Анализ стихотворения Блока Ветхая избушка



Рефераты. Скачать реферат

Картинка Анализ стихотворения Блока Ветхая избушка № 1

Тема - зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего.

Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы "ветхая избушка" и "бабушка-старушка". Но затем картину оживляет появление "внуков-шалунишек". И мы уже все вместе слышим их звонкие голоса и веселый смех. Стихотворение носит жизнеутверждающую позицию. Ведь на смену холодной зиме обязательно придет яркая весна.

Пример

Далее анализ художественных средств, которые использовал автор в своем стихотворении.

Стихотворный размер - двустопный хорей (ударение на первом слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога).

Схема (1-ый столбик):
_?_/ _ _/ _?_
_?_/ _?_/ _?
_?_/_ _/_?_
_ _?/_ _?

Рифма перекрестная (абаб):
. избушка
. стоит.
. старушка
. глядит.

Тропы использованы в минимальных количествах:

эпитеты: ветхая избушка, резвая игра;
метафора: санок бег.

Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка, а не изба, бабушка, старушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.

Чтобы мы представили действительно снежную зиму, автор несколько раз повторяет слова снег и снежный.

скрытая антитеза: сегодня зима, а завтра придет весна;
рефрены/повторы: бабушка-старушка, внуки-шалунишки.

Поэтическая фонетика. В первом столбике стихотворения ярко выражена аллитерация. Повторение согласных букв в, с, ш - автор как будто шепотом разговаривает с нами, чтобы никого не потревожить. Ассонанс в стихотворении проявляется повторением гласных а, е, о и мы слышим смЕх, рАдость, эхО детских голосов.

Лирический герой стихотворения - простой наблюдатель, который пишет то, что видит. Но к концу стихотворения его настроение, из спокойно-созерцательного, становится радостным. Именно поэтому в конце произведения поставлен восклицательный знак.

Блок был поэтом-символистом, но в стихотворении "Ветхая избушка" этого не чувствуется. Данное произведение можно отнести к литературному направлению реализм. Все описано реально, нет скрытого подтекста. Перед нами картина зимы: бабушка спокойно сидит перед окном, а внуки весело резвятся на улице.

  1. Главная
  2. Литература
  3. Уроки
  4. А. Блок. Ветхая избушка. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

А. Блок. Ветхая избушка. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Картинка Анализ стихотворения Блока Ветхая избушка № 2

Целью данного урока является знакомство учащихся с жизнью и творчеством с великого русского писателя Александра Блока. Даная работа поможет научить детей определять тему и главную мысль произведения. Неотъемлемым преимуществом разработки является воспитание любви к Родине. На уроке формируется коммуникативные, познавательные, регулятивные, универсальные учебные действия. Работая в группах, ученики создают картину зимы, рассказывают за что любит русский народ зимушку-зиму, владычицу трех месяцев. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинными, зимними вечерами можно песни петь, сказки послушать. Подготовленный ученик рассказывает биографию поэта. Работая над содержанием стихотворения, ведут большую работу над обогащением словарного запаса, ведётся большая работа над отработкой техники чтения. Определяют отношение автора к героям стихотворения. Работа ведётся в группах. Первая группа составляет картину,

вторая группа составляет синквейн к слову ребятишки,а третья группа составляет рассказ на тему «Мои зимние забавы». Каждый этап работы ученики оценивают и выставляют общую оценку за урок.

Просмотр содержимого документа
«А. Блок. Ветхая избушка. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. »

Технологическая карта урока.

Тема урока :А. Блок. Ветхая избушка. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Цель урока: познакомить с жизнью и Александра Блока определять тему и главную мысль обучать, правильному чтению стихов, развивать речь, мышление, память. Воспитывать любовь к Родине.

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

- Вы любите зиму, за что?

- Любит русский народ зимушку-зиму, владычицу трех месяцев. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинными зимними вечерами можно песни петь, сказки послушать.

- Какие изменения в природе происходят с наступлением зимы?

