Анализ стихотворения Блока Страшный мир
Тема «страшного мира» в лирике А. Блока
Цели урока: рассмотреть особенности лирики А. Блока второго периода творчества, проанализировать стихотворения, относящиеся к циклу «Страшный мир»; учить приёмам анализа стихотворного текста.
- С каким течением Серебряного века связано раннее творчество поэта? (символизм).
- К какой школе символизма принадлежал Блок? («младосимволисты»).
- Кто был теоретиком этой школы? (В.С. Соловьёв).
- Как назвал Блок всё своё творчество? На сколько этапов он разделил его? («трилогия вочеловечения»; теза, антитеза, синтез)
- Чем характеризуется первый этап «трилогии вочеловечения» Блока? (утверждением добра, светлых начал в мире).
- Как назывался первый сборник стихотворений Блока? («Стихи о Прекрасной Даме»)
- В каком году он вышел в свет? В каком издательстве? (1905 г. издательство «Грифъ»)
- Кто придумал название этого сборника? (В. Брюсов).
- Каким представляется лирическому герою образ Прекрасной Дамы? С кем он её сравнивает?
10. Какова основа создания образа Прекрасной Дамы? Чьи традиции использует Блок при его создании? (Л.Д. Менделеева, традиции В. Соловьева – Вечная Женственность, средневековая рыцарская традиция, традиции Данте и Петрарки).
11. Какие сквозные мотивы можно обнаружить в сборнике? (мотивы ожидания, появления, несовместимости путей, двойничества, жертвенности).
II. Изучение нового материала
«Лирическая уединённость» Блока, в атмосфере которой создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема – тема «страшного мира». И цель нашего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока (запись темы и эпиграфа):
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
Краткая характеристика второго этапа творчества Блока
Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Соловьёва, от идеала мировой гармонии, так как события окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира. Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему.
Происходит некое раздвоение, внутреннее душевное противоречие. Поэт видит страшный мир, бездуховную действительность. Поэт, желая сохранить высоту, красоту идеала, создаёт новый образ – образ таинственной Незнакомки.
На какой образ наталкивает образ таинственной Незнакомки?
Сам поэт считал, что этот образ – антитеза Прекрасной Даме: «никакого перехода от одного образа в другой нет».
Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – на картинах Врубеля:
«Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено. » .
Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.
Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга. К нему вела Приморская железная дорога, начинавшаяся у Большой Невки неподалеку от Строгановского моста. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка. В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны. Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты. Он знал толк в винах, любил, сидя за рюмкой, подолгу наблюдать за публикой. Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев.
Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения.
Прочтём стихотворение и обратим внимание на то, как оно построено, сколько композиционных частей в нём можно выделить.
- § На сколько частей можно разделить стихотворение?
Стихотворение состоит из 2-х частей.
Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…». Вторая часть – появление Незнакомки.
Разберёмся, какими средствами изображает поэт эту жизнь.
- § В начальный период творчества Блок был символистом. Какова одна из основных черт символизма?
Пьяные окрики, детский плач, скрип уключин, женский визг.
- § Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?
Эпитеты («воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные»), метафоры (диск луны), анафора: «И каждый вечер…».
Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки «испытанных остряков».
От описания окружающей действительности поэт переходит к изображению себя. Проанализируем 5 и 6 строфы.
- § Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?
Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение, второе «я».
- § Обратите внимание на лексику 5 и 6 четверостишия. В чём отличия?
Лексика 5 четверостишия высокая, поэтичная, так как поэт говорит о себе. 6 четверостишие рисует окружение лирического героя, поэтому и лексика сниженная.
Вторая часть – это мечта, сон, в котором появляется Незнакомка.
- § Как меняется тональность повествования? Что появляется в тексте, а что исчезает?
Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание.
Вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – тишина и спокойствие.
- § Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?
В образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, "приснившиеся" («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.
- § Почему лирический герой привержен мечте? Почему встреча с Незнакомкой так необходима ему?
- § Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание лирического героя?
- § Но в чём основное отличие этих образов? Почему «Незнакомка» не может входить в цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?
Появление Незнакомки совершается в душе лирического героя. Кроме того, если появление Прекрасной Даме происходит в храме, то Незнакомка появляется в ресторане.
Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.
Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ.
Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала.
Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.
Найдем противоположные образы в частях стихотворения: «Горячий воздух дик и глух» - «Дыша духами и туманами»; «женский визг» - «девичий стан»; «бессмысленный. диск» луны - «солнце»; «скука загородных дач» - «очарованная даль»; «канавы» – «излучины» души; «бессмысленный. диск» - «истина».
Вывод :Всё стихотворение построено на антитезе: в нём два плана (реальный, обыденный, пошлый) и идеальный, возникающий в душе поэта. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.
Сочетание внешнего (бытового) и внутреннего (философского) сюжетов – одна из ярких особенностей лирики Блока. Обратимся к стихотворению «В ресторане». Прочитаем и попытаемся найти в нём мотивы схожие с мотивами «Незнакомки».
Чтение стихотворения «В ресторане»
- § Какие сходные мотивы есть в этих стихотворениях?
ü Мотив призрачности происходящего
ü Встреча среди переполненного зала
ü Таинственная близость героев
ü Ряд деталей: духи, шелка.
- § Сравним образы лирических героев стихотворений. Где характер героя более сложный?
Во втором стихотворении переживания героя более сложны.
Контраст – основное средство создания образного ряда. В чём проявляется контраст?
«Пожар зари» (красный) – «бледное небо»; «чёрная роза» – «золотое… аи».
Чёрный – скорбь, печаль, но роза от этого не становится менее прекрасной. Это страдающая красота.
Небо – это вечность, гармония. И лирический герой, желая спасти Незнакомку от пошлости, посылает ей розу, прекрасную, как она сама, в золотом, как небо, вине.
Вывод . Стихотворение «В ресторане» имеет сходные мотивы со стихотворением «Незнакомка»: нереальность происходящего, таинственная близость героев, антитеза как основной приём изображения.
Любовная лирика Блока связана с философской темой, а также с раздумьями об окружающем страшном мире.
28 февраля 1912 года Блок записал в дневнике: «Вечерние прогулки по мрачным местам, где хулиганы бьют фонари, пристаёт щенок, тусклые окна с занавесочками. Девочка идёт – издали слышно, точно лошадь тяжело дышит: очевидно чахотка; она давится от глухого кашля, через несколько шагов останавливается… Страшный мир».
Примерно в это же время (1909 год) у Блока умирает сын Дмитрий.
В третьем томе соединяются все многочисленные раздумья Блока о страшном мире, о человеческом бытии. Обратимся к рассмотрению цикла «Пляски смерти». Он включает в себя 5 стихотворений:
1) «Как тяжко мертвецу среди людей…»
2) «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
3) «Пустая улица. Один огонь в окне…»
4) «Старый, старый сон. Из мрака…»
5) «Вновь богатый зол и рад…»
Цикл– группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей. Каждое из произведений, входящих в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённой из него, теряет часть своей эстетической значимости.
1, 2 и 3-е стихотворения публиковались под заглавием «Totentanz» («Танец смерти»), лишь пятое было опубликовано под названием «Пляска смерти», и весь цикл получает название «Пляски смерти». (Танец – изящество, грация; пляска – грубость, своеволие).
- § Кто является лирическим героем стихотворения?
Мертвец страдает от одиночества.
На принципе антитезы. Мертвец противостоит живой толпе – на внешнем уровне, а по сути единственно живым в стихотворении оказывается именно этот мертвец, который противопоставлен духовно мёртвому обществу.
Первым стихотворением Блок рисует зловещие черты Петербурга, даёт характеристику целой эпохе.
Из зала, «многолюдного и многоколонного» поэт, гонимый тоской, выходит на улицу, которая кажется ему продолжением неодолимой тоски. Рождается стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Для того чтобы разобраться, о чём это стихотворение, определим, каков мир стихотворения:
Что даёт нам первая строчка?
Указание на время и место действия стихотворения.
Чтобы разобраться в образах стихотворения, обратимся к историческому комментарию.
Действие стихотворение имеет реальную топографию: на Петроградской стороне, недалеко от того места, где Крестовский мост, перекинутый через Малую Невку, соединяет Петроградскую сторону с Крестовским островом, находилась аптека (Большая Зеленина, 44). В это малолюдное место во времена Блока часто приходили самоубийцы: они считали это место самым удобным для сведения счётов с жизнью. И одна из задач аптекаря была вытаскивать из Малой Невки тела погибших.
