Анализ стихотворения Блока Тихо вечерние тени
Александр Блок — Тихо вечерние тени
Tikho vecherniye teni
V sinikh lozhatsya snegakh.
Sonmy nestroynykh videny
Tvoy potrevozhili prakh.
Spish ty za dalney ravninoy,
Spish v snegovoy pelene.
Pesni tvoyey lebedinoy
Zvuki pochudilis mne.
Golos, zovushchy trevozhno,
Ekho v kholodnykh snegakh.
Razve voskresnut vozmozhno?
Razve byloye — ne prakh?
Net, iz gospodnego doma
Polny bessmertia dukh
Vyshel rodnoy i znakomoy
Pesney trevozhit moy slukh.
Sonmy mogilnykh videny,
Zvuki zhivykh golosov.
Tikho vecherniye teni
Sinikh kosnulis snegov.
Nb[j dtxthybt ntyb
D cbyb[ kj;fncz cytuf[/
Cjyvs ytcnhjqys[ dbltybq
Ndjq gjnhtdj;bkb ghf[/
Cgbim ns pf lfkmytq hfdybyjq,
Cgbim d cytujdjq gtktyt///
Gtcyb ndjtq kt,tlbyjq
Pderb gjxelbkbcm vyt/
Ujkjc, pjdeobq nhtdj;yj,
[j d [jkjlys[ cytuf[///
Hfpdt djcrhtcyenm djpvj;yj?
Hfpdt ,skjt — yt ghf[?
Ytn, bp ujcgjlytuj ljvf
Gjkysq ,tccvthnbz le[
Dsitk hjlyjq b pyfrjvjq
Gtcytq nhtdj;bnm vjq cke[/
Cjyvs vjubkmys[ dbltybq,
Pderb ;bds[ ujkjcjd///
Nb[j dtxthybt ntyb
Cbyb[ rjcyekbcm cytujd/
Бесплатная помощь с домашними заданиями
Анализ стихотворения?
Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене.
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах.
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое — не прах?
Нет, из Господнего Дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов.
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.
1. Автор и название стихотворения. А.А.Блок- Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.) 2 февраля 1901
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
- без сюжета: образы чувств (. ).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _ _ амфибрахий;
_ _ _ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
_ _ _ дактиль;
дольник;
_ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный;
_ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- паралеллизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль
Что ты хочешь узнать?
ТИХО ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ…
1901
Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене…
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах…
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое — не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов…
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.
2 февраля 1901
«Прозрачные, неведомые тени» А.Блок
«Прозрачные, неведомые тени» Александр Блок
Прозрачные, неведомые тени
К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты,
Не отличишь его в толпе народной,
Не наградишь улыбкою его,
Когда вослед взирает, несвободный,
Вкусив на миг бессмертья Твоего.
Анализ стихотворения Блока «Прозрачные, неведомые тени»
Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка весьма равнодушно относилась к своему соседу по загородному имению. И когда Блок попытался с ней объясниться, попросту подняла его на смех. В итоге на протяжении нескольких лет поэт не встречался со своей избранницей, сперва переживая обиду, а после превознося возлюбленную и посвящая ей стихи. Одним из них стало произведение «Прозрачные, неведомые тени», в котором автор не просто восторгается своей Прекрасной Дамой, но и показывает, что он не достоин ее любви.
Воспитанный матерью в лучших христианских традициях, Блок с детства весьма уважительно относился к представительницам слабого пола. Однако после встречи с Любовью Менделеевой и вовсе возвел женщин в ранг некоего божества. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Прозрачные, неведомые тени», созданном в 1901 году, Блок наделяет Прекрасную Даму способностью летать, отмечая, что перед ней «синеют без границ моря, поля, и горы, и леса». Отчасти это связано с высокомерием Любови Менделеевой, которая действительно всегда смотрела на Блока свысока и чуть-чуть надменно, так как понимала – этот молодой человек стал для нее слишком легкой добычей. Блок воспринимал это как должное и признавал, что его избранница во всех отношениях гораздо лучше, чем он сам. Что же касается ее высокомерия, то к этому поэт относился с почтением и истинно христианским смирением, считая себя ничтожным рабом, который «исполнен вдохновенья, тебе поет. Его не знаешь ты».
Блок любит и ревнует, прекрасно понимая, что юная, хорошо образованная и привлекательная особа наверняка имеет массу поклонников. Именно этим он объясняет равнодушие Любови Менделеевой, ее насмешки и презрение. Но даже этого, по мнению поэта, он не достоин, потому что чувствует себя слишком заурядным и обыкновенным рядом с той, которая обладает блестящим интеллектом, силой воли и, как это неудивительно, совершенно лишена романтизма. «Не наградишь улыбкою его», — отзывается Блок о себе в третьем лице, сожалея о том, что ему нечем покорить сердце своей Прекрасной Дамы. Но при этом поэт счастлив уже тем, что она существует в его жизни, даря радость, смешанную с болью, и при этом не требуя ничего взамен и ничего не обещая тому, кто в нее влюблен.
Стихотворение Блока А.А.
«Тихо вечерние тени. »
"Тихо вечерние тени. "
Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене.
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах.
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое - не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов.
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.
Стихотворение Блока А.А. - Тихо вечерние тени.