Анализ стихотворения Блока Вступление



Анализ стихотворения Александра Блока «Предчувствую Тебя…»

Картинка Анализ стихотворения Блока Вступление № 1

9 сентября 2013

Стихотворение «Предчувствую Тебя…» А.Блок написал в 1901 году. Поэт раскрывает душу, пытаясь найти свой идеал. В отношениях с возлюбленной он трагически воспринимает даже малейшее изменение. Прекрасная дама – вечный идеал красоты и воплощение вечной женственности.

Лирический герой – заложник Прекрасной дамы, ожидающий предстоящее преображение жизни. О неудовлетворенности героя действительностью свидетельствуют его надежды на появление «вечной женственности». Он зацикливается на личных переживаниях, хочет уйти прочь от реальности.

Блок создает идеал женщины, который не совместим с действительностью. Какой бы она не была прекрасной вне времени, сомнения вторгаются в его реальность, нарушая гармонию. И в душу поэта закрадывается смутное ощущение разлада, неудовлетворенности и неблагополучия. Чувства лирического героя также вне времени. Они не могут повлиять на любовь, ведь «года проходят мимо».

Лирический герой переживает, что однажды Прекрасная дама изменится, он боится разрушения своего идеала, разрушения мечты. Данное стихотворение скорее напоминает монолог-исповедь, потому как лирический герой признается возлюбленной в своих чувствах, мечтах, любви. Нет, он не заявляет о них, а просто «молча ждет», хотя внутри его «бушует стихия».

Александр Блок создал образ любимой женщины, к которой обращен монолог. Любовь для поэта – это то чувство, которое доставляет ему высшее напряжение и наслаждение. Поэтому, без любви автор не мыслит своего существования. Ведь кто-то один всегда страдает больше другого. И это наваждение, но такое, которое позволяет пережить истинное счастье. Для него любовь — это буря эмоций, счастье и страдание, неизмеримая тоска и стремление к любимой.

Александр Блок доказывает, что часто за жизненной суетой мы попросту забываем о вечном. Обыденность и посредственность заполняет нашу жизнь. Таким образом, в этой действительности нам не хватает настоящих чувств, а любовь – именно то чувство, которое спасает человека от депрессии, обыденности и одиночества.

Анализ трёх стихотворений А. Блока

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение "Россия" начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, - но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей. Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли "годы золотые", она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние "чародеев" - других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России.

Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих "чародеев", от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих "чародеев"), но Россия и в этом случае не пропадёт и "не сгинет", ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем "невозможное возможно", "дорога долгая легка").

Читая стихотворение "Россия", мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются. Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, "слёзы первые любви" очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест - символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее - неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Если в цветовом плане стихотворение "Россия" имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных "звуковых" вех, разве что "песни ветровые", но всё же, если окунуться в этот "серенький" мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: "т" (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии), "ш" (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его "крест") и судьбы России - вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Стихотворение "На железной дороге"

Стихотворение "На железной дороге" включено в цикл стихов А. Блока "Родина". Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами - всё больно. Неужели это некогда великая Россия?

Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, "шла походкой чинною". В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. "Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта "под насыпью". Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами. Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.

Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, "чинного шествия" России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность - основная черта этого стихотворения.

Как известно, Блок - поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, - это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся всё те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём ждать, "быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон", то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.

По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, "Россия вспрянет ото сна…"

В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и "яркие глаза" (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам). Синий - цвет неба, возвышенный - вагоны для богатых, жёлтый - яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни - средний класс, а зелёный - цвет травы, близости к земле - вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне - алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.

Снаружи растут лесные деревья, за лесом - длинная платформа, на ней - навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не даёт "цветовых" определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.

В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом - слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы - неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.

Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков "с" (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.

Стихотворение "На железной дороге" нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноимённом стихотворении. Своеобразное "пессимистическое" кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России. Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.

