Анализ стихотворения Блока Я отрок зажигаю свечи



Александр
Блок

Картинка Анализ стихотворения Блока Я отрок зажигаю свечи № 1

Анализ стихотворения Александра Блока «Я, отрок, зажигаю свечи»

Картинка Анализ стихотворения Блока Я отрок зажигаю свечи № 2

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу — чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится: Она без мысли и без речи На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Блока «Поэт в изгнаньи и в сомненьи»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Твоя гроза меня умчала»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Одной тебе, тебе одной»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Ты проходишь без улыбки»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Свобода смотрит в синеву»

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

радуется, слыша голос жениха.

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Анализ стихотворения А.Блока «Мы встречались с тобой на закате»

Учащиеся: Татарникова Е.,

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.

В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.

Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).

Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.

У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.

Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.

Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит.

Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, «утончённость мечты разлюбив».

Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания. « …приближений. сближений. сгораний – не приемлет лазурная тишь …». Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.

Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота. «… ни тоски. ни любви, ни обиды. все померкло ,прошло. отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло .» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.

Цветовая гамма стихотворения.

1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Тёмный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Доминируют гласные «е, и» – нежность светлость; «о» – восторг; «а» – великолепие.

Согласные «в, л» – символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.

Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.

Анализ стихотворения А.А. Блока«Я, отрок, зажигаю свечи».

Учащиеся: Лукьянова А.,

Ванюшин Д.,
Колотилина А.

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой. Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование), который предстает перед нами в облике преданного, коленопреклоненного, покорного юного обожателя Ее образа.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

В «Воспоминаниях об Александре Блоке» Сергея Соловьева читаем: «Молчаливость, скромность, простота, изящество Любови Дмитриевны Менделеевой всех очаровали… Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться, более всего шло к ней белое, но хороша она была также в белом, и в ярко красном…»

Теперь можно с уверенностью сказать, что символика белого цвета не случайна: он находится под впечатлением от романтического переживания – увлечение А. Блока Л. Д. Менделеевой, и к тому же олицетворяет Веру в Вечное, Чистое, Прекрасное, Женственное как появление возвышенного.

Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное. Мы не встречали у А. Блока стихов, в которых он бы писал о любви как о реальности. Любовь – всегда лишь образ, символ, то есть чувство любви, доступное душе, никогда не воплощается в реальное лицо. Вот поэтому Ее образ в стихотворении нематериален: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.

Анализ стихотворения А.А. Блока«Вхожу я в тёмные храмы…»

Учащиеся: Лобуренко И.,

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой. Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Анализ стихотворения А.А. Блока«Девушка пела в церковном хоре» .

Учащиеся: Вишнякова А.,

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «. усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон. Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Она стройна и высока»

Учащиеся: Вирц Ю.,

Вдовина С.,
Лычагин Д..

Поэтическая мысль в стихотворении «Она стройна и высока» движется от строфы к строфе с помощью лирического сюжета. ожидание встречи с любимой. Стихотворение звучит в возвышенном тоне. «Она стройна и высока…» - говорит о недосягаемости героини. С помощью этих строк мы представляем реальные черты, которые возвышают Её образ. Словами «Всегда надменна и сурова» автор подчеркивает Её постоянство и неприкосновенность. Она является идеалом для лирического героя, но недоступна и недосягаема для него. Герой живёт ради того, чтобы видеть Её каждый день, знать, что Она рядом. Он не ждёт взаимности и не просит ничего взамен, готов на всё ради Неё, следит и как бы охраняет Её Величественный образ. Он знает каждый час, миг Её жизни заранее. Но мы понимаем, что герой не видит реальную девушку, а лишь представляет Её. Нам не ясен Её образ, он непонятен и расплывчат: «…Она – и с нею отблеск шаткий». Лирический герой настолько измучен ожиданием, что автор сравнивает его со злодеем. Злодей – символ темноты, его никогда не видно. Так и герой постоянно находится в тени, поэтому и его образ невиден. Мы лишь ощущаем его присутствие рядом. Он постоянно преследует Её. Играет в прятки, не дает своей любимой возможности найти себя, не показывается, всегда остаётся на расстоянии.

Здесь же появляется третье лицо – соперник лирического героя. Но и он находится в окружении тёмного фона. Мы не видим чёткого образа, снова неясный, тёмный, непонятный.

