Анализ стихотворения Брюсова Детская



анализ стиха Брюсова

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Детская № 1

АЛиса Лисьина Ученик (91), закрыт 6 лет назад


срочно нужно по такому плану:
1)дата написания и публикации
2)место,занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод
3)творческая история(выбор жанра,традиция,цензура)
4)основная тема
5)смысл названия
6)лирический сюжет и его движение
7)композиция. наличие обрамления.основные структурные части
8)основные настроения, тональность стихотворения
9)ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие
10)Лирический герой,его своеобразие и способы его самораскрытия
11)лирический персонажи. Их переживания. Их судьбы
12)столкновение или соединение различных уровней сознания
13)позиция атора и передача его переживаний
14)музыка стихотворения
15)ритм,размер
16)рифмовка. характер рифм
17)лексика.Языковые выразительные средства
18)поэтический синтаксис
19)звукопись. фонетическая окраска стиха
20)идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
21)отзывы критиков о стихотворении
22)звучание стихотворения в наши дни

Пример

Пожалуйста помогите очень нужно

Дополнен 6 лет назад

ооой
название Юному поэту

♑❇ lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ ❇♑ Высший разум (770046) 6 лет назад


Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении "Юному поэту" (написано 15 июля 1896, опубликовано в сборнике «Me eum esse» - «Это я». 1897)

Юноша бледный со взором, горящим.
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими не живи настоящим.
Только грядущее область поэта.
Помни второй никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни поклоняйся искусству.
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета.
Молча паду я бойцом, побежденным.
Зная, что в мире оставлю поэта.
Стихотворение "Юному поэту" - декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей одной.
Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль - трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему - ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: "юноша", "взор", "беспредельно", "грядущее", "поклоняйся".Основа стиха в поэзии Брюсова - метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.
При этом Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов). которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи - поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив "побежденного бойца", появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними.

Методическая разработка по чтению (4 класс) на тему:
Литературное чтение. УМК "Школа России" Конспект урока по теме: " В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»"

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Детская № 2

Литературное чтение. УМК "Школа России"

Тема урока. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»;

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности
(олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь

Познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как он называется?

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

-Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. ---Знакома ли вам эта фамилия?

Слышали ли вы произведения поэта?

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова

III. Подготовка к восприятию произведения. Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Подбирают синонимы и антонимы
к словам: Упрямо – настойчиво.Возмущать – успокаивать.

– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова – «Опять сон» и «Детская».

Чтение и анализ произведения "Детская"

- 0 чем рассказывается в этом стихотворении?

- Какие образы ты представляешь, когда читаешь текст?

- Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?

- Какие слова подсказали тебе отгадку?

- Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?

- Определи основное настроение стихотворения.

Воспоминания о каких снах у вас сохранились?

– А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

– Какие картины вам представились?

– Видели ли вы что-нибудь подобное?

– Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

– Какие строки вас особенно поразили?

V. Самостоятельная работа.

Закрепление пройденного.Письменный анализ стихотворений

Ученикам выдаются карточки

- Почему поэт назвал это стихотворение "Детская"

- Какие слова подсказали тебе ответ на этот вопрос?

VI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворенийВ. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

По желанию выучить одно из стихотворений

VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме В.В.Бианки. Музыкант.

Урок построен на деятельностном методе обучения. Использованы различные формы организации работы учащихся. Осуществляется интеграция различных учебных предметов: окружающего мира, русского языка, музы.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме В.В.Бианки. Музыкант.

Урок построен на деятельностном методе обучения. Использованы различные формы организации работы учащихся. Осуществляется интеграция различных учебных предметов: окружающего мира, русского языка, музы.

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России".

План урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке прослеживается технология продуктивного чтения.

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "В.В. Бианки "Музыкант".

Презентация соответствует моему уроку по этой теме.

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" В. Я. Брюсов «Опять сон»." (Школа России)

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова.

Стихи Брюсов ДЕТСКАЯ. (Детская, Детская площадка, Детская спевка)

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Детская № 3

Стихи Брюсов ДЕТСКАЯ. (Детская, Детская площадка, Детская спевка) Палочка-выручалочка, Вечерняя игра! Небо тени свесило, Расшумимся весело, Бегать нам пора! Раз, два, три, четыре, пять, Бегом тени не догнать. Слово скажешь, в траву ляжешь. Черной цепи не развяжешь. Снизу яма, сверху высь, Между них вертись, вертис.

Палочка-выручалочка,
Вечерняя игра!
Небо тени свесило,
Расшумимся весело,
Бегать нам пора!

Раз, два, три, четыре, пять,
Бегом тени не догнать.
Слово скажешь, в траву ляжешь.
Черной цепи не развяжешь.
Снизу яма, сверху высь,
Между них вертись, вертись.

Что под нами, под цветами,
За железными столбами?
Кто на троне? кто в короне?
Ветер высью листья гонит
И уронит с высоты…
Я ли первый или ты?

Палочка-выручалочка,
То-то ты хитра!
Небо тени свесило,
Постучи-ка весело
Посреди двора.

Палочка-выручалочка,
Вечерняя игра!
Небо тени свесило,
Расшумимся весело,
Бегать нам пора!

Раз, два, три, четыре, пять,
Бегом тени не догнать.
Слово скажешь, в траву ляжешь.
Черной цепи не развяжешь.
Снизу яма, сверху высь,
Между них вертись, вертись.

Что под нами, под цветами,
За железными столбами?
Кто на троне? кто в короне?
Ветер высью листья гонит
И уронит с высоты.
Я ли первый или ты?

Палочка-выручалочка,
То-то ты хитра!
Небо тени свесило,
Постучи-ка весело
Посреди двора.