Но, кроме конкретно-исторического плана, в стихотворении присутствует символический. Все образы стихотворения приобретают значение символов: ночь олицетворяет хаос, мрак, пустоту, в которую уходит улица.
- § Следовательно, какая тема поднимается в стихотворении?
В стихотворении поднимается тема смерти, смысла человеческого бытия.
- § Каково световое наполнение текста? «Светло» ли в стихотворении? Какие слова указывают на то, что в стихотворении темно?
Здесь присутствуют слова, указывающие на свет: «фонарь», «свет». Но при существительном «свет» стоит прилагательное «тусклый».
- § Почему именно «тусклый»? Попробуем заменить это слово синонимом:
В слове «неяркий» ударный гласный [а] – широкий, открытый, в слове «тусклый» гласный [у] – узкий, закрытый (огублённый), и само слово производит угнетающее ощущение.
Во-первых, потому что не освещает улицу («тусклый свет»), во-вторых, жизнь не имеет смысла («Живи ещё хоть четверть века…»), поэтому и спасительный свет аптечного фонаря становится бессмысленным.
Выявление идейных и художественных особенностей:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
В чём особенности композиции?
Композиция стихотворения зеркальная
Какие слова в первом и втором четверостишии можно назвать антонимичными?
Следовательно, на каком приёме построено стихотворение?
На приёме контраста.
Человек, вглядывается в лицо страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни:
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
и обращает взор к каналу в поисках гибели. Но и там находит отражение скуки и приходит к идее бессмысленности смерти:
Умрёшь – начнёшь опять сначала…
«Пустая улица. Один огонь в окне…»
Обратим внимание на глаголы, звуки: «охает», «скрипучие колена», «скаляськрипучие колена на глаголы, звуки: ")общими деталямие
ительнымсленности жизни. мой тоски. венно живым в стихотворении оказывае», «чем-то звякнул», «череп повернул», «крякнул», «привстал», «свалился».
Мелодия смерти приобретает плясовой ритм, пошлый, крикливый. Аптека, призванная помогать людям становится источником смерти.
Вывод:Все стихотворения цикла объединены не только общим мировосприятием, но и общими деталями, мотивами: ночь, улица, фонарь, аптека, смерть, безысходность. «Ночная эпоха» – так определил Блок своё время.
1) Выучить стихотворение «Незнакомка»
2) Письменно проанализировать одно из стихотворений цикла «Страшный мир».
Рассмотрим, каким может быть алгоритм определения стихотворного размера на примере первого четверостишия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я …
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» Цели урока: Повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о творчестве М. А. Булгакова; проверить з…
Анализ цикла
«Страшный мир» Блока А.А.
Тревожным ожиданием «неизвестного», ощущением трагически нарастающего в мире напряжения проникнуты и стихи сборника «Ночные часы» (1911). Вошедшие в собрание сочинений поэта, выпущенное символистским издательством «Мусагет» в 1911—1912 гг. в виде заключительного третьего тома, они явились вершиной лирики Блока. Здесь запечатлены итоги пройденного им пути, который, как писал поэт А. Белому 6 июня 1911 г. привел «к рождению человека „общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру». В годы общественной реакции, когда, по свидетельству современницы Н. Я. Мандельштам, значительной части интеллигенции были свойственны «снисходительность к себе, отсутствие критериев и не покидавшая никого жажда счастья», позиция поэта резко выделялась своим «морализмом», который, как писал в рецензии на «Ночные часы» Николай Гумилев, «придает поэзии Блока впечатление какой-то особенной. шиллеровской человечности».
В речи «О современном состоянии символизма» (1910), полемизируя с некоторыми новыми литературными течениями (в первую очередь с акмеизмом), Блок говорил: «. Нам предлагают: пой, веселись и призывай к жизни, — а у нас лица обожжены и обезображены лиловым сумраком» (образ, выражавший смутную и противоречивую атмосферу эпохи революции и сменившей ее реакции).
