Анализ стихотворения Блока Весна



Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея. Рассмотрим это на примере произведения
«О, весна без конца и без краю…».

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Это подтверждает тема произведения – жизнь человека со всеми её трудностями, удачами и неудачами, «бессонными спорами». Основная мысль произведения, или идея, заключается в том, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть, считает её прекрасной, наслаждается ею:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Донести до читателя свои мысли А.А. Блоку помогают композиция стихотворения, изобразительно-выразительные средства. Остановимся на построении произведения. Стихотворение состоит из семи строф. Объединяющим все части произведения является слово «принимаю». Оно употребляется в первых четырёх и последнем четверостишии. Во второй, третьей и четвёртой строфах видим анафору: они начинаются одинаково: «Принимаю…». С помощью повтора глагола автор передаёт динамику своих мыслей, своей души.

Загрузка...

Произведение проникнуто чувством радости, душевного подъёма. Символ весны – это символ жизни, возрождения. Герой стоит перед чем-то новым, лучшим. Он готов бороться, действовать.

Как сказано выше, большую роль в передаче идеи произведения играют средства художественной выразительности. Автор использует повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» - «удача», «плача» - «смеха», «пустынные веси» - «колодцы земных городов», «простор поднебесий» - «томления рабских трудов», «ненавидя» - «любя»), символы («весна без конца и без краю» - символ жизни, щит – символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», « хмельная мечта»). Следует обратить внимание на восклицательную интонацию стихотворения, которая обеспечивается употреблением восклицательных предложений (их в тексте 12). Это придаёт произведению яркую эмоциональную окраску.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифма перекрестная.

Стихотворение А. Блока поразило меня своей жизнерадостностью. Когда читаешь его, чувствуешь, что строки будто излучают энергию. Произведение звучит как призыв. Призыв жить, бороться, стараться. И пусть бывают неудачи, нужно всё «принимать», радоваться каждой прожитой минуте.

«О, весна без конца и без краю…» А.Блок

Картинка Анализ стихотворения Блока Весна № 1

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», — заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха .

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт отмечает: «Никогда я не брошу щита…». Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока. хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

Статья: Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю.

Картинка Анализ стихотворения Блока Весна № 2

Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея. Рассмотрим это на примере произведения
«О, весна без конца и без краю…».

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Это подтверждает тема произведения – жизнь человека со всеми её трудностями, удачами и неудачами, «бессонными спорами». Основная мысль произведения, или идея, заключается в том, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть, считает её прекрасной, наслаждается ею:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Донести до читателя свои мысли А.А. Блоку помогают композиция стихотворения, изобразительно-выразительные средства. Остановимся на построении произведения. Стихотворение состоит из семи строф. Объединяющим все части произведения является слово «принимаю». Оно употребляется в первых четырёх и последнем четверостишии. Во второй, третьей и четвёртой строфах видим анафору: они начинаются одинаково: «Принимаю…». С помощью повтора глагола автор передаёт динамику своих мыслей, своей души.

Произведение проникнуто чувством радости, душевного подъёма. Символ весны – это символ жизни, возрождения. Герой стоит перед чем-то новым, лучшим. Он готов бороться, действовать.

Как сказано выше, большую роль в передаче идеи произведения играют средства художественной выразительности. Автор использует повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» — «удача», «плача» — «смеха», «пустынные веси» — «колодцы земных городов», «простор поднебесий» — «томления рабских трудов», «ненавидя» — «любя»), символы («весна без конца и без краю» — символ жизни, щит – символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», « хмельная мечта»). Следует обратить внимание на восклицательную интонацию стихотворения, которая обеспечивается употреблением восклицательных предложений (их в тексте 12). Это придаёт произведению яркую эмоциональную окраску.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифма перекрестная.

Стихотворение А. Блока поразило меня своей жизнерадостностью. Когда читаешь его, чувствуешь, что строки будто излучают энергию. Произведение звучит как призыв. Призыв жить, бороться, стараться. И пусть бывают неудачи, нужно всё «принимать», радоваться каждой прожитой минуте.

Еще работы по литературе и русскому языку

Стихотворение А.А. Блока «О, весна без конца и без краю…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» было написано А.А. Блоком в 1907 году. Оно вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком», который был написан под влиянием увлечения поэта Наталией Николаевной Волоховой, актрисой театра В.Ф. Комиссаржевской. Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике. Основная тема его – принятие полярных сторон жизни через мечту и любовь.