Строка «А я следил и пел их встречи» восхитила нас больше всего. Лирический герой не просто принимает, а воспевает свой выбор, по–прежнему оставаясь на расстоянии от Неё. Но всё же сердцем и душой он с Ней, не покидает Её ни на миг, следит за каждой встречей.

Словами «Мелькали жёлтые огни и электрические свечи» автор освещает путь лирического героя, по которому он идёт за любимой, освещает его чистые чувства. Жёлтый и «электрический» цвета подтверждают истинные и тёплые чувства героя. Строка «Она предчувствовала что–то» говорит о том, что хоть на миг, но всё же героиня чувствует Его близость, понимает, что кто–то живёт пламенной любовью к Ней. Хотя Она лишь подумает об этом, а не поверит, потому что не знает о существовании лирического героя, в этом и заключается вся трагедия.

Иногда героиня начинает предчувствовать его присутствие, а у него появляется надежда и возможность на то, что она его, наконец, заметит. Но и в этот момент герой скрывается, прячется куда-то далеко, не просто далеко, а в глубину, которая снова затемнит его. «Слепые тёмные ворота» символизируют невидимость, неясность, затуманенность. Они помогают лирическому герою находиться в постоянной тени, но в тоже время разделяют, отделяют от любимой, становятся некой преградой, причём тёмной, которая убивает возможность вырваться к героине. Лирического героя не видит не только любимая, но и все. Он полностью отгородился от окружающего мира, посвятил себя и свою жизнь лишь Ей. Ему не нужно общение с другими, мир чужд для него. Лишь Она - смысл его жизни, благодаря любви к Ней он живёт. В то же время следит за соперником, возможно, оценивая его, но не для того чтобы поставить в сравнение с собой, а чтобы радоваться за выбор любимой. В строке «Её сребристо-чёрный мех» герой снова замечает Её особенность. Даже одежда возносит, ставит Её выше. Серебристый ассоциируется с блеском, который придаёт чистоту и искренность героине. Мех говорит о том, что образ дорог герою, он всегда хранит его в сердце. Шепчущие губы героини доказывают, что он может лишь слышать шёпот, так как ему не дано понять того, о чём говорит эта Прекрасная Богиня и «Святая».

Герои стихотворения Он и Она.

ОН – земной, настолько приземлен, что боится оторваться от земли. Он смертный и грешный человек. В стихотворении занимает роль наблюдателя, так как находится на расстоянии от любимой, не имея возможности быть рядом, пребывает в постоянном движении, о чём свидетельствует наличие глаголов: следил, бежал, знал. Обладает чистой любовью, которая наполняет жизнь лирического героя благоговением и покоем. Имеет душевную боль, печаль, стеснение, отчего давит сильное чувство разлуки. Живёт ради идеала, которому поклоняется. Именно она является смыслом его жизни. Остаётся с преданностью в душе и искренней радостью, оттого что счастлива любимая.

ОНА – воплощение «Божества», «Богини», «Величавой Жены», «Святой». Образ многолик: с одной стороны, это земная женщина, а с другой – величественная, возвышенная уподобляется образу «Богоматери», воплощающей гармонию мира, занимает роль идеала, который наполняет жизнь героя смыслом. Обладает свойствами чего–то таинственного, мистического, неземного, безмолвного. Имеет любовь вечного обожателя, о котором ничего не знает и не догадывается о его существовании.

Героев разделяет несовместимость Земли и Неба. Они из разных миров. Объединяет неподдающаяся разгадке тайна, которая, как облако, опутывает героев. Мы не видим ни одного чёткого образа героев, они затемнены, неясны, расплывчаты.

Преобладает звук «е», который возвышает широту чувств героя. Символическим смыслом наполнено сочетание звуков «о» и «а», выражающее великолепие, вышину, восторг и глубину чувств героя к Прекрасной Даме.

Её образ предстаёт в темно-серебристых тонах, звуки «д» и «т» обозначают туман и темноту. Серебристый цвет и «отблеск шаткий» говорят о лёгкой непринуждённости отношений героев. В то же время её суровость и надменность ухудшают взаимоотношения, сразу можно предугадать невозможность связи между ними.

Строение первых трёх строф одинаково, они состоят из простых предложений. В конце строк точки. Это означает, что герой уверен в себе.

