Анализ стихотворения Блока Возмездие
Анализ поэмы Блока «Возмездие»
В поэме «Возмездие» Блока о конце русского дворянства повествует, если воспользоваться словами самого автора, «тот, кто любил его нежно, чья благодарная память сохранила все чудесные дары его русскому искусству и русской общественности в прошлом столетии, кто ясно понял, что пора уже перестать плакать о том, что его благодатные соки ушли в родную землю безвозвратно. ». Блок прощался с этим прошлым, как герой другой его поэмы — с «соловьиным садом», где осталось многое, мучительно дорогое для него. Но всякое промедление в этом «саду» кажется ему тягостной, непростительной изменой иным, несравненно более высоким и благородным идеалам:
Опьяненный вином золотистым, Золотым опаленный огнем, Я забыл о пути каменистом, О товарище бедном своем.
Сладостна соловьиная песнь, даже сами стихотворные строки как бы звенят ее звучными переливами и вариациями (опьяненный — опаленный, вином — огнем, золотистым — золотым).
Почему ж нам внезапно вспоминается пушкинское:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Развеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Может быть, по контрасту? Ведь сюжетная ситуация в поэме чуть ли не обратная пушкинской: не во «мраке заточенья» томится ее герой, а напротив — в прекрасном саду, в объятиях красавицы, да и «товарищ» его — всего-навсего осел, послушно деливший с ним тяжкий труд:
Вдруг — виденье: большая дорога
И усталая поступь осла.
Но припомним давние блоковские строки, порожденные отзвуками революции 1905 года:
Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
Кто взманил меня на путь знакомый, Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Ведь и там, и в родственном по пафосу стихотворении «Вот он — Христос — в цепях и розах. » «тюрьма» — это «соловьиный сад» беспечальной жизни. А невзрачный пейзаж, где «убогий художник создал небо» и где столь прозаически «на пригорке лежит огород капустный», волнует и притягивает так же, как простонародная незнакомка «в платочке ситцевом своем» («Твое лицо мне так знакомо. »).
Живейшая нравственная необходимость зовет поэта выйти «в путь, открытый взорам». Без этого пути дни тянутся «без божества, без вдохновенья. ». Характерно, что много позже Блок назовет так свою статью о поэтах, которые, по его словам, «спят непробудным сном без сновидений. не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще. ».
Приобщение к трагедии первой мировой войны еще более обострило блоковское чувство родины:
Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.
«Чужая земля» — это образ оторванности от родины, от ее забот и судеб. В биографической основе стихотворения — не только духовные метания самого Блока в «ночные часы» реакции, но и бурное увлечение его жены-актрисы модными театральными исканиями («Модернисты разлучают ее со мной. » — горестно говорится в дневнике поэта). В первые годы войны Л. Д. Блок работала в военном госпитале близ фронта, и это, по мнению мужа, должно было отрезвить ее от прежних пристрастий.
Но, конечно, смысл стихотворения несравненно шире эпизодов чьей-либо личной биографии:
Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали несется волна.
Эти строки перекликаются со знаменитыми стихами Некрасова: «В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война, а там, во глубине России,— там вековая тишина». Как и у Некрасова, тишина противопоставлена здесь суете и шумихе, поднятой вокруг происходивших событий («. хвастовство в стихах и прозе оглушало, словно московский колокольно-медный звон»,— писалось об этом времени в издаваемом Максимом Горьким журнале «Летопись»).
Другие стихи Блока этих лет также пронизаны ощущением все возрастающего трагического напряжения:
Ставни с петель
При первой, газетной публикации это стихотворение называлось «Ветер». Вновь возникает перед нами этот «герой» блоковской поэзии, несущий с собой тревогу и смутные предчувствия. Пройдет меньше двух лет, и запев стихотворения — «Дикий ветер стекла гнет. » — окажется той ритмической «искоркой», из которой вспыхнет бурное пламя «Двенадцати»: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!»
