,
И доведет до горьких слез.

Когда ж, измученный скорбями,
Забыв бесплодный, тяжкий труд,
Умрешь ты с голоду,- цветами
Могильный крест твой перевьют!

Анализ стихотворения Бунина «Поэт»

Наследие русских классиков служит источником тематики и стилистики для шестнадцатилетнего юноши Бунина, побуждаемого желанием самостоятельного творчества. Философское осмысление роли поэта также становится объектом внимания начинающего автора.

В раннем стихотворении главенствует сентиментальный мотив бедности. «Печальный поэт» — это бедняк, живущий в постоянной нужде. Тщетны все попытки вырваться из нищеты: уделом стихотворца остаются несчастья, нужда, «горькие слезы», скорбь и «тяжкий труд». Беды «отравляют» существование, вызывают ощущение безнадежности, заставляющей забыть о мечтах. Более того, поэт обречен на голодную смерть, и только после нее придет признание.

Тема бедного поэта, пришедшая в русскую литературу из французской, была широко растиражирована сентименталистами. Встречается она и у раннего Пушкина: творец живет в «лачужке под землей» или на чердаке. Позже тема бедности была иронически переосмыслена, например, в пушкинском стихотворении «Ты и я». Однако она продолжала существовать как сквозной мотив у разных авторов, и это показывает пример из лермонтовского «Пророка». Его лирический герой обречен на отшельничество, он презираем толпой, «наг и беден». Особый дар, перерождающий человека в творца, сопряжен со страданием и одиночеством.

Нагнетание лексики с негативными коннотациями и мелодраматичность стиля юного Бунина отсылают читателя еще к одной знаковой фигуре того времени — Семену Надсону. Молодой автор пережил короткое, но сильное увлечение его творчеством, результатом которого стал цикл стихов. Мрачная страдальческая судьба поэта, мучительные думы и строчки, рождающиеся в «глубокой муке», — элементы надсоновской художественной концепции.

Интересно, что в этой интерпретации полностью отсутствуют упоминания о гражданской миссии героя, наделенного поэтическим даром. Высокая задача «глаголом жечь» людские сердца, обозначенная Пушкиным, отразилась в другом стихотворении, которое также относится к ранней лирике Бунина и имеет аналогичное название — «Поэту ». В нем возникают мотивы благодарной памяти, понимания, вечной славы, и тема страдания не звучит столь драматично.

Во многом подражательном, но искреннем ученическом творении кроется горькая жизненная правда. Скорбную судьбу поэта, описанную молодым автором, пришлось повторить не одному таланту, вскормленному Серебряным веком.

Природа в стихах И.А. Бунина: анализ стихотворения "Первый соловей"

Анализ стихотворения "Первый соловей"

Иван Алексеевич Бунин – поэт и прозаик, воспевавший жизнь русской деревни и простых людей. Гармоничность его произведений говорит об огромном таланте и виртуозном владении искусством слова. Тема природы занимает особое место в творчестве писателя. Он посвятил ей множество прекрасных вдохновенных строк как в прозаических, так и в поэтических произведениях.

Бунин чувствовал неразрывную связь с родной природой. В его рассказах и стихотворениях утверждается важность каждой минуты, которую человек провел на открытом воздухе. Красота природы, по мнению писателя, – единственная ценность этого мира.

Несмотря на особую любовь, с которой Бунин пишет о природе, он понимает, что нет ничего вечного, и, увы, рано или поздно все то, что радует глаз и сердце, погибнет. Именно поэтому произведения писателя пронизаны меланхолическими нотками. Однако и в этой преходящей прелести поэт находит нечто, объединяющее природу и человека: непрестанное обновление, возрождение, следующее за смертью.

В стихотворении «Первый соловей» Бунин размышляет о свежести чувств, свойственной юности. Молодые люди видят мир новым и прекрасным. Пробуждение эмоций в юной душе заставляет мир вокруг заиграть новыми красками, измениться в лучшую сторону.

В этом лирическом произведении мы видим сопоставление образов вечного и нового, старого и молодого. Луна, тающая в облаках, кудрявая яблоня, поющий соловей – подобные образы можно встретить во многих стихотворениях. Однако старый мир обновляется, встречаясь с юностью, олицетворением которой является весна и птица, только пробующая «цокать», и, несомненно, девочка в раскрытом окне, плетущая косы.

Писатель будто смотрит на мечтающую девчушку со стороны, любуясь юными прелестными волнениями ее души, красотой первых человеческих переживаний.

Несмотря на то, что стихотворение «Первый соловей» состоит всего из десяти строк, оно изобилует яркими художественно-выразительными средствами. Благодаря сочным эпитетам («в белых кудрявых цветах», «зыбь облаков и мелка и нежна», «в холоде голых, прозрачных аллей») мы можем ясно представить картину, написанную поэтом. Живописные метафоры («тает луна», «зыбь облаков») добавляют стихотворным строчкам сладостного очарования. Произведение написано дактилем. Рифма мужская, парная, точная.

Поэзия Бунина наполнена нежной печалью, светлой грустью, воспоминаниями о былых временах. Природа у него такая же, представлена в пастельных тонах: белые цветы яблони, голубая зыбь облаков. И человек у Бунина живет по законам природы, зависит от ее настроения, подчиняется ее цикличности. Недаром весеннее цветение и мелодичные трели соловья ассоциируются с юностью прелестной девочки.

Бунин – истинный певец русской природы, продолжатель пушкинских и тютчевских традиций, романтик, испытывающий непреодолимую тоску по родным просторам. Лирика поэта раскрывает человеческие чувства и переживания, передает мимолетное очарование картинами бытия.

Слушать стихотворение аБунина 26 мая

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения 26 мая

Анализ стихотворения Бунина 26 мая

Настроение произведения 26 мая

26 мая