Строение двух последних строф объединено в одно сложное предложение. Здесь же начинают сгущаться темные, холодные цвета, что подтверждает преобладание звука «и».

Интонация спокойная, ровная, эмоционально не возвышенная. Нет выражающих бурное чувство знаков препинания.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

Учащиеся: Воробьева А.,

Лавошниченко Т.,
Хорошавцева А.

Стихотворение построено по принципу контраста.

В первой строфе стихотворения центральное место занимает ресторан, который символизирует вечерний хаос. Хаос не только в самом городе, но и в душах, в сознании людей. Перед лирическим героем возникает реалистическая картина пошлой, бездуховной жизни, которую герой отвергает, но сам не может выбраться из него. Природа уподобляется разгульной жизни, она не хочет видеть, что твориться вокруг: «горячий воздух дик и глух». На улице весна, но она здесь не символ благоухания, жизни и счастья. Она скорее пропитана духом тления и разложения. Горячий воздух одурманивает и без того пьяных людей. И всем этим правит «весенний и тлетворный дух»- дух гибели и разложения общества. Как весной обнажается грязь, так и вечером «обнажаются» пьяные люди. Они наслаждаются только земными пошлыми вещами, но никак не чем-нибудь возвышенным.

Во второй строфе перед нами вместо городского хаоса предстает хаос дачный, царящий везде. На дачах должен быть свежий, чистый воздух, но нет, и здесь повсюду пыль, из-за которой трудно дышать. Изображается картина обыденной жизни - беспробудной, беспросветной. Детский плач подтверждает это. Ребенку плохо, он как никто другой чувствует этот хаос.

«Крендель булочной», который «чуть золотится», является надеждой на спасение «утопающих» в пошлости. Все видят этот просвет, но никто не стремится к нему, потому что все привыкли к праздной жизни. Вероятно, эта булочная давно закрыта. Хлеб, который «всему голова», стал никому не нужен. И поэтому «чуть золотится крендель булочной», который с наступлением вечера теряет свою надобность.

Третья строфа начинается словами: «и каждый вечер за шлагбаумом…». Шлагбаум отделяет один мир от другого. Праздная вечерняя жизнь остряков начинается с одного и того же - прогулок. «Котелки» свидетельствуют о том, что это люди из высшего сословия. Остряки гуляют «заламывая котелки» в знак приветствия, и при этом у них, вероятно, на лице красуется улыбка. Но она не искренняя, а, скорее всего, эгоистичная, «наклеенная» - они улыбаются с целью личной выгоды. Богатство не делает «остряков» лучше – все они гуляют среди канав, а канавы не лучшее место для прогулок, возникает только отвращение. Образ «остряков» ассоциируется с выскочками, эгоистами и шутами. Слово «остряки» употребляется с эпитетом испытанные, т.е. привыкшие к своему «званию»

Первая строчка четвертой строфы настраивает нас на романтический лад: «над озером скрипят уключины…». Но тут мы слышим отвратительный визг, от которого становится тесно на душе, может быть, немного страшно.

Луна, являющаяся символом любви, должна настраивать на романтический лад, но она «бессмысленно кривится» на небе. Блок сравнивает ее с диском, а при этом слове возникает образ чего-то металлического, неестественного. В этом мире она потеряла свои свойства – больше она похожа на электрическую лампочку. Автор олицетворяет ее, говоря, что она «приучена» ко всему, что творится в мире.

Следующие две строфы – переход к другой картине, прямо противопоставленной окружающей пошлости. Из этих строк мы узнаем, что лирический герой одинок: «и каждый вечер друг единственный в моем стакане отражен». Может быть, этот друг не что иное, как отражение в стакане самого лирического героя. «Терпкой и таинственной» влагой Он назвал вино, которым «оглушил» свое горе. В последней строфе первой части автор еще раз подчеркивает всю приземленность того положения, в котором оказались люди. Лакеи здесь «торчат», для них это работа и, несмотря на унижения и физическую усталость, им приходится обхаживать «пьяниц с глазами кроликов». Этих людей поэт сравнивает с животными. Человек до того опустился, что потерял все свои качества, и теперь он подчиняется только животным инстинктам. И в жизни этих «самоубийц» осталась только одна истина – вино.

В первой части используется низкая лексика: «дик, пьяные, тлетворный, переулочная пыль, плач, визг, кривится, торчат, кричат».

Во второй же части Блок говорит возвышенно - таинственно. В начале стихотворения изображается реальный мир. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части.

Лирический герой недоволен реальным миром. Это и заставляет его отправиться в мир грез, мечтаний и фантазии. Он запутал сам себя и теперь не может понять, сон это или явь.

Но появляется Она – Незнакомка, которая до конца опьяняет Его. Она – призрак, который приходит из темноты. Она «движется», «медленно» идет. Грязь окружающей пошлой обстановки не соприкасается с Ней, Она как бы парит над нею. Лирический герой не знает, кто эта женщина, но Он возносит Ее до небесного божества. Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, и порождение «страшного мира» реальности – женщина из мира «пьяниц с глазами кроликов».

Когда Она «плыла» меж пьяными, на Нее никто не обращал внимания, кроме лирического героя, ведь Она – плод его воображения. Незнакомка одинока: «всегда без спутников, одна». И в ожидании чего-то «она садится у окна». У окна Она садится не случайно: из окна на Нее падает лунный свет, что придает Ей большую таинственность, загадочность и выделяет из общей массы. Как и люди, плавающие в лодках, не видят красоты луны, так и окружающие Незнакомку пьяницы не могут оценить Ее прелести. Она же садится у окна, чтобы любоваться красотой луны и не видеть всей пошлости, окружающей Ее.

Вспомним, какой воздух был в начале стихотворения – удушающий, тяжелый, гнилой. А сейчас «дыша духами и туманами» - это воздух, навеянный чем-то светлым, божественным, недоступным для лирического героя. Он возносит Ее до того, что сам не может приблизиться к Ней. Но и одновременно Он закован «странной близостью». Он хочет разгадать, понять, кто Она.

Ее «упругие щелка» «веют». При этом слове мы содрогаемся, оно навевает на нас легкий ветерок. Мы можем представить, что «ее упругие шелка» колышутся на ветру – это придает ей легкость, призрачность. Кольца, как наручники, которые не дают выбраться ей из мира пошлости. Этот мир окружил Ее со всех сторон. Из-за этого Она носит шляпу с «траурными перьями».

Его и Ее объединяют одиночество. Поэтому Он «близостью закованный». За обликом Незнакомки герой видит «берег очарованный, очарованную даль». Он хочет уйти к Ней в «очарованную даль», уйти от мира пошлости, который минуту назад казался непобедимым. Она рядом, на другом берегу, где царит добро, где все прекрасно. Незнакомка так далеко и высоко, что герой только может любоваться Ею, но не в силах до Нее дойти. Он должен разгадать тайны жизни: «глухие тайны мне поручены, мне чье-то сердце вручено…». Он придумал Ее прошлое и настоящее, дорисовал в воображении Ее душевное состояние. Герою вручена тайна Незнакомки. Он должен разгадать ее, чтобы добраться до «очарованного берега». Солнце – это и есть тайна. Оно символ счастья, любви. И чувствование, понимание этой своей посвященности в чужие тайны порождает у лирического героя такое сильное ощущение, как будто «все излучины пронзило терпкое вино». Вино дало возможность ему выплыть туда, где «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу». Героиня «въелась» в его воображение, он не может выкинуть из головы ни одну деталь Ее образа, даже «перья страуса». Он утопает в Ее бездонных очах, которые манят Его на другой берег – символ новой жизни, новых открытий.

Последняя строфа стихотворения построена на осмыслении произошедшего в душе героя. Он очнулся от сказки, мира грез. Герой угадал тайну: «истина в вине». Угаданная тайна, открывшая возможность другой жизни на дальнем берегу, вдали от пошлости, принимаемой всеми, воспринимается им как вновь обретенное сокровище, «и ключ поручен только мне». Вино, ударившее в голову, помогает обрести веру и надежду, и он кричит: «ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Не зря он назвал себя чудовищем – он таковым и остается, но посвященность в тайное очарование другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина.

Спасение лирического героя в том, что Он помнит о существовании любви безусловной, жаждет верить, тоскует о любви единственной.

Похожие документы:

Рейтинг:   4  /  5

Соковых Надежда Николаевна

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
1) Выразительное чтение стихотворения.
2) Дата написания - 4 июня 1901г. время, когда поэт находился под влиянием философии Вл. Соловьёва о Вечной Женственности, о Мировой Душе.
3) Место в творчестве: это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе СИМВОЛИЗМА.
4) Тема: Ожидание встречи с НЕЙ.
5) Проблема: Сомнение лирического героя в том, что может узнать ЕЁ, так как облик ЕЁ. обретя земное воплощение, может измениться и утратить свою индивидуальность.
6)Какие слова передают это переживание?
«Года проходят мимо»,
«Молча жду. тоскуя и любя».

«Страшно мне: изменишь облик ТЫ».
«О, как паду и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты…»

7)Как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения?
( от трепетного ожидания встречи с НЕЙ и всё возрастающей тревоги до отчаяния в надежде на встречу, что для лирического героя равносильно смерти).
8)Какими художественными приёмами создаётся облик ЕЁ? ( Наблюдения над лексикой, символикой, стилистикой).
- Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой:
«весь небосвод в огне – и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е. в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, при этом автор использует приём анафоры: «весь горизонт в огне», «как ясен горизонт» - возникает образ ДЕВЫ –ЗАРИ,КУПИНЫ.
Чувство надежды на появление ЕЁ передано возвышенной лексикой:
«предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныя мечты».
Обращение к НЕЙ. ТЫ, ТЕБЯ – с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.
Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик - от соприкосновения с миром хаоса. На этой тревожной ноте и заканчивается стихотворение.

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…»

1) Выразительное чтение стихотворения.
2) Дата написания 25 октября 1902 г.
3) Тема: « Ожидание появления Прекрасной Дамы».
4) Какое чувство положено в основу стихотворения?
(Ответы: Напряжённое, страстное чувство ожидания встречи с НЕЙ и преображения окружающего мира с ЕЁ появлением.)
5) Какими словами передано это переживание?
( Ответы: «вхожу в храмы», «совершаю обряд», « жду», «дрожу от скрипа дверей»).
6) С помощью каких средств передан образ Прекрасной Дамы?
( Ответы: Он создан силой воображения лирического героя и передан метафорами, такими как: «улыбки, сказки и сны», которые бегут «высоко» по карнизам.
Этот образ может показаться странным, но он передаёт непосредственность переживаний человека. Чувства и восприятие лирического героя так обострены, что для него они обретают видимость и реальность конкретного образа: « Милая», « Величавая», « Святая»… « Вечная Жена» хотя и предстаёт в неясном, туманном облике. «…Образ – лишь сон о НЕЙ», - но этот «озарённый» Образ. ЕЁ « отрадные черты» передают благоговейное поклонение и трепет, которые испытывает лирический герой.)
7) С помощью какой символики подчёркивается « небесное» в облике Прекрасной Дамы?
( Ответы: « Мерцанье красных лампад», «ризы», « озарённый Образ», «ласковы свечи» - всё это соединяет символический образ Прекрасной Дамы с образом религиозным: Богоматери, животворящего начала. Всё, что касается Прекрасной Дамы, написано с заглавной буквы, и за НЕЙ закрепляется определённое пространство – « высота».)
8) Как же в этом стихотворении выразилось мировоззрение А.Блока о Мировой Душе?
(Ответы: В стихотворении выражено ожидание гармонии мира. Вера в его преображение подчёркнута в заключительных строчках: « Мне не слышны ни вздохи, ни речи,/ Но я верю: Милая – Ты.»).


Анализ стихотворения « Мы встречались с тобой на закате…».
1) Время написания стихотворения:13 мая 1902года.
2) Тема стихотворения: « О любви к женщине и встречах с ней».
3) Можем ли мы сказать что в этом стихотворении гораздо меньше символических «знаков», нежели в двух предыдущих стихотворениях?
( Стихотворение не исключает реальных примет и признаков окружающей жизни, здесь мы находим подлинные очертания «зримого мира»: залив, весло, рябь, камыш, белое платье. И всё – таки есть символика, связанная с НЕЙ: «вечерние свечи», «бледная краса», «лазурная тишь».)
4) Каким предстаёт перед нами в этом стихотворении лирический герой?
( Мы улавливаем противоречивость чувств героя: с одной стороны, « всё померкло, прошло, отошло»…, - и его влечёт земная женщина. а с другой – он с грустью говорит о том, что утратил « утончённость мечты».)
5) Каков основной мотив этого стихотворения?
( Это скорее всего мотив пробуждения лирического героя от мистических видений и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни. Победила человеческая влюблённость: «белое платье», « белый стан» - приметы молодой женщины, в которой угадывается Л.Д. Менделеева. Белый цвет – символ чистоты, святости, а « золотое весло» в её руках – знак очень дорогого. ценного.)


Анализ стихотворения « Я и молод, и свеж, и влюблён…»
1) Время написания стихотворения:31 июля 1902 г.
2) Тема стихотворения. « Ожидание свидания с любимой женщиной».
3) Какие слова в стихотворении передают это чувство?
( Ответы: « я влюблён, в тревоге, в тоске и в мольбе», « неизменно склонённый к тебе» - передано молитвенно – трепетное ожидание встречи с НЕЙ. « Неизменно» - т.е. навсегда - звучит как клятва).
4) С помощью каких художественных средств передано это чувство ожидания?
( Ответы. Любовь героя к героине и ожидание свидания с ней представлены в метафорической форме: « склонённый клён» - влюблённый «я». « широкий шатёр», « в зелёной тени».)
5) Каким предстаёт образ ЕЁ ?
( лицо, обращённое к «звёздам» - символическое художественное пространство, отведённое Прекрасной Даме, « ароматные слёзы хвалы» - чувство радости, счастья, блаженства, ГАРМОНИИ - того, к чему стремится душа лирического героя.)


Анализ стихотворения «Я отрок, зажигаю свечи…»
1) Время написания стихотворения. 7 июля 1902 г.
2) Тема стихотворения. « Ожидание встречи с НЕЙ».
3) В каком облике предстаёт лирический герой?
(Герой – отрок, принадлежит к нижнему миру, отдаёт себя ожиданию ЕЁ – своего идеала, ему приданы черты послушника, земного человека, трепещущего
в ожидании явления возлюбленной.)
4)Как изображена ОНА, Прекрасная Дама?
( Героиня, как и во многих стихотворениях, навеянных ЕЁ образом, невидима и
неслышима, вся принадлежит идеальному, неземному миру. «ОНА без мысли и без речи//На ТОМ смеётся берегу». ЕЁ сфера – «тот берег» - свидетельство неземной сущности бытия, соотнесённость ЕЁ с высшей реальностью. С НЕЮ связано ощущение недосказанности: «сумрак мутно – голубой, « туманная завеса», что подчёркивает ЕЁ бесплотность, «непостижимость»)
4) Можно ли сказать, что данный лирический сюжет - поэтическое воплощение идеи Владимира Соловьёва о двоемирии?
(Ответы: Да, в данном стихотворении выражена мечта о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине для преодолении мира хаоса и установления гармонии.)

Комментарии

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Я, отрок, зажигаю свечи (Блок Александр Стихи)

Картинка Анализ стихотворения Блока Я отрок зажигаю свечи № 3

Преобладающее настроение, его изменение

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование), который предстает перед нами в облике преданного, коленопреклоненного, покорного юного обожателя Ее образа.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

В «Воспоминаниях об Александре Блоке» Сергея Соловьева читаем: «Молчаливость, скромность, простота, изящество Любови Дмитриевны Менделеевой всех очаровали… Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться, более всего шло к ней белое, но хороша она была также в белом, и в ярко красном…»

Теперь можно с уверенностью сказать, что символика белого цвета не случайна: он находится под впечатлением от романтического переживания – увлечение А. Блока Л. Д. Менделеевой, и к тому же олицетворяет Веру в Вечное, Чистое, Прекрасное, Женственное как появление возвышенного.

Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное. Мы не встречали у А. Блока стихов, в которых он бы писал о любви как о реальности. Любовь – всегда лишь образ, символ, то есть чувство любви, доступное душе, никогда не воплощается в реальное лицо. Вот поэтому Ее образ в стихотворении нематериален: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой.

Дополните анализ стихотворения Дорогой пользователь! Если Вы обладаете какой-либо информацией по анализу стихотворения "Я, отрок, зажигаю свечи", просьба поделиться ею с другими.

Я, отрок, зажигаю свечи…

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу — чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.

Послушайте стихотворение Блока Я отрок зажигаю свечи

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Я отрок зажигаю свечи

Анализ стихотворения Блока Я отрок зажигаю свечи