Давайте откроем учебники на стр 20, посмотрим с творчеством какого поэта будем сегодня знакомиться?

- Сегодня мы познакомимся с замечательным русским поэтом Александром Александровичем Блоком и его стихотворением «Ветхая избушка».

Перед вами портрет А.А. Блока

Презентация - Ларионова Лилия

Работа по теме урока.

Знакомство со стихотворением

- Прочитайте название стихотворения в учебнике.

- Что значит «Ветхая избушка»?

- Подберите синонимы к прилагательному «ветхая» (ветхая - разрушающаяся от старости, дряхлая).

Прослушивание грамзаписи- словесное рисование

Первичное чтение стихотворения:

Чтение стихотворения учителем.

Чтение учащимися стихотворения про себя

Вторичный синтез (повторное чтение):

Чтение учащимися стихотворения про себя

VII. Идейно-эстетический анализ:

- Прочтем первые четыре строчки стихотворения:

- О чем говорится в этих стоках?

- Как избушка может вся стоять в снегу?

- Что делает бабушка?

- Прочтите следующие четыре строки стихотворения:

- Как вы понимаете фразу «внуки-шалунишки»?

- Подберите синонимы к слову «шалунишки»

- Как понимаете выражение «быстрых санок бег»?

- Как санки могут бегать?

- Прочтите следующие строки:

- Что делают ребятишки?

- Что называют снежным домом?

- Как понимаете слово «раздаются»? Подберите синонимы к этому слову.

- Какую картинку вы представили при чтении этих строф?

- Прочтите следующие четыре строки стихотворения:

- Как понимаете слова «резвая», «застудят»

- Прочтите последние строки стихотворения:

- Что произойдет завтра?

- Как понимаете «ан»?

- Почему растаял снежный дом ?

- Какой период зимы здесь описан?

- Какой автор показывает зиму, снег, детишек?

- Какое у вас настроение с приходом весны?

- Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести.

- Какое настроение вы испытали при чтении этого стихотворения?

- Какую картину представили при чтении стихотворения?

- Подходит ли наши иллюстрации зимы к стихотворению? Найдите наиболее успешные.

Прослушивание учащимися записи выразительного чтения стихотворения

- Давайте определим отношение автора к героям стихотворения: какой он показывает бабушку? Ребятишек?

- Каково ваше отношения к ним?

- Что при чтении показывают знаки препинания? Зачем они нужны?

- Какой должна быть интонация при «,»; «.»; «!»; «…»

- Прочтите самостоятельно про себя стихотворение

Выразительное чтение стихотворения:

Чтение стихотворения вместе с учителем;

Чтение стихотворения учащимися самостоятельно, соблюдая интонацию, не теряя смысл.

Работа по группам

1 группа составляет картину

2 группа –синквейн к слову ребятишки

3 группа – составить рассказ на тему «Мои зимние забавы»

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- С каким литературным произведением познакомились?

- Что вы запомнили из его творчества?

- Понравился ли вам урок?

- Что запомнилось больше всего?

- Какой вывод вы сделаете для себя?

- Научиться выразительно читать стихотворение, соблюдая интонацию, не теряя смысла.

1 группа составляет картину

2 группа –синквейн к слову ребятишки (нерифмованное стихотворение)

1 строчка -1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных(описание темы)

3 строчка – 3 глагола (описание действий)

4 строчка - фраза из 4 строк ,показывающая отношение к теме.

5 строка – синоним из одного слова к теме.

3 группа – составить рассказ на тему «Мои зимние забавы»

1.За что я люблю зиму?

2. Что приносит с собой зима?

3. Какие зимние забавы вы любите. почему?

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А. Блок. Ветхая избушка. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Автор: Меньшикова Галина Поликарповна

Подтверждение авторства

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно.

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

* выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей




Ваш личный кабинет

«Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

Картинка Анализ стихотворения Блока Ветхая избушка № 3

«Ветхая Избушка», анализ

Тема - зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего.

Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы "ветхая избушка " и "бабушка-старушка ". Но затем картину оживляет появление "внуков-шалунишек ". И мы уже все вместе слышим их звонкие голоса и веселый смех. Стихотворение носит жизнеутверждающую позицию. Ведь на смену холодной зиме обязательно придет яркая весна.

Далее анализ художественных средств, которые использовал автор в своем стихотворении.

Стихотворный размер - двустопный хорей (ударение на первом слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога).

Тропы использованы в минимальных количествах:

  • эпитеты: ветхая избушка, резвая игра ;
  • метафора: санок бег .

Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка. а не изба, бабушка, старушка. шалунишки. ребятишки. пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.

Чтобы мы представили действительно снежную зиму, автор несколько раз повторяет слова снег и снежный .

  • скрытая антитеза: сегодня зима, а завтра придет весна;
  • рефрены/повторы: бабушка-старушка. внуки-шалунишки .

Поэтическая фонетика. В первом столбике стихотворения ярко выражена аллитерация. Повторение согласных букв в. с. ш - автор как будто шепотом разговаривает с нами, чтобы никого не потревожить. Ассонанс в стихотворении проявляется повторением гласных а. е. о и мы слышим смЕх, рАдость, эхО детских голосов.

Лирический герой стихотворения - простой наблюдатель, который пишет то, что видит. Но к концу стихотворения его настроение, из спокойно-созерцательного, становится радостным. Именно поэтому в конце произведения поставлен восклицательный знак.

Блок был поэтом-символистом, но в стихотворении "Ветхая избушка" этого не чувствуется. Данное произведение можно отнести к литературному направлению реализм. Все описано реально, нет скрытого подтекста. Перед нами картина зимы: бабушка спокойно сидит перед окном, а внуки весело резвятся на улице.

После детального анализа «Ветхой Избушки» прочитайте другие сочинения:

Природа в стихах А. А. Блока: анализ стихотворения "Ветхая избушка"

Картинка Анализ стихотворения Блока Ветхая избушка № 4

Анализ стихотворения "Ветхая избушка"

Тонкий лиризм, присущий стихотворениям А. Блока, зримо и удивительно точно отражает природу России. Поэту не свойственно идеализировать окружающие скучные и убогие пейзажи. Неброская красота больше подходит меланхолии и мистическому настроению этого русского символиста.

Зимние образы издавна характерны для русской литературы. Они занимают в ней особое место, что обусловлено их значением в фольклоре и русской мифологии. У Блока «снежная постель», «снежинок легкий пух» создают образ бескрайнего зимнего простора.

Написанное им стихотворение «Ветхая избушка» предназначено для младших школьников. Смена холодной зимы, которая совсем не мешает внукам-шалунишкам лепить снежный дом, окрашивает все стихотворение позитивными нотами. Здесь и веселый смех, и звонкие голоса, и легкое беззаботное отношение к тому, что дом, который дети старательно строили из снега, вскоре растаял. Мрачноватое начало с ветхой избушкой и старушкой, глядящей из окна, тает в веселых голосах, беспечности и беззаботности детства. А сам приход весны олицетворяет неизбежное и вечное обновление жизни и природы.

В этом легком стихотворении нет сложностей символизма, как нет и противопоставления реальности. Наоборот, «Ветхая избушка» крайне реалистична. Написанное живым языком, динамичное и яркое, это стихотворение А. Блока дает возможность наяву услышать хруст снега под ногами, вдохнуть свежий морозный воздух.

Стихотворение Блока А.А.
«Ветхая избушка»

"Ветхая избушка"

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег.
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом.
В снежном доме будет
Резвая игра.
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!

Стихотворение Блока А.А. - Ветхая избушка

Слушать стихотворение Блока Ветхая избушка

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Ветхая избушка

Анализ стихотворения Блока Ветхая избушка

Настроение произведения Ветхая избушка

Ветхая избушка