Стихотворение из цикла "На поле Куликовом" (1)

В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё спокойно, но вскоре жёлтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа. Где война, там кровь, пыль и смерть. Степная кобылица летит по полю столь быстро, сколь быстро проходит жизнь воина. Одно мгновение, и уже закат в крови. Небо, как зеркало, отображает смертельные баталии, происходящие на земле. И нет конца этим сражениям, нет числа погибшим на поле боя - это случается изо дня в день, равно как и закат каждый вечер появляется на небе. Напряжение постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда уже "закат в крови" (в третьей строфе аж 3 восклицательных знака, громогласный глагол "пронзил" не оставляет выбора, кроме как идти сражаться; частые многоточия подчёркивают быстрое течение времени, создаётся впечатление некоторой недосказанности, фразы как бы не завершены). Покоя нет! Стремительность событий подчёркивается аллитерациями звуков "с" в четвёртом четверостишии (домчимся, кострами, степную, блеснёт святое, ханской сабли сталь) и "р", очень агрессивного, резкого ("Закат в крови! Из сердца кровь струится!").

И хотя в цикле стихов "На поле Куликовом" А. Блок описывает конкретные события (Куликовская битва, 1380 год), это произведение не столько на историческую тему, сколько о современности, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

В этом стихотворении образ родины у Блока довольно необычен. Поэт называет Россию своей женой. За это многие критики ругают Блока. На мой взгляд, слово "жена" - это символ, характеризующий непреодолимую любовь поэта к своей родине. Жена - это человек, которого ты сам выбираешь, чтобы любить всей своей душою, заботиться о ней и защищать. Если Блок подразумевал именно это, тогда, по-моему, возмущения критиков напрасны, слово "жена" хоть и нестандартное определение, но, учитывая искренность чувств поэта, вполне уместно в личных стихах Блока.

Это стихотворение - первое из цикла "На поле Куликовом".Оно является вступлением к другим стихотворениям цикла, вводит в цикл широкую тему России.

Литературная гостиная. Встреча 2

Значение цветовых образов в поэтике Александра Блока

Аннотация к уроку литературы

«Значение цветовых образов в поэтике Александра Блока».

Цель урока – проанализировать стихотворения Александра Блока через цветовые образы, проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое значение. Учитель применяет форму интеграции литературы и психологии, что позволяет исследовать стихотворения через личностное восприятие. Одна из главных задач, решаемых на уроке, - обогащение эстетической культуры учащихся через единство различных видов искусства: музыки, живописи, поэзии. Данный урок является частью целой серии уроков в форме посещений литературной гостиной

Форма урока. литературная гостиная

Тип урока: интеграционный урок литературы и психологии с применением ИКТ

Учитель литературы: Яковлева Е.А.

Педагог-психолог: Щербина Н.Н.

Педагог-консультант: учитель музыки Шумакова Т.А.

1 .Показать учащимся значение цветовых образов в поэтике Александра Блока (аспектный анализ стихотворений), помочь почувствовать с помощью цвета, как меняется настроение и тональность блоковской лирики;

обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с музыкой, лексикой, изобразительным искусством.

2 .Развивать способность чувствовать цвет и понимать его смысловое назначение в искусстве через стихотворения Блока; развивать образное мышление, речь.

3. Обогащать эстетическую культуру учащихся через восприятие классической музыки, живописи И.Глазунова, стихотворений А. Блока; воспитывать любовь к литературе, развивать чувство прекрасного.

1. Проанализировать связь восприятия цвета с настро­ением, отношением к событиям жизни (к жизненной ситуации).

2. Проследить, как на сознательном уровне цвет при­обретает смысловое содержание.

Проекционное оборудование, компьютерная презентация,

отрывки музыкальных произведений (Л.Бетховен «К Элизе», И.Кальман «Сильва», И.С.Бах « Ave Maria», Ж.Бизе «Кармен»),

репродукции картин И.Глазунова,

раздаточный материал (стихотворения А.Блока «Вступление», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Кармен» и др. листы самооценки и рефлексии).