«Страшный мир», как назван один из важнейших циклов поэта, — это не только окружающая «объективная» реальность, отобразившаяся в знаменитых стихах «На железной дороге», «Поздней осенью из гавани» и др. В лирике Блока преобладает «ландшафт» современной души, беспощадно правдивый, во многом исповедально окрашенный. Брюсов писал, что Блок «с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души». Сам поэт впоследствии с явным сочувствием отмечал «глубокую мысль» близкого ему писателя — Аполлона Григорьева: «Если. идеалы подорваны и между тем душа не в силах помириться с неправдою жизни. то единственным выходом для музы поэта будет беспощадно ироническая казнь, обращающаяся и на самого себя, поколику в его собственную натуру въелась эта неправда. »
Само выражение «страшный мир» впервые возникает в «песнях личных» (как ни условно их отделение в блоковской лирике от «объективных»):
Страшный мир! Он для сердца тесен!
В нем — твоих поцелуев бред,
«Миры летят. Года летят. Пустая…» А.Блок
«Миры летят. Года летят. Пустая…» Александр Блок
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?
Что’ счастие? Вечерние прохлады
В темнеющем саду, в лесной глуши?
Иль мрачные, порочные услады
Вина, страстей, погибели души?
Что’ счастие? Короткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот…
Очнешься — вновь безумный, неизвестный
И за’ сердце хватающий полет…
Вздохнул, глядишь — опасность миновала…
Но в этот самый миг — опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало,
Летит, жужжит, торопится волчок!
И, уцепясь за край скользящий, острый,
И слушая всегда жужжащий звон, —
Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времен…
Когда ж конец? Назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать…
Как страшно всё! Как дико! — Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.
Анализ стихотворения Блока «Миры летят. Года летят. Пустая…»
Над циклом «Страшный мир» Блок активно работал в период с 1909 по 1916 год. Поэт рисует «страшный мир» как царство социальной несправедливости, зла. В серии стихотворений отразилось состояние России между двух революций, России, живущей в предчувствии катастрофы. Человек, существующий в такой обстановке, рано или поздно становится игрушкой темных сил. Душу его начинают наполнять дикие страсти. Они способны оказать негативное влияние даже на такое светлое чувство, каковым считается любовь. Под их воздействием ей суждено превратится в губительную страсть. Блок изображает современную ему действительность, причем упор сделан на картины городской жизни. В цикле перед читателями предстают обитатели земного ада, а также живые мертвецы, демоны. «Страшный мир» в понимании Александра Александровича – это понятие, которое относится и к душе лирического героя. Она почти омертвела, невероятно устала. От внутренней дисгармонии в поэзии Блока не предусмотрены варианты спасения.
В 1912 году написано стихотворение «Миры летят. Года летят. Пустая…», вошедшее в цикл «Страшный мир». Две строфы текста полностью посвящены размышлениям на фундаментальную тему: «Что такое счастье?». Во втором четверостишии лирический герой задается риторическими вопросами. Возможно ли обрести счастье в единение с природой? Или лучше окунуться в порочные удовольствия, отдав предпочтение вину, страстям и погибели души? В третьей строфе говорится, что счастье – это «забвенье, сон и отдых от забот». Естественно, долго оно не длится. Как только человек возвращается в реальность, вновь начинается «безумный, неизвестный и за сердце хватающий полет». Далее возникает важный для всего цикла мотив рокового круговорота жизни. Ход существования человека уподобляется волчку, запущенному «куда-то, как попало». Казалось бы, опасность миновала, но буквально через миг появляется новое испытание. Не видать людям покоя в «страшном мире». Блок задается риторическим вопросом: «Когда ж конец?». Но нет из адского круговорота выхода. В финале лирическому герою остается только забыться в компании товарища, хотя бы на какое-то время, путь забытье это и будет иллюзорным. О роковом круговороте жизни поэт говорит и в другом стихотворении 1912 года – в знаменитой миниатюре «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…». Кстати, она входит в один подцикл вместе с произведением «Миры летят. Года летят. Пустая…» — «Пляски смерти».
«Страшный мир» в творчестве А.Блока.
Творчество Блока пришлось на самые сложные годы в истории страны. Он стал творить на рубеже двух эпох. Поэт говорил: «Век может простить художнику все «грехи», кроме единственного – измены духу времени».