В ярком летнем свете,
В сквере, в цветнике,
Маленькие дети
Возятся в песке:

Гречники готовят,
Катят колесо,
Неумело ловят
Палочкой серсо;

Говорят, смеются,
Плачут невпопад, —
В хоровод сплетутся,
Выстроятся в ряд;

Все, во всем — беспечны,
И, в пылу игры,
Все — добросердечны…
Ах! лишь до поры!

Сколько лет им, спросим.
Редкий даст ответ:
Тем — лет пять, тем — восемь,
Старше в круге нет.

Но, как знать, быть может,
Здесь, в кругу детей, —
Тот, кто потревожит
Мглу грядущих дней, —

Будущий воитель,
Будущий мудрец,
Прав благовеститель,
Тайновед сердец;

Иль преступник некий,
Имя чье потом
Будет жить вовеки,
Облито стыдом…

На веселой спевочке,
В роще, у реки,
Мальчик и две девочки
Говорят стихи.

Это — поздравление
Бабушке: она
Завтра день рождения
Праздновать должна.

Мальчик запевалою
Начинает так:
«Нашу лепту малую
Преданности в знак…»

И сестренки вдумчиво
Оглашают лес,
Вторя: «Детский ум чего
Просит у небес…»

Песенка нескладная
Стоит им труда…
А вблизи, прохладная,
Катится вода.

Рядом — ели острые,
Белизна берез;
Над цветами — пестрые
Крылышки стрекоз.

Реют однодневочки,
Бабочки весны…
Мальчик и две девочки,
Aх, как им смешны!

В ярком летнем свете,
В сквере, в цветнике,
Маленькие дети
Возятся в песке:

Гречники готовят,
Катят колесо,
Неумело ловят
Палочкой серсо;

Говорят, смеются,
Плачут невпопад, —
В хоровод сплетутся,
Выстроятся в ряд;

Все, во всем – беспечны,
И, в пылу игры,
Все – добросердечны.
Ах! лишь до поры!

Сколько лет им, спросим.
Редкий даст ответ:
Тем – лет пять, тем – восемь,
Старше в круге нет.

Но, как знать, быть может,
Здесь, в кругу детей, —
Тот, кто потревожит
Мглу грядущих дней, —

Будущий воитель,
Будущий мудрец,
Прав благовеститель,
Тайновед сердец;

Иль преступник некий,
Имя чье потом
Будет жить вовеки,
Облито стыдом.

На веселой спевочке,
В роще, у реки,
Мальчик и две девочки
Говорят стихи.

Это – поздравление
Бабушке: она
Завтра день рождения
Праздновать должна.

Мальчик запевалою
Начинает так:
«Нашу лепту малую
Преданности в знак. »

И сестренки вдумчиво
Оглашают лес,
Вторя: «Детский ум чего
Просит у небес. »

Песенка нескладная
Стоит им труда.
А вблизи, прохладная,
Катится вода.

Рядом – ели острые,
Белизна берез;
Над цветами – пестрые
Крылышки стрекоз.

Реют однодневочки,
Бабочки весны.
Мальчик и две девочки,
Aх, как им смешны!

Урок литературы по теме "Поэзия В.Я. Брюсова". 11-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
  • разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
  • повторить понятия символизм, декаденство, символ;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить символы в тексте лирического произведения;
  • развивать умение делать выводы из анализа произведения;
  • отрабатывать технику выразительного чтения.
  • слово учителя;
  • беседа;
  • выразительное чтение;
  • анализ лирического произведения;
  • сообщение ученика;
  • работа со схемами.
  • учебник;
  • тетради;
  • текст стихотворений на листах А4;
  • портрет В. Я. Брюсова;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

I. Проверка домашнего задания.

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:

– Назовите основные особенности поэтики символизма?

– В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?

– Что нового внес символизм в русскую поэзию?

2. Проверка анализа домашнего стихотворения.

– Проверим домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Среди миров..»

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.

– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?

– Почему герой любовь к ней возводит в сферу «миров» и «светил»?

– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?

– Как добивается поэт возвышенной интонации?

– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

II. Лекция учителя и анализ стихотворения.

1. Лекция учителя .

Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на прошлом уроке.

В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной, серой…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы «Сонет к мечте». Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства».

– Схему перенесите себе в тетрадь:

неизвестное, невозможное

мечта

невозможность осуществить наяву

творческая энергия

«греза искусства»

2. Анализ стихотворения .

– Давайте прочитаем стихотворение «Сонет к форме» (ученик читает).

– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).

– хорошо, обратим внимание на первые две строки:

Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)

– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)

– а запах? (обонянием)

– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)

– а можно ли увидеть запах? (нет)

– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)

– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)

– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)

– читаем следующие две строки

Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.

– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)

– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)

– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)

– читаем следующие четыре строки:

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)

– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.

– Читаем следующие три строки:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )

– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.

– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.

3. Анализ стихотворения .

– Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту».

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

– а теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

– соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой ).

– какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).

4. Лекция учителя .

– Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем ни к другим («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.).

Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу: воспевание культурных и материальных ценностей противопоставляется ужасу перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.

– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

– Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья» и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.

– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:

  1. К какому поэтическому направлению принадлежал В.Я. Брюсов? (символизм)
  2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
  3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; «Юному поэту»)
  4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова
    А. «Ключи Марии»
    Б. «Тяжелые сны»
    В. «Ключи тайн»
    Г. «Творчество»
  5. перечислите стороны дарования В.Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры).

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.

Слушать стихотворение Брюсова Детская

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Детская

Анализ стихотворения Брюсова Детская

Настроение произведения Детская

Детская