Тематические сочинения
- Образы русской природы в стихах А. Блока о России -2 Май За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица. Только лъ страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца? А. Блок Тонкий лирик и психолог, Блок удивительно точно и зримо отражает в своих
- Личные трагедии в поэме «Двенадцать» Мысль Блока о несоизмеримости «личных трагедий» с величием происходящего своеобразно (с поправками на сюжет и характер) отозвалась в истории Петрухи. Нельзя сказать, что поэт осуждает Петруху. Скорее он жалеет его. И душевная мука этого отчаявшегося,
- Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» Коллекция сочинений: Борьба двух "миров» в поэме Блока "Двенадцать» Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего "розовое облако грез» и "милого воина», "одетого в серебро», до создателя поэмы "Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную
Заказать работу
Интересности
Объявления
Школьные уроки. темы сочинений, разработки уроков. Для, тех, кто учится в школе, или готовится поступать в институт, пригодятся бесплатные готовые домашние задания, в котором все смогут ознакомиться с решениями по предметам школьной программы. | Статьи
Анализ поэмы Блока «Возмездие»
Анализ поэмы Блока «Возмездие»
В поэме «Возмездие» Блока о конце русского дворянства повествует, если воспользоваться словами самого автора, «тот, кто любил его нежно, чья благодарная память сохранила все чудесные дары его русскому искусству и русской общественности в прошлом столетии, кто ясно понял, что пора уже перестать плакать о том, что его благодатные соки ушли в родную землю безвозвратно. ». Блок прощался с этим прошлым, как герой другой его поэмы — с «соловьиным садом», где осталось многое, мучительно дорогое для него. Но всякое промедление в этом «саду» кажется ему тягостной, непростительной изменой иным, несравненно более высоким и благородным идеалам:
Опьяненный вином золотистым, Золотым опаленный огнем, Я забыл о пути каменистом,
О товарище бедном своем.
Сладостна соловьиная песнь, даже сами стихотворные строки как бы звенят ее звучными переливами и вариациями (опьяненный — опаленный, вином — огнем, золотистым — золотым).
Почему ж нам внезапно вспоминается пушкинское:
Шли годы. Бурь порыв мятежный Развеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Может быть, по контрасту? Ведь сюжетная ситуация в поэме чуть ли не обратная пушкинской: не во «мраке заточенья» томится ее герой, а напротив — в прекрасном саду, в объятиях красавицы, да и «товарищ» его — всего-навсего осел, послушно деливший с ним тяжкий труд:
Вдруг — виденье: большая дорога
И усталая поступь осла.
Но припомним давние блоковские строки, порожденные отзвуками революции 1905 года:
Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
Кто взманил меня на путь знакомый, Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Ведь и там, и в родственном по пафосу стихотворении «Вот он — Христос — в цепях и розах. » «тюрьма» — это «соловьиный сад» беспечальной жизни. А невзрачный пейзаж, где «убогий художник создал небо» и где столь прозаически «на пригорке лежит огород капустный», волнует и притягивает так же, как простонародная незнакомка «в платочке ситцевом своем» («Твое лицо мне так знакомо. »).
Живейшая нравственная необходимость зовет поэта выйти «в путь, открытый взорам».
Без этого пути дни тянутся «без божества, без вдохновенья. ». Характерно, что много позже Блок назовет так свою статью о поэтах, которые, по его словам, «спят непробудным сном без сновидений. не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще. ».
Приобщение к трагедии первой мировой войны еще более обострило блоковское чувство родины:
Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.
«Чужая земля» — это образ оторванности от родины, от ее забот и судеб. В биографической основе стихотворения — не только духовные метания самого Блока в «ночные часы» реакции, но и бурное увлечение его жены-актрисы модными театральными исканиями («Модернисты разлучают ее со мной. » — горестно говорится в дневнике поэта). В первые годы войны Л. Д. Блок работала в военном госпитале близ фронта, и это, по мнению мужа, должно было отрезвить ее от прежних пристрастий.
Но, конечно, смысл стихотворения несравненно шире эпизодов чьей-либо личной биографии:
Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской Издали несется волна.
Эти строки перекликаются со знаменитыми стихами Некрасова: «В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война, а там, во глубине России,- там вековая тишина». Как и у Некрасова, тишина противопоставлена здесь суете и шумихе, поднятой вокруг происходивших событий («. хвастовство в стихах и прозе оглушало, словно московский колокольно-медный звон»,- писалось об этом времени в издаваемом Максимом Горьким журнале «Летопись»).
Другие стихи Блока этих лет также пронизаны ощущением все возрастающего трагического напряжения:
Ставни с петель
При первой, газетной публикации это стихотворение называлось «Ветер». Вновь возникает перед нами этот «герой» блоковской поэзии, несущий с собой тревогу и смутные предчувствия. Пройдет меньше двух лет, и запев стихотворения — «Дикий ветер стекла гнет. » — окажется той ритмической «искоркой», из которой вспыхнет бурное пламя «Двенадцати»: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!»
«Возмездие», анализ поэмы Александра Блока
Когда поэт стремится выразить свои чувства, он пишет стихотворение. В небольшом произведении может быть заключена целая жизнь, как в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил. ». Но если поэту мало просто выплеснуть свои эмоции, если он стремится запечатлеть исторические события или целую эпоху, на помощь приходит уже лиро-эпический жанр — поэма.
В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражена эпоха посткрепостнической России, а в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти» нашла отражение вся сталинская эпоха. Русский поэт-символист Александр Блок тоже создал дело всей жизни — поэму «Двенадцать». посвященную Октябрьской революции 1917 года, где выразил свое символистическое отношение к этому историческому событию. Но гораздо раньше он начал работать над другой поэмой — «Возмездие» .
В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта, с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму «Возмездие». Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую «энциклопедию русской жизни», как когда-то Пушкин в «Евгении Онегине».
Предполагалось, что это будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе «рода» должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц.
Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия». И если одних она поразила свежестью восприятия истории, предметностью, бытовыми зарисовками — всем тем, что, по существу, было запретным для символистов, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты этого течения «метали громы и молнии». Они увидели разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. Так формально она и осталась недописанной, ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.
В «Предисловии», написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена «Юность — это возмездие». Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».
Пролог начинается с обращения к художнику, который должен верить в «начала и концы», ведь ему «дано бесстрастной мерой измерить все», что он видит. Он призывает :
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
В конце пролога звучит мысль о роде, о том, что это единая цепь, что каждое звено цепи — отражение в сыне отца, а два-три звена — это «новая порода». Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.
Первая глава поэмы. посвященная «веку девятнадцатому, жестокому веку». описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно. Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович. В поэме нашел отражение реальный эпизод из жизни, когда его красоту отметил сам Достоевский и даже хотел сделать его героем одного из своих романов.
Этот «демон» постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом «скромно руку предложил» младшей дочери и «в даль увез ее с собой» — в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну «демона» — «бесчувственному сыну нашего века» .
Третья глава описывает, как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий «демон». Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи — уступить место уже своему сыну. Но так получилось, что в год, когда умер отец, умер и новорожденный сын Блока и его жены, Любови Дмитриевны. Возможно, из-за этого поэма так и не была закончена.
В поэме «Возмездие» Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма: он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а «мир всегда прекрасен» .
помогите найти анализ стихотворения блока"О доблестях, о подвигах, о славе",
Natali Мастер (1260) 7 лет назад
Анализ стихотворения А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе"
Реферат выполнил Басов Сергей Геннадьевич
Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – "О доблестях, о подвигах, о славе… ".
Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл "Возмездия", к которому относится стихотворение, продолжает тему "страшного мира". Слово "возмездие" понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, - это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла "Возмездие".
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:
Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе… " имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.
Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся "проклятым роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена).
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на горестной земле", "заветное кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: "И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении такими эпитетами, как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты, нежная". Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь мою", "я крепко сплю".
Если внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе… ", то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье… ".
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.
Анализ поэмы Александра Блока «Возмездие»
С наибольшей силой идея гнева и мести, идея мятежа выражена в поэме «Возмездие» и в примыкающем к ней цикле стихов «Ямбы», представляющем вершину гражданской лирики Блока. «Поэма «Возмездие» была задумана в 1910 году и в главных чертах набросана в 1911 году»,-писал Блок в предисловии к этому произведению. Поэма писалась, когда «уже был ощутим запах гари, железа и крови». Блок пытался передать в ней свои мысли и настроения, свое предчувствие надвигающейся бури. Эти предчувствия и ожидания составляют лейтмотив поэмы. «Возмездие» - важнейшая веха на пути идейного и творческого роста поэта. Сам Блок это ясно сознавал, заявив, что «поэма обозначает переход от личного к общему» (Записные книжки, июнь 1916). Поэма, оставшаяся незаконченной, была задумана как широкая картина русской истории второй половины XIX и начала XX века.
Блок изучал самые разнообразные исторические материалы, намеревался отразить (частично и отразил) наиболее значительные события в жизни России: покушение на Александра II, студенческие волнения, «польскую смуту», похороны Т. Шевченко. деятельность революционных демократов, движение народников, реакцию 80-х годов, канун первой революции, события 1905 года и т. д. Поэт мыслил показать на фоне этих событий и в связи с ними судьбу трех поколений дворянского рода.
- «В эпилоге,- писал он,- должен быть изображен младенец, которого держит и баюкает на коленях простая мать; …сын растет; …он начинает говорить по слогам вслед за матерью: «И я пойду навстречу солдатам… И я брошусь на их штыки… И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот».
В ярких художественных образах. в строгих ямбических стихах, в которых чувствуется упругий ритм пушкинского «Медного всадника», воссоздает Блок историческую картину России, сопоставляет два века:
- Век девятнадцатый, железный,
- Воистину жестокий век.
- Тобою в мрак ночной, беззвездный
- Беспечный брошен человек.
- В те годы дальние, глухие,
- В сердцах царили сон и мгла:
- Победоносцев над Россией
- Простер совиные крыла…
- Двадцатый век… Еще бездомней,
- Еще страшнее жизни мгла
- Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла.
Блок создал также цикл стихов «Возмездие» (1908-1913). Если в стихотворении 906 года «Русь», где Россия представлена как сказочная страна с преданьями старины, Блок рассматривал чародеев, колдунов как романтические атрибуты древней Руси, то теперь колдун у него - зловещее чудовище, Победоносцев, которого еще в 908 году в статье о Л. Толстом Блок назвал упырем. Представление поэта о черных силах России отчасти восходит к гоголевским фольклорным образам, в частности к образу колдуна в «Страшной мести». 2 октября 905 года Блок писал А. Белому по поводу статьи последнего «Луг зеленый»: «Более близкого, чем у тебя о пани Катерине, мне нет ничего». Блок имел в виду трактовку А. Белым образа пани Катерины в повести Гоголя. «Россия уподобилась символическому образу спящей пани Катерины, душу которой украл страшный колдун, чтобы пытать и мучить ее в чужом замке… В колоссальных образах Катерины и старого колдуна Гоголь бессмертно выразил томление спящей родины - Красавицы.
В поэме «Возмездие» эта концепция отозвалась по-новому: в символических образах спящей красавицы-России и колдуна Победоносцева:
- Он дивным кругом очертил
- Россию, заглянув ей в очи
- Стеклянным взором колдуна;
- Под умный говор сказки чудной
- Уснуть красавице не трудно,
- И затуманилась она,
- Заспав надежды, думы, страсти…
Образ страшного колдуна, хищной птицы преследовал воображение Блока до Октября, оторвавшись от своего прообраза - Победоносцева и превратившись в широкое социальное обобщение. Такое изображение России вовсе не говорит о пессимизме Блока: ведь эти мрачные картины были связаны с буржуазной Россией. Поэт жил мечтой о революционной буре, о радостных переменах:
- И отвращение от жизни,
- И к ней безумная любовь ,
- И страсть и ненависть к отчизне…
- И черная, земная кровь
- Сулит нам, раздувая вены,
- Все разрушая рубежи,
- Неслыханные перемены,
- Невиданные мятежи.
Свой оптимизм. веру в обновление жизни, свое понимание настоящего, человеческого в ней Блок выразил в яркой, афористической фразе:
- Сотри случайные черты -
- И ты увидишь: мир прекрасен.
- Познай, где свет,- поймешь, где тьма.
Поэма «Возмездие», как уже говорилось, не была завершена. В 1919 году поэт признавался, что не чувствует «ни нужды, ни охоты заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, в годы, когда революция уже произошла». И тем не менее поэма имеет большое художественное и познавательное значение. Она показывает, какой огромный шаг в своем развитии сделал Блок от «Стихов о Прекрасной Даме» за сравнительно короткий период. С другой стороны, поэма свидетельствует, что путь Блока к революции был естественным и закономерным. Из черновиков «Возмездия» Блок изъял ряд отрывков и объединил в цикл «Ямбы»; сюда вошло 2 небольших стихотворений, написанных с 1907 по 1914 год.
Глубоко значительно само заглавие цикла. Дело не просто в том, что стихи этого цикла (как и поэма «Возмездие») написаны четырехстопным ямбом. В эти годы Блок настойчиво стремился согласовать свою поэзию с жизнью. Мир воспринимался им музыкально - в звуках, шумах, ритме. В предисловии к поэме «Возмездие» он писал:
- «Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно потому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой волне…» Пролог поэмы завершается выразительной строкой: «Дроби, мой гневный ямб, каменья!»