Постановка темы, целей урока

Мы рады вас видеть в нашей литературной гостиной, первая встреча в которой была посвящена Марине Цветаевой, а по сути мы знакомились с вами с поэзией Серебряного века.

Сегодня мы в гостях у А. Блока.

мы еще раз войдем в особый мир — мир поэзии. сотканный из таких ощущений, на­полненный такими звуками и цветовыми образами, благодаря которым попытаемся почувствовать сердцем открывшуюся нам душу поэта. А в чём великая сила искусства? Возникшие чувства помогают нам больше по­нять и самих себя.

Мы попробуем всмотреться в стихотворения поэта, проанализировать их с точки зрения употребления цвета, попробуем понять смысловое содержание цветового образа.

1 слайд: Портрет А. Блока.

Психологический настрой на восприятие стихотворений

Учитель литературы. литература – особый вид искусства, поэзия тем более. Здесь соединяется воедино все: чувства, музыка, образы, цвет. Поэтому мне сегодня будет помогать педагог-психолог и учитель музыки

Психолог: Для того чтобы нам лучше войти в поэзию Александра Блока, настроимся на восприятие с помощью музыки. Закройте глаза. Почувствуйте настроение музыкального отрывка, и. главное, пред­ставьте его цветовую гамму.

Какие цвета вы увидели?

Ваши цветовые ассоциации?

Сделаем предположение, что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех. И сегодня на уроке мы с вами увидим, как на сознательном и бессозна­тельном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Проследим, как неза­метно для нас цвет приобретает смысловое содержа­ние.

мент «К Элизе» Л. Бетховена)

Моё настроение (слайд №2)

Окрашивание звёзд в цвета

Основ ная часть

( Подача нового материала в форме дискус сии с элемен тами проблемной ситуа ции, исследо ватель ской деятель ности.)

Учитель литер. Итак, все готово к нашему исследованию. И начнем мы его со стихотво­рения «Вступление». Прочтите его сначала про себя, всмотритесь в. цветовую гамму стихотворения.

(стихотворение в приложении)

Перед нами возвышенный и таинственный мир юного Блока, который влюблен. Ему всего 17 лет.

— Давайте вспомним: кто героиня этого стихотворе­ния? Почему она появляется только на закате и в вы­шине, находится в тереме? Как относится к ней лири­ческий герой?

Конечно, вы правы, это стихотворение — первое из цикла «Прекрасной Даме».

Психолог. А какие цвета использовал поэт, описывая свои восторженные чувсва?

Какие цветовые эпитеты присутствуют в стихотво­рении? (Красный, синий, белый.)

Какие цвета являются основными? (Красный, синий.)

Какие ассоциации возникают у вас с этими цветами?

Учитель литературы. Красный — основной цвет, пронизывающий весь цикл стихов «О Прекрасной Даме». Красные зори, красное пламя лампад, красная тайна — это лишь немногие цветовые эпитеты, встречающиеся в стихотворениях. Попробуем разобраться почему.

Психолог.Какие ассоциации возникают со словом «красный» и красным цветом?

У красного много оттенков, по­этому значение его разнообразно и противоречиво. Общая символика этого цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с силой, энергией, могу­ществом, богатством, радостью, красотой. А в религи­озно-ритуальной литературе означал такие положитель­ные качества, как «достойный», «почтенный» и даже «святой».

Красный цвет у крови. Красное может означать враж­ду, месть, войну, связываться с агрессивностью, гне­вом (налитые кровью глаза). А может означать и лю­бовь (волнение крови).

Вывод. Итак, красный цвет — цвет любви, величия, но таит в себе и опасность.

Но какие ассоциации вы выбираете сейчас, после прочтения этого стихотворения?

А какой ещё цвет использует поэт в своём стихотворении?

Какие ассоциации возникают с этим цветом?

Он ассоциируется с небом и морем, поэтому совме­щает в себе ощущение возбуждения и покоя; с одной стороны, ощущение зыбкости, атмосферы сна, нере­альности, с другой — мир, сдержанность, скромность, спокойствие, вечность.

Психолог. Синий цвет символизирует ду­ховную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тай­ну. Он также показатель переменчивости настроения (как вода), спутник светлой грусти. Поклонение этому цвету уходит корнями в далекое прошлое. В христианской культуре синий ассоцииро­вался с непостижимыми тайнами и вечной божествен­ной истиной. Этот цвет присутствует на многих ико­нах.

Синий цвет — цвет веры и преданности. Синий — это не только уверенность, это еще и нежность, тишина, покой. Он является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности.

Задание. Прислушайтесь к себе: с каким понятием для вас ассоциируется этот цвет сейчас, в соответствии с ва­шим настроением, состоянием.

Вывод:Цвет задает тон стихотворению.

Как вы думаете, почему поэт выбрал именно эту цветовую гамму?

Учитель литер. Трудно в стихотворениии отделить одно от другого. Здесь присутствуют и звуковые символы. Найдите их. Для чего их вводит автор?

Вывод. Обобщая все сказанное вами, можно за­ключить, что Прекрасная Дама — источник света, идеал для лирического героя. Его жизнь только начинается, он полон предчувствием любви. И сосредоточен на глав­ном: служении любви, ожидании преображения и пере­мен своего земного бытия.

Так возник огненный миф Прекрасной Дамы.

Психолог. Прислушайтесь к себе: в какие цвета вы бы окрасили свои первые чувства? Почему? Согласны ли вы с цветовым видением Блока?

Учитель. Как вызнаете, 17 января 1901 года Любовь Дмитриевна Менделеева позволила Блоку войти с нею в Казанский собор. И собор превратился в Храм служения Прекрасной Даме. И вот новое творение.

Прочитайте сами второе стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи. »

— О чем это стихотворение?

— Изменилась ли цветовая гамма? Почему? Какие краски добавились?

Работа с психологом

Белый: Ни один цвет не способен так влиять на настроение, как белый. Восторг, с которым облачаются в одежду белого цвета, сравним с приобщением к таинству. Ассоциативные цепочки: белое платье невесты — белый лист — белые одежды — белое безмолвие — холод, лед — вечность — белые пятна ис­тории — белые палаты.

Восприятие этого цвета связано с двумя понятия­ми — «свет» и «начало». Белый цвет символизирует чистоту, невинность, доб­родетель, радость, добро, исцеление, победу над злы­ми духами. Он ассоциируется с небом, дневным светом, небес­ными светилами и водой, поэтому белый цвет во всех культурах связывается с божеством и духовностью, яс­ностью, мудростью, святостью. Белой была одежда жрецов. Белые животные и птицы у всех народов свя­щенны. В христианстве — белый голубь с оливковой веточкой, белые одежды ангелов, святых. Невеста идет под венец в белом платье. Символ чис­тоты и непорочности, а также символ перехода в новую жизнь, начало супружеской жизни.

Задание. Прислушайтесь к себе: с каким понятием для вас ассоциируется этот цвет сейчас, в соответствии с ва­шим настроением, состоянием.

Уч. литературы: Проанализи­руйте значение голубого цвета. Какие понятия с ним ассоциируются? Сделайте вывод: что, как вам кажется, символизирует голубой цвет?

Психолог: Добавляет духовность, высоту, холодность, отрешенность.

В голубых одеждах изображали Деву Марию, этот цвет олицетворял единство Отца, Сына и Святого Духа.

Прекрасная Дама предстает перед нами строгая, ве­личавая. Такой изображена икона Божьей Матери.

Уч. литературы:Вывод.Слились воедино молодость+действие+красота+величие+духовность+возвышение до свя­тости. Таково восприятие первой любви лирическим ге­роем.

Учитель литер. Но жизнь идет — и миф рушится. И вот — новая встреча со стихотворением поэта

Какие звуки сопровождают эту встречу? (Бубен, гитара, шелест, низкий голос.)

Каковы краски этого стихотворения? (Черный, крас­ный, синий.) Почему?