Блок ждал перемен от жизни, ибо его волновала судьба страны, он видел нищету и страдания большого количества людей и самодовольство и роскошь властьимущих. Поэт не только презирал, ненавидел и проклинал «страшный мир» капитализма, но и пророчил ему неизбежную гибель. Замечательно в этом отношении одно из самых сильных стихотворений Блока – «Фабрика». Само его название символично. Фабрика – это целая эпоха рубежа 19-20 веков. Здесь показана обреченность рабочих на тяжелый труд в то время, как кто-то пользуется их непосильной работой:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
В стихотворении «Сытые» презрение высшего общества прослеживается еще сильнее. Для поэта эти люди слишком искусственны, бездушны и расчетливы. Они не способны думать, анализировать, да и вообще чувствовать:
К чему-то вносят, ставят свечи,
На лицах – желтые круги,
Шипят пергаментные речи,
С трудом шевелятся мозги.
Здесь поэт находит беспощадно-точную характеристику этому обществу:
Так – негодует все, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Этот мир не знает, в чем смысл жизни, в чем назначение человека на земле. Но пришло новое время, когда «жгут им слух мольбы о хлебе и красный смех чужих знамен!»
Лирический герой тяжело воспринимает несправедливость, которая окружает его. Все его существование сводится к постоянным преодолениям трудностей. Жизнь героя – это постоянная борьба, но эта борьба не становится для него счастьем:
Вздохнешь, глядишь – опасность миновала…
Но в этот самый миг – опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало,
Летит, жужжит, торопится волчок!
Подобная жизнь не может быть счастливой. Она только еще сильнее убеждает лирического героя в мысли о жестокости и суровости жизни:
Когда ж конец? Назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать…
Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.
«Страшный мир» не только вокруг лирического героя, но и в его душе. Он уже не верит, что наступят лучшие дни, его внутренний мир пуст. От этой пустоты создается ощущение страха:
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?
Жизнь человека – это страдание, не имеющее под собой основы. Люди несправедливо, по мнению Блока, терпят столько горя и боли.
На мой взгляд, в этих стихах поэта чувствуется его собственная внутренняя, душевная боль, которая не позволяет ему чувствовать всю красоту мира:
Что счастие? Короткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот…
Очнешься - вновь безумный, неизвестный
И за сердце хватающий полет.
Вершинным произведением этого периода, на мой взгляд, является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Здесь лучше всего ощущается эмоциональное состояние самого поэта. Я думаю, в этом стихотворении автор говорит об обреченности человечества. Складывается впечатление, что люди идут в никуда, ибо все в нашем мироздании повторяется, и ничего нового и лучшего не происходит:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Тоска и одиночество – вот что является действительным и реальным в настоящее время для лирического героя. Но самое страшное в том, что герой не видит выхода из сложившейся ситуации. Он смирился с несправедливостью:
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Я считаю, что данные стихотворения были написаны Блоком в одни из самых сложных лет в истории России. Поэтому подобные размышления были свойственны для многих людей того времени.
/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / «Страшный мир» в творчестве А.Блока.
Тема «страшного мира» в поэзии А. А. Блока
А. А. Блок со всей присущей его поэтическому сознанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Февральская революция дала поэту свежие силы, надежды на новое, светлое будущее России, что нашло отражение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».
Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Мировой Души — идеала, присутствующего почти в каждом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошлостью буржуазного быта, но он не может найти ей достойное противопоставление, мучаясь от неразрешимых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворений, получивший название «Страшный мир». Лирический герой этого цикла бредет во тьме, уже не испытывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго страсти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».
Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертвецом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться.
Блок понимал, что человек, поддавшийся соблазнам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не принятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл своей жизни.
Потеря духовных ценностей, и, как следствие этого, бессмысленность бытия угнетает Блока.
В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспевается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».
Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд.
Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнетает его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.
Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим.
В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в природе нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую желтизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему вокруг. Природа кажется лирическому герою враждебной:
Вон месяц, как палец, над кровлями громад
Гримасу корчит мне.
В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «мелочных забот», а на дне души, «безрадостной и черной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, высказать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смутным».
Лирический герой цикла «Страшный мир» одинок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навевает тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «скелет», «безносые женщины», «пляска смерти» — обилие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в стихотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощущение Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter