Анализ стихотворения Блока Ворона



Александр
Блок

Картинка Анализ стихотворения Блока Ворона № 1

Анализ стихотворения Александра Блока «Ворона»

Картинка Анализ стихотворения Блока Ворона № 2

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.

Пример

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения. Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы. Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Гусар»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дары Терека»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Два сокола»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дума»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Есть речи – значенье»

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Сообщение темы урока.

-Весенняя поэтическая тематика часто связана с птицами. Именно перелетные птицы открывают весну. Рисуя пробуждение природы, поэты в стихах рассказывают о птицах и как бы оживляют эти картины.

А начнем мы тему птиц со стихотворения Александра Александровича Блока «Ворона». Почему именно с нее? Ведь ворона от нас неуда не улетала, она – не перелетная птица? Об этом вы узнаете, когда прочитаете стихотворение. Об этом нам расскажет поэт.

Знакомство с текстом стихотворения.

Ответ на вопросы после чтения.

Понравилось вам стихотворение? Чем?

Какой вы себе представили героиню? Кого она вам напоминает?

Повторное чтение стихотворения. Работа над словесными выразительными средствами.

-Давайте посмотрим, какими словами поэт изображает самочувствие и поведение вороны.

Прочитайте первые строчки. Почему здесь ворона такая?

- Наблюдали вы когда-либо, как прыгают вороны? Удалось ли автору точно передать эту картину? В каких словах передано движение этой птицы? А кто может показать, как прыгала ворона?

- Какое отношение к птице автор выражает в этих словах? Поэт ее высмеивает, любуется, шутит, иронизирует, радуется вместе с героиней?

Выберите точное определение.

-Чем же вызвано такое смешное поведение вороны? Найдите в тексте.

-Вот таким способом, – через самочувствие и поведение вороны, – поэт А.А. Блок передает человеческие чувства, вызванные приходом весны, – и они настолько сильные и неудержимые, что порою действительно трудно себя удержать: хочется попрыгать, порезвиться, не задумываясь, что это, может быть, выглядит глупо со стороны. А.А, Блок в образе своей героини показал, что ворона чувствует и переживает то же, что и мы: ей трудно зимой, она с нетерпением ждет тепла, солнца, – «в воздухе вешние звоны», и оттого у нее «занялся дух».

Каким же тоном будем читать о вороне?

-Ворона здесь «лохматая», – она нахохлилась, – весна на дворе еще ранняя, и ей пока холодно.

Она еще не оправилась от трудной зимы, не успела привести себя в порядок.

Учитель. Прочитайте, какими словами автор рисует самочувствие вороны? Чем оно вызвано? Как надо понимать выражение «дух занялся»?

– Это значит, ворона очень заволновалась.

Ворона почувствовала приближение весны:

«А уж в воздухе вешние звоны…»

- «Вдруг запрыгала вбок глупым скоком»

(Несколько учащихся выходят к доске и показывают, изображают поведение вороны)

Она радуется приходу весны.

Ей хочется поиграть, попрыгать:

«Прошлогодние мокрые стружки…

Это все у вороны игрушки»

Она ведет себя, как маленький ребенок.

Ворона довольна, что «весна и дышать ей привольно».

-Прочитайте еще раз последние строки. Как надо понимать их?

-Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) из своего деревенского детства от отца – лесника и матери – крестьянки вынес впечатления от родной природы, бескрайних лесных просторов, света и тепла человеческих отношений, красоты русского слова и песни. Куда бы его не бросала потом судьба, – он служил матросом на флоте и ему часто приходилось бывать в других странах, принимал участие в Первой мировой войне, жил за границей, откуда ему с трудом удалось вернуться на родину, – везде он писал о России о детях и для детей. В своих рассказах он знакомил маленьких читателей не только с родной природой, но и с русскими обычаями, детскими русскими играми, народными сказками. Писатель создал целые сборники для детей: «Кузовок», «Заря – заряница», «Озорные сказки».

- А сейчас еще рез прочитайте рассказ И.С. Соколова-Микитова. Это проза, но как поэтично автор описывает явления из жизни растений: подснежников, березы. Может быть, кто-то из вас помнит стихотворение о подснежнике, которое мы учили во втором классе. Какие слова из этого стихотворения созвучны прозаическим текстом данного отрывка?

«Он разгреб песок холодный

Корешком своим, как лапой»

Слушая стихи о подснежнике, который

«Говорить еще не может

Он совсем еще малютка,

Им и день еще не прожит»,

но он «глядит на нас, моргая», – поэт называет его «голубым зверьком», ребята будут поражаться, удивительному сходству в описании этой чудной весенней картины разными авторами и в разных жанрах)

Учитель. Таким образом, мы убедились в том, что, хотя проза и поэзия – это разные виды литературы, – в лирике главное место занимают чувства, переживание героя, в прозе основное внимание отводится событиям, – все же в описании этих событий прослеживаются чувства и отношения к ним автора или героя. И писатели, как и поэты, выражают их специальными художественными способами и средствами, которые существуют в литературе.

«Ворона» А.Блок

Картинка Анализ стихотворения Блока Ворона № 3

«Ворона» Александр Блок

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

Анализ стихотворения Блока «Ворона»

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения. Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы. Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.

Какой ты представляешь ворону в стихотворении А. Блока "Ворона"?

Картинка Анализ стихотворения Блока Ворона № 4

Ну, я бы написала, что ворона выглядит взьерошеной, с топорщащимися перьями. Она, ворона, видимо довольна, что пришла весна и ведет себя дурашливо: скачет боком, глядит одним газом, приглядывает себе чем бы поиграть. Вы можете сказать, что я взрослый человек и мой словарный запас гораздо больше. Но это не совсем так. Я с самого раннего детства много читала и в третьем классе мой словарный запас был во много раз больше, чем у моих сверстников, которые раскрывали не книги, а зонтик, в лучшем случае. Так что решение проблемы- родители должны читать детям вслух. Читать с выражением, заинтересовывая их, а потом обсуждать прочитаное. Так делали мои родители со мной, так делала и я со своим сыном ( на двух языках), так и мой сын делает с моей внучкой, которой сегодня 2,5 года. Тогда и язык будет красивым и правильным и правописание верным и учеба станет легче.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

в избранное ссылка отблагодарить

Ворона - одна из не очень любимых мною птиц, ее карканье мне не приятно, вид не привлекательный. В природе много есть других, в отличии от вороны, красивых поющих птиц.

А.Блок описал ворону, встречающую весну, после долгой холодной зимы .

Ворона лохмата - взъерошена, перья в разные стороны, "не причесана", взлохмаченная. Дух у нее занялся, что значит - взволнованная, клюв разинула, вытаращены глаза, остолбеневшая, дыхание перехватило. Прыгает боком и глупым скоком, глядит тоже боком - ворона чересчур довольна, поведение ее неординарное - всплеск положительных эмоций.

Вот такой мне видится ворона.

Ворона в моем представлении очень довольна приходом весны, о чем и говорит автор - ее Дух воспрянул.

Внешний вид у вороны неряшливый, она лохмата, ее перья торчат в разные стороны, так как она пряталась от мороза на чердаках и в сараях.

Но вот ворона видит, что пришла весна и теперь она на свободе.

Ей тепло, снег тает и уже можно поиграться своими старыми игрушками, которые так любят собирать вороны, а также и просто попрыгать на зеленой травке.

в избранное ссылка отблагодарить

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

-Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения.

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения.

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

Отвечать на вопросы

Участвовать в беседе

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

П: осмысленно читают текст

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П. постановка и формулирование проблемы.

Кончил учитель урок,

В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке.

Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок.

Старый учитель сидит, -

Скачут барашки, овечки.

Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами.

Много трудов и заботы.

- Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)

2. Рассказ учителя о поэте.

А.Блок[16 ноября 1880 - 07 августа 1921] (Слайд №3)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. ( Слайд №4)

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)

3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

  • Дети слушают стихотворение
  • Работа над содержанием

- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой.Показаны зимние забавы детей).

  • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? ( Он рассказывает об увиденном с радостью.Детям очень весело играть зимой).

Прочитайте стихотворение выразительно.

-Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем. Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз. Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох - выдох. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – прямая? Каждый представляет себе свою. Ну, а теперь открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели.

-Какой вы представили луг?

Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)

  • Дети слушают стихотворение.
  • Работа над содержанием.

- Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

  • Чтение стихотворения «сильным» учеником.

- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне. », «Спящая красавица» и др.)

- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

  • Выразительное чтение детьми стихотворения.

Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)

  • Дети слушают стихотворение.
  • Выборочное чтение.

- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой .)

- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

(Вниз на землю глядит она боком:

что белеет под нежною травкой?)

- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки.

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно. )

Выразительное чтение детьми стихотворения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ветхая избушка"

Урок по литературному чтению в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа".

Урок литературного чтения в 3 классе "Стихи А.А.Блока" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения составлена на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с ФГОС НОО.

ТемаА. А. Блок. «Россия»Цели Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысл.

Конспект урока А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·.

урок литературного чтения в 3 классе по программе Школа России.

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: А.Блок. « На лугу»Цели урока: продолжить знакомить уч-ся со стихотворениями о весне;развивать навыки правильного,выразительного чтения,память,внимание,мы.

Слушать стихотворение Блока Ворона

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ворона

Анализ стихотворения Блока Ворона

Настроение произведения Ворона

Ворона