Эпиграфом к своему произведению Блок взял строчки М.Ю. Лермонтова из его стихотворения «Благодарность»:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченной в пустыне…

Однако у Лермонтова мотив благодарности звучит в ироническом ключе:

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Лирический герой Блока же обладает оптимистическим мировосприятием. Первая строфа передает его восторженное отношение к жизни, в которой есть «весна» и «мечта»:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

В этой строфе также возникает мотив борьбы героя с жизнью, борьбы, участвуя в которой он идет к своей мечте, заветной цели, любви («И приветствую звоном щита!»). Многообразие проявления жизни передано Блоком в полярных образах: «удача» и «неудача», «плач» и «смех», ночная бессонница и утро, «пустынные веси» и «колодцы земных городов», «простор поднебесий» и «томления рабьих трудов». Сама жизнь предстает у Блока в образе загадочной женщины:

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Лирический герой не может разгадать этой тайны, образ женщины здесь обретает символическое значение образа самой непредсказуемой природы. Встреча с ней требует у героя мужества, твердости духа, сил. Здесь вновь возникает мотив борьбы его с жизнью, появляется образ «щита»:

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами – хмельная мечта!

Однако финал стихотворения оптимистичен. Герой испытывает целый спектр противоречивых чувств, но все они лишь открывают ему многоцветье жизни. Он принимает и радость, и «мученья»:

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Душевный настрой лирического героя передан восклицательной интонацией (в стихотворении 12 восклицательных предложений). Все это придает речи особую торжественность, патетичность, взволнованность.

Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается восторженным гимном жизни, в которой есть место для мечты. Затем лирический герой обозначает свою позицию через взаимодействие полярных понятий, образов. Словно пройдя мысленно через трудности, неудачи, бессонные ночи, препоны судьбы, любовь и ненависть, в финале лирический герой вновь восклицает: «Все равно: принимаю тебя!».

Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («осветленный простор», «с буйным ветром», «хмельная мечта»), риторические восклицания («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), гиперболу и эпонафору («О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!»), метафору («в заколдованной области плача»), метонимию («бессонные ночи»), анафору («Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи…»), контекстные антонимы («бессонные споры» – «утро», «осветленный простор поднебесий» – «томления рабьих трудов»). Многочисленные повторы глагола «принимаю» создают позитивный лейтмотив стихотворения: «Принимаю!», «Принимаю тебя, неудача!», «Принимаю бессонные споры…», «Принимаю пустынные веси!», «…принимаю тебя».

Таким образом, основная мысль стихотворения «О, весна без конца и без краю…» – двойственное чувство лирического героя, его любовь-ненависть к миру. Однако в конечном итоге побеждает любовь, «мечта без конца и без краю».

МегаШпора в соцсетях:

Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю. » (восприятие, истолкование, оценка)

Это стихотворение, написанное в 1908 году, в ка­кой-то мере продолжает внутреннюю тему «Незна­комки». Это произведение включено в раздел «Закля­тие огнем и мраком» из цикла «Фаина». Этот цикл, как и предшествующий — «Снежная маска», посвя­щается актрисе Н. Н. Волоховой. Поэтическое чувст­во дало поэту свежие силы для нового творческого взлета, явилось источником вдохновения.

Эпиграфом к произведению взяты строчки стихо­творения М. Ю. Лермонтова «Благодарю». Но Блок, оборвав стихотворение, сместил его основные акцен­ты. Если Лермонтов говорит с горьким сарказмом, то Блок благодарит искренне.

Интересно, что стихотворение «О, весна без конца и без краю. » написано осенью. Скорее всего поэт под­разумевает весну как состояние души — пробуждение жизненных сил, творческих идей. Любовь для Блока всегда является олицетворением жизни со всеми ее противоречиями, призывами к борьбе: «Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!». Слова «без конца» и «без краю. » усиливают лексиче­ское значение друг друга, создавая ощущение безгра­ничности, всеобъемлющего пространства, многогран­ности жизни.

«Жизнь» для поэта — это не только любовные чув­ства. В это понятие он включает приобщение к про­блемам современности.

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна.

Его жизнь — это и жизнь его родины, России.

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томление рабьих трудов!

Важны для понимания этого стихотворения и представленные противопоставления: «неудача» и «удача», «пустынные веси», и «колодцы земных го­родов», «осветленный простор поднебесий» и «томле­ния рабьих трудов». Жизнь понимается поэтом как вечная борьба светлого и темного.

Сама жизнь воплощена в женском образе: «С буй­ным ветром в змеиных кудрях», символизирующим проявление неистовой стихии природы. Но она же и тайна «с неразгаданным именем бога на холодных и сжатых губах. ». Встреча с ней представляется лири­ческому герою «враждующей», но он готов противо­стоять ее силе, воспринимая борьбу как проявление жизни. Все — и трудности, и радости, — для поэта сущность бытия:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

В этих строках слышится голос молодых сил, же­лание борьбы за светлое, лучшее, новое — «Никогда я не брошу щита».

Заканчивается стихотворение оптимистичной но­той: поэт любит жизнь во всем ее многообразии, не­смотря на всю ее противоречивость: «За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя!».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Слушать стихотворение Блока Весна

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весна

Анализ стихотворения Блока Весна