Анализ стихотворения Брюсова Сумасшедший
Анализ стихотворения Брюсова «Сумасшедший»
Анализ стихотворения Брюсова «Сумасшедший»
Молодой Валерий Брюсов, как и многие его коллеги по поэтическому цеху, довольно много экспериментировал, пытаясь найти свой путь в литературе. Однако даже в ранних произведениях этого автора достаточно четко прослеживаются тенденции символизма и философских изысканий. Так, в 1895 году Валерий Брюсов опубликовал стихотворение под названием «Сумасшедший», в котором попытался представить мир с точки зрения человека, который живет не разумом, а эмоциями и ощущениями. Со стороны герой его произведения, которого поэт идентифицирует с самим собой, действительно напоминает умалишенного. Однако кто сказал, что все мы видим мир таким, каков он есть на самом деле?
Мир раннего Брюсова лишен романтики и привлекательности, так как сам поэт замечает в нем только негативные черты. При этом автор подстраивается под окружающую его действительность, и результаты таких метаморфоз оказываются весьма пугающими. «Чтоб меня не увидел никто, на прогулках я прячусь, как трус», — так характеризует свое внутреннее состояние поэт, подчеркивая, что люди ему совершенно неинтересны, и общение с ними является крайне нежелательным. Прогулки поэта носят созерцательный характер, однако видит он совсем не то, что другие.
Точнее, он замечает все самые мрачные и непривлекательные стороны человеческого бытия, а бурная фантазия дорисовывает картину, придавая ей черты апокалипсиса. «Я встречаю нагие тела, посинелые в рыхлом снегу», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что и самого себя считает практически трупом. «Угрюмый снег» является в его понимании идеальным местом для могилы, которая одновременно становится и наблюдательным пунктом. Поэт видит, как мир буквально рушится на его глазах, превращаясь в груду пепла. И это зрелище доставляет автору видимое удовольствие. «Загорается дом… и другой… Вот весь город пылает в огне…», — отмечает Брюсов, но при этом уточняет, что подобная картина предстает исключительно перед его внутренним взором.
Насладившись столь мрачным зрелищем, поэт выбирается из ледяного плена и отправляется домой, мысленно переживая все то, что увидел и втайне радуясь, что является хранителем бесценных сокровищ. Это его иллюзии, которые обретают неправдоподобную остроту и выразительность. Но при этом поэт отдает себе отчет, что, мысленно похоронив целый город, останется безнаказанным. «Я бегу в неживые леса… И не гонится сзади никто!», — восторженно восклицает поэт, испытывая двойное удовольствие от того, что его тайна так и осталась нераскрытой. Брюсов отдает себе отчет в том, что подобные фантазии могут быть присущи лишь сумасшедшему. Однако кто вправе судить, является ли человек таковы, когда весь мир сходит сума и утопает во лжи, грязи и крови?
Антология русской поэзии
Чтоб меня не увидел никто,
На прогулках я прячусь, как трус,
Приподняв воротник у пальто
И на брови надвинув картуз.
Я встречаю нагие тела,
Посинелые в рыхлом снегу,
Я минуты убийств стерегу
И смеюсь беспощадно с угла.
Я спускаюсь к реке. Под мостом
Выбираю угрюмый сугроб.
И могилу копаю я в нём,
И ложусь в приготовленный гроб.
Загорается дом. и другой.
Вот весь город пылает в огне.
Но любуюсь на блеск дорогой
Только я - в ледяной тишине.
А потом, отряхнувши пальто,
Принадвинув картуз на глаза,
Я бегу в неживые леса.
И не гонится сзади никто!
Сумасшедший
Чтоб меня не увидел никто, На прогулках я прячусь, как трус, Приподняв воротник у пальто И на брови надвинув картуз. Я встречаю нагие тела, Посинелые в рыхлом снегу, Я минуты убийств стерегу И смеюсь беспощадно с угла. Я спускаюсь к реке. Под мостом Выбираю угрюмый сугроб. И могилу копаю я в нем, И ложусь в приготовленный гроб. Загорается дом. и другой. Вот весь город пылает в огне. Но любуюсь на блеск дорогой Только я - в ледяной тишине. А потом, отряхнувши пальто, Принадвинув картуз на глаза, Я бегу в неживые леса. И не гонится сзади никто!
Добавить в избранное
Оцените, пожалуйста, это стихотворение.
Помогите другим читателям найти лучшие произведения.
«Сумасшедший» В.Брюсов
«Сумасшедший» Валерий Брюсов
Чтоб меня не увидел никто,
На прогулках я прячусь, как трус,
Приподняв воротник у пальто
И на брови надвинув картуз.
Я встречаю нагие тела,
Посинелые в рыхлом снегу,
Я минуты убийств стерегу
И смеюсь беспощадно с угла.
Я спускаюсь к реке. Под мостом
Выбираю угрюмый сугроб.
И могилу копаю я в нем,
И ложусь в приготовленный гроб.
Загорается дом… и другой…
Вот весь город пылает в огне…
Но любуюсь на блеск дорогой
Только я — в ледяной тишине.
А потом, отряхнувши пальто,
Принадвинув картуз на глаза,
Я бегу в неживые леса…
И не гонится сзади никто!
Анализ стихотворения Брюсова «Сумасшедший»
Молодой Валерий Брюсов, как и многие его коллеги по поэтическому цеху, довольно много экспериментировал, пытаясь найти свой путь в литературе. Однако даже в ранних произведениях этого автора достаточно четко прослеживаются тенденции символизма и философских изысканий. Так, в 1895 году Валерий Брюсов опубликовал стихотворение под названием «Сумасшедший», в котором попытался представить мир с точки зрения человека, который живет не разумом, а эмоциями и ощущениями. Со стороны герой его произведения, которого поэт идентифицирует с самим собой, действительно напоминает умалишенного. Однако кто сказал, что все мы видим мир таким, каков он есть на самом деле?
Мир раннего Брюсова лишен романтики и привлекательности, так как сам поэт замечает в нем только негативные черты. При этом автор подстраивается под окружающую его действительность, и результаты таких метаморфоз оказываются весьма пугающими. «Чтоб меня не увидел никто, на прогулках я прячусь, как трус», — так характеризует свое внутреннее состояние поэт, подчеркивая, что люди ему совершенно неинтересны, и общение с ними является крайне нежелательным. Прогулки поэта носят созерцательный характер, однако видит он совсем не то, что другие. Точнее, он замечает все самые мрачные и непривлекательные стороны человеческого бытия, а бурная фантазия дорисовывает картину, придавая ей черты апокалипсиса. «Я встречаю нагие тела, посинелые в рыхлом снегу», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что и самого себя считает практически трупом. «Угрюмый снег» является в его понимании идеальным местом для могилы, которая одновременно становится и наблюдательным пунктом. Поэт видит, как мир буквально рушится на его глазах, превращаясь в груду пепла. И это зрелище доставляет автору видимое удовольствие. «Загорается дом… и другой… Вот весь город пылает в огне…», — отмечает Брюсов, но при этом уточняет, что подобная картина предстает исключительно перед его внутренним взором. Насладившись столь мрачным зрелищем, поэт выбирается из ледяного плена и отправляется домой, мысленно переживая все то, что увидел и втайне радуясь, что является хранителем бесценных сокровищ. Это его иллюзии, которые обретают неправдоподобную остроту и выразительность. Но при этом поэт отдает себе отчет, что, мысленно похоронив целый город, останется безнаказанным. «Я бегу в неживые леса… И не гонится сзади никто!», — восторженно восклицает поэт, испытывая двойное удовольствие от того, что его тайна так и осталась нераскрытой. Брюсов отдает себе отчет в том, что подобные фантазии могут быть присущи лишь сумасшедшему. Однако кто вправе судить, является ли человек таковы, когда весь мир сходит сума и утопает во лжи, грязи и крови?
Сумасшедший
Стихотворение Валерия Брюсова
Чтоб меня не увидел никто, На прогулках я прячусь, как трус, Приподняв воротник у пальто И на брови надвинув картуз. Я встречаю нагие тела, Посинелые в рыхлом снегу, Я минуты убийств стерегу И смеюсь беспощадно с угла. Я спускаюсь к реке. Под мостом Выбираю угрюмый сугроб. И могилу копаю я в нем, И ложусь в приготовленный гроб. Загорается дом. и другой. Вот весь город пылает в огне. Но любуюсь на блеск дорогой Только я - в ледяной тишине. А потом, отряхнувши пальто, Принадвинув картуз на глаза, Я бегу в неживые леса. И не гонится сзади никто!
Валерий Брюсов. Стихотворения и поэмы.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1961.