Что можно сказать о чувствах лирического героя? Как они изменились по сравнению с первым стихотворением, которое мы читали?

Работа с психологом

— Что изменилось в оттенке красного?

Какие цвета добавите? Почему?

Черный: Черный — самый темный цвет и по сути является отрицанием цвета. В психике он ассоциируется с двумя основными понятиями — «конец» и «тьма».

Ассоциативные цепочки: траур — черная земля — чер­ная мгла — черная бездна — страх — неизвестность — тайна.

Символика цвета. Черное ассоциируется с мра­ком и землей, поэтому черный — эмблема скрытого, тайного, неизвестного, колдовства. Ночь роднит чер­ное со сном.

Черный символизирует также неуверенность и отстра­ненность от жизни. Черный цвет часто становится символом не столько смерти, сколько отрицания, протеста, оппозиции, со стремлением к конфликту и агрессии. Недаром черный цвет предпочитают агрессивные упрямцы, оппозицио­неры, разбойники и анархисты (черносотенцы, чернорубашечники, пиратские флаги).

Чтение стихотворения сначала под музыку про себя, а потом вслух;

анализ, ответы на вопросы.(Прекрасная Дама, которая недоступ­на, грезы о ней, восхищение — недостижимый идеал Любви.)

Учащиеся наблюдают цветовую гамму в стихотворении, рассказывают о своих ассоциациях

ответы (Колокольный звон, стук, ворота отперла).

Чтение стихотворения сначала под музыку про себя, а потом вслух;

анализ, ответы на вопросы

Чтение стихотворения сначала под музыку про себя, а потом вслух;

анализ, ответы на вопросы

Текст стихотворения А.Блока «Вступление».

Музыкальный отрывок (И.Кальман «Сильва»)

Красный цвет (слайд №4)

Текст стихотворения А.Блока «Я отрок, зажигаю свечи».

Музыкальный отрывок (И.С.Бах «Ave Maria »)

«Я, отрок, зажигаю свечи. »

Текст стихотворения А.Блока «Кармен».

Музыкальный отрывок (Ж.Бизе «Кармен»)

Проверка усвоения материала

Учитель литерат.Выводы. Мы с вами подходим к кон­цу нашего исследования. Подведем первые итоги. По­смотрите на доску и скажите:

Как меняется у Блока цветовое восприятие на про­тяжении этих жизненных этапов? От чего это зависит? Подтвердите свои слова примерами.

Какой цвет неиз­менно присутствует во всех стихотворениях А. Блока, сопровождает все периоды его творчества?

Как вы думаете, почему?

Невозможно закончить эту встречу и не послушать ещё стихи поэта. Чтение стихотворений будут сопровождать картины известного русского художника Ильи Глазунова. Таково восприятие стихотворений А .Блока мастером живописи. Попробуйте ответить ,а почему художник выбрал именно такое цветовое решение.

Психолог.Язык цвета — это способ выразить наши чувства. Это часть нашего общения, воспринимаемого на невербальном уровне. С его помощью можно выражать свое отношение.

Учитель литерат. Вы провели на уроке огромную работу, с которой справились очень успешно. Сегодня вы приоб­щились к исследовательской психологической деятель­ности.

Психолог. Хочется верить, что дух исследователя проник к вам в душу. И это исследование — только пер­вый шаг на вашем пути. В своей жизни вы не раз буде­те анализировать события, обращаться к своим чув­ствам.

Учитель музыки. Сегодня на уроке звучали фрагменты таких музыкальных произведений, как «К Элизе» Л. Бетховена, «Сильва» И. Кальмана, «Ave Maria» И.С. Баха, «Кармен» Ж. Бизе. На мой взгляд, эта музыка наиболее удачно смогла подчеркнуть всю красоту и неповторимость в поэзии Александра Блока.

просмотр слайдов с репродукциями И.Глазунова, чтение отрывков стихотворений Блока, ответы

Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему:
Урок литературы, 11 класс. А,Блок "Стихи о Прекрасной Даме".

Урок литературы 11 класс

А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока.
  2. Продолжить отработку навыков анализа лирического произведения.
  3. Систематизировать знания, полученные на уроках литературы и МХК.

Материалы к уроку:

  1. На доске портрет поэта. Образец таблицы для заполнения.
  2. На партах раздаточный материал (стихи А. Блока).
  1. Организационный момент: учащиеся делятся на 4 творческих группы, дальнейшая работа идет в группах.
  2. Беседа с учащимися:

- Сегодня мы с вами начнем подробнее говорить о творчестве А.Блока. И начнем мы разговор с одного из ранних циклов его стихов - «Стихи о Прекрасной Даме».

Известно, что в период с 1898 по 1904 год А.А. Блок написал более 300 стихотворений, в первую книгу «Стихи о Прекрасной Даме» он включил 93 стихотворения (книга вышла в 1904 году). В издание 1946 года в цикл было включено 184 стихотворения.

Надо отметить, что все творчество поэта очень логично выстроено. Откройте сборник стихов поэта и выпишите название циклов (До света, стихи о Прекрасной Даме, Распутья, Пузыри земли, разные стих-я, Город, Вольные мысли, Страшный мир,

- Первый цикл называется «До света», а дальше – «Стихи о Прекрасной Даме». Что же такое «Стихи о Прекрасной Даме», если ему предшествует цикл «До света»? («Стихи о Прекрасной Даме» - это и есть свет).

- Стремление к свету – было лейтмотивом не только поэзии А. Блока. У вас на парте лежит стихотворение И. Анненского «Среди миров». Прочитайте его. (Один учащийся читает стих.)

- Почему с Ней не надо света? (Она и есть свет)

- Теперь вернемся к поэзии А. Блока. Откройте цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

- На что следует обратить внимание? (Есть Вступление)

- Что такое вступление и какую роль оно играет в произведении? (Ответы учащихся).

- Все правильно, вступление – это экспозиция, т.е. часть произведения, в которой содержатся основные мотивы, развивающиеся в дальнейшем.

- Прочитайте Вступление, чтобы понять каковы лейтмотивы цикла. Кто же такая Прекрасная Дама? Кому посвятил свои стихи поэт?

I мотив: духовное совершенствование лирического героя ( отдых напрасен ). Речь идет не о физическом отдыхе, а о работе души. А трудиться душой необходимо, чтобы самосовершенствоваться.

II мотив: Явление Царицы на землю. Возникает ощущение, что на землю является неземное существо, т.к. есть строка «Дольнему миру чужда и строга» (дольний – земной), все начинает гореть огнем (красное пламя), природа замирает(заря замерла), возникает ощущении того, что расширяется земное пространство и устремляется вверх (купол стремится ввысь).

- Все, что вы говорили, абсолютно верно. Запишите выводы в тетради, а потом продолжим анализ стихотворений, заполняя таблицу.

Учащиеся чертят таблицу в тетрадях и заполняют вместе с учителем ее начало.

Работа в группах (каждая группа анализирует, затем озвучивает собранный материал, постепенно заполняется вся таблица).

Тема урока: Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме» А.А.Блока.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

3. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

Учитель. В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта первого, раннего периода творчества, которые вошли в цикл «Стихи о прекрасной Даме».

I. Вопросы к стихотворению “Вступление”

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины .

II. Вопросы к стихотворению “Предчувствую Тебя”.

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

III. Вопросы для анализа стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

IV. Вопросы для анализа стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

4. Какие цветовые символы использует автор?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД. Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

V. Вопросы для анализа стихотворения “Встану я в утро туманное”.

1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?

2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?

3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?

4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

VI. Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на закате”.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

ВЫВОД - по вопросам и проанализированным стихотворениям.

- Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

- Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия

Задание на дом: подготовить устный анализ стихотворения «Незнакомка»

Послушайте стихотворение Блока Вступление

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Вступление

Анализ стихотворения Блока Вступление