Анализ стихотворения Брюсова Тени прошлого
Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого»
В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение «Тени прошлого». в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над «i» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.
Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность. Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть – это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает – светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием отмечает: «Мечте не унестись в живительные сферы».
Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил. Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни, включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — как странно вновь стоять у темных их гробниц», — отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.
Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого»
В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой.
Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир — через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение «Тени прошлого», в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над <а» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.
Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность. Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть — это самое лучшее, о чем только может мечтать человек.
Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает — светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием отмечает: «Мечте не унестись в живительные сферы».
Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил. Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет.
Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту.
Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — как странно вновь стоять у темных их гробниц», — отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.
В. Я. Брюсов. Тени прошлого. Составьте схему рифмовки брюсовского сонета.
В. Я. Брюсов. Тени прошлого
Почему осенний день назван поэтом «скучным»? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия?
Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете.
Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору «волны небытия»?
Поэта охватывает состояние, при котором, все еще слагая свои стихи, он несмело смотрит вокруг, и нет в его душе ни дерзости, ни веры. Метафора волны небытия помогает оценить это состояние — она говорит о том, что поэт чувствует себя на грани небытия, на грани исчезновения.
Что в прошлом особенно дорого поэту? С какими строками стихотворения соотносится его заглавие?
В прошлом поэту дорог «забытый мир» дней, слов, лиц, и, особенно, «погибших светлых дум». Все это — «тени прошлого» — и именно о них идет речь в последней строке стихотворения.
Составьте схему рифмовки брюсовского сонета.
В этом сонете рифмовка такова: абба абба ede дее. В первых четверостишиях рифмовка опоясывающая, в первом терцете — также опоясывающая, в заключительном терцете — две последние строки рифмуются параллельно.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения брюсова тени прошлого
- что в прошлом особенно дорого поэту
- почему осенний день назван поэтом скучным
- брюсов в прошлом анализ
- брюсов анализ стихотворения тени прошлого
«Тени прошлого» В.Брюсов
«Тени прошлого» Валерий Брюсов
Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо и земля.
Близка в такие дни волна небытия,
И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.
Мечте не унестись в живительные сферы,
Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.
Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.
Есть много светлых дум, погибших, погребенных,—
Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!
Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого»
В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение «Тени прошлого», в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над «i» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.
Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность. Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть – это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает – светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием отмечает: «Мечте не унестись в живительные сферы».
Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил. Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни. включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — как странно вновь стоять у темных их гробниц», — отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.
Тени прошлого
Стихотворение Валерия Брюсова
Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!
В.Я.Брюсов. Избранное.
Москва: Правда, 1982.