Анализ стихотворения Брюсова В будущем
Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»
В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.
Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.
Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.
Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.
Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.
Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.
Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Брюсов В.Я. / Лирика / Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»
Смотрите также по произведению "Лирика":
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Я лежал в аромате азалий,
Я дремал в музыкальной тиши,
И скользнуло дыханье печали,
Дуновенье прекрасной души.
Где-то там, на какой-то планете,
Без надежды томилася ты,
И ко мне через много столетий
Долетели больные мечты.
Уловил я созвучные звуки,
Мне родные томленья постиг,
И меж гранями вечной разлуки
Мы душою слилися на миг.
Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту»
Валерий Брюсов на рубеже веков стал одним из основателей символизма в литературном творчестве. Принципы нового направления были изложены им в стихотворении 1896 г. «Юному поэту». Созревшая к тому времени в мыслях поэта творческая программа символизма воплотилась 15 июля в произведении, состоящем из 12 строк.
«Юному поэту» – поэзия в классической форме посвящения. Однако смысл ее далек от традиционных постулатов. Символисты описывают в своих творениях главным образом не реальные события повседневности, а скрытое за пеленой тайны духовное содержание. Потому Брюсов первым из трех наставлений будущему преемнику дает совет не вовлекаться в насущные дела настоящего момента, а устремить взгляд в далекое будущее.
Поэт, по мнению автора, обязан строить вечное: силой воображения и вдохновения описывать призрачные образцы городов, вдохновившись которыми, каждое новое поколение будет процветать и возвышаться над тривиальной обыденностью.
Второй завет стихотворения может сперва слегка шокировать циничностью и бездуховностью, – «никому не сочувствуй». Но если основательно задуматься над этим выражением и следующими за ним словами о необходимости любить прежде всех себя самого, то все встанет на свои места. Служителю муз следует отречься от преходящих забот и горестей окружающих, сделав центром и смыслом существования собственный душевный мир – и все это во имя великого искусства и будущего человечества.
Третий и последний совет – «поклоняйся искусству». Ни чинам, ни материальным благам не следует уделять столько внимания, как творчеству.
В произведении лирический герой – юный поэт в первых строках рисуется с горящими глазами – как полный энтузиазма перед предстоящими поэтическими свершениями. В последнем четверостишии он уже «смущенный» возложенной на его неокрепшие плечи огромной ответственностью. Начинающий стихотворец описан эпитетом «бледный» – символ его отрешенности от земного. В финале Брюсов обещает преклониться перед новым Поэтом, если тот выполнит заветы и станет действительно творцом с большой буквы.
«Юному поэту» было написано в размере дактиля, – лаконичное и мелодичное произведение русской литературы.
«В будущем» В.Брюсов
«В будущем» Валерий Брюсов
Я лежал в аромате азалий,
Я дремал в музыкальной тиши,
И скользнуло дыханье печали,
Дуновенье прекрасной души.
Где-то там, на какой-то планете,
Без надежды томилася ты,
И ко мне через много столетий
Долетели больные мечты.
Уловил я созвучные звуки,
Мне родные томленья постиг,
И меж гранями вечной разлуки
Мы душою слилися на миг.
Анализ стихотворения Брюсова «В будущем»
Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»), созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет в 1895 году. Критика того времени в оценках книги была сдержанной. Многие ее представители считали, что название не соответствует содержанию. Действительно, от низкой самооценки Брюсов не страдал. Он именовал себя гением, не надеялся на понимание современниками своего первого сборника, завещая его искусству и вечности. Впрочем, юному поэту можно простить излишнюю самовлюбленность. Все-таки ему посчастливилось заслужить звание одного из основоположников символизма в России. Впоследствии ранний период творчества Валерий Яковлевич называл декадентским.
Главная отличительная особенность «Chefs d’oeuvre» — попытка Брюсова уйти как можно дальше от действительности в мир мечты, снов, фантазий. Это видно и по стихотворению «В будущем». Лирический герой, пребывая в расслабленном состоянии, вдруг чувствует «дуновенье прекрасной души». Принадлежит она незнакомке, томящейся на далекой планете. Несмотря на расстояние во множество веков, момент духовной близости состоялся: родственные души слились на миг.
Лексика молодого Брюсова полна экзотических слов: лев и зебра, банан и орхидея, страус и удав. В начале стихотворения «В будущем» лирический герой сообщает важную деталь — его мечты и видения рождаются «в аромате азалий». Скорей всего, азалии здесь возникают неслучайно. В Японии эти цветы считаются символом ослепительной женской красоты. Они очаровательны, прелестны, но вместе с тем ядовито коварны. В Стране восходящего солнца их принято называть «одурманивающими похотью цветами». Зачастую упоминание азалии сопровождается эпитетами «восхитительная», «ослепительная», «фантастическая». Манящий аромат цветов характеризуется как чувственный. Азалия встречается не только у Брюсова, но и в лирике других русских символистов. Например, у Игоря Северянина. называвшего ее альпорозой.
«В будущем» — часть цикла «Холм покинутых святынь». Перед ним расположено стихотворение «В прошлом», рассказывающее историю средневековой девушки, павшей жертвой жестокой инквизиции. Не исключено, что именно ее душа возродилась на другой планете и слилась с душой лирического героя «В будущем».
Валерий
Брюсов
Анализ стихотворения Валерия Брюсова «В будущем»
Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»), созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет в 1895 году. Критика того времени в оценках книги была сдержанной. Многие ее представители считали, что название не соответствует содержанию. Действительно, от низкой самооценки Брюсов не страдал. Он именовал себя гением, не надеялся на понимание современниками своего первого сборника, завещая его искусству и вечности. Впрочем, юному поэту можно простить излишнюю самовлюбленность. Все-таки ему посчастливилось заслужить звание одного из основоположников символизма в России. Впоследствии ранний период творчества Валерий Яковлевич называл декадентским.
Главная отличительная особенность «Chefs d’oeuvre» — попытка Брюсова уйти как можно дальше от действительности в мир мечты, снов, фантазий. Это видно и по стихотворению «В будущем». Лирический герой, пребывая в расслабленном состоянии, вдруг чувствует «дуновенье прекрасной души». Принадлежит она незнакомке, томящейся на далекой планете. Несмотря на расстояние во множество веков, момент духовной близости состоялся: родственные души слились на миг.
Лексика молодого Брюсова полна экзотических слов: лев и зебра, банан и орхидея, страус и удав. В начале стихотворения «В будущем» лирический герой сообщает важную деталь — его мечты и видения рождаются «в аромате азалий». Скорей всего, азалии здесь возникают неслучайно. В Японии эти цветы считаются символом ослепительной женской красоты. Они очаровательны, прелестны, но вместе с тем ядовито коварны. В Стране восходящего солнца их принято называть «одурманивающими похотью цветами». Зачастую упоминание азалии сопровождается эпитетами «восхитительная», «ослепительная», «фантастическая». Манящий аромат цветов характеризуется как чувственный. Азалия встречается не только у Брюсова, но и в лирике других русских символистов. Например, у Игоря Северянина, называвшего ее альпорозой.
«В будущем» — часть цикла «Холм покинутых святынь». Перед ним расположено стихотворение «В прошлом», рассказывающее историю средневековой девушки, павшей жертвой жестокой инквизиции. Не исключено, что именно ее душа возродилась на другой планете и слилась с душой лирического героя «В будущем».
Я лежал в аромате азалий,
Я дремал в музыкальной тиши,
И скользнуло дыханье печали,
Дуновенье прекрасной души.
Где–то там, на какой–то планете,
Без надежды томилася ты,