Анализ стихотворения Брюсова Облака



анализ стихотворения «облака» Брюсова. Как это делать? Задание для 5 класса

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Облака № 1

анализ стихотворения «облака» Брюсова. Как это делать? Задание для 5 класса

  1. .1 Автор и название стихотворения.
    2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
    3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
    4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. / Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.
    1) Подобрать в тексте ключевые слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить цепочки ключевых слов.
    2) Проанализировать художественные примы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
    3) Необходимо помнить, что за счт применения определнных художественных примов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т. е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создатся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
    А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Навигация по записям

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Облака № 2

ОБЛАКА
1903

Облака опять поставили
Паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили
Белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия
В даль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов.
И, пленяясь теми сферами,
Смотрим мы с полей,
Как скользят рядами серыми
Кили кораблей.
Но и нас ведь должен с палубы
Видеть кто-нибудь,
Чье желанье сознавало бы
Этот вольный путь!
21 августа 1903

Пример

«Облака» В.Брюсов

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Облака № 3

«Облака» Валерий Брюсов

Анализ стихотворения Брюсова «Облака»

До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и Некрасову. К этому периоду творчества относится и стихотворение «Облака», написанное в 1895 году.

Характерной чертой раннего творчества Валерия Брюсова является отождествление предметов и явлений с живыми существами. Эта тенденция прослеживается и в стихотворении «Облака», которое носит не только лирический, но и философский оттенок. Облака у Брюсова одновременно и живые существа, которые «поставили паруса». В то же время автор сравнивает их белыми ладьями, которые каждый день начинают свой неторопливый бег по небосклону. Эта «дружная флотилия сказочных пловцов» завораживает поэта, и он готов часами наблюдать за тем, как облака меняют свои очертания и уплывают вдаль. Брюсов отмечет, что это захватывающее зрелище доставляет удовольствие не только ему одному – тысячи людей вот также с восторгом и надеждой провожают взглядами облака. Автор убежден, что их «кили кораблей» не исчезают бесследно, они играют в судьбе каждого из нас важную роль.

Мы видим облака с земли и восхищаемся их красотой. Поэтому вполне логично предположить, что и на них есть живые существа, наблюдающие сверху за людьми. Брюсов отмечает, что непременно должны быть какие-то высшие силы, которые бы управляли людьми и помогали бы им избежать хаоса. Таким образом, поэт признает тот факт, что человек не является венцом творения природы, и ему стоит прислушиваться не столько к своим внутренним ощущениям, сколько учиться распознавать этот мир, переменчивый и многообразный.

Идеалистические взгляды автора, тем не менее, совершенно не мешают ему рассуждать о высоких материях с точки зрения обычного человека, который устал от одиночества и неопределенности. Брюсов мечтает о том, чтобы кто-то вмешался в его жизнь и направил ее в нужное русло. Искренняя вера в то, что это сделают высшие силы, сквозит в каждой строчке стихотворения, однако это отнюдь не свидетельствует о беспомощности поэта. Просто он чувствует, что не может реализовать свои меты и таким необычным способом просит о помощи, не зная наверняка, сможет ли на нее рассчитывать. Однако надежда на то, что кто-то проведет его по тернистой дороге жизни с минимальными потерями, все ж придает поэту уверенность в собственных силах.

Облака
Стихотворение Валерия Брюсова

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Облака № 4

Облака опять поставили Паруса свои. В зыбь небес свой бег направили, Белые ладьи. Тихо, плавно, без усилия, В даль без берегов Вышла дружная флотилия Сказочных пловцов. И, пленяясь теми сферами, Смотрим мы с полей, Как скользят рядами серыми Кили кораблей. Hо и нас ведь должен с палубы Видит кто-нибудь, Чье желанье сознавало бы Этот водный путь!

Валерий Брюсов. Стихотворения
Москва, "Детская Литература", 1971.

Другие стихи Валерия Брюсова

Природа в стихах В.Я. Брюсова: анализ стихотворения "Облака"

Анализ стихотворения "Облака"

Запрокидывая голову к небу и глядя на белые облака, которые проплывают по синему простору, мы часто рассматриваем их и фантазируем о том, на что похоже то или иное облако, или задумываемся о чем-то своем, совершенно не относящемся к небесным сферам, но таком важном для нас. Вот только обычный человек подумает, отвлечется и забудет, а поэт мыслит иначе. Прекрасное стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Облака» написано под впечатлением именно от такого момента, когда по ясному летнему небу проплывали белоснежные облачные громады.

Стихотворение написано в 1985 году, еще до увлечения В.Я. Брюсова символизмом, и является отличным образцом классической пейзажной лирики. Возможно, в стихотворении есть некоторое подражание Некрасову и Фету, лучшим мастерам стихотворного пейзажа, однако это не умаляет его достоинств, оно самодостаточно и содержательно. В стихотворении четыре строфы, в которых, прибегая к помощи хоря – двустопного стихотворного размера, автор рисует перед читателем картину так, как видит ее он сам.

«Белые ладьи», «дружная флотилия сказочных пловцов» - вот как он называет их, оживляя перед нашими глазами самое обычное природное явление. Достаточно проявить немного фантазии, чтобы представить небо как синюю водную гладь, а облака как белоснежные корабли на ней. Они – корабли, они же и команда корабля, ведь мы узнаем, что «облака опять поставили паруса свои».

Используя такие средства выразительности, как олицетворения, метафоры и эпитеты, В.Я. Брюсов создает перед глазами читателя сказочную картину и увлекает его в это путешествие следом за собой. Однако при этом поэт не только созерцает, но и размышляет.

Лирический герой чувствует себя малой песчинкой перед огромным небом, в которое он вглядывается. Признает, что ему еще многое предстоит понять, много пережить, многому научиться, в том числе и наблюдению за окружающим миром. Он уже сделал первый шаг к этому, когда стал наблюдать за ходом облаков по небосклону.

В последней строфе автор делится своими предположениями и надеждами: ему хочется верить, что он не один под этим огромным небом, что сверху, с облаков, на него смотрит кто-нибудь, переживает о его судьбе, наблюдает за ним и не оставит его одного. Это не крик отчаяния, скорее просьба о помощи. Лирический герой не опускает руки, но ему хотелось бы, чтобы Бог и его ангелы, которые, в представлении простого человека, как раз и обитают за облаками, вмешались в его судьбу, направили его по верной дороге. Он не уверен, что получит ответ, но все-таки не теряет надежду, и верить ему помогает это прекрасное облачное небо. Не просто помогает, но даже вдохновляет на пейзажную лирику, прошедшую испытание временем.

Послушать стихотворение Брюсова Облака

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Облака

Анализ стихотворения Брюсова Облака

Настроение произведения Облака

Облака